Группа Диалог - Просто & Ночной дождь (2003) Dynamit Records, GLN 0268
Эффектный, мелодически изобретательный и профессионально исполненный арт-рок этой группы был популярен в первой половине 80-х годов и стал одним из немногих удачных примеров использования в отечественном рок-н-ролле образцов серьезной поэзии.
Группа появилась на свет в Николаеве (Украина) в 1974. Ее основатели Ким Брейтбург (клавишные, гитара, вокал), Виктор «Клим» Литвиненко (гитара) и Анатолий Дейнега (барабаны) впервые встретились еще в 1969 в безвестном школьном ансамбле, который играл на вечерах стандартный англоязычный репертуар. Два года спустя группа естественным образом распалась в связи с окончанием школы ее участниками. Однако в 1974 Брейтбург, Литвиненко и Дейнега, к которым присоединился новый басист Виктор «Вица» Радиевский, нашли приют под крышей студенческого клуба местного Кораблестроительного института. В этот период Брейтбург уже начал сочинять сам, хотя основу репертуара группы, получившей имя «ГАУДЕАМУС», по-прежнему составляли кавер-версии западных хитов. В 1975 «ГАУДЕАМУС» и выступил в Ленинграде с собственной интерпретацией рок-оперы Jesus Christ Superstar. В том же 1975 группа, под новой вывеской «БАЙКОНУР», устроилась на работу в Джезказганскую филармонию. В ее рядах появился Сергей Васильченко (флейта, клавишные, вокал). На следующий год их занесло в Новосибирск, где филармония переименовала их в «ГУЛЛИВЕР». В 1976 их состав усилил еще один музыкант из Николаева, гитарист Михаил Пирогов из группы «ГАРМОНИЯ». Дейнега в том же году ушел, и за барабанами сменилось несколько человек. В 1977 они вернулись в Николаев, снова стали «ГАУДЕАМУСОМ», хотя пару месяцев числились в местной филармонии как «ПОЮЩИЕ ЮНГИ». Помимо того у них то появлялась, то исчезала медная группа.
В 1978 переживавшую трудные времена группу нашел представитель Донецкой филармонии, предложивший музыкантам работу и относительную творческую свободу. Тогда же они в последний раз сменили имя, раз и навсегда став «ДИАЛОГОМ». В группу вернулся Дейнега, появилась секция духовых в составе: Юрий Ларин (труба), Александр Пирожков (саксофон) и Владимир Бесьянов (тромбон). Они играли арт-рок и фьюжн, собственный репертуар и официоз, в том же 1978 стали лауреатами II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Запорожье, своими силами поставили музыкальный спектакль «Слово об Игоревом походе» (по мотивам знаменитого памятника русской словесности), с которым год разъезжали по стране; в 1979 к ним на некоторое время присоединилась певица Анна Салмина (позднее «СИНЯЯ ПТИЦА»).
В марте 1980 группа «ДИАЛОГ» приняла участие в фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, где показала первое из своих масштабных музыкальных полотен — сюиту «Под одним небом» на стихи Семена Кирсанова. Она имела успех и «ДИАЛОГ» занял третье место, а Брейтбург был отмечен как лучший вокалист — и вполне заслуженно. В том же году «ДИАЛОГ» выступил в менее революционном, но по тем временам, весьма престижном песенном фестивале в Сочи, где опять-таки стал лауреатом. К концу 1980 «ДИАЛОГ» покинул Пирогов, следом исчезли все духовики, однако тут же появились гитарист Юрий Никифоров и певец Владимир Ларченко.
Успех в Тбилиси и олимпийская оттепель начала 80-х годов позволили «ДИАЛОГУ» отказаться от формального эстрадного репертуара и целиком переключиться на собственное творчество. В 1982 они поставили очередной opus magnum Брейтбурга, сюиту «Я — человек» (на стихи известного литовского поэта Юстинаса Марцинкявичуса). В музыкальном отношении она во многом перекликалась с арт-роковыми опусами GENESIS и YES, хотя Брейтбург, безусловно, обладал достаточно самобытным мелодическим даром, а исключительно эффектное и органично вошедшее в структуру концерта-спектакля лайт-шоу до сих пор не имеет аналогов. Концерты группы, как правило, состояли из двух отделений: в первом слушателям предлагалась очередная сюита, во втором — песенная программа, демонстрирующая свой талант сочинять короткие, мелодически выразительные номера, в которых уживались элементы рок-н-ролла, реггей, новой волны и других направлений. К явным достоинствам «ДИАЛОГА» следует отнести и их деликатное обращение с поэзией С. Кирсанова, А. Тарковского, В. Шефнера, Ю. Левитанского и т. д., которая в этом песенном обличье не теряла своего смысла и органично вписывалась в мелодический контекст.
В 1982 Ларченко ушел, его место занял Николай Шевченко (клавишные, вокал) из симферопольской арт-роковой группы «ИНТЕРВЬЮ». В 1984 появляется сюита «Раздели со мной», в 1986 «Однажды завтра» (вновь на стихи Кирсанова). Помимо этого в середине 80-х годов группа записала серию довольно интересных магнитофонных альбомов — «Квадратный человек» (1983), «Просто» (1984), «Детектив» (1986).
В декабре 1986 «ДИАЛОГ» удачно выступил на «Рок-панораме» в Москве, а весной 1987 представлял звукозаписывающую индустрию СССР на фестивале MIDEM в Каннах, где получил хорошую прессу и ряд приглашений от организаторов концертов и фестивалей. Следующие четыре года «ДИАЛОГ» провел за границей: группа выступила в общей сложности в двадцати трех странах. Вместе с тем бум рок-н-ролла в самом СССР вывел на первые строки хит-парадов новое поколение звезд, которое принесло с собой иную шкалу ценностей. На этом фоне «ДИАЛОГ», в поисках успеха обращавшийся то к хэви-метал, то к банальному, хотя и безупречно звучавшему поп-року, оказался неактуален. Группу покинули Васильченко, Никифоров и Шевченко, их места заняли два музыканта из таллинского «РАДАРА»: Тоомас Ванем (гитара) и Андрей Долгих (клавишные). Одна за другой вышли три пластинки группы, но они прошли почти незамеченными. В той или иной форме «ДИАЛОГ» существовал до начала 90-х годов. Впоследствии его бывшие участники занялисьстудийной работой.
Ну вот. мы дождались! Перед вами - первое приличное пиратское издание «Диалога».
При всём моём уважении к FBI-music и к Киму Брейтбургу лично - я аплодирую этому компакт-диску. Во всяком случае - наконец-то отпадает нужность в оцифрованных с старых винилов wav'ах и mp3. До выхода сего оранжевого чуда - песни альбомов «Просто» и «Ночной дождь» можно было найти только в записях весьма посредственного качества; а уж присутствие на диске песни «Космический сон» вообще вводит его в ранг «одного из лучших изданий «Диалога» на CD».
Оформление стандартно. М'да... Видимо, оранжево-жёлтые оттенки в оформлении разного вида явлений «Диалога» (дебютный сингл, этот сайт, официалный сайт) - уже по жизни и не лечатся. А в общем-то, ничего особо кривого в оформлении диска нет. Фотографии участников и весьма сносная аннотация на развороте обложки, названия представленных альбомов и пр. всё на своих местах - и сей пиратский акт вполне можно держать в руках без содрогания.
Теперь минусы.
Из крупных он, пожалуй, только один - звук. Свистящие высокие и местами бубнящие средние-низкие несколько портят впечатление... Ну, не ремастеринг это, не ремастеринг!.. Хотя, повторюсь: это - лучше, чем mp3-копии с трещащих винилов.
Роман Шебалин
Содержание:
«Просто» (1985)
01. Поймём потом
02. Свет в окне
03. Маргарита
04. Любил тебя
05. Только ты
06. Заяц в облаках
07. Сверчок
08. Просто
09. Созвездие Гончих псов
10. Эверест
«Ночной дождь» (1986)
11. Гринландия
12. Рыбак
13. Флейта
14. Ночной дождь
15. Мышонок и гармонь
16. Никударики
17. Дитя-злодей
18. Профессор
19. О предке
Бонус:
20. Космический сон
Продолжительность: 01:12:50
Гр. "Диалог" - Космический сон (2) (Музыка и слова К.Брейтбурга)