- Милляр Георгий Францевич. Дата рождения: 07.11.1903 Дата смерти: 04.06.1993
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье. Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. Здесь то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое.
Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста». К разочарованию Георгия тогда никто из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки…
Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы – к деду в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся в России революции…
Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию. Так он превратился из де Милье в просто Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким.
Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный театр. Работал он добросовестно, но мечтал о большем – о карьере актера. Все роли он знал назубок. И счастливый час в его судьбе настал.
Это случилось в 1920 году – неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и не разочаровались – юный актер превосходно справился с задачей. Так, постепенно, его стали вводить и на другие роли.
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время - Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно – необычная внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности... «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...»
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра…
В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. Первую свою большую роль - Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась «Василиса Прекрасная».
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том числе и знаменитая Фаина Раневская, но Роу понимал, что здесь должно было быть что-то другое. Поделившись своими сомнениями с Милляром, он услышал ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...»
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на съемках детишки с плачем разбегались в разные стороны, лишь увидев его. Тем выигрышнее смотрелся на его фоне красавец-богатырь Сергей Столяров, олицетворяющий все светлые силы человечества.
Этот удачный дуэт великолепно сработал и в другой картине Александра Роу – сказке «Кащей Бессмертный». Столяров вновь играл русского богатыря, а Милляр на этот раз предстал в образе Кащея. Решение ставить фильм было принято еще в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Отсюда и тема сказки - победа русского богатыря над врагом. В образе Кащея Роу видел исключительно лишь Георгия Милляра, но тот неожиданно ответил отказом: «Не могу! Таланта не хватит!» Роу, зная как переубедить Милляра, стал просто приглашать его на обсуждение отдельных эпизодов фильма. И это сработало. На очередное обсуждение Милляр явился с наголо обритой головой и бровями, и всем стало ясно, что актер решил сниматься.
Премьера картины состоялась в День Победы - 9 мая 1945 года. Поскольку кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Он действительно был страшен в этом образе. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова.
Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу (исключение – лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок»). И каждая их совместная работа – это ярчайший след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.
Его герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.
Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети наградили Милляра титулом «Самая обаятельная нечистая сила», - это ли не самое настоящее признание народной любви?!
Особым успехом у зрителей пользовалась Баба-Яга, - образ полностью созданный Георгием Милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка... Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует».
В фильмах Александра Роу Георгий Милляр нередко играл не одну, а две-три роли. Так в сказке «Огонь, вода и медные трубы» он сыграл Бабу-Ягу и Кащея, в сказке «Золотые рога» - Бабу-Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы.
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Многим запомнился в исполнении актера Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания...» Среди других сказочных героев: мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» - эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.
К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино очень однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра Суворова. И уж точно, - его Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. Но ни Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, - слишком сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.
О личной жизни Георгия Милляра ходит немало слухов. Рассказывают, что в 30 лет он женился на одной молодой, легкомысленной актрисе. Та завела роман с кинорежиссером, а затем заявила Милляру о планирующемся пополнении. На это Георгий Францевич будто бы ответил, что детей у него не может быть, и потому она может отправляться к истинному отцу предполагаемого ребенка. Правда это, или лишь одна из легенд, сегодня сказать трудно. Достоверно известно лишь одно, - то, что Милляр прожил один до 65 лет. Вернее не один, а со своей мамой Елизаветой Журавлевой (она скончалась в 1971 году). Жили они в обычной коммуналке (той самой бывшей квартире Милляров-Журавлевых, национализированной после революции), занимая лишь одну из комнат. А в остальных, как водилось в те годы, жили другие семьи.
В жизни Георгий Францевич был человеком простым, предпочитал дружить не с руководством, а с гримерами, костюмерами и осветителями. Любил выпить, предпочитая водке тройной одеколон и портвейн. Однако при этом никто и никогда не видел его пьяным. Так – лишь немного подшофе. На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски. Эта маска несерьезного человека и спасала его в трудные годы от репрессий.
Однажды в их коммуналке появилась новая жительница - Мария Васильевна. Родом она была «из раскулаченных» - в свое время арестовали сначала ее отца, а затем и мать. С первым мужем она развелась еще до войны, а второй погиб на фронте. От этих браков у нее осталось трое детей (к моменту, когда она появилась в квартире Милляра, они давно уже выросли).
Милляр сразу же стал присматриваться к новой соседке, захаживать к ней в гости. А затем сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга».
Свадьбу они отметили в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса». Вернее это съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы на берегу Москва-реки. Свадьба прошла весело: с шутками, ряжеными, традиционными розыгрышами.
До свадьбы Мария Васильевна работала в охране в одном из министерств, но Георгий Францевич заставил ее бросить работу. Свою жену он очень любил, с большой нежностью приняла невестку и его мама. Сошелся Милляр и с детьми своей супруги, став им и отцом, и другом. Вообще, в семье Милляров всегда царили мир и уважение, вот, что рассказывает их соседка Людмила Зайцева: «Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит».
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.
До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет…
По материалам:
rusactors.ru
ru.wikipedia.org
и открытых источников.
Альбина, добрый вечер! Спасибо большое за пост!
я в прошлом году тоже делала сообщение об этом замечательном артисте.
https://tunnel.ru/post-millyar-georgijj-francevich-alfavit-millyara
:) Евгений, спасибо!!!
Я тоже... Он самая-самая настоящая и симпатичная Баба-Яга!
Николай, здравствуй!!!
Очень рада тебя видеть. Соскучилась. :)
Спасибо за отзыв!
Фильмография -
1931 — Рядом с нами — генерал
1932 — Штурм — чиновник
1933 — Марионетки — лысый чиновник (нет в титрах)
1933 — Рваные башмаки — прохожий (в титрах не указан)
1938 — По щучьему веленью — царь Горох
1939 — Василиса Прекрасная — гусляр, старик-отец, Баба-Яга
1940 — Брат героя — врач (нет в титрах)
1940 — Салават Юлаев — управляющий рудником
1940 — Сибиряки — дед Яков
1940 — Яков Свердлов — старик-лавочник, участник собрания социалистов (нет в титрах)
1941 — Конёк-Горбунок — мудрый сказитель, разбойник, спальник Чихирь
1942 — Принц и нищий — Йокель
1942 — Швейк готовится к бою — хозяин пивной «Приют шофёров» и тапёр Дворжак
1943 — Мы с Урала — дед Томакуров
1943 — Новые похождения Швейка — немец, обрабатывающий мобилизованного Швейка (нет в титрах)
1944 — Кащей Бессмертный — Кощей Бессмертный, старичок
1945 — Пятнадцатилетний капитан — туземец (нет в титрах)
1947 — Мальчик с окраины — член экзаменационной комиссии
1948 — Первоклассница — почтальон
1950 — В степи — водовоз (нет в титрах)
1950 — Заговор обречённых — прислуга в американском посольстве (нет в титрах)
1950 — Смелые люди — немец с губной гармошкой (нет в титрах)
1951 — Сельский врач — больной (нет в титрах)
1952 — Майская ночь, или Утопленница — писарь
1953 — Завтрак у предводителя — кучер Карп
1954 — Налим — Ефим
1954 — Море студёное — дьячок
1955 — Белый пудель — слуга Иван
1955 — Овод — нищий
1955 — Самоуверенный карандаш — дворник
1955 — Секрет красоты — председатель экзаменационной комиссии
1955 — Судьба барабанщика — Николя
1956 — Драгоценный подарок — профессор Утятин
1956 — Человек родился — сосед Петрова
1957 — Его время придёт — эпизод
1957 — Звёздный мальчик — слуга в замке (нет в титрах)
1957 — Как поймали Семагу — посетитель кабачка
1957 — Новый аттракцион — охотник из шалаша
1957 — Поединок — Клодт
1957 — Шторм — человек на заготовке дров (нет в титрах)
1958 — Девушка с гитарой — флейтист (нет в титрах)
1958 — Звероловы — эпизод (нет в титрах)
1958 — Лавина с гор — слуга Муса (нет в титрах)
1958 — Новые похождения Кота в сапогах — шут, колдунья
1958 — Сампо — чародей
1958 — Юность наших отцов — поп
1959 — Василий Суриков — ряженый
1959 — В нашем городе — дворник
1959 — Косолапый друг — зритель в цирке
1959 — Марья-искусница — Квак
1959 — Муму — человек, купивший Муму у Степана (нет в титрах)
1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — работник почты
1959 — Судьба человека — пьяный немецкий солдат (нет в титрах)
1959 — Тоже люди — французский офицер
1960 — Конец старой Берёзовки — прохожий (нет в титрах)
1960 — Осторожно, бабушка! — пенсионер Барашкин, исполняет песни (в титрах не указан)
1960 — Своя голова на плечах — сторож
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — чёрт, сплетница
1961 — Совершенно серьёзно. Приятного аппетита — швейцар (нет в титрах)
1961 — Человек ниоткуда — электромонтер (нет в титрах)
1961 — Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс — полицейский-городовой из Рыбнадзора в лодке
1962 — Деловые люди. Вождь краснокожих — папаша Эбенезер Дорсетт
1962 — Я купил папу — продавец в зоомагазине (нет в титрах)
1963 — Большой фитиль. Гудок — капитан парохода
1963 — Королевство кривых зеркал — наиглавнейший церемониймейстер, возчик, вдовствующая королева
1963 — Сгорел на работе — эпизод
1963 — Слепая птица — буфетчик
1963 — Сорок минут до рассвета — эпизод
1964 — Всё для Вас — дворник
1964 — Морозко — Баба-Яга, разбойник-дьяк
1964 — Обыкновенное чудо — палач
1965 — Бывает и так — «Скелет Аполлона»: эпизод и «Сбежала машина»: озвучивание
1966 — Заблудший (фильм) — колхозник — возница
1966 — Весёлые расплюевские дни — Омега
1966 — Волшебная лампа Аладдина — Наимудрейший
1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — доминошник
1967 — Война и мир — пленный француз Морель
1967 — Дубравка — Антон Юрьевич, почтальон
1967 — Огонь, вода и… медные трубы — Кощей Бессмертный, Баба-Яга, пожарный
1968 — Калиф-аист — мудрец Селим
1968 — Улыбнись соседу — Владимир Захарович
1969 — Варвара-краса, длинная коса — царь Чудо-Юдо
1969 — Две улыбки. Выкрутасы — эпизод
1969 — Старый дом — конвоир
1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — шут Балакирев
1970 — Бушует «Маргарита» — пассажир (нет в титрах)
1970 — Хуторок в степи — старик
1970 — Шаг с крыши — вождь хапов Гы
1971 — Держись за облака — Березка
1971 — Достояние республики — железнодорожник
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — посыльный инквизитора (нет в титрах)
1972 — Включите северное сияние — учитель физики
1972 — Золотые рога — Баба-Яга, дед Маркел
1973 — Доброе дело — генерал
1973 — Обновили — дедушка Бори
1975 — Финист — Ясный Сокол — Кастрюк
1976 — Деревня Утка — Шишок Мсье Браунинг
1976 — Пока бьют часы — министр войны
1976 — Развлечение для старичков — дедушка
1978 — Замурованные в стекле — эпизод
1978 — Осенние колокола — правитель европейской державы
1979 — Мой первый друг — предводитель бродяг Дик
1979 — Самые большие гонки — эпизод
1980 — Если бы я был начальником — дед Любы
1980 — История одного подзатыльника — прадедушка Димы Бугаева
1980 — Полёт с космонавтом — старый конюх (нет в титрах)
1980 — У матросов нет вопросов — пассажир
1981 — Андрей и злой чародей — Цмок
1981 — Шестой — старик-шахматист
1982 — Безумный день инженера Баркасова — сосед
1982 — Серебряное ревю — дядя Яша (нет в титрах)
1983 — Без особого риска — пассажир ялтинского автобуса (нет в титрах)
1983 — Мэри Поппинс, до свидания! — ворон (1 серия, «Леди Совершенство») / попугай Сэр Томас (2 серия, «Неделя кончается в среду»; озвучивание)
1983 — Комета — пенсионер
1984 — Осенний подарок фей — солдат-охранник
1985 — Внимание! Всем постам… — пациент в больнице (нет в титрах)
1985 — Господин гимназист — пассажир на вокзале
1985 — После дождичка в четверг — визирь шаха Бабадура
1986 — Кин-дза-дза! — постовой старик-эцилопп в капюшоне (в титрах не указан)
1986 — Полёт в страну чудовищ — генерал
1988 — На помощь, братцы! — царь
1990 — Убийство свидетеля — старичок с улицы
1991 — Veniks. Половые щетки — Ариана
1991 — Действуй, Маня! — Иван Акимыч
1991 — Пять похищенных монахов — вор Кощей
1992 — Детонатор — чукча
1992 — Ка-ка-ду — адвокат