3953
6
ID 123159
Имя художника Ивана Ивановича Дубасова мало кому известно, а вот работы, безусловно, хорошо помнит каждый
Вот у меня один знакомый, тоже ученый, у него три класса образования, а он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей!
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (3)
20.10.2018 03:49
Спасибо, Альбина!
1
20.10.2018 18:07
1
20.10.2018 21:58
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Иван Иванович Дубасов. Много десятилетий это имя было строго засекречено, да и сейчас оно мало кому известно. А ведь жизнь этого человека - история советских денежных знаков, государственных наград и почтовых марок.
Иван Дубасов родился в Одинцове Московской губернии в 1897 году в семье Ивана Митрофановича Дубасова, помощника ревизора в Московской контрольной палате. Дубасов-старший неплохо рисовал, в свободное время подрабатывая, рисовал карикатуры для различных журналов. Иван-младший тоже пристрастился к рисованию.
На его рисунках люди и животные выглядели, как живые. Скоро стало ясно, что способности сына намного превосходят отцовские. И родители отправили мальчика на учебу в Императорское Строгановское училище. Иван избрал профессию эмальера. Учителями Дубасова были Станислав Ноаковский и Дмитрий Щербиновский. Первый хоть и считается архитектором и графиком, всю свою творческую жизнь занимался акварелью. Второй же в свое время поучился даже у Ильи Репина и за казенный счет стажировался за границей. Иван Дубасов проявил себя с самой лучшей стороны, и учителя в один голос прочили ему блестящую карьеру художника.
В 1913 году 16-летний Иван стал победителем конкурса на лучшие иллюстрации к Евангелию и был награжден Пасхальной грамотой.
В 1915 году, даже несмотря на то что Иван Дубасов училище не окончил, ему был вручен Диплом первой степени и присвоено звание «ученый рисовальщик». Это давало право преподавать в гимназиях такие дисциплины, как рисование, черчение и правописание.
Однако молодому учителю так и не удалось устроиться в школу: началась Первая мировая война. Ивану Дубасову как подававшему большие надежды молодому художнику воинское начальство предложило остаться в тылу, однако он отказался. В 1916 году Иван поступает добровольцем в 28-й запасной полк, откуда вскоре был командирован в школу прапорщиков в Москву. Осенью того же года Дубасова отправили в действующую армию на Западный фронт. Здесь его навыки рисовальщика пришлись как нельзя кстати. Прапорщик, способный не только точно запомнить и доложить обстановку, но и представить информацию в наглядном виде, был на хорошем счету.
Участвовать в серьезных боях Дубасову, к счастью, не пришлось. Октябрьская революция застала Ивана в румынском городе Дорохой, где он находился на излечении от тифа. Последним санитарным эшелоном с румынского фронта Иван был отправлен в Россию.
Вернувшись в Одинцово, Дубасов долго не мог найти работу, но в конце концов поступил учителем рисования сразу в несколько школ.
А в 1919 году Ивана призвали в Красную армию. Его определили на должность командира взвода, однако вскоре перевели на культпросветработу. Дубасов работал в красноармейском клубе и театре. В общем, домой Иван вернулся только в 1922 году и поступил работать в одну из школ Кунцевского района.
Судьбоносный поворот в его жизни случился благодаря газетной публикации. Совершенно случайно летом 1922 года он увидел в газете «Известия» объявление об открывшемся конкурсе в честь 5-летия Октябрьской революции и образованию РСФСР. Требовалось на эту тему нарисовать марку. Победителю был обещан денежный приз. Иван решил тоже попытать счастья и приступил к работе. Эскиз он рисовал марганцовкой, поскольку никаких красок у него тогда не было, а позировать уговорил своего соседа Николая Гаарблейхера. Отправив на конкурс свой эскиз рабочего-каменотеса, высекающего на плите текст: «РСФСР 1917-1922», он вскоре с удивлением узнал, что выиграл, заняв первое место.
Марка РСФСР из серии «Пятилетие Октябрьской революции», 1922, 10 рублей
За победу в конкурсе ему выплатили «громадную» премию - 1 000 000 000 рублей!
Иван Дубасов женился в 1923 году на девушке Вере (Вера Сергеевна). И полученной Дубасовым первой конкурсной премии размером в миллиард рублей оказалось достаточно, чтобы купить будущей жене пару новых валенок...
Среди членов жюри были представители от «Гознака» - В.Н. Адрианов и А.Е. Сухих. Последний и пригласил Ивана на работу в «Гознак» в качестве художника-гравера, а затем компоновщика рисунков. 24 августа 1922 года начался трудовой путь И.И. Дубасова на Второй Московской фабрике заготовления знаков.
30 декабря 1922 года съезд Советов провозгласил создание СССР. Новая страна нуждалась в новом государственном символе. В «Гознаке» трудились над эскизом герба нового государства Союза Советских Социалистических Республик. В качестве основной идеи Адрианов предложил поместить в центре композиции изображение земного шара с наложенными на него серпом и молотом. Иван решительно отверг виноградную лозу на гербе, а вместо нее нарисовал снопы колосьев с лентами, каждая из которых соответствовала отдельной республике.
Комиссия поставила задачу - так расположить ленты, чтобы можно было легко их добавлять на герб при вхождении в Союз новых республик. Иван придумал разместить девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на лентах, обвивающих снопы колосьев, расположенных по краям герба. В общих чертах эскиз советского герба принадлежит именно его кисти. Именно этот рисунок герба СССР был окончательно утвержден за подписью секретаря ЦИК А.С. Енукидзе 22 сентября 1923 года. И когда число республик в составе СССР стало увеличиваться, было совсем несложно просто добавить несколько оборотов ленты на колосьях герба.
Государственный Герб СССР 1923 и 1937 года
Утвердить утвердили, но никто тогда не заметил, что серп на гербе был изображен неправильно - ручка его нарисована вверх ногами!!!
Объяснить это можно лишь тем, что такой серп, видимо, и принесли Дубасову в качестве образца - дефектный, а он, незнакомый с крестьянским трудом, этого не заметил. Как не заметили и все остальные члены комиссии. Эта вопиющая ошибка просуществовала целых 14 лет!
Исправили ее только в 1937 году, когда число республик увеличилось до 11 и на герб стали добавлять обороты ленты. С 1937 года рукоятка серпа на гербе уже имеет утолщение внизу, как и положено.
Первой работой, которую ему там поручили, был эскиз для трех червонцев 1923 года. На нем был изображен крестьянин-сеятель. Работу Иван выполнил блестяще.
С 1923 года Дубасов уже работал самостоятельно - ему поручали эскизы советских купюр. Начиная с 1937 года, на купюрах впервые в практике денежного обращения помещался портрет В.И. Ленина, выполненный художником А.Р. Эберлингом и гравированный художником А.Г. Блюмом, но основная работа при этом легла на плечи Ивана Дубасова. Эскизы для трех номиналов - три, пять и десять червонцев – это его работа.
В 1938 году в связи с расширением Союза и изменением герба СССР (вместо шести лент, обвивающих колосья, их стало 11) была произведена замена казначейских билетов образца 1934 года на новые номиналом в 1, 3 и 5 рублей. Иван Дубасов изобразил на лицевой стороне фигуры шахтёра-стахановца, красноармейца и летчика.
«Рисовать» рубли в СССР было, конечно, почетное, но и очень сложное задание: каждый эскиз принимала высокая комиссия, обращавшая внимание на любую мелочь. Например, на трехрублевой банкноте образца 1938 года был изображен солдат-пехотинец. Один из членов комиссии вдруг заявил - солдат на купюре нарисован неправильно, у него ремень надет поверх противогазной сумки, а должно быть все наоборот. Время было суровое, за такое изображение солдата-разгильдяя можно было и в лагере оказаться. Неожиданно, Дубасова спасли эксперты из Наркомата обороны, выдавшие справку, что пехотинец одет по Уставу.
На пятирублевой купюре того же года Наркомфин порекомендовал изобразить молодую женщину - мать-героиню. Но, когда Дубасов представил эскиз, на котором была нарисована молодая мать с двумя детьми, комиссия снова «зарубила» проект, заявив, что на рисунке мать-одиночка, которая идет требовать алименты. И от идеи решили отказаться, в окончательном варианте на банкноте появился мужчина с парашютом - летчик.
С 1932 года как Дубасов стал главным художником, на Гознаке возобладала концепция преемственности оформления купюр - зависимость цвета от номинала, размещения основных элементов и так далее. Купюры становились удобнее для потребителей. Именно благодаря Дубасову советский рубль печатался в желто-коричневой гамме, «пятерка» - в сине-голубых тонах, «червонец» - в красно-оранжевых…
Сын художника вспоминал:
«... В рабочем столе отца всегда лежали - в качестве образцов - «катенька» и «петенька» (царские сторублёвка и пятисотенная с изображением Екатерины II и Петра I). Он хотел сохранить художественный стиль русских денег, пытался перенять со старых дореволюционных банкнот фактуру рисунка, оформление вензелей и розеток...»
Государственный кредитный билет достоинством 100 рублей. 1910 год
Государственный кредитный билет достоинством 500 рублей. 1912 год
Обе эти банкноты относятся к числу самых красивых банкнот мира. Они прекрасно защищены от подделок - ни один даже самый виртуозный фальшивомонетчик не смог бы соперничать с высочайшим мастерством их создателей – художников и граверов.
В самом конце 50-х годов правительство приняло решение о проведении денежной реформы с 1 января 1961 года, но держалось это в строгом секрете. При этом предполагалось уменьшить цены в 10 раз и ввести обращение деньги нового образца. Дубасов, срочно вызванный из отпуска, принимал самое непосредственное участие в выпуске новых денег. На этих купюрах Ленин был изображен уже в виде барельефа.
Под руководством Дубасова были созданы эскизы множества государственных наград, в том числе самой высокой - «Золотой Звезды». Художник приложил руку и к макетам вымпелов, которые были доставлены на Луну и Венеру.
Золотая Звезда Героя Советского Союза
Маршальская звезда
Орден Материнская слава
И.И. Дубасов создал более 150 оригиналов почтовых марок на самые различные сюжеты. В 1940-е и 1950-е годы художник продолжал работу над почтовыми миниатюрами, посвященными важным событиям в стране, а также юбилеям известных писателей, художников и многих других деятелей науки и культуры. Серия его марок 1954 года была посвящена 100-летию обороны Севастополя в Крымской войне 1854-1855 годов.
Иван Дубасов занимал одно из лидирующих мест в области советской почтовой миниатюры. Свою манеру изображения сам художник называл техникой миниатюрной живописи, поскольку на его творчество большое влияние оказала учёба в Строгановском училище, где художнику приходилось работать на эмали и фарфоре.
Реформа 1961 года была последней, к которой приложил руку Дубасов. Десятью годами позже он ушел на пенсию. Однако даже купюры образца «павловской реформы» 1991 года, состоявшейся уже после смерти художника, сделаны по его ранним эскизам.
Кстати, в 1945 году Иван Иванович Дубасов был награжден орденом Ленина, в разработке которого он также принимал участие.
Иван Дубасов проявлял себя не только в деле создания денежных знаков. Долгие годы он сотрудничал со многими периодическими изданиями. В 1920-1930-х нарисовал несколько сотен рисунков, которые иллюстрировали рассказы различных авторов, и обложки для журналов «Крестьянка», «Лапоть», «Работница», «Пионер», «Безбожник», «Крестьянский журнал», «Веселые страницы». Нередко его рисунки заполняли всю площадь журнала «Веселые страницы». Дубасов обладатель тончайшей виртуозной манеры. Его работы отличаются тщательной детализацией и убедительной проработкой формы, сдержанным гармоничным колоритом.
Графические работы И. И. Дубасова хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи (ГТГ).
1 февраля 1971 года в возрасте 74 лет Иван Дубасов вышел на пенсию, прослужив в Гознаке 49 лет.
И.И. Дубасов умер в весьма преклонном возрасте - 15 марта 1988 года на 91-ом году жизни. Его последней работой стал эскиз герба подмосковного города Одинцово, где художник родился и был похоронен.
Удивительно, но членом Союза художников Дубасов так и не стал - его графику упрямо не признавали. Сам он называл эту общественную организацию «прибежищем бездарности». Но незадолго до смерти, последовавшей в 1988 году, обронил в сердцах, что погубил в Гознаке свой талант рисовальщика.