Городской и сельский традиционный блюз - Champion Jack Dupree
Эволюция блюза в джазе
Данный диск посвящен одному из основных корней джаза – блюзу.
Главный объем записей здесь составляет так называемый
“традиционный блюз”, который, в свою очередь можно условно
поделить на “сельский” и “городской”. Это тот самый вид музыки,
который зародился в Соединенных Штатах Америки, где при особых
обстоятельствах смешалось много разных культур. Одним из “особых”
обстоятельств было наличие рабовладения в этой стране. США не были
единственной страной в мире, где использовался рабский труд. Даже в
России существовало крепостное право. Но именно в США, где рабами
были негры, вывезенные из Африки, появился блюз, этот ни на что не
похожий способ самовыражения бесправных, униженных людей,
обладающих огромным запасом творческих сил.
Я не стану вдаваться в исторические подробности формирования
блюзовой культуры, поскольку у обладателя данного диска есть
возможность впервые прочесть здесь же соответствующую главу из книги
одного из выдающихся историков джаза - Маршалла Стернса. (Эта книга
была переведена в г. Воронеже в 70-е годы замечательным энтузиастом
джаза Юрием Верменичем, в условиях, когда “самиздат” был делом,
уголовно наказуемым.) Получив от друзей экземпляр машинописной
рукописи этого перевода, я подредактировал его и перевел в форму
электронного документа, чтобы сделать этот текст достоянием масс.
Другой энтузиаст и знаток джаза – коллекционер виниловых пластинок
Владимир Левицкий помог мне с подбором редких, старых записей
раннего блюза, которые и были “оцифрованы” мной на компьютере. Эти,
чудом сохранившиеся образцы архаического блюза, в исполнении,
главным образом, выходцев из Юга США, из района так называемой
“Дельты” помогут современному слушателю глубже проникнуть в
сущность такого явления как джаз.
Но главное, что я не ограничился только архаическим, традиционным
блюзом, а решил показать в рамках одного диска, как изменялся блюз с
появлением новых и новых видов джаза, кончая так называемым
авангардом, когда блюз был полностью переосмыслен.
*-*
В ранних образцах сельского и городского блюза чувствуется полная
свобода в исполнении. И действительно, блюз был чуть ли не
единственным средством ощущения свободы для черных обитателей США
времен рабства. Слушая эту музыку, чувствуешь, что исполнитель не
связан ничем, даже так называемым “квадратом”, то есть обязательной
последовательностью аккордов, а также их протяженностью во времени.
Ведь главное для него – это выразить то, что накипело в душе, облегчить
свои страдания. Так, например, и поет Джек Дюпри в одном из своих
блюзов, приведенных на данном диске:
“Cold ground, cold ground is my bed
Lord, rocks is the pillow where I lay my head
The winds that blows is my spread
And the moon keeps me company.
For ten long years I had no place to go
Walkin’ up and down the road and place I go
Sometime eatin’ sometime sleepin’
Sometime don’t have a dime.
То, что джазмены называют “блюзовым “квадратом”, появилось лишь
тогда, когда возникли первые джаз-бэнды. Для того, чтобы играть блюз
вместе, исполнителям необходимо было научиться ограничивать себя,
считая такты и беря одни и те же аккорды в одно и то же время. Таким
образом, можно считать, что профессионализация джаза означала отказ
от полной свободы, характерной для архаического блюза. И чем дальше
развивался джаз, тем больше ограничений вставали на пути музыкантов.
Особенно ярко это видно, если проследить переход от сельского
акустического блюза к электрифицированному ритм-энд-блюзу. Тогда, в
конце 30-х, сельские исполнители, переехавшие в большие города типа
Чикаго, вынуждены были петь не на природе, а в шумных забегаловках
рабочего Южного района. Чтобы их было слышно, были придуманы
звукосниматели для гитар, была изобретена бас-гитара, а вокалисты
начали петь через микрофоны. Так у блюза появилась совсем другая
энергетика, а заодно и новая исполнительская техника. Блюзмены,
объединенные в небольшие группы, вынуждены были исполнять свои
пьесы, следуя “квадрату” - чаще всего двенадцати-тактовой схеме блюза,
построенной на трех аккордах – тонике, субдоминанте и доминанте.
Но такое произошло с блюзом гораздо раньше, еще в начале ХХ века,
когда его стали исполнять первые диксиленд-бэнды. А затем блюз стал
неотъемлемой частью свинга, в исполнении как биг-бэндов, так и малых
составов. Постепенно, переходя от диксиленда к свингу, гармоническая
схема блюза менялась. Блюз становился в гармоническом отношении все
более изощренным за счет добавления множества проходящих аккордов.
Постепенно возникло новое представление о блюзе. Для
профессиональных джазменов слово “блюз” стало обозначать не столько
настроение, состояние исполнителя, сколько схему, которая известна
заранее. Когда, приходя на джем-сэшн, музыканты говорят: “А сейчас
сыграем “по блюзу”, то дальше ничего объяснять не надо. А для
исследователей, также как и для простых любителей джаза, “блюз”
остался в сознании как особый вид переживания, независимо от
профессиональных представлений.
Алексей Козлов
Champion Jack DUPREE
(William Thomas Dupree)
23 (или 4) июля 1909, Новый Орлеан, Луизиана -
21 января 1992, Ганновер, Германия
"Чампион" Джек ДЮПРИ (урожденный Вилльям Томас Дюпри)- Американский блюзовый певец, пианист, композитор, так же играл на гитаре и ударных; один из ярчайших представителей блюзового образа жизни, для кого блюз и судьба - синонимы.
Уроженец Нового Орлеана, в раннем возрасте остался сиротой. Его родители погибли в пожаре, устроенном куклукскланом, и воспитывался в том же сиротском доме, где научился играть на корнете Луи Армстронг (Louis Armstrong). Выступал на улицах Нового Орлеана, пока не получил работу тапера, танцора и конферансье в знаменитых заведениях Французского квартала. Бродяжничал. Был бутлегером. В качестве профессионального боксера провел 107 боев и был чемпионом штата Индианапола в легком весе, откуда его прозвище. Первые записи сделал в 1940 в Чикаго. В годы Второй мировой войны был призван в ВМС США. Попал в плен и два года провел в японском концентрационном лагере. По окончанию войны поселился в Нью-Йорке, но выступал и записывал пластинки в самых разных городах Америки. В конце 40-х выступал и записывался с Санни Терри (Sonny Terry) и Брауни МакГи (Brownie McGhee). Временами вынужден был подрабатывать как повар, не смотря на то, что многие его пластинки пользовались популярностью. Например, один из самых знаменитых его блюзов "Walking The Blues" в 1955 занимал 6 позицию в ритмэндблюзовых чартах журнала "Биллбоард". В 1959 одним из первых блюзмэнов в послевоенный период гастролировал в Европе. Отсутствие расистского отношения у публики и жульничества со стороны продюссеров Старого Света оказалось настолько большим контрастом по сравнению с ситуацией на родине, что Чампион Джэк Дюпри принимает решение эмигрировать в Швейцарию. Он активно гастролирует по Европе, записывает множество альбомов для небольших фирм, созданных европейскими энтузиастами блюза. Сотрудничал как с английским джазовым оркестром традиционного направления под руководством Криса Барбера (Chris Barber), так и с представителями революционного на тот момент направления блюз-рока - группой "Блюзбрейкерз" (Bluesbreakers) Джона Мэйэлла (John Mayall). Возможность стабильной работы позволяет Чэмпион Джеку Дюпри жить в относительном финансовом благополучии. В последнее десятилетие жизни он занялся живописью, одно из его полотен было продано за 7000$.
В 1990, разменяв девятый десяток лет, Чампион Джек Дюпри вновь посетил родной город, чтобы принять участие в Новоорлеанском фестивале джазовой и традиционной музыки (New Orleans Jazz & Herritage Festival). В 1990 и 1991 году записал для независимой блюзовой фирмы Bullseye два альбома, демонстрирующих великолепную музыкальную форму. Блюзмэн до мозга кости, Чампион Джек Дюпри продолжал играть блюз до последнего года жизни.
Музыкальный стиль Чампиона Джека Дюпри лучше всего определяет название его альбома 1964 года, записанного для одной из европейских фирм: From New Orleans To Chicago - "От Нового Орлеана до Чикаго": в своей музыке он легко объединяет особенности новоорлеанского и чикагского стиля. Артист, глубоко индивидуальный во всем, чем бы он ни занимался, Чампион Джек Дюпри сдабривал свои концерты блюзовыми байками: анекдотами, мудрыми как жизнь, и притчами, забавными как анекдот.
ВЭБ™'99
“Чэмпион” Джек Дюпри – один из выдающихся блюзменов своего времени. Его отличало от многих других то, с каким горьким юмором он относился к той горькой действительности, в которой существовали негры в США в первой половине ХХ века. Дюпри, согласно редким воспоминаниям очевидцев, обладал удивительным талантом шоумена и пародиста. Он умел в своих блюзах превращать самые тяжелые стороны негритянской действительности в объекты юмора. Во время своих выступлений он часто шутил, пародировал известных людей, делая это во время исполнения своих блюзов. Но, тем не менее, горечь от осознания своей участи является основным фоном всего музыкального наследия, оставшегося на немногочисленных записях Джека Дюпри.
СОДЕРЖАНИЕ
01 - Mercy On Me_
02 - Sleepin' In The Street
03 - I'm Gambling Man
04 - I'm Growin'Older Every Day
05 - Door To Door Blues
06 - When I've Been Drinking
07 - The Cold Ground Is My Bed
08 - Lonesome Bedroom Blues
09 - A Good Woman Is Hard To Find
10 - I Hate To Be Alone
Спасибо. Очень интересно,блюзы великолепные.