Гастроли в СССР: Глава 25 – «Британское вторжение»
В 1988 году, в ходе объявленной годом ранее политики «перестройки» и «гласности», была практически завершена практика осуществления цензурных ограничений в сфере музыки, что способствовало встрече советского зрителя с музыкантами, приезд которых в нашу страну еще несколько лет назад казался немыслимым. Достаточно вспомнить указание руководителям дискотек, разосланное в 1985 году из ЦК ВЛКСМ, где не рекомендовалось публично проигрывать произведения почти всех музыкантов, которые теперь давали концерты в СССР.
Деятели шоу-бизнеса на Западе внимательно следили за переменами в Советском Союзе, и продюсеры сочли возможным и выгодным выезд в Россию рок-звезд первой величины, справедливо полагая, что после стольких лет музыкального голода концерты пройдут с аншлагом и доходы достигнут максимума – так и произошло, выступления рок-групп собрали десятки тысяч зрителей на самых больших площадках страны. В этот период появилась и закрепилась традиция проведения в Москве международных рок-фестивалей, где встречались советские и зарубежные музыканты, а также стали проводиться – по примеру западных стран – благотворительные концерты с участием артистов со всего мира.
1988
БРАЗИЛИЯ - Альсионе
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - Бонни Тайлер, Ya Ya, Status Quo, Депеш Мод, Howard Jones
ГЕРМАНИЯ - Скорпионс
США - Пол Саймон, Эндрю Ллойд Вебер, Melanie
ШОТЛАНДИЯ - Big Country
Scorpions - Скорпионс
Приглашение Госконцертом СССР «Скорпионс» в нашу страну стало первой и полной неожиданностью для любителей тяжелого рока. (Приезд «Юрай Хип» в Москву в декабре прошлого года не в счет, так как британцы, в отличие от «Скорпионс», выступили у нас уже на закате своей славы.) Все десять концертов в спортивном комплексе имени В. И. Ленина прошли с аншлагом, на них побывало более ста тысяч молодых ленинградцев. Не менее ярким событием стало неформальное посещение "Скорпами" легендарного питерского рок-клуба на улице Рубинштейна 13. Они пришли просто повидать это культовое для советских рокеров место, пообщаться с нашими рок-музыкантами, и вдруг спонтанно решили сыграть. Бесплатно, естественно. Просто ради кайфа. Инструменты конечно с собой не брали, им выдали из тех, что были в клубе…
Песня «Wind of Change», посвящённая перестройке в СССР, занимала первые места в хит-парадах всего мира и стала первой песней Scorpions с более чем миллионом продаж.
Bonnie Tyler - Бонни Тайлер
...Упоминая свою полную непричастность к политике, Бонни отмечает, что ей «очень нравятся миролюбивые инициативы Горбачева». Певица признаётся, что почти ничего не знала о советских людях до этих гастролей, видя по английскому телевидению только «угрюмых стариков на Красной площади», и просто потрясена теплом, с которым её принимали в Вильнюсе и Москве, «где так много красивой и веселой молодежи».
...В Москве Бонни Тайлер ненадолго. Гастрольный маршрут лежит в Вильнюс, затем снова в Москву, а закончится он в Ленинграде. - Я очень рада, - говорит певица, - что приехала в СССР. Чтобы увидеть страну, надо по ней путешествовать. Хоть график гастролей плотный, кое-что мне, думаю, удастся увидеть. Ведь ваша страна в моем представлении - это Красная площадь и собор Василия Блаженного, то, что показывают по нашему ТВ. - Будет ли сниматься фильм о ваших гастролях? - Нет. Только на советском ТВ хотели отснять две песни. Скорее всего - это будут два суперхита Бонни Тайлер - “It’s A Heartache” и “Total Eclipse Of The Heart” («Комсомольская правда»)
Bonnie Tyler - It´s a Heartache
Bonnie Tyler - Total Eclipse of the Heart
Depeche Mode - Депеш Мод
Спросите любого фаната «старой школы», с чего начался Depeche Mode в СССР, и услышите – с новогодней ночи 1986/87 года. Тогда в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады» показали отрывок из передачи Peter's Pop Show, где и выступала странновато выглядящая группа из пригорода Лондона – Безилдона. Ни на кого не похожие, мелодичные и «дерганные», печальные и заводные одновременно… Странные, в общем, но определенно «цепляющие». Пели песню A Question of Time («Вопрос времени») – как в воду глядели: популярность DM в самой большой стране мира была лишь вопросом времени – не пройдет и трех лет, как весь, до последней глухой заимки в Сибири, огромный СССР охватит волна «депешизма». Это был вирус…
Depeche Mode - A Question Of Time
Depeche Mode - Enjoy The Silence
Paul Simon - Пол Саймон
…Саймон может называть себя туристом, но он приедет в Советский Союз с высокой целью - он привезет южноафриканскую музыку в страну, где, как он знает, она никогда раньше не исполнялась. - Мы будем представлять одновременно черную Южную Африку и Америку. Думаю, что американцы и русские очень интересуются друг другом, поскольку всю нашу жизнь правительства наших стран соперничали друг с другом. Я знаю, что теперь, когда политическая напряженность ослабла, американцы испытывают сильнейшее облегчение и огромный интерес к России, русской культуре. А чтобы лучше понять ее, мы с сыном - он приедет поездом из Хельсинки в Ленинград на 3 дня и побывает в Москве - пойдем в Большой театр на балет. И попытаемся побывать на природе...
«Трудно будет не узнать в Москве этого необычного американского туриста - невысокого человека в бейсбольной кепке, окруженного африканцами и жмурящегося от предзакатного солнца.» («Эхо планеты»)
Paul Simon - Me and Julio Down by the Schoolyard
Andrew Lloyd Webber - Эндрю Л. Вебер
12 октября 1971 года на Бродвее была впервые поставлена ставшая самой легендарной в мире рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда». В СССР её запрещали, как пропагандирующую религию, а в современной России стали говорить, что она напротив — оскорбляет «чувства верующих».
...В 1988 году, в год выхода своего великолепного «Призрака Оперы», Уэббер гастролировал в СССР, где записал свой «Реквием», написанный в память отца композитора Уильяма Ллойд Уэббера, который умер в 1982 году. Ллойд Уэббер прилетел в СССР на собственном самолёте. Он хотел посмотреть, как в Москве публика примет его знаменитый мюзикл «Кошки» и как в Ленинграде советские музыканты и певцы исполнят его «Реквием». Уэббер сидел неподвижно в зале Ленинградской филармонии. Потом вышел на сцену посреди оваций. Цветы летели со всех сторон.
Andrew Lloyd Webber - The phantom of the opera (Simon Lee, Gerard Butler, Emmy Rossum)
Andrew Lloyd Webber - Requiem - Pie Jesu (Anna Netrebko)
Big Country
Группа кельтского рока Big Country считалась в начале 80-х годов одной из наиболее своеобразных и многообещающих новых групп британской рок-сцены. Группа выступила в Советском Союзе в рамках гастрольного тура «Peace In Our Time».. Комментарии BBC Reporting вызвали небольшое дипломатическое волнение после интервью Брюса Уотсона «Главная шотландская новость 1988 года: Биг Кантри в России!»: «Им было позволено это по двум причинам: во-первых, к 1988 году СССР начал открываться всему остальному миру, слово «Glasnost» означает открытость. Во-вторых, самый продаваемый советский музыкант (имеется в виду Стас Намин) однажды встретил Стюарта Адамсона (руководителя Big Country), а поскольку его дедушка был верховным членом правительства, ему всё сходило с рук»...
Big Country - In A Big Country
Alcione - Альсионе
«Я пою всё - от самбы до джаза, танцую, играю на различных инструментах...короче, делаю всё, чтобы завоевать публику. Люблю выступать с многочисленными составами, чтобы добиться красивой аранжировки». Певице с такими установками, да еще и носителе бразильской экзотики, успех в нашей стране был обеспечен. Гастроли певицы, условно говоря, «подготовили» советского зрителя к замечательному событию - в этом году впервые стартовал на советском ТВ бразильский сериал «Рабыня Изаура»…
Alcione – O Que Eu Faço Amanhã?
Status Quo
«Статус Кво» – еще одна рок-знаменитость (среди ансамблей), посетившая СССР не на закате своей карьеры. Рекордные концерты перед 300 000 фанами в «Олимпийском» стали частью европейского тура группы 1988 года. Фрэнсис Росси тогда сказал: «Сейчас модным стало начинать мировое турне из Советского Союза… В Москву мы привезли программу, состоящую из наиболее успешных хитов, – на сегодня это наша стандартная программа, с ней мы выступаем по всему миру, не только у вас».
Status Quo - Old Time Rock And Roll
Melanie - Мелани, Howard Jones - Ховард Джонс
«Музыканты за мир» - первый в СССР международный музыкальный фестиваль, который проводился с 1 по 27 мая 1988 года в Зелёном театре Парка Горького (Москва), притом выступлению международных звезд бы отдан лишь один последний день. Мелани была одной из трёх рок-певиц (наряду с Джоан Баэз и Дженис Джоплин), участвовавших в 1969 году в фестивале в Вудстоке; Ховард Джонс, представитель стиля синти-поп и «новой волны», также известен как участник благотворительной акции Live Aid 1985 года в помощь пострадавшим от голода в Эфиопии.
На фестиваль был также приглашён Бой Джордж, который не смог приехать, так как ему не была дана виза для въезда в СССР. Он предпримет еще одну попытку в 1990 - и она окажется удачной.
Melanie - Look What They've Done To My Song, Ma
Ya Ya
Образованная Барри «Ли» Хатом в 1970-х группа под названием «Lea Hart Band» после нескольких раз смены состава взяла название «Ya Ya». Музыка группы представляла собой смесь из элементов «новой волны» и мелодического хард-рока. Вскоре после гастролей в Советском Союзе группа распалась.
Содержание предыдущих глав - https://tunnel.ru/post-gastroli-v-sssr
Status Quo песни разные, названия одни и те же!