Гром в сентябре – к теплой осени.
Лишенные возможности выслушивать прогнозы телевизионных «прорицательниц», наши предки судили о том, что ожидает их, по приметам. О предстоящей осени и начале зимы вот некоторые из них:
«Коли спелый овес в другой раз зазеленеет – осень будет ненастная».
«Если мало тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают – осень будет протяжная и сухая».
«Много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме».
«Паутина стелется по растениям – к теплу».
«Гром в сентябре предвещает теплую осень».
«Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель сгонит его».
8 сентября – Наталья-овсяница и Андриян-рябинник
В этот день в одних местах закашивали овес, а в других уже заканчивали его уборку.
«Несет Наталья в овин овсяной блин, Андриян – в горшке толокно».
Почитали Наталью-овсяницу все: и стар и млад, и бабы и мужики. Что питательно, то питательно, что вкусно, то вкусно любое едово из сего любимого на Руси злака.
В почете у селян был и Андриян-рябинник. Трубы у печей и подтопков зимой на селе закрывали рано, чтобы изба не выстыла, а посему часто ночью угорали. Про «тройчатку» и другие лекарства от головной боли тогда и слыхом не слыхивали. Спасались рябиной. Бывало, как утро, то по бабаниному или матушкиному повелению, как белка, на подволоку – скок. А оттуда с гроздьями рябины, где она на шестах развешана. Подмороженная, она сладкая-сладкая, чуть-чуть только горчит и кислит, а в инее с мороза-то прямо как засахаренная! Горсточку съел – и уже через четверть часа головную боль как рукой снимет. А мужики и от «после вчерашнего» ею лечились. И от этого «угара» она пользует! Это прадедушка Толя не понаслышке знает…
10 сентября – Моисей Мурин
«Пришел Мурин – хлеб в овин».
У Моисея Мурина просят заступничества и помощи в одолении недуга пьянства. Атаман разбойников, известный своей жестокостью убийца и к тому же запойный пьяница. Но раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих другарей и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям. Многие разбойники, слышав о перерождении Моисея, тоже покаялись и стали монахами.
11 сентября – Иван Постный, полетовщик
Окончательно и бесповоротно заканчивается настоящее лето и начинается бабье (старое) лето – с 14 сентября. Деды и прадеды сказывали: его-де русские бабенки у Господа Бога охами и ахами выпросили, чтобы с летними делами управиться. Ну, он и смилостивился.
Примета сего дня: «Коли журавли на Киев (юг) пошли – ранняя зима».
Даль предостерегает: «На Ивана Постного круглого не едят, щей не варят (кочан напоминает голову)». «На Предтечу не рубят капусту, не срезают мак, не копают картофель, не рвут яблоки, не берут в руки ни косаря, ни топора, ни заступа».
Через день после Ивана Постного (13 сентября) начинали копать поздний картофель. А то есть торопыги: не только ранний, они и поздний картофель уже в августе копать начинают.
Об эту пору старались завершить уборку конопли. «Если не выберешь коноплю до Ивана Постного, то весь пост просидишь без масла». В связи с этим замечу: подсолнечник был завезен в Россию из Северной Америки только в 1829 году. Так что до середины девятнадцатого века растительное масло на селе получали кустарным способом из льна и конопли.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий(газета Ставрополь-на-Волге).
20 сентября – Луков день
В старину с этого дня на Руси начиналась торговля репчатым луком.
«Лук да баня все правят». Потому как
«лук от семи недуг». Ну а про русскую печь да баню и говорить нечего:
лучше всяких лазаретов. Сельские пенсионеры давно уже перешли на эти
«лекарствия»-овощездравия да «печеоздоровления»…
А хранить лук лучше всего в плетях (на
манер девичьих кос), как это делала моя бабаня незабвенная Матрена
Емельяновна. Как сейчас помню: висят эти золотистые плети в ее спаленке в
дальнем от образов и подтопка углу. И ни одной луковки испорченной. Это
я доподлинно знаю: сам, бывало, по утрам по ее повелению потом срезал
их!
21 сентября – Богородицын день, Малая Пречистая
По церковному календарю это самый первый
в году двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии. К тому же это был праздник урожая
(Оспожинки. Аспасов день). Хлебушко (в снопах пока что) в ригах, сено в
сенниках и на сушилах, овощи, кроме капусты пока что, убраны – почему бы
и не попраздновать, не порадоваться дарам и результатам своего вот уж
воистину самоотверженного труда с рассвета и до заката.
В пору моего отрочества аскульские
старцы с добрым чувством вспоминали, как сразу же после обедни
гостеприимно распахивалась дверь лавки «купца» Чукина. Мои тщеславные
земляки так называли этого по существу лавочника, который сам и за
прилавком стоял, и самолично товар из лабаза отпускал, и сам, как
гостеприимный хозяин, только что возвратившийся из церкви, не
какой-нибудь тряпкой, а по такому случаю белым рушником стирал пыль с
четвертей и штофов горькой и вручал их радостно улыбающимся в
предвкушении праздничного застолья мужикам. Густым, сказывали, слоем-то
пыли покрывались за время летней страды те четверти и штофы с горькой – с
обычной и с «очищенной». Умели наши предки потрудиться – умели и
повеселиться.
23 сентября – Петр и Павел – рябинники
Пришла пора рябину-рябинушку на зиму
заготавливать. Очень пользительная ягода для селян. Ученые люди пишут: в
нашей рябинке-то витамина С чуть ли не в сто раз больше, чем в хваленых
лимонах забугорных. А еще наши бабушки и прабабушки знали «чудотворное»
свойство рябинки – препятствовать образованию газов в кишечнике. Так
что благодаря народной мудрости без всяких там «пуринамов» обходились.
24 сентября – Федора
«На Федору лето кончается, осень
начинается. Третья встреча осени» (Даль). «Пришли Федоры – соли
помидоры». В догэсовскую пору сентябрь в Самарской Луке был теплый (весь
этот месяц я продолжал ночевать в шалаше на повети). Так что пасынки у
томатов не обрывали, и почти все помидоры созревали на корню. Хорошо
помню, как, идя в школу, мы на полдник брали горбушку хлеба из рук
матери, а помидоры срывали прямо с куста.
25 сентября – Артамон
День для грибника – радостный: «На
Артамона змеи уходят в леса (в вертепы) и прячутся» (Даль). До этого дня
каждой коряги в листве опасаешься, а теперь, как говорится, шире шаг,
грибник!
26 сентября – Корнилий
«С Корнилья дня корень в земле не
растет, а зябнет». Убирают все корневые овощи, кроме репы. Покойница
бабаня иной год ее чуть ли не до морозов не выдергивала (почитай, вместе
с капустой убирала репу). Но зато какую сладость она в себе набирала!
Раздел ведет Анатолий Солонецкий20 сентября – Луков день
В старину с этого дня на Руси начиналась торговля репчатым луком.
«Лук да баня все правят». Потому как
«лук от семи недуг». Ну а про русскую печь да баню и говорить нечего:
лучше всяких лазаретов. Сельские пенсионеры давно уже перешли на эти
«лекарствия»-овощездравия да «печеоздоровления»…
А хранить лук лучше всего в плетях (на
манер девичьих кос), как это делала моя бабаня незабвенная Матрена
Емельяновна. Как сейчас помню: висят эти золотистые плети в ее спаленке в
дальнем от образов и подтопка углу. И ни одной луковки испорченной. Это
я доподлинно знаю: сам, бывало, по утрам по ее повелению потом срезал
их!
21 сентября – Богородицын день, Малая Пречистая
По церковному календарю это самый первый
в году двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии. К тому же это был праздник урожая
(Оспожинки. Аспасов день). Хлебушко (в снопах пока что) в ригах, сено в
сенниках и на сушилах, овощи, кроме капусты пока что, убраны – почему бы
и не попраздновать, не порадоваться дарам и результатам своего вот уж
воистину самоотверженного труда с рассвета и до заката.
В пору моего отрочества аскульские
старцы с добрым чувством вспоминали, как сразу же после обедни
гостеприимно распахивалась дверь лавки «купца» Чукина. Мои тщеславные
земляки так называли этого по существу лавочника, который сам и за
прилавком стоял, и самолично товар из лабаза отпускал, и сам, как
гостеприимный хозяин, только что возвратившийся из церкви, не
какой-нибудь тряпкой, а по такому случаю белым рушником стирал пыль с
четвертей и штофов горькой и вручал их радостно улыбающимся в
предвкушении праздничного застолья мужикам. Густым, сказывали, слоем-то
пыли покрывались за время летней страды те четверти и штофы с горькой – с
обычной и с «очищенной». Умели наши предки потрудиться – умели и
повеселиться.
23 сентября – Петр и Павел – рябинники
Пришла пора рябину-рябинушку на зиму
заготавливать. Очень пользительная ягода для селян. Ученые люди пишут: в
нашей рябинке-то витамина С чуть ли не в сто раз больше, чем в хваленых
лимонах забугорных. А еще наши бабушки и прабабушки знали «чудотворное»
свойство рябинки – препятствовать образованию газов в кишечнике. Так
что благодаря народной мудрости без всяких там «пуринамов» обходились.
24 сентября – Федора
«На Федору лето кончается, осень
начинается. Третья встреча осени» (Даль). «Пришли Федоры – соли
помидоры». В догэсовскую пору сентябрь в Самарской Луке был теплый (весь
этот месяц я продолжал ночевать в шалаше на повети). Так что пасынки у
томатов не обрывали, и почти все помидоры созревали на корню. Хорошо
помню, как, идя в школу, мы на полдник брали горбушку хлеба из рук
матери, а помидоры срывали прямо с куста.
25 сентября – Артамон
День для грибника – радостный: «На
Артамона змеи уходят в леса (в вертепы) и прячутся» (Даль). До этого дня
каждой коряги в листве опасаешься, а теперь, как говорится, шире шаг,
грибник!
26 сентября – Корнилий
«С Корнилья дня корень в земле не
растет, а зябнет». Убирают все корневые овощи, кроме репы. Покойница
бабаня иной год ее чуть ли не до морозов не выдергивала (почитай, вместе
с капустой убирала репу). Но зато какую сладость она в себе набирала!
Раздел ведет Анатолий Солонецкий
27 сентября – Воздвижение. «Кафтан с шубой сдвинулся» (Даль). Первые зазимки. Срубают капусту. «На Воздвижение первая барыня – капуста».
«На Воздвиженье птица в отлет двинулась». А вот «Змея и гад не движется (обмирает)».
И еще вот что у Даля про сей день: «Начало капустникам, капустниц, капустенских вечерок».
То-то радостно-сладостное времечко
наступало для сельской молодежи. Страда закончилась, рано вставать не
надо – теперь можно и поразвлечься-пополуночничать. Клубов тогда не
было, собирались у какой-нибудь вдовы или бобылки. Красны девицы
приносили на эти посиделки пироги с молодой капустой своего «печева»
(изготовления) – у кого слаще да вкуснее! А парни, кто побогаче да
потароватее, одаривали-угощали их пряниками и конфетками из чукинской
лавки, а то и из самой Самары. Ни о каких попойках на этих капустниках
не могло быть и речи!
28 сентября – Никита-гусепролет.
По Далю, в этот день «Гуси летят в отлет». А еще у Никиты прозвище –
репорез. Дошла очередь и до этого овоща. До того, как Екатерина Вторая и
Николай Первый внедрили на Руси картофель, репа его роль исполняла. Но и
потом в поле ее возами заготавливали. И в глиняной корчажке пареная в
печи, она, почитай, каждый вечер была на крестьянском столе.
С чувством сердечного умиления
вспоминаю, как, бывало, бабаня по вечерам, достав из погреба картошку,
капусту и другие соленья на завтрашний день, подавала мне на печку,
иззябшему от зимних игрищ на улице, репку – сочную-сочную,
сладкую-сладкую. Она нам, сельской детворе, была заместо теперешних
бананов и других забугорных фруктов.
Вот и сентябрь заканчивается. В погребе и
на погребице и морковь, и свекла, и редька, и репа, и новая культура в
наших местах – сельдерей (листья в сушку или в засол, а клубни в погреб –
на зимние салаты).
И виноград (главным образом, «Изабелла» –
морозоустойчивый) поспел. Подошли шиповник и боярышник, про рябину уж и
не говорю. А хмелевые шишечки! Дрожжи на них воистину благоуханные! А
хлебные караваи на таких природных-то дрожжах пузырчатые-пузырчатые
выходят.
13 сентября – Куприянов день
Журавлиный отлет. Старики замечали: «На
Куприянов день журавли собираются на болоте уговор держать, каким
путем-дорогою на теплые воды лететь».
Еще стоят теплые деньки, а вот под утро
прохладно. Роса холодная-прехолодная, а посему теплолюбивые огурчики на
грядке, точно кутятки, от холода калачиком сворачиваются.
А в лесу по-прежнему роскошно! Заманчиво
краснеет рябина. Лесной тернослив самая пора собирать. Его засушивают в
лечебных целях, как и черемуху.
14 сентября – Семен-летопроводец
Первая встреча осени. В допетровской
Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семен-день. К этому дню
приурочивалось завершение полевых работ. «На Семен-день до обеда
сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши». Вот теперешним молодым
бабенкам приходится объяснять, что такое валек (его заменила стиральная
доска), а в старину эта рубчатая дубина наряду со скалкой и ухватом была
самым грозным оружием, на манер тяжелой артиллерии, в руках разъяренных
селянок, встречающих поутру подзагулявших «ходоков».
Не убрали колосовые к Семен-дню – считай, пропали они: поосыпятся на потребу мышам-полевкам.
С Семен-дня начинается и всю неделю
продолжается настоящее (старое) бабье лето. Вот уж воистину горячая пора
для наших милых тружениц-селянок и дачниц-горожанок! К концу этого
«лета» (ну бабьего то бишь) на огороде только капустные вилки
«пузатятся», как кустодиевские купчихи.
«На Семен-день ясно – бабье лето теплое».
«Сухая осень, коли на Семен-день сухо».
16 сентября – Домна
«На Домну бабы прибирают всякую рухлядь в
дому». Ой, сколько ее, поди, в дому-то за весну-лето поднакопилось,
пока бабьи рученьки, занятые полевыми, лесными и садово-огородными
делами, до нее, рухляди-то, не доходили!
В каждой избе ретивые хозяюшки такой
тарарам устраивали – бедному мужику хоть из дома беги! То и дело его,
как загнанную лошадь, понукали: «Вытащи!», «Выбрось!», «Чего
расселся-то?!»
17 сентября – праздник иконы Божией Матери
Эта икона, именуемая «Неопалимой
Купиной», считается охранительницей от пожаров. А что может быть
страшнее и бедственнее для селянина, чем пожар?! Строения деревянные и
кругом сено (в стогу, в сеннике, на сушиле) и солома (на крыше, да и
вокруг дома)… Искорка – и полыхнуло! А ветром разнесет огонь на соседнюю
крышу – и пошла беда по селу.
А про «Неопалимую Купину» вот что. Сам
был очевидцем ее чудотворения. Причем не единожды. Первый раз – еще в
44-м. Тогда у нас десять домов курмыша (одна сторона улицы) сгорело, а
другой, наш курмыш, даже не затронуло, хотя улица узкая и искры к нашему
дому снопами летели. Оказывается, по улице в это время с «Неопалимой
Купиной» прошла, творя Богородичные молитвы, начетница (вместо попа она у
нас в то безбожное время была) и святой жизни человек бабушка Анна
Зотова. И прямо сразу же за ней ветер и стал, и стал заворачивать на
север, за село – на огороды, с которых все убрано, так что гореть там
нечему было. А то бы, почитай, полсела сгорело. Вся противопожарная
техника того времени – ручной насос с бочкой на рыдване.
19 сентября – Михаил
Первые михайловские морозы. День
укоротился на пять часов. Кто на Ивана Постного тыквы не собрал, к сему
дню обязательно собрать следует – от греха (ну то бишь от заморозков)
подальше. К этому дню аскульские селяночки, помню, подчистую обирали
помидорные постатки. Зеленые и побуревшие помидоры складывали под
кровати, где они постепенно и дозревали. Так что мы чуть ли не до самого
Нового года спелыми (красными и желтыми) помидорками лакомились.