Георгий Свиридов: Музыка как судьба (Из дневников Георгия Свиридова)
Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Георгий Свиридов; сост. А. С. и В. С. Белоненко; авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко; науч. ред. С. И. Субботина. - 2-е изд. дораб. и доп.- М.: Молодая гвардия, 2017. - 795[5] с.: ил. - 7000 экз. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое: вып. 28).
Книга дневниковых записей русского композитора Георгия Свиридова, которой издатели дали название «Музыка как судьба», вышла в 2002 году и стала важным событием в русской культуре. И не только в музыке, хотя Свиридов, без сомнения, один из крупнейших композиторов ХХ века, но и в культуре в более широком смысле – его размышления вписаны в контекст литературы, философии, общественных споров 60 – 90-х годов, к которым относятся дневники.
Время показало, что книга «Музыка как судьба» по-прежнему волнует наших соотечественников. К тому же выросло новое поколение творческой молодежи, которые любят и исполняют разнообразные произведения Свиридова, но не знакомы с его «летучими» записями, открывающими тайны его души и ума, ибо книга сразу же по выходу стала библиографической редкостью. Второе издание дневников включает новые, до времени не публиковавшиеся тексты и предлагает глубокие и своевременные комментарии, которые подготовили музыковед, президент Национального Свиридовского фонда Александр Белоненко и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Сергей Субботин.
В новом издании добавлены записи 1963 и 1984 года, что расширяет наши представления о творчестве композитора и эволюции его взглядов. Эти взгляды стали, пожалуй, главным, что поразило читателей первого издания – знаменитый советский композитор оказался на деле предельно «несоветским», настроенным весьма критично и к окружающей действительности, и к корифеям тогдашней культуры, прежде всего к представителям модернизма и постмодернизма.
Своим упрямым консерватизмом, защитой исконных, национальных корней музыки и культуры вообще Свиридов оказался близок «патриотическому» направлению общественной мысли, которое после выхода дневников прочно зачислило его в свои союзники. На самом деле мировоззрение Свиридова шире узко понятого патриотизма: оно питается богатствами мировой культурной традиции, отвергая как попытки загнать ее в национальные «резервации» (т.н. "русской цивилизации"), так и нарастающее стремление «демократизировать» ее, свести к "народной", а на деле – огрубить и опошлить.
Мысли композитора на эту тему будут интересны читателям любых взглядов и возрастов, прежде всего тем, кто видит в недавней, но уже изрядно забытой «свиридовской» эпохе корни наших нынешних достижений и проблем.
-------
См. также: Георгий Свиридов. К вопросу о национальном бестселлере... -
http://reading-hall.ru/publication.php?id=20413