Ещё -
Самые эффектные зоны находятся в точках пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.
Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.
В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.
Перспектива, выделение пространством.
Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.
Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.
Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона — использование максимально открытой диафрагмы.
Это были основные правила фотографии. На деле же их гораздо больше. Но держать в голове следует именно их. Не забывайте и экспериментировать, на время отбрасывая правила хорошей фотографии. Особенно сильно это касается съемки мобильными устройствами или необычными объективами.
Ещё запомнилось -
Ведущее пространство - пространство перед объектом. Этот элемент обычно используется совместно правилом третей для создания более интересной фотографии. Оставляя участок пространства перед объектом, зритель будет видеть продолжение действия.
Короче, если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.
В портретной фотографии используйте горизонтальные линии для определения положения глаз человека, или при групповых снимках – голов людей.
Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.
Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.
Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).
Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.
Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.
Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.
Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объёмнее , чем просто фасад.
Портреты...
Для съемки портретов лучше всего подходят объективы с фокусным расстоянием от 50 мм.
Несколько известных правил построения композиции, которые даже мастера позволяют себе нарушать нечасто:
* Есть уловка: снимайте постоянно, поскольку модель привыкает к звуку затвора, при каждой смене положения, даже если Вы не намереваетесь получить все эти фотографии портретов. Ваша модель никогда не может знать, какой кадр был последний. снимайте объект фотосъемки портрета в непринужденной обстановке. И если Вы пытаетесь получить непосредственные, искренние моменты, отойдите подальше и растворитесь с фоном.
* Прежде, чем нажать кнопку и сделать кадр, убедитесь, что на заднем плане нет лишних деталей, которые могут испортить Ваш снимок. Также следите, чтобы объект съемки не сливался с фоном. При съемке портрета используйте маленькие значения диафрагмы (открытая диафрагма), это позволить выделить главный объект и художественно размыть фон.
* Главный объект не всегда следует располагать ровно посредине кадра. Чтобы улучшить "звучание" кадра, воспользуйтесь правилом третей: сместите фигуру к границе кадра, лицо немного разверните и сделайте так, чтобы глаза не лежали на одной линии.
* Ростовый портрет - желательно, чтобы был небольшой сюжет - например, опереться о дерево. Выигрышная масштабность - до середины кадра, 2/3 кадра, полный кадр.
* Снимать портрет лучше утром или вечером, чтобы свет был немного рассеянным и в кадре играли, к примеру, краски заката или же рассвета.
* Даже при ярком солнце включайте вспышку, чтобы подсветить глубокие тени на лице.
* Особое внимание стоит уделить рукам, так как человеческому взгляду свойственно скользить вдоль рук по направлению кисти руки. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание зрителя на какой-то важной детали, обязательно правильно расположите руки модели. При этом ни в коем случае нельзя “обрезать” на фотографии кисти и ступни модели. Если полностью не помещается в кадре, то лучше обрезать границей кадра ноги выше или чуть ниже колена, то есть, обрезать ноги, а так же руки нужно либо выше, либо ниже сустава. Так же не следует резать фигуру человека пополам линией горизонта.
* Если снимается поясной портрет – значит, фотоаппарат держим на уровне глаз снимаемого. В случае съёмки в полный рост камеру следует опустить на уровень груди.
* Самой важной частью портрета являются глаза, поэтому фокусировать камеру нужно по ним.
* Недостатки человека можно на фотографии, так скажем, замаскировать. К примеру, если у человека двойной подбородок – удлиняйте его шею. Снимите с более высокой точки так, чтобы человек смотрел вверх. Если у модели длинноватый нос, не стоит снимать ее с опущенной головой, лучше прямо.
* Кроме того, портрет должен по возможности выражать сущность человека и его наиболее выразительные черты, раскрывающие характер. Если этого не получается, то можно сказать, что портрет не удался, а можно и по другому — зато вышла нормальная фотка на память!
* Детей лучше снимать с высоты их роста, или даже ещё ниже! Сделайте снимок, когда ребёнок увлечён своими делами, переполнен эмоциями, а не обращает внимания ни на вас, ни на фотосъёмку... Совсем мелких снимаем спящими. Тех, кто уже понимает - расположить к себе разговором, игрой. Найдите подсказки и уловки, которые сделают ваши фотографии деток достойными.
* Если снимаем женский портрет - желательны - пастельные цвета; маленькая глубина резкости; чем больше волос - тем лучше.
* Если снимаем мужской портрет - желательно - более жёсткое освещение; детализация; больше контрастности.
* Если снимаем пожилых - подчеркните опыт: контрастность, насыщенность, малая глубина резкости.
* Снимая группу людей нужно сделать несколько кадров, чтобы исключить моргание; самых ярких и высоких поставить в центр...
Успехов Вам и творческого развития!
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность? Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.
Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни "compositio" переводится как "соединение" или приведение в порядок.
Основное правило композиции в фотографии касается расположения объектов. Нельзя допускать того, чтобы снимок делился пополам линией горизонта или вертикально расположенными объектами. Такое деление путает зрителя. Он перестает понимать, какая из сторон фотографии является более важной. Новички частенько размещают главный объект в самом центре. Это очень серьезная ошибка, из-за которой фотография сразу теряет свою выразительность.
На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Под принципом "золотого сечения" в фотографии понимают асимметричное расположение главного объекта в кадре.
Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.
Правило третей
Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Считается, что человеческий глаз в первую очередь смотрит именно в эти точки, поэтому и снимок в данном случае кажется более красивым.Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:
При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:
Чаще всего мы фотографируем пейзажи горизонтального вида. На таких снимках получается ровная линия горизонта, лесной массив выглядит спокойным, как и вся окружающая природа. Объясняется это тем, что горизонтальные линии действуют на зрителя успокаивающе. Если же вам хочется вызвать у зрителя приток эмоций, то придется чуточку менять метод построения композиции в фотографии.
Попробуйте снимать пейзаж таким образом, чтобы взгляд зрителя двигался по диагонали кадра.
Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах.
Изначально кажется, что всё это весьма непросто. Но стоит попрактиковаться, как ты начинаешь подбирать подобную композицию практически на автомате.
На настроение зрителя влияет и направление диагонали. Если диагональная композиция имеет направление от левого верхнего угла к правому нижнему, то такой кадр будет казаться чрезвычайно динамичным. Противоположное направление вызывает более спокойные эмоции.
Старайтесь получать диагональные композиции при съемке практически любого пейзажа. Такие фотографии вызывают у зрителей наибольший интерес.