Русский народный хор им. Пятницкого - легенда народного творчества . Этот тембр сопровождал меня всю жизнь потому , что чаще всего звучал в передачах на радио и ТВ. С удовольствием слушаю их и сейчас , когда нахожу записи или видео . Великолепно звучат Степь, да степь кругом , Поехал казак на чужбину , Когда мы были на войне , Святые России ! Спасибо , Андрей , за информацию о хоре и яркий красочный концерт !
0
04.03.2021 20:22
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.
Первый концерт коллектива состоялся (17 февраля) 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе.
После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал Пётр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича, литературовед и фольклорист.
В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова, в дальнейшем Народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни, в которых находила отражение переживаемая тогда эпоха — коллективизация, индустриализация. Среди них были и песни «Ой, туманы мои», «Песня о России». В. М. Молотов вспоминал, что песни хора нравились Сталину[1].
В 1936 году коллективу присвоен статус Государственного.
В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы — танцевальная и оркестровая. Плясуны, как и певцы, тоже отбирались «из народа» — не по наличию специальной хореографической подготовки, а по наличию одарённости. Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений, с 1961 года Народный артист СССР. Оркестр под руководством Василия Васильевича Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.
Начиная с 1956 года, хором руководил Мариан Коваль, советский композитор, народный артист РСФСР.
В 1961 году хор награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1962 году хор возглавил известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни вошли в репертуар коллектива. Левашов привлёк к деятельному сотрудничеству с хором композиторов А. Новикова, В. Мурадели, В. Соловьёва-Седого, А. Пахмутову, Э. Колмановского, С. Туликова. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни в синтезе слова, музыки и танца, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.
В 1968 году хору присвоено звание «Академический».
В 1986 году хор награждён орденом Дружбы народов.
С 1989 года хор возглавляет Пермякова Александра Андреевна (с 1989 года — директор, а с 1995 года — художественный руководитель — директор), народная артистка РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации, профессор.