E=MC2 - десятый альбом итальянского музыканта, композитора и продюсера Джиорджио Мородера, вышедший в 1980 году на Oasis Records в Германии, Casablanca Records в США и т.д. Этот альбом, наряду с From Here to Eternity (1977) явился предтечей всей современной электронной танцевальной музыки.
E=MC2 построен по стандарту диско-альбомов: первая сторона, хоть и состоит из трех вещей, идет нон-стопом. Всего в альбоме шесть вещей: по три на каждой стороне. В концовке альбома - заглавной песне - Джиорджио Мородер голосом, пропущенным через вокодер зачитывает технологии создания альбома, а также перечисляет работавших над записью звукоинженеров. По звучанию E=MC2 довольно короткий - чуть более 30 минут, хотя виниловый формат вмещает на долгоиграющую пластинку до 40 с лишним минут. Но про этот альбом можно сказать: мал да удал.
E=MC2 рекламировался, начиная с обложки, как "первый электронный альбом, записанный на цифру вживую". "Это первая запись такого рода," - заявлял Джиорджио, - "это музыка, запрограммированная в виде сгустков энергии, закодированная в цифры на микрокомпьютеры и записанная с помощью цифрового процесса. Затем мы отредактировали ее на компьютере, и энергия вновь представилась в виде музыки, но со значительно пониженным содержанием шумов и искажений. Это очень близко к "чистому звуку"!"
Как гласил пресс-релиз альбома от его издателя - Casablanca Records: "E=MC2 - это революционное сотрудничество человека с компьютером, это представление, в котором задействованы 25 компьютеризированных синтезаторов, четверо компьютеризированных клавиш, 3 микрокомпьютера плюс электронная перкуссия, ударные и вокал. В итоге, цифровая технология и человеческое творчество слились в живом концерте. И музыка - выберите любой ее фрагмент - говорит сама за себя."
Джиорджио Мородер не был первооткрывателем электронной танцевальной музыки - группа Kraftwerk работала до него в этом направлении. Но Мородер оказался первым, кто раскусил все возможности этого направления и ярко показал их в альбоме E=MC2. Если работы Мородера с Донной Саммер обычно были насыщены звучанием струнных инструментов и богатой оркестровкой, то E=MC2 демонстрирует исключительно синтезаторный звук. В конце 1970-х многие музыканты применяли синтезаторы в диско- и прочих танцевальных альбомах, но они всегда комбинировали электронное звучание с трубами, скрипками, перкуссией латино и т.п., а E=MC2 сделан только на синтезаторах.
Простейшие по композиции песни - обычные танцевальные номера в духе диско - звучат необычайно свежо и рискованно для своего времени, благодаря своему цифровому производству. Чтобы до конца оценить, насколько E=MC2 был опережающим свое время альбомом, достаточно учесть, что в 1979 году при записи R&B или танцевальной поп-музыки отнюдь не использовались никакие высокие технологии, все делалось с помощью кучи студийных музыкантов. Электронная танцевальная музыка - предшественница техно, хауса и индастриала появилась когда хип-хоп был в колыбели, а субкультуру рейва еще не изобрели.
Да что там говорить про танцевальную музыку, когда во всей мировой музыке в то время никто, кроме пожалуй Брайана Ино и Кластера не понимал все тонкости звуковой среды, Джиорджио Мородер и Гарольд Фальтермейер создали удивительно насыщенное уникальное сочетание теплого человеческого вокала с электронным звучанием не только инструментов, но и самих голосов.
Если опять прибегать к популярному сравнению с Крафтверком, то Мородер, в отличие от холодного роботизированного, а главное - сильно идеологизированного звучания Kraftwerk, сотворил с помощью компьютеров гораздо более человечную музыку. Возможно в этом и кроется причина, почему Крафтверки находятся во всех списках и упоминаются в качестве первооткрывателей и праотцов, а про Джиорджио Мородер стараются не вспоминать. Теплая человечная музыка нынче "не в формате", а "в формате" сейчас все, что омертвляет. "Нечеловеческая музыка" более отвечает идеологии глобализма...
Сравнивая свое творчество с концептуализмом Kraftwerk, Мородер говорил: "Это не то, что мне нравится. Я не настолько сложный и интеллигентный композитор, и даже не заинтересован стать таковым. Я буду гораздо счастливее, делая то, что знаю и могу делать, а не то, в чем я не уверен."
О профессиональном признании Мородера говорит и популярность его студии Musicland за время ее существования в 1970-х годах. Дело в том, что с приходом к власти лейбористов в те годы, в Англии невероятно увеличились налоги, и особенно тяжким был прогрессивный налог для богатых. Поэтому популярные британские музыканты стали, из элементарной экономии, записываться преимущественно за границей. А в Европе 1970-х было негусто с хорошо укомплектованными как оборудованием, так и высококлассными специалистами, студиями, и Musicland была, пожалуй, лучшей на континенте. В ней записывались в разное время такие киты рок-музыки, как The Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, Queen, Electric Light Orchestra, Элтон Джон и многие другие. Очередь была расписана на год вперед. Все эти музыканты высоко оценивали как профессиональные качества студийных работников Musicland, так и общую теплую атмосферу в студии.
Необходимо отметить, что E=MC2 является плодом студийного сотрудничества Мородера с Гарольдом Фальтермейером, другим талантливым музыкантом, композитором и продюсером из Мюнхена. Будучи обладателем абсолютного слуха, Фальтермейер с шести лет занимался музыкой, удачно сочетая свое академическое обучение классической музыке с увлечением рок-н-роллом. Гарольд учился игре на трубе и фортепиано в Мюнхенской музыкальной академии, в то же время играл на органе в рок-группе, а позже стал подрабатывать в качестве звукоинженера в студии. После трех лет практики, престижный лейбл Deutsche Grammophon стал доверять ему запись большинства актов классической музыки.
В 1978 году Джиорджио Мородер, заметив высокий творческий потенциал Фальтермейера, пригласил его участвовать в записи музыки к фильму Midnight Express. Фальтермейер играл там на клавишах, а также выступил как аранжировщик. Эта запись положила начало долговременному сотрудничеству двух талантов, а кроме того открыла Фальтмейеру дорогу в мир Голливуда, где он стал писать музыку к фильмам, получив два Оскара.
Обложка E=MC2: я помню, как зачаровывающе смотрелись все эти синусоиды звуковых файлов в 1980 году! Во времена, когда мы не знали слова "файл". И Джиорджио Мородер на обложке с электронными схемами на груди... Обложку оформлял японский художник-иллюстратор Шусеи Нагаока, делавший обложки для многих рок-групп (Jefferson Starship, Electric Light Orchestra, Deep Purple и др.).
Produced by Giorgio Moroder, Harold Faltermeyer
Engineered by Jürgen Koppers, R. Morgan, Steven Smith, Lauri Kanner
Recorded live digitally by Soundstream, Inc., except for pre-recorded
2nd and 3rd part harmonies
Computerized Digital Editing by J. Bloomenthal, B. Rothaar
Mastered at Allen Zentz by B. Gardner
Artwork by H. Vizcarra and G. Parsons / Gribbitt!
Photography by R. Slenzak
Illustrated by Shusei Nagaoka