Георгий Петрович Дмитриев
Георгий Петрович Дмитриев — советский и российский композитор, лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште и Тренто. Творчество выдающегося русского композитора Георгия Дмитриева — особая страница в истории советской и постсоветской музыки. Живая сопричастность великой русской культуре, ее духовной традиции и в то же время открытость творчества достижениям современного мирового искусства делают Г.П. Дмитриева одним из ведущих отечественных композиторов наших дней.
Георгий Петрович Дмитриев родился 29 октября 1942 года в городе Краснодаре в семье военного врача. С шести лет обучался игре на фортепиано. К этому же возрасту относятся и первые попытки сочинения музыки. В 1958-1961 годах он занимается в Краснодарском музыкальном училище по классам фортепиано, теории музыки и сочинения. По совету Д.Д. Шостаковича поступает в 1961 году в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского на композиторское отделение, где учится в классе профессора Д.Б. Кабалевского. В 1966 году окончил консерваторию, в 1968-м — аспирантуру с отличием. С 1969 года — член Союза композиторов СССР.
С конца 60-х годов Г.П. Дмитриев, занимаясь композиторской деятельностью, одновременно ведет педагогическую, научную и общественную работу. В Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных он преподает сочинение, инструментовку, полифонию, в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского — сочинение.
В 1973 году выходит из печати его книга «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние» — первая монография по данному вопросу на русском языке, а в 1981 году он публикует исследование «О драматургической выразительности оркестрового письма».
На ежегодном музыкальном фестивале «Московская осень», основанном в 1979 году, с неизменным успехом исполняются масштабные сочинения Г.П. Дмитриева в симфоническом, ораториальном, камерно-инструментальном, хоровом жанрах.
С 1986 года Г.П. Дмитриев — заместитель председателя правления Московской организации СК РСФСР, а в 1988 году избирается ее председателем. В 1989 году по инициативе Г.П. Дмитриева создается Союз композиторов Москвы с самостоятельным творческим и экономическим статусом. С именем Дмитриева связаны организация новых музыкальных фестивалей, учреждение Ассоциации современной музыки (АСМ), Ассоциации электронной музыки, а также проведение первых концертов ранее запрещенной православной хоровой музыки, исполнение сочинений репрессированных композиторов (в частности, Николая Рославца), произведений современных западных авторов — Ксенакиса, Штокхаузена, Берио и др.
В 1989-1991 годах Г.П.Дмитриев — секретарь правления и первый заместитель председателя Союза композиторов СССР. На этих постах он активно работает над реформированием авторско-правовых, социально-экономических и международных программ СК СССР. В 1992 году Г.П. Дмитриев избирается председателем Международной ассоциации композиторских организаций стран СНГ. С 1993 года он — председатель Русского музыкального товарищества (РМТ), общественного объединения, ведущего независимую творческую, концертную и издательскую деятельность. РМТ выступило одним из учредителей Общероссийского общественного движения «Россия Православная», в центральный совет которого Г.П. Дмитриев входил с 1997 года.
За годы творчества композитором созданы произведения практически во всех музыкальных жанрах. Многие из них получили признание не только в России, но и за рубежом, звучали в исполнении известных музыкантов (дирижеры Г. Рождественский, В. Федосеев. Г. Проваторов, Ф. Глущенко, В. Кожухарь, П. Коган, А. Лазарев, А. Ведерников, В. Понькин; скрипачи О. Каган. М. Федотов, Ю. Мазуркевич, И. Медведева, Г. Муржа; альтист М. Толпыго; виолончелисты М. Чайковская, В. Симон, В. Тонха, Б. Андрианов; хормейстеры В. Ионов, И. Цепетис, Л. Ефимова, Л. Лицова, В. Попов, А. Петров; вокалисты В. Левко, Л. Филатова, В. Маторин, И. Чистякова, Е. Заремба. В. Гривнов, Д. Корчак, В. Ладюк, М. Давыдов. А. Татаринцев, Б, Рудак, С Радченко, О. Диденко; пианисты — Е. Татулян, И. Соколов, П. Дмитриев; перкуссионист М. Пекарский и др.), изданы крупными музыкальными издательствами, выпущены на грампластинках и компакт-дисках.
Произведениям Дмитриева посвящены исследования и статьи — в их числе монография Ю.И. Паисова «Хоровое творчество Георгия Дмитриева» - М., 2007 — 339 с. Г.П. Дмитриев — лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште (1988) и Тренто (1991). Удостоен Золотой пушкинской медали (2000), Премии правительства Москвы (2001), почетного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003), медали «Н.В. Гоголь» (2009). С марта 2010 года доступен персональный сайт композитора, разработанный и сформированный аспиранткой и преподавателем РАМ имени Гнесиных К.А. Новиковой: www.gdmitriev.ru.
Многогранный музыкальный талант, высокое профессиональное мастерство и богатая эрудиция композитора получали неизменно высокую оценку известных музыкальных деятелей. Так, по словам профессора В. Задерацкого, «может быть, наиболее ценным и впечатляющим в музыке Георгия Дмитриева является его чувство русской интонации, русского звукового образа, сотворенного из «новых слов», основанного на новых источниках ритмических энергий». Доктор искусствоведения М. Лобанова особо подчеркивает связь творчества Г.П. Дмитриева с традициями русской музыкальной классики: «В поисках истоков, интонационной достоверности, в отказе от любой внешней самоцельной и выигрышной «выразительности» ощутимы связи с наследием Мусоргского. «Хочу правды» и «хочу сказать ее по-новому» — так можно было бы перефразировать классическую формулу русского национального мироощущения применительно к произведениям Г.П. Дмитриева».
Композитор Р. Щедрин отмечает «большой природный дар», «настоящее мастерство и высокую культуру» Георгия Дмитриева. По мнению Щедрина, «композитор ищет новые, смелые, иногда рискованные, можно даже сказать экстремальные пути. И вместе с тем, он нигде не порывает с традицией...».
Журнал «Книги и искусство в СССР» констатировал поиск композитором «нового типа национальной русской
музыкальной речи». Музыковед Ю. Корев подчеркивает: «Особенность творчества Г.П. Дмитриева — некая внутренняя приверженность композитора к определенному национально-типологическому комплексу. Комплекс этот прежде всего явление духовное и определяют его в общей форме равный интерес к истории и к современности, ощущение неразрывности связи времен — прошлое в настоящем и настоящее в прошлом». Хормейстер профессор В.С. Попов указывает на «мощный талант и незаурядное мастерство» Дмитриева. «Его музыкальный язык представляет собой сгусток современных достижений, соединенных с глубоким знанием фольклора и классических традиций. Именно этим и определяется яркая творческая индивидуальность композитора. Во всех его сочинениях ясно просвечивается чисто «дмитриевская» мелодика, гармония, самобытные приемы метроритмической организации и формообразования… его стиль и почерк всегда узнаваемы".
Музыкальные произведения Г. П. Дмитриева (MP3)
на официальном сайте композитора : http://gdmitriev.ru/music/?perpage=0