- Польских Галина Александровна Дата рождения: 27 ноября 1939
Галина Польских. Под маской счастья.
В начале 70-х Галина Польских была приглашена на роль Клавдии Никулиной в телесериал «Тени исчезают в полдень», имевший впоследствии грандиозный зрительский успех. В нем актриса продемонстрировала, что прекрасно может играть героинь на длительном протяжении их жизни.
В последующие годы Галина Польских снималась много и регулярно, играла социально-бытовые роли, приближенные к ее характеру. Героини актрисы были любимы зрителями, но в какой-то степени похожи друг на друга – один и тот же образ милой, женственной хозяйки семейного очага: Клавдия в мелодраме Гавриила Егиазарова «Портрет с дождем», Марина Петровна в лирической комедии Аллы Суриковой «Суета сует».
Основными жанрами актрисы были мелодрама и кинороман. Но порой Галина Польских вырывалась из поставленных рамок, прекрасно чувствуя себя и в комедиях, и даже в фарсе. Одна из лучших работ актрисы – Галина Аркадьевна в комедии «По семейным обстоятельствам».
Здесь был и юмор, и острохарактерность, что делало ее героиню незабываемой. А в комедии Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» она сыграла совсем другой характер – такую сумасшедшую мать троих детей.
Стоит заметить, что актриса практически всегда появлялась в положительных образах, отрицательные персонажи в ее биографии – большая редкость. Однако были и такие. Так, в детективе Вениамина Дормана «Ночное происшествие» (1980) Галина Польских сыграла казнокрадку-аферистку Галину Семёновну Укладову, инсценировавшую покушение на себя и свалившую вину на шофера такси.
И все-таки режиссеры предпочитали эксплуатировать образ уютной хозяйки. Среди работ 80-х, можно отметить: вдову Кайсу Кархутар, в которую влюбляется Юсси Ватанен в исполнении Вячеслава Невинного, в комедии Леонида Гайдая «За спичками»; Марусю, жену Василия, в лирической комедии Игоря Добролюбова «Белые росы»; Клавдию Матвеевну, мать Нины, в детском фильме «Витя Глушаков – друг апачей»; Зосю в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали»; Нину, сестру Павла, в криминальной мелодраме «Змеелов»; многодетную мать миссис Томсон в комедии «Человек с бульвара Капуцинов».
Конечно, актриса должна играть разные роли, замкнутость на одном амплуа губит актера. Опять-таки разноплановый актер больше востребован. Было в биографии актрисы несколько картин, снятых в ГДР – это в первые годы кинокарьеры, а позднее уже она принимала участие в американских проектах «История Аляски» и «Три дня в августе». Потом польский режиссер Анджей Пиотровский снял актрису в картине «Дорожные знаки». Актрису часто интересовал вопрос, почему пригласили именно ее? Ведь кругом столько красивых актрис. Оказывается, ответ был прост: нужна была актриса из жизни.
С годами в репертуар актрисы пришли женщины мудрые, зрелые, немало повидавшие на своем веку, но сумевшие сохранить женственность и душевную чистоту. Именно такой образ Катерины Ивановны, женщины надежной и верной, старающейся обустроить свой дом, жить по-людски, Галина Польских создала в трилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски».
Успех был невероятный. Вторую и третью серии Матвеев снимал уже по просьбе народа – народ же и собрал деньги. Галина Польских на протяжении всех съемок была и главной героиней Катериной Ивановной, и главным помощником режиссера.
Спасительным кругом в 90-е годы для многих хороших актеров стали также телесериалы «Петербургские тайны» и «Развязка Петербургских тайн». Актеры смогли поработать с интересным материалом, а также, что весьма немаловажно, подзаработать. Галине Польских досталась в них драматургически богатая роль Эльзы Францевны. Кроме того, в 90-е годы актриса снималась в главной роли в комедийном сериале «Клубничка».
В новом веке
Новый возрождающийся российский кинематограф не оставил без внимания Галину Польских. Она вновь стала очень востребованной. И, что радует, расширился диапазон актрисы. В фильме «Женщин обижать не рекомендуется» она примерила на себя роль деловой современницы. Как признавалась сама актриса, роль была для нее не совсем обычна, но тем и хороша. Всегда приятно делать что-то неожиданное.
Много Галина Польских снималась в сериалах. В сериале «Леди Босс» Галина Польских сыграла еще одну редкую для себя отрицательную роль – нечестную чиновницу, мэра провинциального городка. Затем были: Лариса в «Трое против всех», тетя Лиза в «Любовь слепа», Ульяна Ковригина в «Талисмане любви», мама Шаталина в «Моей прекрасной няне» и другие «сериальные» работы. Попала актриса и в суперпопулярный сериал «Ранетки», сыграв Копейкину – учительницу по литературе, которой трудновато понять своих «современных» учеников.
Конечно, сериалы – это не всегда то, чего достойна большая актриса, но таковы реалии жизни. Когда же предлагают по-настоящему интересный материал, Галина Польских готова отказаться от любого выгодного «мыла». Так было и с «Доктором Живаго». В этой картине актриса сыграла сразу три роли: сестер Микулицыных. Одна – жена управляющего, другая – библиотекарь, а третья – монашенка, все в одном лице.
Галина Польских признавалась, что очень долго отказывалась от ролей в театре, потому что боялась. Да и театр особо не любила. Новое время – новые веяния. Все вдруг бросились в антрепризы. В постсоветской России антреприза была халтурой. Но позднее стали появляться действительно отличные постановки, антреприза поднялась на достойный уровень. И Галина Польских решила попробовать. Ее дебютом на театральной сцене стал спектакль «Держись, Голливуд!». Роли в этом спектакле актриса немного стеснялась, потому что не могла проявить в ней себя. Но она была значима для нее, ей было важно привыкнуть к зрителям, к сценическому пространству. Театралы оценили талант актрисы. Последовали новые работы в спектаклях «Последняя попытка» и «Динь-динь».
Личная жизнь
После смерти Фаика Гасанова Галина Польских вышла второй раз замуж за режиссера Александра Сурина, сына директора «Мосфильма». Но тот брак оказался неудачным и недолговечным. Единственное, что он принес Галине Александровне – это вторую дочку. Девочку назвали Марией.
После развода она воспитывала дочерей сама. Актриса вспоминала: «Чтобы не потерять работу, везде с собой дочек возила. Русский народ у нас отзывчивый, добрый. Один посидит, другой, пока я снимаюсь». А замуж Галина Александровна так больше и не вышла. Нет, предложения, конечно, были, но дочери не позволяли, ревновали очень. Чуть позже, когда они выросли, Галина Александровна иногда жалела. Бывали моменты жгучего одиночества, когда она понимала, что нужно было переступить через их желания и делать то, что сама считала нужным. Но поздно...
А в чем оно истинное женское счастье? Актриса всегда безумно любила своих дочерей, внука... Любила одежду покупать, в ванне нежиться. А больше всего всегда любила уют в квартире. И чтобы вокруг все было красивенько, удобненько, уютненько. Обожала свою квартирку – это ее маленькая норка, ее скорлупка, куда она забивается, закрывает дверь и забывает обо всем...
Ее руки многое умеют! И всю жизнь деньги зарабатывают, которые она никуда не тратит – копит для детей и хочет, чтобы после ее смерти у них были сбережения – небольшой стартовый капитал. Поэтому порой и на себе экономила.
«Я не скажу, что я состоятельный человек, но живу нормально. Хотелось бы и особняк иметь, и машину шикарную, но зачем мечтать о невозможном? Я никому не завидую… Ну... Дочерей родила, дачу построила, сад посадила. Многие и этого не успевают совершить. Но планка высока и хочется чего-то большего». А чего именно, Галина Польских не знает...
А силы жить актрисе всегда давала сама жизнь. Она с юности обожала одиночество, единственное состояние, в котором можно сохранить свое человеческое достоинство и творческое лицо. В более зрелом возрасте полюбила поездки на дачу, копание в земле. И не утратила желания получить настоящую хорошую роль.
Сеть...
Документальный фильм
Польских Галина Александровна
Народная артистка РСФСР (1979)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1978, за роли в фильмах "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта")
Галина Польских родилась 27 ноября 1939 года в Москве за полтора года до начала войны. Своих родителей она практически не знала. Галине было всего три года, когда ее отец погиб на фронте. Мать во время войны заболела туберкулезом. На работу ее не брали и вскоре в 1947 году она умерла.
Девочка попала сначала в детский дом, но затем ее взяла на воспитание родная бабушка. Жили они тогда на Сретенке в 9-метровой полуподвальной комнатке в доме напротив магазина «Грибы-ягоды», где бабушка работала уборщицей и каждую копейку тратила на внучку. «Ты, главное, Галя, учись», – часто говорила она ей.
Вот так Галина Польских поступила во ВГИК на курс к Михаилу Ильичу Ромму… Училась она в знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на звездном курсе вместе с Жанной Прохоренко, Сергеем Никоненко, Николаем Губенко, Лидией Федосеевой-Шукшиной. В будущем все они станут знаменитыми актерами…
Потом была скромная студенческая свадьба и свадебное путешествие в Ялту. Это была заветная мечта Галины и для ее осуществления Фаик специально накопил денег. «Он часто так делал, – вспоминала Галина Александровна, – подкопит, узнает, чего мне хочется, и купит. Однажды я ему сказала, что очень хочу пальто красное. Он на следующий день занял денег и купил! Умел сделать все красиво...».
Вскоре после свадьбы молодые муж и жена обзавелись потомством – у них появилась дочь, которую назвали Ираидой.
Фильм высоко оценили и за рубежом – призы кинофестивалей в Венеции, Вене, Лондоне. На Венецианском кинофестивале Галине Польских довелось повстречаться с самим Феллини. Великий режиссер был в восторге от молодой актрисы. В конце приема он подарил ей свою фотографию с автографом и предложил сниматься в его следующем фильме. Это были не пустые слова. Феллини затем не раз слал телеграммы в Госкино с просьбой отпустить Галину на съемки, но наши чиновники отвечали, что актриса занята. Конечно же, это была ложь. Просто в то время получить разрешение сниматься за рубежом было практически нереально.
Тем временем Галина Польских снялась в замечательном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Удивительно светлая, жизнерадостная картина, где главные роли исполнили молодые Никита Михалков, Алексей Локтев и Евгений Стеблов. Польских досталась в фильме небольшая, но очень заметная роль – роль Алены, продавщицы пластинок. В пределах крохотного эпизода актриса показала, что способна играть тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой, психологическим жестом. Ее Алена олицетворяла идеал девушки 60-х – женственная, чистая и чуть-чуть отстраненная.
Галина Польских в это время снималась в фильме «Журналист» Сергея Герасимова. Тяжелейший удар! К тому же за десять дней до этого умерла ее бабушка. Галина осталась совершенно одна с четырехлетней дочкой. Но, собрав волю в кулак, она продолжала работать.
Роль Шурочки Окаемовой в «Журналисте» Сергей Герасимов писал специально под свою талантливую ученицу. Отсюда и достоверность характера. В каждом кадре актриса чувствовала, где правда, а где нет, и то, что было пережито в ее реальной жизни, очень помогло ей при создании образа.
Много лет спустя Галина Александровна на вопрос: «Какие фильмы для Вас наиболее дороги?» ответит: «Да все они, как пальчики на руках, дороги по-своему», а затем добавит: «Конечно же, «Дикая собака Динго». Первая роль всегда незабываема. Там такая любовь! В фильме «Журналист» роль для меня написал Герасимов. Специально. Я училась на его курсе. Сниматься у любимого педагога да еще в только для тебя написанной роли – разве такое забывается?! И, конечно, фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Роль та небольшая, но удивительно светлая».