ГЕРОИ ГОЛУБОГО ЭКРАНА - Кино в Советском Союзе было настолько популярным, что грань между вымыслом и реальностью практически стиралась. Особенно это касалось фильмов о наших неуловимых и бесстрашных разведчиках.
ГЕРОИ ГОЛУБОГО ЭКРАНА - Кино в Советском Союзе было настолько популярным, что грань между вымыслом и реальностью практически стиралась. Особенно это касалось фильмов о наших неуловимых и бесстрашных разведчиках.
Рассекреченные судьбы
Советский разведчик Рихард Зорге, работавший под прикрытием журналиста в Японии, и в самом деле был реальной личностью.
Правда, его имя на долгие годы было предано незаслуженному забвению.
Но вот в Главном управлении имперской безопасности фашистской Германии (РСХА) разведчиков такого ранга, как Штирлиц, не было.
Был обер-лейтенант Харро Шульце-Бойзен, офицер люфтваффе, протеже рейхсмаршала Геринга и один из руководителей ячейки сети советской разведки, известной как «Красная капелла».
Был «Брайтенбах» - гауптштурмфюрер Вилли Леман, начальник отдела контрразведки на военно-промышленных предприятиях Третьего рейха. К сожалению, в 1942 году гестапо удалось выйти на след многих наших агентов. Все они были убиты или казнены.
В том же списке был уволенный за дисциплинарные нарушения сотрудник контрразведывательного отдела полицай-президиума Берлина Эрнст Кур, пытавшийся через сотрудничество с советской разведкой повысить свое материальное благосостояние. Была и неудачная попытка вербовки нелегалом Эрихом Такке некоего Мейснера - офицера СС, работающего в секции «Юг-Восток» ведомства Геринга...
Впрочем, в «Семнадцати мгновениях весны» есть один эпизод, имевший место в жизни другого разведчика - Конона Трофимовича Молодого, ставшего прообразом резидента Ладейникова в кинофильме «Мертвый сезон».
В основу сценария ленты была положена реальная история операции по проникновению советской разведки в секреты британской секретной лаборатории в Портленде.
Там над созданием бактериологического оружия работали ученые из Германии. Все было «как в кино». Прикрытие Молодого - владелец фирмы по продаже музыкальных, игровых и торговых автоматов по фамилии Лонсдейл. Потом предательство провокатора, арест, суд, приговор - 25 лет лишения свободы. Даже финал - обмен Ладейникова на полковника Николса - не был плодом фантазии авторов сценария. На мосту, где проходила граница между ГДР и ФРГ, Молодый в 1964 году был обменян на британского шпиона Гревилла Винна, арестованного в Москве.
Кстати, помните, в «Мгновениях» сцену свидания Штирлица в берлинском кафе с женой? Так вот, «бизнесмену Лонсдейлу» удалось съездить на три дня в качестве туриста в Ленинград. Там в кафе «Аврора» на Невском проспекте он не только увидел свою жену Галину, но даже смог потанцевать с ней. Правда, предварительно спросив «разрешения» у сопровождавшего ее кавалера.
Естественно, главными консультантами «Мертвого сезона» были сам Молодый и Вильям Генрихович Фишер, больше известный как полковник Рудольф Абель.
Именно его, легендарного разведчика, следует считать прообразом главного героя сериала «Щит и меч» Иоганна Вайса - Александра Белова (А. Бел).
Кстати, судьбы двух разведчиков первый раз пересеклись во время войны, когда офицер абвера пинком вышвырнул с крыльца некого задержанного юношу.
Абверовцем был Рудольф Абель, а арестованным - начинающий диверсант Конон Молодый, за день до того выброшенный с парашютом для выполнения задания и задержанный полевой жандармерией. После войны они встретились в Америке - резидент и оперативный сотрудник-нелегал.
Два прототипа майора Вихря
История спасения диверсионной группой майора Вихря заминированного фашистами Кракова тоже не является художественным вымыслом Юлиана Семенова.
Сохранением своего национального достояния поляки обязаны разведчикам сразу двух групп, действовавших параллельно. Их возглавляли Алексей Ботин (Ботян) и Евгений Березняк.
Список этих героев был бы неполным без упоминания главного действующего лица трилогии «Путь в "Сатурн"», «Конец "Сатурна"» и «Бой после победы», которую довольно часто показывают и сегодня. Наверное, очень удивились сотрудники Управления строительства дорог на Ставрополье, узнав, что их скромный начальник Александр Иванович Козлов стал прототипом главного героя фильма советского разведчика Крылова-Крамера.
Его биография мало чем отличается от биографий выпускников пехотных училищ 1941 года. Фронт. Окружение. Партизанский отряд. Плен. Согласие на сотрудничество с фашистами и направление на учебу в разведшколу «Сатурн». Заброшенный немцами под Москву, Козлов явился в контрразведку. А дальше началась большая игра с матерыми абверовцами. Отлично «выполняя» порученные ёму задания, Александр не только прочно обосновался в «Сатурне», но и получил звание капитана, был награжден Железным крестом. В конце войны попал в плен к союзникам, а вернувшись на родину - в бериевские застенки. Только в 1963 году военный трибунал восстановил его честное имя. О разведчике стали писать, он работал консультантом на «Мосфильме».
В конце 1960-х годов, после выхода фильмов и книг о «Сатурне», Козлов получил неприятное письмо от сценариста кинотрилогии Василия Ардаматского. Тот требовал прекратить выступления, в которых бывший разведчик рассказывал правду. Например, о том, что не был знаком с главой военной разведки адмиралом Канарисом. Так вымышленная реальность попыталась потеснить подлинную.
Адъютант его превосходительства
В 1965 году писатель Лев Никулин закончил работу над романом-хроникой «Мертвая зыбь», посвященного проведенной ОГПУ в 1920-х годах операции «Трест». На самом деле главный герой этой книги - Александр Александрович Якушев - бывшим царским чиновником не был.
Он являлся кадровым сотрудником контрразведки. Да и сама «Монархическая организация Центральной России» (МОЦР) была химерой, а точнее - способом противодействия белоэмигрантским организациям и капканом для поимки матерого британского шпиона Сиднея Рейли.
К тому времени из всех участников событий в живых остался только начальник погранзаставы, на территории которой было организовано «окно» для переходов. Почти сорок лет он прожил под чужим именем. Этого требовала легенда прикрытия: будучи «приговорен» за пособничество врагу к смертной казни, краском Тойво Вяхя исчез, а на одной из дальних погранзастав появился новый командир Иван Петров.
Он оказался неоценимым консультантом во время съемок фильма «Операция 'Трест"». Когда снималась сцена перехода Рейли через границу, актер Иван Власов, исполнявший роль пограничника, аккуратно поддерживая под локоток актера Всеволода Якута, игравшего Рейли, повел его через переправу. Вяхя тут же остановил съемку и рассказал, что в реальности он нес шпиона на себе как драгоценный трофей. Худощавый и стройный Власов посмотрел на массивного Якута с ужасом. Но перенес!
Наконец, обаятельный «адъютант его превосходительства» Павел Андреевич Кольцов - также не вымышленный персонаж
Красный разведчик Павел Макаров был личным адъютантом командующего Добровольческой армией генерала Май-Маевского. Блестящий штабс-капитан, допущенный к высшим военным секретам, перед которым заискивали даже старшие офицеры, однажды был удостоен рукопожатия самого барона Врангеля.
Правда, эффектная концовка сериала - диверсия, в результате которой был отравлен под откос эшелон с танками - плод фантазии авторов книг «Адъютант его превосходительства» и «Седьмой круг ада» Болгарина и Северского.
Не было у разведчика и провала - он благополучно «отслужил» при штабе до конца Гражданской войны. После ее окончания Макаров работал в органах ВЧК. В середине 1920-х написал мемуары «Адъютант генерала Май-Маевского». А в годы Великой Отечественной войны стал одним из организаторов партизанского движения в Крыму.
Константин НИКОЛАЕВ
Николай, пожалуйста. Статья действительно интересная, много знала, а про адьютанта узнала из статьи.))
Запись с магнитной ленты 1969 года, поёт Вильям Генрихович Фишер (Рудольф Абель).
По-моему, это была радиопередача с его участием, где он не только пел, но и что-то рассказывал. Я была тогда семилетним ребенком. К сожалению сохранилась только песня о разведчиках. Записывал мой отец, я помню, что ему очень понравилось исполнение, и песня была сохранена среди эстрадных исполнителей того времени.
Однажды Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев обратился к своему помощнику с вопросом: «А Штирлица мы наградили?» Это случилось после того, как генсек посмотрел сериал «Семнадцать мгновений весны». Удивительно, но за пятнадцать лет до этого такой же вопрос задал первый секретарь ЦК КПСС Хрущев, посмотревший фильм «Кто вы, доктор Зорге?». В этих оговорках нет ничего удивительного - персонажи культовых советских фильмов настолько западали в душу зрителям, что очень многие вполне серьезно считали их реальными людьми.