Горячая кровь «Голубой дивизии»
«Голубая дивизия» — единственное испанское формирование в составе Вермахта. Ее бойцы носили голубые гимнастерки и отличались непредсказуемым характером. Они остались в памяти жителей Ленинградской области как «хулиганы», воровавшие у немцев больше, чем у русских, и сделавшие «Катюшу» своим неофициальным маршем. «Голубая дивизия» единственная присягнула не Гитлеру, а идее борьбы с коммунизмом. Видя в этом свое предназначение, тысячи обученных и закаленных в боях Гражданской войны франкистов добровольно отправились на фронт Второй мировой войны с миссией «спасти Европу».
Во Второй мировой войне Испания держала нейтралитет. Не прошло и года с тех пор, как она пережила кровопролитную Гражданскую войну, так что ни человеческих, ни финансовых ресурсов, чтобы поддерживать политического соратника — Германию — не было. Тогда Франсиско Франко в ответ на упреки Гитлера (фюрер называл каудильо «подлым жидом») объявил в 1941 году набор добровольцев, желающих принять участие в «крестовом походе» на Москву против коммунистов. Добровольцев оказалось много — больше 18 тысяч человек. Кому-то не давала покоя военная слава, кто-то увяз в личных проблемах, а кто-то мечтал отомстить советским интервентам за «теплый визит» в Испанию в 1930-х годах. Всего же за 2,5 года существования «Голубой дивизии» через нее прошли около 60 тысяч бойцов, из которых более 14 тысяч не вернулись домой.
Парадоксы войны
Советское командование не воспринимало дивизию испанских добровольцев всерьез. В ноябре 1941 года в газете «Правда» была опубликована заметка с материалами допроса двух перебежчиков. Автор — батальонный комиссар, — насмехаясь над испанцами, называл их плохими бойцами и утверждал, что «при таком климате испанец много не навоюет, он скорей пропадет от холода». Тем не менее именно «Голубая дивизия» оказывала ожесточенное сопротивление в Красноборском районе, тем самым замедлив продвижение советской армии на север, к Ленинграду, и усугубив положение блокадного города.
Красноборская операция 1942 года
Изначально идя на войну с желанием отомстить за смерть родных и остановить «коммунистическую заразу», испанцы не могли принять всех порядков своих союзников. У них вызывало удивление и антипатию то, как обращались нацисты с еврейским населением. При этом отличительный знак иудея — повязка с желтой звездой Давида — стал своеобразным военным трофеем членов «Голубой дивизии», вернувшихся домой с Восточного фронта.
Мирное население относилось к испанцам неоднозначно. Офицер «Голубой дивизии» в дневнике отмечал, что отношение русских к ним менялось в зависимости от степени взаимодействия личного состава и местных жителей, как это зачастую и бывает в ходе любой оккупационной войны. Сами очевидцы в своих воспоминаниях называли испанцев «хулиганами» в противовес пришедшим им на смену прибалтийским формированиям, которые получили имя «садистов».
«Горячий» нрав
Испанцы и немцы не ладили. Бойцы «Голубой дивизии» жаловались на плохое питание и тяжелые условия боя, виня в этом своих союзников. Немцам же южане казались чересчур оживленными, беззаботными и сентиментальными. Они насмехались над привычкой набожных испанцев молиться перед боем. В отличие от немцев «Голубая дивизия», пока не наступили холода и не возникла угроза их собственной жизни, не допускали варварских грабежей и вели себя довольно дружелюбно с мирным населением, особенно когда их путь проходил через Польшу и Белоруссию. Хотя и офицерам, и солдатам было запрещено общаться с женщинами, испанцев этот приказ не останавливал. Один из офицеров в своем дневнике писал: «Многие из наших пренебрегали этими приказами, не знаю, из любви к полячкам или из нелюбви к приказам».
Испанцам очень понравилась мелодия русской песни «Катюша». Понравилась до такой степени, что они сделали ее неофициальным маршем своей дивизии, извенив немного мотив и слова. Называться марш стал «Примавера». Слова его были такими: «Русская девушка Катюшка вышла на берег Волхова и увидела, как идет в бой «Голубая дивизия»… грустная песня войны и любви… если меня убьют, не грусти обо мне, Катюшка, запомни лишь эту песню…»
Поселок Динамо. Почетный караул около штаба 250 дивизии. Фото 1943 год.
С дисциплиной в испанской дивизии было действительно плохо. Отчеты ЧГК, начавшего расследование военных преступлений еще до конца войны, подтверждают, что главным пороком испанских добровольцев было воровство. Причем воровали они и у русских, и у немцев.
Испанцы жутко бесили немцев своей недисциплинированностью. Так, испанцы часто не приветствовали проходящих мимо офицеров; расстёгивали крючок и верхнюю пуговицу на кителе, чтобы было видно синюю фалангистскую или зелёную легионерскую рубашку; любили запихивать руки в карманы и так ходить. Раненые часто покидали госпитали и уходили гулять в город без какого-либо разрешения. Помимо этого, испанцы прославились совершенно безобразным поведением в барах и на попойках. Так, особую известность получили побоища между испанцами и немецкими подводниками, произошедшие в барах Кёнигсберга.
Федор фон Бок оставил в своем дневнике такую запись о добровольцах-испанцах:
«Парни режут новую упряжь на брючные ремни и подтяжки, а коробки от противогазов используют в качестве котелков для варки кофе. Из-за прокола в шине испанцы бросают почти новые велосипеды на обочине дороги, а пулемет MG-34 частенько собирают с помощью молотка. «Лишние» детали, которые остаются после сборки, закапываются в землю».
Когда зимой 1942 года ударили 40-градусные морозы, в ружьях замерзло масло, а картошку, по воспоминаниям очевидцев, можно было только разрубить, теплолюбивые неприятели стали «раздевать» мирное население. За неповиновение и отказ отдать теплые вещи и валенки следовал расстрел. Иван Алексеевич Митрофанов из деревни Гвоздец дал показания ЧГК: «В ту же зиму 1942 года испанцы содрали с ног в поле на дороге у идущего Гришина Михаила Алексеевича, и он босиком, избитый едва прибежал в деревню. Много отняли валенок у живущих в деревне инвалидов из инвалидских домов. От гражданки Филипповой Прасковьи Алексеевны испанцы отобрали все валенки, при этом избили её очень сильно ручными гранатами, мне тоже угрожали гранатой».
Командир «Голубой дивизии» и будущий военный министр Испании Агустин Муньос Грандес
Со временем мирное население стало прятать от испанцев хорошие теплые вещи. Люди предпочитали ходить в тряпье, чем поставить свою жизнь и имущество под угрозу. Нищета, голод и холод глубоко поразили испанцев, которые и сами, казалось бы, недавно пережили ужасы войны. Самое сильное впечатление в памяти испанцев оставил оккупированный ими Новгород. В литературно обработанных воспоминаниях одного из бойцов он фигурирует как «город нетронутых трупов». Автор пишет, что люди там умирали от переохлаждения, «оставаясь статуей из соли».
Свой среди чужих
Среди 18-тысячной пехотной «Голубой дивизии» нашлись и русские эмигранты-белогвардейцы. Судьба раз за разом толкала их в войну с большевиками: бежав из России, бывшие офицеры Российской империи ввязались в гражданскую войну в Испании на стороне фалангистов. А гитлеровская агрессия стала для них знаком: пора вернуться на родину и дать реванш большевикам. Тем временем гитлеровское командование всячески противостояло желанию русских эмигрантов вступить в ряды «Голубой дивизии»: судя по всему, воспринимало их как наиболее уязвимое звено, способное, оказавшись в России, к дезертирству. И все-таки 28 эмигрантам удалось попасть в списки личного состава пехотного формирования на позиции переводчиков, артиллеристов и даже конюхов.
Один из испанских офицеров писал, что русские эмигранты при случае старались смягчить обращение оккупантов с мирными жителями, выгораживая их перед немцами. В частности, когда в одном из поселений был организован расстрел жителей, заподозренных в воровстве имущества дивизии, русскому эмигранту удалось спасти мать троих детей, вовремя спрятав ее от немецкого комиссара.
Развлечение военного времени. Голубая дивизия. «Коррида» 1943 год.
Испанцы оказались очарованы красотой русской природы, патриархальной культурой, сохранившейся в деревнях, песнями, плясками и русским характером. С другой стороны, — холод и нищета. Из походных записей и мемуаров бойцов «Голубой дивизии» ясно, что главной опасностью как для Европы, так и для самой России, они считали коммунизм. Дневник одного из офицеров «Голубой дивизии», ярого антикоммуниста, прошедшего все ключевые бои северо-западного фронта и способствовавшего удержанию блокады Ленинграда, заканчивается словами, которые меньше всего можно ожидать в записях бойца Вермахта: «Я оставил там кусочек своей души. Господи, спаси Россию». Автором этих строк был фалангист старой закалки — Дионисио Ридруэхо, который, вернувшись на родину из СССР, демонстративно вышел из партии. В дальнейшем он заявил, что опыт войны на стороне Гитлера в Советском Союзе показал ему, что фашизм — это величайшая трагедия человечества.
Моменты исторических фактов бывает разнятся и значительно и это так же зависит в какой период эпохи написано . Опять же разные люди, даже учавствовавшие в войне по человеческим качествам: были потерявшие всякое человеческое, наступая , круша и снося все с лица земли, не взирая даже на женщин, детей.... уничтожить все.... Но были и люди, не потерявшие сострадание, жалость, душевность к тем против , которых посланы воевать и такие примеры не единственны.
Елена Вы об "эпохи" ? Почитайте время 1935 - 1941 г. описываемых классиков Западной Европы в своих странах (среди них и "нобелевцы"). И сравните, что творилось на территории России, Украины и Белоруссии, захваченной фашистами.. Чехи, пьющие своё пиво, на заработанные от фашистов марка, за изготовление танков, идущих на Восточный фронт и т.д. И вообще.. Кто напал? Рассуждать о человеческом достоинстве - не право ли это это советских (тогда) славян, которых жгли, убивали и насиловали или .... Эпоха это проходила. Вспомните, крестовые походы ... Не Христос тогда возглавлял их , а желание и возможность грабить, грабить и грабить... Фашизм делал всё это, вдохновляемые англосакской... Далее, как у Шекспира, молчу..
Под понятием "эпоха", я имела ввиду время написания о войне уже значительно позже, ведь и в наше время открываются какие-то исторические факты, ранее не известные или были скрыты молчанием. Война тронула каждую семью, в нашей семье вернулись с войны контуженные дедушка и дядя. Хочется понять сущность человека, как можно дойти до такого состояния - уничтожая, круша, разрушая.... Страх - потери своей жизни.... потеря всего человеческого... каждый человек подвержен деградации или все-таки есть люди, которые способны лишиться жизни, но не потерять человечность.
Я понял, что Вы ещё достаточно молоды, хотя за Вами и дядя и дедушка. Но " сущность человека", которую Вы пытаетесь понять, почему-то у Вас начинается с благородства немецких солдат, перевязывающих русскую девушку. Если Вы не тролль , Вам самим не смешно от ситуации "перевязки "фашистами русских (а так же всех других ) девушек? Память женщин, побывавших под оккупацией фашистской Европы о таких "перевязках" не пропала, хотя некоторым и хотелось это забыть навсегда. И "голубые " агнецы испанцы - из числа таких же фашистов.. Теперь всё это трансформировалось в "европейские ценности"
Ещё один автор найдётся - и точно такую же "жалистную" оду родит относительно УНА-УПО. Румыны сладострасно жгли и грабили Одессу, хорваты и венгры "впереди планеты всей" ринулись на российскую землю. Итальянцы не возражали, мягко говоря. Шведы, норвежцы и те, которые рядом, гадили, как могли. Про Бенелюкс и "нейтральную Швейцарию" просто молчу.. Болгары - молчу. И т.д.
Мы напали на них? Зачем нам нужны душещепатильные истории о "хороших" испанцах по "недоразумению" попавших в обоз фашистам. Сколько они убили советских солдат?