И снова «Захватчики» из Южной Африки. Но бояться не следует!
Подъём The Invaders можно проследить непосредственно с началом турне по Южной Африке в марте 1961 года Клиффа Ричарда и The Shadows. Ричард и группа выступали в зале «Feather Market Hall» города Порт-Элизабет, на концерте, на который 21-ти летний Джон Генри Бёрк (родился 23 марта 1940 г.) из Уитенхейджа купил билет. Джонни помчался домой сразу после выступления британских гостей, попробовал перед зеркалом несколько аккордов на старой, потрёпанной гитаре и громко заявил: «Я рождён для шоу-бизнеса и когда-нибудь стану знаменитым, как The Shadows!» Действительно, это оказались пророческие слова.
Бёрк не терял времени даром и собрал нескольких друзей, включая Десмонда Соломона (гитара), Айка Долли (вокал), Фози Люки (ударные) и белого соло-гитариста Ричарда (Тосса) Смита. Так появилась первая поп-группа Уитенхейджа, она называлась The Astronauts (не путать с другими «Астронавтами» из разных стран!). Парни отыграли несколько сессий по различным городским площадкам, прежде чем распались. «Мы просто не могли долго держаться вместе», - заявил Бёрк в интервью журналу «Drum» в 1968 году.
В 1962-м, после распада Astronauts, Бёрк сформировал другую группу, в состав которой вошёл он сам (бас), Эррол Гоби (ритм-гитара, вокал), Десмонд Соломон (соло-гитара), Вернал Соломон (ударные) и Айк Долли (вокал). Эта группа получила название The Invaders, его впервые предложил Гоби. «Первоначальный состав The Invaders оставался вместе около года», - вспоминает он сам, «Затем мы расстались с братьями Соломонами, которые ушли, чтобы сформировать ансамбль The Telstars».
«Наше начало было очень скромным, - снова вспоминает Гоби (урождённый как Эррол Джеймс Гоби, 27 сентября 1943 года). «В детстве мы пели и играли вместе, используя самодельные жестяные гитары и барабаны. Мы решили собрать денег, продавая картинки в рамках, чтобы накопить на приличные инструменты. Джонни работал в стекольной мастерской и приносил домой стекло. Я делал рамы для картин и мы покупали репродукции с изображением Иисуса, его апостолов и другие красивые картинки, вставляя их в рамки. Мы ходили по домам, продавали эти изделия в белых районах - так мы смогли купить наши первые инструменты. Мы проводили репетиции в домах друзей, набираясь опыта по ходу дела…».
Когда Клифф Ричард и The Shadows во второй раз гастролировали по Южной Африке в январе 1963 года (снова выступая в «Feather Market Hall»), Гоби и Бёрк оба присутствовали на концерте. «Они ещё больше вдохновили нас на то, чтобы строить большие и далеко идущие планы для достижения успеха и о том, как этого добиться», — рассказывает Гоби. В том же своём интервью журналу «Drum» 1968 года Джон Бёрк говорил: «В то время я бросил школу и должен был выбирать между тем, чтобы стать учителем или музыкантом. Клифф Ричард решил это за меня. Он показал мне, какой трепетной может быть поп-музыка и как я могу достичь большого счастья в ней и в то же время сделать счастливыми других людей.
Я немедленно решил также забрать из школы Джо Мозеса (Джозеф Генри Мозес, родился 9 сентября 1947 г.), а мой брат Дэйв (Дэвид Рэймонд Бёрк, родился 20 июня 1942 г.) оставил работу в типографии, чтобы присоединиться к нам и Эрролу, таким образом был сформирован новый состав The Invaders. Итак, в ряды группы теперь входили Джон Бёрк (бас), Эррол Гоби (ритм-гитара, вокал), Джо Мозес (соло-гитара) и Дэйв Бёрк (ударные). Первые дни становления группы были борьбой за выживание для The Invaders. Бёрк, Мозес и Гоби должны были использовать всего один усилитель и самые грубо звучащие гитары. Барабанщик Дэйв Бёрк научился играть стоя на коленях, так как иногда дешёвая барабанная установка, которую он использовал, буквально рушилась на сцене.»
The Invaders соревновались в конкурсе бит-групп в «Orient Hall» в родном Уитенхейдже за первый приз в размере 15 южноафриканских рэндов (сколько это было тогда? сегодня – 0,85 доллара США). Их основным конкурентом были The Arrows - соул-группа номер один в этом регионе, которая раньше всегда получала все самые высокие ангажементы. В интервью «Drum» в апреле 1968 года Бёрк вспоминал: «В те нелёгкие дни и 15 рэндов были для нас деньгами. Мы обыграли The Arrows на 15 очков, после чего наша популярность только возросла и теперь вдруг поток публики начал поворачивать в нашу сторону, а мы никогда не оглядывались назад».
The Invaders устраивали так называемые «утренники» для молодёжи в Юбилейном и Восточном залах в Уитенхейдже и их популярность действительно стремительно росла так, что вскоре они уже выступали на различных площадках соседнего Порт-Элизабет. Ситуация улучшилась до такой степени, что группа смогла приобрести подержанный панельный фургон, переделанный из почтового. По мере того, как молва о группе распространялась, их всё чаще нанимали для выступлений церкви и школы для обслуживания танцев. «Нам было на самом деле тяжело, но наша популярность росла, и это было самым важным из всего. Мы начали играть в таких городах, как Графф-Рейнет, Уиллоумор, Оудсхорн и Моссел-Бэй, играли много и людям очень нравилась наша музыка», - вспоминает Гоби.
В 1965 году группа смогла самостоятельно профинансировать выпуск семидюймового сингла «June» с «I’ll Try Again» на оборотной стороне. Гоби рассказывает: «У нас был знакомый белый парень, который провёл нас в павильон «Feather Market Hall», где мы вживую записали «June» и «I’ll Try Again». Правда, я не помню, во что нам обошлась запись, но мы отпечатали 100 копий сингла и продали их по 60 центов за каждую на наших концертах». (Сегодня этот сингл является одним из самых востребованных среди коллекционеров винила и считается бесценным.)
The Invaders гастролировали по Западной и Восточной Капской провинции без особых происшествий в течение 1964-го, 1965-го и 1966 годов, давая любые концерты, на которые они могли получить заказы - сценические представления, танцы, вечеринки и церковные мероприятия. Гоби вспоминает те ранние годы: «Было много тяжёлой работы и мы очень мало спали. В течение дня нам приходилось репетировать часами, особенно для того, чтобы поддерживать нашу программу и репертуар в актуальном состоянии, а в то время мы играли много песен The Beatles и The Rolling Stones. В октябре 1966 года мы решили посетить Кейптаун и организовали наше первое сценическое шоу в округе Сомерсет-Уэст. Публика нас любила, буквально сходила с ума, не отпускала со сцены! Наше имя быстро распространилось по всему Кейптауну и мы довольно часто появлялись на страницах газет.
Каким-то образом компания звукозаписи «Trutone», у которой был филиал в Кейптауне, узнала о нас. Однажды мы ехали в Кейптаун по шоссе N2 в нашем фургоне, а на боку его огромными буквами было написано The Invaders. Рядом с нами притормозила какая-то машина с белыми людьми и они попросили нас остановиться. Мы думали, что попали в какую-то аварию или что-то нарушили и нас собираются оштрафовать. Однако к нам подошёл белый парень и спросил, заинтересованы ли мы в контракте на запись. Конечно, мы сразу ответили «Да!».
The Invaders [South Africa] - The Wedding (1966) The Invaders [South Africa] - That Night (1966)The Invaders [South Africa] - Crying Time (1967) The Invaders [South Africa] - You Are Always In My Heart (1967) The Invaders [South Africa] - Goodbye My Love (1967) The Invaders [South Africa] - Silent Night (1967)
В итоге группа проследовала вместе с менеджером компании «Trutone A&R» Иваном Вером в «AKA Studios» в Кейптауне, где музыканты подписали пятилетний контракт на запись с «Trutone Records». Уже на следующей неделе группе The Invaders было поручено записать несколько синглов, а также дебютный альбом. Естественно, первым названием, которое они выбрали для записи своего дебютного сингла, вышедшего на филиале лейбла «Phillips, стала песня «June», а их вера в данную мелодию не оказалась ошибочной, так как несколько месяцев спустя группа получила первый «Золотой диск» по итогам продаж сингла.
В апреле 1967 года вышел первый альбом The Invaders, названный «Two Sides Of The Invaders». Интересно, что «Trutone» напечатали дискографию синглов Invaders на задней обложке альбома. В числе прочих значится там и «Dr. No / Cat’s Eyes» (1964), который в течение многих лет сбивал с толку поклонников группы и коллекционеров, пока Эррол Гоби не исправил ошибку во время одного из интервью. «На самом деле эти треки в 1964 году записали новозеландские Invaders (с Рэем Коламбусом), а не мы», - объясняет Гоби. «В Новой Зеландии они были выпущены отдельными синглами, но «Trutone» зачем-то объединил их для нашего релиза».
Да кто-ж спорит...
1 декабря 1967 года седьмой сингл Invaders (давший и название для их второго альбома), «Shockwave», вошёл в топ-20 хит-парада эфира станции «Springbok Radio» под номером 18. Две недели спустя он достиг уже 10-го места, а нахождение трека в течение пяти недель в топ-20 принесло группе вторую награду «Золотой диск». 1 марта 1968 года The Invaders вручен третий «Золотой диск» за продажу сингла «Ice Cream And Suckers». В то время они были единственными артистами в Южной Африке, получившими три «Золотых диска» за три отдельных сингла в течение одного года.
«Shockwave», сингл и альбом, имели огромный успех», - рассказывает Гоби. «Мы были просто поражены, мы никак не ожидали такого. После этого мы гастролировали по всей стране, по всем крупным городам, даже по юго-западу Намибии и Свазиленду! Мы записывались в Йоханнесбурге с музыкальным руководителем «Trutone» Артом Хитли, раньше он отвечал за духовые секции на наших записях. Сам Грэм Беггс продюсировал многие наши вещи, а согласно информации, распространяемой радиостанциями и газетами, мы были лучшей группой Южной Африки!»
В марте 1968-го фан-клуб «Захватчиков» насчитывал 27 000 участников, а к концу года его членская база увеличилась почти до 50 000 фанатов. У Invaders был постоянный штат из пяти человек, которые занимались делами фан-клуба, финансами и кадровым продвижением, а ещё пятеро помощников были назначены для обработки всей фанатской почты!
The Invaders [South Africa] - Chapel Of Dreams (1968) The Invaders [South Africa] - I'm A Midnight Mover (1968)
В марте 1969 года песня группы Invaders «Chapel Of Dreams» вошла в топ-20 национального чарта «Springbok's», достигнув пика на 16-м месте 11 апреля. «В то время я исполнял лид-вокал, но мне стало тяжело петь и мы решили поискать другого вокалиста», - вспоминает Гоби. В октябре 1969 года The Invaders посетили шоу другой цветной группы, The Miracles, в заведении «The Purple Marmalade» в Хиллброу. Их солистом был талантливый, но тогда никому не известный Лайонел Петерсен (родился 13 октября 1947 года). Впечатлённые его пением, Гоби и Джон Бёрк обратились к Петерсену, предложив ему должность ведущего вокалиста The Invaders. Гоби поясняет: «Лайонел приехал в Порт-Элизабет, прошёл прослушивание и согласился присоединиться к нам, что стало для меня облегчением, поскольку сняло напряжение с моего голоса. Он был фантастическим певцом и толпа публики любила его.
The Invaders [South Africa] - You Got Too Many Boyfriends (1969) The Invaders [South Africa] - Right By Your Side (1969)
Далее мы решили посмотреть, сможем ли мы выйти на зарубежный рынок и уехали в Германию. Там мы остались на какое-то время и гастролировали по Европе в течение двух месяцев, играли в Германии, Голландии, Англии, но в итоге просто не выдержали – у нас были бесконечные хлопоты и волокита в попытках получить разрешение на работу. Постоянные препятствия заставили нас принять решение вернуться домой. Я ушёл из группы в 1970 году и вернулся к своей основной профессии (столярному делу)».
В 1970 году к The Invaders присоединился Роджер (Спьюи) Пиллэй (орган, клавишные), а в январе 1971-го состоялось последнее попадание группы в чарты - песня «There A Light, There A Way» (спродюсированная Грэмом Беггсом), в которой можно услышать вокал Петерсена, вошла в топ-20. Песня провела в чарте три недели, в течение последних двух заняв итоговое 18-е место. По словам Гоби, в апреле 1971 года The Invaders распались «по религиозным причинам». Братья Джона, Грегори (ритм, соло-гитара), Колин (бас) и Клемент Бёрк (клавишные), затем объединились с Джо Мозесом и Дэвидом Бёрком, чтобы сформировать «новых» The Invaders.
Хотя группа так и не сделала больше никаких записей, они гастролировали и выступали примерно два года, прежде чем тоже окончательно распались. В 1976 году Ричард Джон Смит пригласил группу для записи нового альбома «The Return Of The Invaders» для лейбла «EMI». «Джо, Дэйв и я собрались вместе с братьями Дэйва, Клементом (вокал) и Колином Бёрком (бас). Мы поехали в Йоханнесбург, чтобы записать альбом, но он бесследно затонул. Продажи пластинки ни к чему не привели и мы все разошлись по домам», - с усмешкой вспоминает Гоби. «Волшебство, казалось, исчезло - во всяком случае, на тогдашний момент…»
Суть музыки The Invaders, пожалуй, лучше всего сформулировал лидер группы Джонни Бёрк в интервью уже более 50-ти лет назад: «Мы действительно приносим счастье нашим друзьям. Мы заставляем людей забыть о заботах и проблемах. Для большинства наших друзей жизнь является бременем. Но когда они входят в зал, они становятся поглощены нашей музыкой и забывают о долгах и о том, где взять еду на завтрашний день. Они с лёгкостью могут выпустить наружу все свои сдерживаемые чувства и на час или два просто забыть о жизни. Для них это освобождение. Не может быть ничего более захватывающего, чем люди, кричащие у ваших ног. Это форма оценки нашей музыки. Это, по сути, наша награда и плата за всё, что мы делаем».
Странно, но в широко распространённой биографии южноафриканских "Захватчиков" совершенно не упоминается о их третьем LP, 1969 года, под символичным названием "New Image". А, ведь, действительно, на данной пластинке группа представляет свой новый имидж, свидетельствующий о постепенном переходе музыкантов от прежнего бита и гаража к сёрфу и мелодичному поп-року, с использованием духовых и прочих атрибутов оного. Итак, знакомимся и с этой работой!
Ну, и наконец, абсолютно особняком выглядит четвёртый альбом группы, "There's A Light There's A Way"(1970), на котором The Invaders играют хоть и южноафриканский, но классный и душевный психоделический рок, с очень американским звучанием, где-то между творениями Rare Earth, Grand Funk Railroad и даже Pacific Gas & Electric. Весьма и весьма интересный альбом и не слишком известный за пределами их родной страны.
Спасибо! И за группу, и за Вашу исчерпывающую информацию (за время и труд).
Спасибо. Очень даже нормальные ребята (для того времени и страны).