Истоки фламенко следует искать еще в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.
Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.
В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.
Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.
Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. Традиционная одежда балайора — темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами.
Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы. Еще один классический женский атрибут фламенко — большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Фламенко - это больше чем музыка. Это - целое мировоззрение, отношение к жизни, это - прежде всего все то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями. Пение, танец, игра на инструментах – все это средства для создания образа: любовной страсти, горя, разлуки, одиночества, бремени повседневной жизни. Нет такого человеческого чувства, которое не могло бы выразить фламенко.
Этот танец начинается как тишина,
в которой спустя вечность томительного ожидания раздается щелчок,
потом еще один, и ещё.
Ритм кастаньет учащается и из темноты появляется Она.
В черно-красном платье, стекающем с нее пышными складками.
И контрастом к нему - белое лицо и руки,
почти сплетенные над головой, сжимающие кастаньеты.
Щелчок,
и твое сердце повторяет его намного более низким звуком,
еще один - твое сердце вторит и ему.
Ты обречен.
Ты уже принадлежишь ей,
сжимающей в руках твое сердце, твою жизнь,
определяющей пульсацию твоей крови.
Звоном в ушах отдается гитарный перебор.
Она продолжает танец,
который вела лишь руками и магией ритма.
Кисти рук опускаются,
не прекращая своих завораживающих хитросплетений
и струей крови всплескивает юбка,
потревоженная движением ног, начинающих отбивать общий ритм.
Её тело словно подхватывает яростный звук гитар
и она вся превращается в пламя и страсть.
Твои расширенные зрачки дают ей силу гореть и не сгорать.
Хотя ты и не понимаешь
как она может продолжать неотрывно смотреть в твои глаза,
захваченная вихрем движения.
кроме этих черных, широко распахнутых глаз
и надменной алой улыбки.
Твоё сердце в её руках продолжает выстукивать жестокий ритм,
и, завороженный, ты не замечаешь,
что давно находишься в круге её движения.
В центре её движения.
И вдруг она разрывает связь ваших глаз.
И твоя протянутая рука дотрагивается до пустоты почти у её тела,
а твои глаза на насмешливую улыбку,
и вот вы снова смотрите друг другу в глаза,
отбивая общий ритм ногами, руками, сердцами.
Не касаясь друг друга.
Расставаясь на миг взглядами, мучительно ловите их снова,
и не прекращаете эту пытку.
Гитары неистовствуют,
а ваши руки почти касаются друг друга... почти...
и разлетаются снова, как птицы.
Алая юбка мелькает, взлетая и опадая, словно осенние листья,
и каждое её прикосновение обжигает своим шелестом.
Это - битва взглядов.
Это - битва воли.
Это - биение страсти.
Это - фламенко.
Эспанья пьет, не пьянея, сангрино!
Стучат каблучки с кастаньетами в такт.
Обтянута шелком, танцуй, Марселина!
Гори на ветру,
как пылающий флаг!
Фламенко!
Фламенко!
Танец огня!
… Что было – то было,
Помилуй меня!
О, сколько разлук в том танце,
О, сколько в нём было боли!
Но если мечты бояться,
То жизнь ничего не стоит
Фламенко преображает, превращает в искусство именно то, что в нашей культуре-цивилизации задано как жесткие, беспощадные правила жизни. Напор. Агрессию. Соперничество. Дисциплину. Одиночество...
zavitok пишет:
Behzad - Journey Of Love
Виктор, мое почтение! Спасибо!
Зелёный,
душистый дворик.
Знойное
время фиесты.
Стройной
гармонией хора
запах
вина и теста.
В порыве
цветочного ветра,
вскипевшего
праздника пенкой
поднялось
в угаре щедром,
расправило
крылья фламенко.
Щеглами
гремят кастаньеты,
дробь
каблучков-молоточков
дарит
вечернему лету
звонкие
искорки-точки.
Пальцы
ласкают струны,
доводят
струны до крика.
Льются платьев струи
цвета
черники с клубникой.
Изорвана
ночь на части
под вечные
моря всхлипы.
И тело
в изгибе страстном
плывёт
по души изгибам...
Тёмной и страстной, гордой цыганке
Ритмы фламенко дарил.
Звук кастаньеты эхом отдался.
Песнь каблуками дробил.
Мистика танца: ангел нисходит,
Муза, «дуэнде», как шторм.
Девушка – буря, полубогиня,
Душу похитит перстом.
А в севильском трактире как прежде готовят косидо.
Загорелая речь то и дело вскипает в сердцах,
Но все реже звучат перебором комп`асы фламенко
И скучает гитара по опытным, терпким рукам.
Отвернись от окна. Посмотри на дымок сигаретный.
Пусть тебя поцелует испанского хереса вкус.
Как давно твоих рук не касались теплом кастаньеты
И размеренным стал твой когда-то неистовый пульс.
Но горячая кровь призывает к исконному танцу.
Он, как ты – воплощенье свободы, любви и огня.
Попроси у того, что в углу, пожилого испанца –
Пусть сыграет, а ты в сегирийи станцуешь себя.
Тишина… Взмах руки над гитарой… Пощечина струнам
На щеках у испанки в червонную масть отлилась.
И взметнулся подол – черно-красные пышные струи.
Режет воздух «Оле!», высекают ладони пальмас.
Танцовщица пылает в костре искрометного танца.
И тревога, и страсть бьются дробью ее каблучков.
Невозможно испанскому сердцу с фламенко расстаться,
И в севильском трактире как прежде танцует любовь.
ФЛАМЕНКО
Страсть закипает в теле,
взгляд вызывающ и дерзок.
Медленно, очень медленно
взлетают струи оборок.
Но вот - пошло нарастание:
стремительней, еще стремительнее!
И нет уже ожидания,
ты танцем живешь удивительным!
И так же голову гордо
несешь, глядишь независимо!
Застынешь с последним аккордом,
когда закричат: «Брависсимо!»
Повтора, увы, не будет :
все силы отданы танцу.
И лишь слегка улыбнешься
ты гитаристу-испанцу...
Милая Танечка!!!! Спасибо тебе большое за фламенко!!!!! Как всё красиво!!! Ты умничка!!! СПАСИБО!!!!!
Добавлю немножко
Я просто в восторге от Вашей работы, девочки... От этой живой и горячей темы, которая пропитана зноем и южным очарованием, загадками и живым темпераментом...
Два дня удовольствия.. Танюша, Галочка, спасибо...
нет ... не просто ни с того ни с сего .....
Все потому , что сегодня в Севилье открылся фестиваль фламенко!
Фестиваль фламенко проходит в Севилье один раз каждые два года и длится почти месяц. Первый состоялся в 1980 году. Открытие фестиваля каждый год приходится на разные даты.
Фламенко – традиционный музыкально-танцевальный стиль, представленный десятками разновидностей. Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются игрой на гитаре, игрой на перкуссионном ящике, ритмическим битьем в ладоши, иногда – звуками кастаньет. В 2010 году ЮНЕСКО присудила фламенко статус объекта Всемирного наследия.
Колыбелью фламенко считается Севилья, а фестиваль, который проходит здесь один раз в два года, специалисты называют одним из наиболее авторитетных мероприятий такого рода. В дни фестиваля сюда съезжаются любители фламенко со всего мира, чтобы увидеть лучших артистов этого жанра.
Севилья верна традициям, поэтому те исполнители, которые хотят привнести во фламенко какие-либо новации, предпочитают выступать на других, более либеральных, сценах. Однако эту черту севильского фестиваля вряд ли можно назвать недостатком – ведь где, как не здесь, можно услышать старое доброе фламенко?