Самой известной и самой высокооплачиваемой гейшей стала Минэко Ивасаки.
Минэко Ивасаки (урождённая Масако Танака-Минамото) родилась 2 ноября 1949 в Киото в семье разорившегося аристократа Синэдзо по фамилии Танака из клана Минамото, её мать происходила из пиратского рода. Во время революции Мэйдзи предки Масако отказались переезжать в новую столицу Токио, потеряли титулы и стали простыми людьми, семья бедствовала.
Семилетняя Минэко с мамой в Гионе. 1956 год.
Родители продали Масако, когда ей было всего пять лет. В окия (домик гейш) Масако, как и все остальные гейши, получила профессиональный псевдоним - Минэко. Более того, владелица окия, мадам Ойма, после многодневных переговоров с родителями Минэко, официально удочерила девочку, сделав ее своей наследницей. В 15 лет Минэко стала ученицей (майко), а в 21 год она была самой известной гейшей в Японии. Со временем Минэко стала получать приглашения на банкеты со знаменитостями: она развлекала таких известных людей как Джеральд Форд, Элиа Казан, Хидэко Такаминэ, Хидэки Юкава, принц Чарльз и королева Елизавета II, Альдо Гуччи. Ее заработок составлял до 500 000 долларов в год.
Имея такие доходы, гейша решила жить вне окия. Она сняла для себя роскошные апартаменты, но вскоре поняла, что совершенно не приспособлена к быту. Минэко даже не знала, как включается газовая плита. Через год она переехала обратно в окия.
Но за свою популярность Минэко расплачивалась завистью других гейш. Случалось так, что ей в кимоно втыкали множество иголок, девушку избивали палками на улице. Только когда Минэко стала брать других гейш с собой на банкеты, нападки с их стороны прекратились.
Сама же Минэко спала всего по три часа в сутки и работала без выходных. Это не могло не сказаться на состоянии ее здоровья. На пике своей популярности (всего в 29 лет), не имея возможности выйти за рамки регламентированного поведения гейши, Минэко Ивасаки решает закончить свою карьеру.
Минэко Ивасаки - бывшая самая высокооплачиваемая гейша Японии.
Спустя некоторое время она познакомилась с художником и реставратором Дзинъитиро Сато, за которого вскоре вышла замуж. Условием брака был немедленный развод в случае несчастливого союза. У пары родилась дочь Коко (Минэко зовёт её Косукэ, мужским именем).
Минэко Ивасаки с мужем
История жизни Минэко Ивасаки легла в основу произведения Артура Голдена «Мемуары гейши». Книга была опубликована в 1997 и сразу же стала мировым бестселлером. Перед написанием книги Минэко Ивасаки согласилась дать интервью автору при условии, что ее имя не будет нигде упомянуто. Но Артур Голден разместил ее имя в разделе благодарностей. После того, как «Мемуары гейши» были переведены на японский, Минэко стали приходить угрозы за нарушение правила молчания. Женщина подала подала в суд иск против Голдена за искажения фактов ее жизни, автор выплатил всю запрошенную сумму.
Минэко Ивасаки решила сама выпустить книгу, рассказав в ней о своей реальной биографии. «Настоящие мемуары гейши» имели не меньший успех, нежели издание Артура Голдена.
По мотивам книги режиссёром Хосида Рёко снят фильм «Хана-икуса», или «Война цветов». Сюжет фильма соответствует реальной истории детства и юношества Минэко, отличается лишь личная жизнь героини фильма и её прототипа.
Гейши- девушки, развлекающие клиентов танцами, пением и искусной беседой, - настоящий феномен японской культуры, который уже много столетий не дает покоя европейцам.
Однако мало кто знает, что сегодня в Японии все еще можно отыскать мужчин-гейш. Один из них - 26-летний Эйтаро - единственный ныне живущий мужчина, работающий гейшей. Профессию он выбрал неслучайно, пойдя по пути своей покойной матери.
Эйтаро - единственный мужчина-гейша во всей Японии
Эйтаро было очень талантливым танцором, его мать не препятствовала увлечениям сына. После ее смерти Эйтаро и его сестра Маика продолжили «семейный бизнес» в токийском портовом районе Омори, ведь у них работают еще шесть гейш. Эйтаро и его команда очень высоко ценится среди клиентов.
В 10 лет Эйтаро уже танцевал с другими гейшами, а в 11 - дебютировал на сцене национального японского театра.
Профессиональный стилист учит Эйтаро, как правильно ухаживать за париком.
Эйтаро примеряет свой новый парик.
Обязательный макияж.
Маика помогает своему брату-гейше надеть кимоно.
Команда Эйтаро выбирает музыку для клиентов.
Последние приготовления перед выездом на банкет.
Гейши едут на банкет к своим клиентам.
Чайная церемония.
Эйтаро исполняет традиционный танец гейш
Эйтаро развлекает гостей
Эйтаро рассказывает клиентам секреты своего искусства.
В Японии есть и другие мужчины, которые участвуют в выступлениях гейш: они подыгрывают девушкам на барабанах или подпевают. Эйтаро - единственный среди представителей сильного пола, кто надевает женское кимоно и выполняет все церемонии, которые полагается провести гейше. Возможно, это и обусловило его популярность, сегодня он частый гость не только на приватных вечеринках, но и на общественных собраниях.
Гейши - это феномен, не имеющий аналогов в мире, потому он и непривычен, и непонятен европейцам. Отношение к ним в Стране Восходящего Солнца особое...
Главная цель, которой подчинено искусство настоящей гейши - «феи вечера», а не «ночной бабочки» - в том, чтобы мужчина почувствовал себя рядом с хрупкой красавицей-цветком мужчиной - не самцом, но самураем. Так говорят сами же японцы.
Слово «гейша» переводится как «человек искусства» - так переводятся с японского два иероглифа, звучащие как «гэй» и «ся». В понимании японцев гейша сравнима с идеальной женщиной, которая умеет петь, танцевать, поддерживать интересную беседу, быть гостеприимной хозяйкой. Непостижимая, как иероглиф, и простая, как наступление нового дня.
Она украшает чайные дома своей красотой, а беседы - своим остроумием. Самое ценное умение для любой гейши - быть отличным слушателем. Клиенты приходят в «чайный домик», чтобы насладиться хорошей беседой и быть услышанными. При этом часто направление разговора определяет сама гейша, правильно и деликатно задавая короткие вопросы и давая своему гостю возможность «выговориться». Гейша должна быть в состоянии деликатно продолжить любую историю, часто - просто кивая головой в нужный момент. В числе ценных качеств японских «мастериц» - заставить клиента от души рассмеяться и быть равнодушной к его оскорблениям.
Она не всегда принимает подарки и никогда не принимает участия в трапезах. С ней можно расслабиться и почувствовать себя в раю, но ровно до тех пор, пока курится ароматная палочка - единица измерения времени работы гейши. Гонорар гейш называют «цветочные деньги», ведь зависел он всегда от того, сколько ароматных палочек-благовоний истлеет, то есть как долго клиент задержится в чайной. А зависит это от неё самой. И еще, гейша никогда не станет развлекать человека или компанию, которая ей неприятна.
Гейша внушает доверие гостям с первого взгляда. Для этого они используют безотказный прием: стиль приветствия не должен быть поверхностным. Прежде, чем поздороваться с мужчиной, она всегда проникновенно смотрит ему в глаза с улыбкой. И только потом произносит: «Добрый день». Так мужчина чувствует себя более расслабленно.
Главная заповедь гейши - бесконечно угождать мужчине, не теряя достоинства. Быть «нежной, как цветок, и гибкой, как ива». Открытой и загадочной. Наивной и мудрой. Пожалуй, гейша - воплощение не только японской мужской мечты.
Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии.
Невероятно, но факт, что первыми гейшами были мужчины, так как женщины не допускались к участию в общественной жизни. Мужчины-гейши развлекали других танцами, занятными разговорами и массовыми играми. Этих мужчин называли хокэн (шут) или гэйся (искусник).
Хокэн
Но однажды вместо мужчины появилась женщина, и стало очевидно, что роль эта была отведена ей. Первой гейшей женского пола была Касэн из чайного домика Огия в токийском районе «красных фонарей» в Ёсиваре. Касэн работала проституткой, но сумела выплатить долг по контракту и стала свободной, перейдя в гейши в 1761 году.
В 1779 году профессия гейш стала существовать официально, появились и правила для них. Например, гейшам в юкаку (квартал, в котором работали разрешенные властью публичные дома) любые физические контакты с посетителями запрещены, было запрещено спать и даже сидеть рядом с клиентами, а так же носить яркие кимоно, гребни и украшения в причёске.
Гейша Кимиха в черном кимоно.
«Золотой век» гейш пришёлся на 1860-е годы, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней. Гейши смогли добиться популярности благодаря тому, что они, во-первых, были более современными, чем старомодные юдзё (дословно «женщина для удовольствий»). Кроме того, проститутки жаждали только денег, когда гейши славились добрым сердцем и отзывчивостью.
Юные ученицы гейш, 1920 год.
Чем популярнее становилась деятельность гейш, тем чаще жители деревень продавали своих дочерей на обучение этой профессии, которые должны были 6 лет жить в специальном месте (окия). Девушкам в школе гейш не было никакого смысла учиться посредственно или плохо. Они приходили туда, чтобы стать совершенством, научиться вдохновлять легкостью своей рифмы, грациозностью своего танца и изящностью своей икебаны. За уроками будущая гейша проводила по 12 часов в день, и у них был всего один выходной в две недели. В древние времена в школу гейш девочки могли попасть с 10 лет, сегодня - с 16 и по закону она должна получить аттестат о среднем образовании и заручиться согласием родителей. Девушкам запрещено пользоваться компьютером и даже мобильным телефоном, они не говорят по-английски. Курс обучения включает игру на японской лютне, традиционный танец, икебану, поэзию, каллиграфию, живопись, традиционные виды пения, хитрости ведения чайной церемонии. Все гейши обязаны разбираться в политике и актуальных событиях, ведь поддерживать беседу иногда приходится и с высокопоставленными чиновниками.
Молодые гейши на занятии. (1950-е годы.)
При этом посещать занятия гейша должна на всём протяжении своей профессиональной деятельности. Не все девочки выдерживали жесткий график и становились гейшами. Молодых девушек, обучающихся у более опытных гейш, называют «майко» , что в переводе означает «танцующее дитя».
Длительность обучения у девушек разная, обычно около пяти лет. В 20-21 год, когда хозяйка дома посчитает, что ученица полностью готова, проводят церемонию смены воротничка кимоно, обозначающую получение статуса гейши.
Очаровательные майко, 1920 год
Искусство гейш во многом направлено на то, чтобы самой постоянно находится в балансе, проявлять философское отношение и стойкость к невзгодам. Но главное - это не внешний вид гейши, а её неиссякающая внутренняя красота, неподвластная времени. Сколько бы лет не прожила на свете гейша, она всегда прекрасна. По легенде, старые гейши не умирают: они исчезают, чтобы появиться вновь. У гейш есть профессиональный девиз: «Каждый день сама решай, сколько тебе лет!». Истинный возраст гейш скрывает традиционный грим - выбеленная шея и лицо с пририсованными, как на белом полотне, чёрными бровями и глазами и ярко-красными губами.
Во время Второй мировой войны ремесло гейш было запрещено. Только к 1950-м их деятельность стала возрождаться. Самой известной и самой высокооплачиваемой гейшей стала Минэко Ивасаки.
Минэко Ивасаки - самая знаменитая и высокооплачиваемая гейша.
В 1957 году проституция в Японии была запрещена, но закон не коснулся гейш.
Во всем мире гейша узнаваема за счет ее наряда и характерной прически. А ведь соорудить на голове подобную конструкцию - целое искусство. На сегодняшний день экспертов традиционной японской прически становится все меньше, а современные гейши предпочитают носить парики.
Гейши готовятся к вечеру. Пока они без париков
Вплоть до XVII века у гейш не было единого стиля в одежде и прическе. В период Эдо (1600-1868) правительство стало строго регламентировать деятельность гейш, а также внешний вид, чтобы их не путали с куртизанками.
Сложность прически (шимада) напрямую зависела от статуса ее владелицы. Ученицы (майко) носили незамысловатые прически, украшенные шелковыми лентами и шпилькой-брошью. С каждым последующим повышением статуса учениц их прически становились более сложными и украшались множеством разных аксессуаров и заколок канзаши. Когда девушка достигала статуса гейши, то ей разрешалось использовать уже готовые парики. Зачастую парики становились вынужденной мерой, так как из-за особенностей причёски у гейш часто выпадают волосы, что приводит к облысению макушки головы.
Шимада - традиционная прическа гейши.
Традиционные прически делались раз в две недели. Предварительно волосы натирались маслом камелий для придания блеска. Затем использовался расплавленный воск (бинтсукэ) и помада для волос, чтобы шимада держала идеальную форму. В состав воска входили ароматические отдушки из цветов. Для каждого времени года использовался свой запах.
Создание традиционных шимада требовало немало усилий и от мастера, и от самой японки. Чтобы не повредить и сохранить прическу в идеальном состоянии им не разрешалось спать на обычных подушках. Гейши спали полулежа с деревянными подставками-подголовниками (такамакура). Чтобы юные ученицы привыкали к подобной практике, наставницы на ночь рассыпали вокруг их головы рис. Если на утро зерна риса находили в волосах у девушки, значит она слишком много вертела головой во время сна. Прическу приходилось переделывать, а это было настоящим мучением.
Такамакура - деревянная подставка для шеи вместо подушки.
К сожалению, парикмахерских, занимающихся прическами для гейш и майко, в Японии осталось очень мало. Например, в огромном мегаполисе Киото их всего лишь две.
Чтобы привести себя в порядок перед выходом к посетителям, гейша тратит не менее 2-х часов. Одежду и прическу гейшам делают специальные мастера, которые десятилетиями обслуживают одних и тех же девушек. Как и раньше, дорого украшенные кимоно ручной работы считаются личной собственностью, и другие девушки не имеют права их трогать.
Гейша зимой, 1890 год.
В реальности, кимоно это не платье и не халат, а цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела особым способом и закрепляют с помощью нескольких поясов. Существуют несколько видов кимоно: официальное, полу-официальное и даже спортивное (его используют во время репетиций). Зимой и осенью носят кимоно с теплой подкладкой, весной - на хлопке, а летом (с мая по сентябрь) - из тонкого шелка.
Причина семенящей и немного косолапой походки гейши - ее обувь: окобо - босоножки на деревянной платформе. Ходить в них невероятно сложно, так как центр тяжести приходится не на носок, а на пятку. Чтобы придать походке очарования, к босоножкам прикрепляют бубенчики, которые ритмично звенят при ходьбе маленькими шажками.
Сегодня профессия гейши уже не так популярна, ведь традиции, хранительницами которых они считаются, уже устаревшими. Но тем не менее из года в год появляются девочки, желающие связать свою жизнь с этим необычным занятием.
Ученица гейши Тосимомо возле окия - дома, где она живет.
Настоящих гейш сегодня в Японии осталось немного, так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Токио и Киото примерно по три сотни. Зато псевдогейш более, чем достаточно. Они белят лицо, одеваются в кимоно, поют и танцуют под старинные ритмы, но каждый вечер после того, как их миссия закончена, переодеваются в европейскую одежду и превращаются в простых домохозяек и студенток. Ревнители традиций в гневе, ведь шансов приблизиться к японскому идеалу истинной Женщины остаётся всё меньше. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Гейша на улице современного города.
Кстати, самый простой способ отличить юдзё (торгующую телом женщину) от истинной гейши - взглянуть на пояс ее кимоно. Если он, как и положено, завязан сложным узлом сзади - перед нами «женщина-цветок» (гейш так и называют). Потому что человек, способный завязать кимоно самостоятельно, еще не родился. Для этого нужны время, сноровка и специально обученные помощники. Если спереди - дело ясное. Куртизанки же одеваются проще, их кимоно перевязано простым узлом спереди, который легко завязывать и развязывать по несколько раз в день.
Гейша кормит посетителя с помощью традиционных палочек.
К гейшам приходят за силами, вдохновением, спокойствием и умиротворением. И попасть на чайную церемонию или банкет с их участием могут лишь обеспеченные люди и только по рекомендации. За это готовы платить немалые деньги. Сегодня в Киото лёгкий ужин в компании майко (ученицы гейши) стоит от 600 долларов с человека, двухчасовой ужин с майко с традиционными плясками и песнями будет стоить уже от 1500 долларов с человека, а возможность поужинать с опытной гейшей стоит от 2500 долларов в час. Отдавать деньги открыто - моветон. Сегодня менеджеры подсказывают посетителям, как это сделать правильно и даже выдают специальный конверт.
Мастерицы получают от 5 000 до 10 000 долларов в месяц, тяжело работая каждый день, посещая по несколько банкетов за вечер. Европейцы и американцы стараются попасть к молодым гейшам, в то время как японцы больше ценят пожилых как наиболее опытных.
Две немолодые гейши в Нагасаки.
Большинство девушек, став гейшами, продолжают жить в чайных домах, лишь некоторые - в своем жилье. Обременять себя семьей девушки также не спешат. Гейша - это не приговор. При желании она может выйти замуж и завести детей, но в этом случае профессиональная карьера гейши для женщины заканчивается. Конечно, женщина может перестать быть гейшей, ведь это, по сути, точно такая же профессия, как и любые другие, и при поступлении в окия девушки заключают контракт. И когда она расплачивалась с долгами и становилась свободной женщиной.
Сохранилось и старинное правило молчания. Гейши не должны ничего рассказывать об услышанном на работе. Единственный раз это правило было нарушено, когда гейша-американка рассказала о банкете известной японской компании. Вообще, иностранки становятся гейшами очень редко. Тем не менее, есть среди них девушки из США, Австралии, Украины, Румынии, Китая.
Саюки (Фиона Грэхэм) - первая гейша неяпонского происхождения
Как бы там ни было, а гейши и в самом деле – одни из самых загадочных существ на планете, о которых и по сей день, слагают легенды. Одни восхищаются их красотой и умом, другие же - напротив отзываются нелестно в их адрес. И, тем не менее, большинство японцев чтут свои традиции, бережно относясь к подобному роду деятельности.