Есть 2 вида чайников. Одни хотят делать красивые фотографии, другие — протокольные снимки, типа "здесь был Вася", но и те и другие хотят выбрать фотоаппарат, который их устроит.
Есть 2 вида фотокамер: компакты (особо дешёвые и ограниченные из них называют мыльницами) и зеркальные фотоаппараты.
мыльница — это полностью автоматический фотоаппарат, в котором нет ручного управления выдержкой и диафрагмой, в нём имеется встроенная вспышка и несъемный объектив (чаще всего зум);
компакт — продвинутая мыльница: имеет ручные настройки, чуть бóльшую, нежели у мыльницы матрицу (фотосенсор), а также больший вес, габариты и цену; объектив у них тоже несъёмный, но с более приличной светосилой;
незеркалка — большой компакт с возможностью смены оптики, иногда с большой (как у зеркалки) матрицей;
зеркальные фотокамеры — получили своё название за наводку видоискателем при помощи зеркала, имеют все ручные настройки (основные вынесены на корпус, а не спрятаны в меню), иную систему фокусировки, возможность смены оптики, большýю матрицу и многие другие возможности. Имеют большой вес, габариты и цену.
Главное отличие цифрового фотоаппарата от плёночного — это матрица (светочувствительный сенсор), который выполняет роль плёнки. Именно там и рождается изображение.
В цифрокомпакте выбор границ кадра и автоматическая фокусировка осуществляется прямо по матрице с выводом изображения на экранчик дисплея в реальном режиме времени (такое "чудо" называется Live View — живое изображение), или через видоискатель. В мыльницах и большинстве компактов видоискатель вообще отсутствует, имеется лишь в топовых моделях компактных фотоаппаратов. Чаще границу кадра выбираем на экранчике.
Незеркальная фотокамера (к которой относится и компакт с мыльницей) имеет в топовых моделях простой оптический видоискатель расположенный выше объектива, поэтому при съёмке на очень близких дистанциях происходит несовпадение изображения, которое "видит" объектив фотокамеры, и того, что видит фотограф через окуляр видоискателя. Не отсюда ли пословица "видит око, да зуб неймёт"? Такое несовпадение ещё называют параллаксом. И чем ближе фотографируемый предмет, тем больше параллакс даёт о себе знать. Поэтому в цифрокомпактах точнее визировать по экранчику: у него 100% охват изображения! Кроме того, отсутствие видоискателя в мыльницах (и большинстве компактов) делает конструкцию проще, легче и в итоге дешевле. Именно за счёт этого фотоаппарат становится компактным (и за счёт меньшей матрицы тоже).
Зеркальная фотокамера имеет более хитрое устройство выбора границ будущего снимка. Наводка происходит прямо через объектив! Как это возможно, если сзади объектива расположена фотоплёнка (или матрица)? Правильно, никакого видоискателя в этом месте нет (и быть не может!), сам окуляр расположен на задней стенке фотоаппарата но выше (как и в компактной фотокамере). Фокус заключается в поворотном зеркале, расположенном под углом на участке между объективом и матрицей.
Зеркало перекрывает свету путь к фотоматериалу, затем, отражая изображение вверх, направляет его через стеклянную призму в окуляр видоискателя. Такое визирование позволяет более точно кадрировать снимок: вы смотрите прямо через объектив, а не поверх него! Преимущество оптического видоискателя ещё и в том, что матрица в этот момент "не работает", не греется, не расходует аккумулятор.
Зачем нужна стеклянная пентапризма? Дело в том, что зеркало по своей природе даёт перевёрнутое отражение, т.е. зеркальное. Человек будет изображён вверх ногами! А призма переворачивает его в «исходное» положение и направляет в окуляр видоискателя. После нажатия на "курок" зеркало откидывается, и свет падает уже на матрицу (или плёнку), "высвечивая" там изображение. После чего зеркало немедленно возвращается в исходное состояние — можно делать новый снимок! В этом принципе работы плёночная фотокамера и цифровая зеркалка мало чем отличаются.
Разница заключается в том, что фотоплёнку надо отснять до конца (не зная получаются снимки, или нет), затем проявлять, затем печатать фотокарточки, а матрица немедленно выдаёт со своих ячеек электрические сигналы, которые затем кодируются в цифры — а уж процессор фотокамеры, поверьте, с цифрами работать умеет! Далее, оцифрованная фотография храниться на карте памяти в виде файла. Его можно просмотреть на дисплее, а можно скопировать на жёсткий диск компьютера и любоваться шедевром на большом экране.
Внешне зеркальный фотоаппарат отличается от мыльницы большими габаритами и характерным горбом вверху. Сравни обе схемы: в мыльнице нет зеркала, пентапризмы из стекла и (в большинстве моделей) отсутствует видоискатель. Поэтому зеркалка огромная, тяжёлая и дорогая!. Есть, разумеется, и плюсы.
Зеркальная наводка и отсутствие параллакса видоискателя достоинство далеко не единственное, главный плюс в бОльшей матрице: это уменьшает количество паразитных шумов на снимке и, кроме того, позволяют наглядно оценить и контролировать глубину резкости. Наличие фазовых датчиков фокусировки делает работу автофокуса зеркалки куда более быстрой. Сама фокусировка может производиться вручную, вращением кольца на объективе. Одновременно фотограф оценивает через окуляр глубину резкости, не отвлекаясь от главного — от сюжета. В компакте ручная фокусировка достигается лишь через меню: долго, сложно, не наглядно, не удобно. В большинстве мыльниц такой возможности вообще нет, только автофокус.
Зеркальный фотоаппарат имеет ещё один плюс: в компакте объектив встроен раз и навсегда, а в зеркалке объективы можно менять, используя каждый для своих задач.
Объектив - самая главная часть фотоаппарата. Именно объектив формирует изображение, которое фиксирует светочувствительный элемент внутри фотоаппарата - матрица (или плёнка). Объектив представляет собой систему линз, расположенных определённым образом в одном корпусе. От качества изготовления линз и объектива полностью зависит качество передаваемого им оптического изображения, а следовательно и качество фотографий.
Изменяя положение линз внутри объектива поворотом специального кольца Вы меняете фокусное расстояние, что позволяет приблизить объект одним лёгким движением руки, а это намного проще, чем подходить или отходить, располагая объект в кадре нужным образом, тем более это не всегда возможно.
Объективы делают сменные, чтобы Вы могли выбрать тот, который подходит по характеристикам и сюжету наилучшим образом и позволит сделать высокохудожественные снимки. Сменный высококачественный объектив может в несколько раз превышать стоимость самого корпуса фотоаппарата.
В компактных цифровых камерах, в выключенном состоянии, объектив обычно спрятан внутри корпуса и выдвигается, когда Вы включаете фотоаппарат для съёмки. Есть фотоаппараты, которые только открывают пластиковые шторки, чтобы пропустить свет внутрь объектива спрятанного в корпусе фотоаппарата.
У зеркальных камер и некоторых компактных цифровых предусмотрены сменные объективы.
Сменные объективы различаются как по своим характеристикам и назначению, так и по креплению к корпусу фотоаппарата (корпус называют ещё тушка или боди, от англ. bodi - тело). У каждого производителя свой метод крепления поэтому и объективы делают с различными фиксаторами для каждого бренда, имя которого указывается в названии объектива.
Обычно производитель указывает сначала своё имя в названии объектива и характеристики, а потом, если нужно, указывает для фотоаппаратов какой марки он сделан. Например -
- SIGMA AF 10-20 mm F/3,5 EX DC HSM для Canon (производство Sigma для фотоаппаратов Canon)
Основных характеристик у объектива две: светосила (максимальное количество света, пропускаемое объективом, когда полностью открыта диафрагма) и фокусное расстояние.
По характеристикам выделяют:
фокусное расстояние | объектив | цели фотосъёмки | угол зрения |
4-16 мм | рыбий глаз | пейзаж, арт, специ- фические ландшафты | 180° и более |
10-24 мм | сверх-широкоугольник | интерьер, пейзаж, намерен- ное искажение пропорций | 84 - 109° |
24-35 мм | широкоугольник | пейзаж, архитектура, стрит-фотография | 62 - 84° |
50 мм (35-65) | стандартный | пейзаж, портрет, макро и всё что угодно! | 46° (32 - 62) |
65-300 мм | телеобъектив | портрет, спорт природа, макро | 8 - 32° |
300-600 и более мм | супер-телеобъектив | животные и спорт издалека | 4 - 8° |
Фокусное расстояние — это расстояние от его оптического центра до матрицы фотоаппарата, то есть до плоскости, на которую проецируется изображение.
Увеличение фокусного расстояния приводит к большему увеличению изображения и уменьшению перспективы. То есть фокусное расстояние влияет на угол обзора и, соответственно, на ширину кадра. С меньшим фокусным расстоянием можно поместить в кадр больше пространства, а с бОльшим фокусным расстоянием можно приблизить далёкие и очень далёкие объекты.
|
|
|
|
|
1.Сверхширокоугольный
2. Широкоугольный
3. Нормальный
4. Телеобъектив
5. Супер-телеобъектив
Фокусное расстояние объектива может быть постоянным, фиксированным (такие объективы кратко называют - фикс), то есть таким объективом невозможно выполнить увеличения - у него жёстко установленное фокусное расстояние. Такие объективы отличают большая светосила и резкость, высокое качество получаемого изображения. Самые распространённые фокусные расстояния фиксированных объективов - 35 мм, 50 мм, 85 мм и 100 мм. Они могут различаться по светосиле и некоторым конструкционным параметрам и используются, в основном, для портретной съёмки.
Фокусное расстояние может быть переменным (такие объективы иногда кратко называют зум-объектив (от англ. zoom, приближать) или по диапазону фокусных расстояний 100-300, 70-200), то есть таким объективом можно выполнять увеличение объекта в пределах диапазона фокусных расстояний. кратность увеличения можно посчитать разделив большее фокусное расстояние на меньшее - 300/100=3-х кратное увеличение, 200/70=2,85 кратное увеличение. Такие объективы универсальны и используются в различных ситуациях.
Ещё, важно понимать, что для сменных объективов степень приближения объекта съёмки определяет значение фокусного расстояния, а не кратность увеличения объектива. Например, объектив с диапазоном 18-55 мм имеет увеличение 55/18=3,05, и с диапазоном 100-300 мм так же 300/100=3. Но максимальное приближение даст объектив с бОльшим фокусным расстоянием, то есть 100-300 мм. Это, практически подзорная труба, а не объектив. Чем большее значение фокусного расстояния, тем большее будет приближение.
Светосила - это способность объектива пропускать свет с минимальными потерями внутри себя. При прохождении света через объектив некоторое его количество теряется, в ходе поглощения и отражения в линзах, так как абсолютно прозрачного стекла не существует, и ещё свет дополнительно ослабевает при прохождении большего фокусного расстояния внутри объектива из-за рассеивания, то есть при большем оптическом увеличении фотография будет становиться несколько темнее.
Светосила имеет большое значение, как характеристика объектива, так как чем больше света пропускает объектив - тем более освещённой будет матрица и тем меньшее значение можно задать таким параметрам как выдержка и чувствительность. Светосила объектива напрямую зависит от того как настроена диафрагма фотоаппарата. При максимально открытой диафрагме объектив пропускает максимальное количество света и светосила данного объектива максимальна и наоборот, закрытая диафрагма ограничивает свет и уменьшает светосилу объектива. Стоит заметить, что при максимально открытой диафрагме и минимальном фокусном расстоянии - объектив будет пропускать максимум света.
У каждого объектива светосила имеет собственное значение при максимально открытой диафрагме и обычно указывается на самом объективе рядом со значением фокусных расстояний.
Выглядит это так:
18:55 мм1:3,5-5,6, где 18-55 диапазон фокусных расстояний, а 3,5 и 5,6 - значение светосилы при фокусных расстояниях 18 и 55 мм соответственно.
Светосила обозначается прописной буквой f в характеристиках объектива, а на самом деле указывается диапазон её значений при минимальном и максимальном фокусном расстояниях. Если фокусное расстояние имеет одно значение (фиксированное, "фикс"-объектив), то и светосила будет иметь определённо неизменное значение.
Светосила обозначает отношение количества света до прохождения через объектив к количеству света на выходе из объектива внутри фотоаппарата, то есть то, что попадает на матрицу или плёнку. Настроить значение светосилы Вы никак не можете, оно напрямую зависит от качества объектива, фокусного расстояния и значения диафрагмы.
Как вариант получить больше света на фотографии без дополнительного освещения - это уменьшить зум и подойти ближе к объекту съёмки, если такая возможность есть и не навредит задуманному снимку. Если нет - пользуемся основными инструментами: выдержка, чувствительность и диафрагма.
Спасибо,Альбина!
Как говорили герои в повести Ф.Искандера - "Созвездие Козлотура" - 'Это хорошее начинание!'
Люди, увлекающиеся фотографией и фотографированием- по-другому (интереснее, красочнее и т.д.) видять мир. Я тАк думаю! ))
И это тоже особый дар!
Александр, спасибо!
Хотелось бы немного уточнить: я хочу рассказать, с помощью Сети, то, о чём я узнала на курсах фотографа.
Весь материал будет идти так, как написано в тетрадке и выбран так, чтобы было понятно мне, блондинке с гуманитарным уклоном. То есть очень подробно и в небольшом объёме.
Будет серия уроков, потом попробую попрактиковаться...
Это снимала я... Возможно, у ребят напротив запечатлена и я.
Это сейчас я знаю, что нужно было брать ниже, чтобы люди вошли полностью и верха было поменьше. :)))
Кстати, о том как строить правильно композицию, я рассказу через пост, кажется.
Ах, так это целые спецкурсы! Всё! Я готов быть заочником, с Вашей стороны!))
И узнавать не только из сети, но и читать конспекты лекций.))
Люди все серьезные, фотики, смотрю, у всех тоже навороченные!))
Так что, нас уже несколько - двое!))
А насчет кадровки - это дело вкуса и цели - может, в этом случае, шторы были интереснее ,чем то, что ниже.))
Если бы фото было " потяжелее" и с меньшим увеличением - то потом можно было бы сделать желаемую кадровку. (нарезку).
Как вариант обработки - теряем в "шторах", но выигрываем в "декольте" и в том, что ниже.))
Нет-нет! Не конспекты...Вы же видите в каких условиях мы учились, писали... Просто важные записи, на которые "нажимал" наш учитель. Молодой профессиональный фотограф.
Эти записи и идут планом к урокам-постам в этой группе.
Здравствуйте!
В этой группе решила собрать материал, который, я думаю, поможет научиться разбираться в теории фотографирования. Ну, и фотографировать.
Практически более или менее я разбираюсь, но мне этого мало - нужна и теория, чтобы правильно и обоснованно ответить на неправильный ответ мне.
Если у вас есть что сказать, показать, прошу вас помочь мне.
Приветствуются простые и чёткие советы, пояснения.
Спасибо!
Р.S. Все материалы, которые я выложу здесь, взяты из сети.