Исторические фото и интересные факты.
...Всё проходит в этом мире, снег сменяется дождём,
всё проходит, всё проходит, мы пришли, и мы уйдём.
Всё приходит и уходит в никуда из ничего.
Всё проходит, но бесследно не проходит ничего...
Юрий Левитанский
«История одного предмета»
Помните как в поездах с наслаждением пили чай в стаканах в подстаканниках?
Подстаканник – металлический цилиндр с ручкой, в который вставляется стеклянный стакан, – конечно, не был изобретен специально для поездов.
Согласно российскому обычаю высшего дворянского света царской России, пить чай из маленьких чашечек разрешалось только девицам, кавалеры пили его из граненых стаканов. Чтобы не обжигать руки о горячее стекло, стаканы ставили в подстаканники.
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце в конце XVIII века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. Правда, первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты по форме, по оформлению и выполняли только бытовую функцию. Выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе.
Позже чаепитие стало церемонией эстетичной и подстаканники стали соответствовать: их украшали гравировкой и эмалями, инкрустировали, использовали драгоценные металлы, для семейных сервизов украшали монограммами. И серебряный подстаканник, украшенный вензелем, становится символом благополучия.
Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой «На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову». Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год
Популярность в российских пассажирских поездах подстаканники обрели в конце XIX века при Сергее Витте, ставшем директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи. Витте сделал использование стаканов и подстаканников в поездах обязательными, как дешевый способ экономичной и привычной посуды. Оказалось, что подстаканник хорош не только тем, что пальцы не обжигаются о горячую емкость. Они значительно повышали устойчивость стаканов при движении поезда. Да и проводникам было удобно разносить чай. Стаканы проще мыть, для кражи ценности не представляют, при замене недороги, не то что фарфоровые чашечки.
Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год
После 1917 года подстаканник, наряду с другими характерными реалиями «буржуазного» быта, был заклеймен позором как «мещанская принадлежность», поэтому их производство временно прекратилось.
Тем не менее, он продолжает занимать достойное место в быту, но теперь уже у творцов революции. Причем в почете у советских вождей была кухонная утварь, произведенная еще в царской России.
Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка. Сильный импульс к внедрению в широкие слои народных масс подстаканник получил в середине 1920-х годов. Молодое государство отказалось производить посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала.
Чтобы горячий стакан не обжигал рук большевистского руководства, ему была необходима достойная и вместе с тем простая защитная окантовка.
В СССР формируются жесткий «корпоративный» стиль, а также атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, многочисленных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляется и подстаканник.
Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х - начала 70-х годов.
Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие.
Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления. В Советском Союзе их насчитывалось около 30…
Традиция подавать чай в стаканах и подстаканниках сохранилась и до наших дней, ибо железнодорожники РЖД любят традиции и берегут их. Да и есть какая-то магия, сесть в поезд и выпить стакан вкусного чая от проводника, с двумя кусочками сахара, поглядывая в окно на чудесную Россию!
Интересный факт: коллекционированием подстаканников был сильно увлечен В.И. Ленин. К сожалению, о судьбе его коллекции ничего не известно, и лишь немногим удалось ее увидеть.
Сладкая притча.
В давние-давние времена Господь слепил десять Адамов. Один из них пахал землю, другой пас овец, третий – ловил рыбу... Спустя некоторое время пришли они к Отцу своему с просьбой:
— Всe есть, но чего-то не хватает. Скучно нам.
Господь дал им тесто и сказал:
— Пусть каждый слепит по своему подобию женщину, кому какая нравится
– полная, худая, высокая, маленькая... А я вдохну в них жизнь.
После этого Господь вынес на блюде сахар и сказал:
— Здесь десять кусочков. Пусть каждый возьмeт по одному и даст жене, чтобы жизнь с ней была сладкой. Все так и сделали.
А потом Господь сказал:
— Среди вас есть плут, ибо на блюде было одиннадцать кусков сахара.
Кто взял два куска?
Все молчали. Господь забрал у них жeн, перемешал их, а потом раздал, кому какая попалась.
С тех пор девять мужчин из десяти думают, что чужая жена слаще, потому что она съела лишний кусок сахара.
И только один из Адамов знает, что все женщины одинаковы, ибо лишний кусок сахара съел он сам...
Интересно
Сергей Борисович Пушкин, праправнук А.С. Пушкина.
На фото Сергей Борисович Пушкин, праправнук А.С. Пушкина в 1949 г.
17-летний Сергей из 10 класса ушел в авиационное училище, после окончания которого служил механиком-мотористом, обслуживая самолеты-штурмовки «Ил-2» и истребители.
Много лет работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. Он – лауреат Государственной премии, один из авторов первых в Советском Союзе атомных часов.
У него более 150 опубликованных в России и за рубежом научных трудов, переведенных на многие языки мира. Занимаясь проблемами сверхточных измерений частоты времени, С.Б. Пушкин стал главным конструктором первых в Советском Союзе сверхточных квантовых (атомных) часов.
Будучи одним из руководителей Института метрологии, времени и пространства, Сергей Борисович более 30 лет был одновременно и бессменным хранителем своих уникальных часов. «Часы Пушкина» – Государственный первичный эталон времени и частоты (ГЭВЧ СССР) – до сих пор являются одними из точнейших часов Земли. Если им не делать сверки, то за 500 000 лет они смогут опоздать всего лишь на секунду!..
Сергей Борисович Пушкин ушел из жизни 9 июля 2015 года в Москве.
Александр Ширвиндт. И это всё о нём
1.
Главная беда была – химия. На выпускном экзамене я с ужасом узнал, что химии – две: органическая и неорганическая. Мне одной-то было через голову. Перед экзаменом наши умельцы взорвали в кабинете дымовые шашки, в дымовой завесе украли билеты и пометили мне один точечками с обратной стороны. Всю ночь, как попугай, я повторял какие-то формулы. На следующий день вытащил помеченный билет. Словно автомат, лепил ответ, но попался на дополнительном вопросе: "Как отличить этиловый спирт от метилового?" Я вспомнил, что от одного слепнут, а из другого делают водку. И начал: "Возьмем двух кроликов. Капнем им в глаза разного спирта. Один – слепой, а другой – пьяный".
Мне поставил тройку условно, взяв с меня обязательство никогда в дальнейшей жизни не соприкасаться с химией. Что я честно выполняю. Кроме разве прикосновения к спирту, хотя до сих пор не знаю, что я пью – этиловый или метиловый. В связи с тем, что вижу все хуже и хуже, думаю, что пью не тот.
⠀
Ширвиндт Александр
2.
Таким Александр Анатольевич Ширвиндт был в 1954 году. Когда ему было всего 20 лет.
Из воспоминаний его сына, Михаила Ширвиндта: "В молодости папа ходил со смешной прической и в больших объемных очках. Это он играл в «Ленкоме» и пытался создать образ молодого интеллигента. Он никогда не играл ни рабочих, ни колхозников, хотя проходил пробы много раз, но у него это не получилось. Ему также предлагали и отрицательные роли, преступного элемента, соблазнителей-совратителей, но ответ после проб тоже был отрицательным. На все эти его пробы было выражение: «А еще шляпу надел!".
3.
Фотошутка Александра Ширвиндта и Юрия Белова
Всем известно, что актёр Александр Анатольевич Ширвиндт – обладатель великолепного чувства юмора.
Смешной кадр прокомментировал сын знаменитого актёра-остряка Михаил Ширвиндт: «1962 год. Двое красавцев-мужчин в белых лосинах – это папа и артист Юрий Белов. Фотография сделана во время съёмок фильма «Приходите завтра», где они играли студента «Станиславского» и студента «Немировича-Данченко». Только это не лосины, а сломанные бюстовые основы у парковых статуй. Они на них сидят. Это дружеское дурачество. Нашли где-то на помойке. Если бы это фото делалось в наши времена и выкладывалось в соцсети, оно набрало бы много лайков».
Знаете ли вы, почему пальцы Бога и Адама не соприкасаются на знаменитом произведении искусства Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы? На картине палец Бога вытянут до максимума, но палец Адама находится с последней сокращённой фалангой. Смысл картины состоит в том, чтобы объяснить, что Бог всегда рядом, но решение остается за человеком. Если человек хочет прикоснуться к Богу, ему нужно будет вытянуть палец, но и с согнутым пальцем он сможет провести всю жизнь, не пытаясь найти Его.
А вы знали, что Античные статуи были цветными?
Мы воспринимаем древние статуи, как фигуры из белого и серого камня. Но большинство древних статуй, на самом деле, были ярко окрашены! Просто, сквозь века, все статуи добрались до нас в блеклом виде. Как заявил в интервью изданию археолог Винценц Бринкманн, традиции делать бесцветные скульптуры появились в эпоху Возрождения. Что же касается древних афинских статуй – большинство из них были цветными.
У входа в Стелленбосский университет в Южной Африке висит следующее сообщение:
Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или ракет дальнего радиуса действия. Нужно только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов. Справедливость исчезает в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации.
В 1957 году еврейский медик из Белостока Альберт Брюс Сабин открыл вакцину от полиомиелита, и отказался патента, разрешив всем её бесплатно производить.
Многие настаивали на том, чтобы я запатентовал вакцину, но я не хотел. Это мой подарок всем детям мира.
Уже в начале 1960-х миллионы детей были привиты: вакцина от полиомиелита подавила эпидемию и спасла детские жизни.
Судьба учёного сложилась трагично: из-за его еврейского происхождения две его внучки были убиты эсэсовцами. На вопрос, есть ли у него желание отомстить, он ответил:
Они убили двух замечательных внучек, но я спас детей по всей Европе. Разве вы не считаете это великолепной местью?
Позже Сабин бесплатно пожертвовал свои вирусные штаммы советскому ученому Михаилу Чумакову, чтобы разрешить разработку его вакцины в Советском Союзе. Он продолжал жить на скромную зарплату, но с великодушным сердцем и осознанием, сколько добра он принёс этому миру.
Сергей Тихонов. Яркая, но короткая судьба Вождя Краснокожих
Этот мальчик за всю свою короткую жизнь сыграл всего три роли в кино. Но его актерский талант запомнился всем зрителям, в первую очередь благодаря фильму Гайдая "Деловые люди" ( Цикл "Вождь краснокожих"). Смотря этот фильм, не знаешь, кто играет талантливее? Маститые актеры Вицин и Смирнов, или юный дебютант Сергей Тихонов, который случайно попал в этом фильм.
Случайно, потому что Гайдай хотел взять на роль непоседливого мальчишки юную актрису Надежду Румянцеву. Но после проб Сергея понял, что лучше кандидата на эту роль ему не не найти. И не ошибся. Короткометражка по мотивам произведения О, Генри в которой мальчик не дает спокойно спать двум бандитам, ставшим няньками, до слез заставила смеяться советского зрителя.
Мальчиш-плохиш
Следующей роль стала работа в картине по мотивам Гайдара про Мальчиша-Кибальчиша, где Тихонов сыграл предателя Плохиша, который за бочку варенья и ящик печенья выдаст буржуинам мальчишек, сражающихся за Красную армию. На съемочной площадке Тихонов был главным заводилой среди ребят, водил их купаться, делал розыгрыши и вообще не сидел на месте.
Закончив школу, Сергей, конечно хотел стать актером, и попробовал поступить во ВГИК, но провалился на экзаменах.
Потерпев неудачу во ВГИКе, Сергей ушел в армию и отслужил два года. Вернувшись, увлекся азартными играми, ходил на ипподром. Через год после армии, он трагически погиб, попав под трамвай.
Настоящая причина смерти
Режиссер Шерстобитов вспоминал, что ему осторожно намекали о том, как Сергей попал в плохую компанию, наделал много долгов и в итоге ему "помогли" попасть под злополучный трамвай. Сейчас проверить эти сведения уже нет возможности.
Актерский талант Сергей был, что называется, от Бога. Неизвестно, как бы повернулась его судьба, если бы он продолжил актерскую карьеру. Но в любом случае, американские актеры из фильма "Один дома" меркнут перед харизмой "вождя краснокожих", который сумел "перевоспитать" своих похитителей и сделать их добрее...
Буратино погибший в Афганистане
Хотя бы раз в жизни судьба преподносит человеку подарок. Невероятный шанс однажды выпал и Коле Кобликову, мальчику, который был утвержден на роль Буратино в знаменитом детском фильме по мотивам повести Алексея Толстого. По нелепому стечению обстоятельств Коля упустил уникальную возможность, а новый счастливый билет вытянуть не успел.
С первых минут на съёмочной площадке маленький минчанин полюбился старшим коллегам. 9-летний Коля не смущался, отлично подавал реплики и широко улыбался.
Всё закончилось спустя 2 месяца: на школьной переменке Николай упал и повредил передний зуб. Чтобы спасти очаровательную улыбку главного героя, режиссёр Леонид Нечаев отправил паренька на приём к стоматологу. Однако во время осмотра мальчишка перенервничал и не позволил доктору хоть как-то решить проблему.
— В стоматологическом кабинете он кричал так, что мы не могли этого вынести, – вспоминала его мама. – Доктор сказала: «Зачем вам из ребенка делать киноактера?» И мы решили отказаться от роли.
Леониду Алексеевичу пришлось срочно искать замену. Выбор пал на Диму Иосифова. Именно его ослепительную улыбку в 1976-м году увидели с экранов советские зрители. Единственная сцена, где промелькнул силуэт Кобликова – момент «рождения» сказочного человечка из деревянного полена.
Окончив восьмилетку, Николай поступил в профтехучилище, получил специальность слесаря и устроился на автомобильный завод. Помимо работы юноша увлекался спортом и не оставлял мечты о творческом вузе, но прежде хотел отдать воинский долг Родине.
В 1984-м парня призвали на срочную службу. Из учебной части города Фергана в должности стрелка ВДВ он был направлен в Афганистан. За неполных полгода Николай принял участие в нескольких войсковых операциях. Апрель 1985-го поставил точку в его короткой жизни. Выводя группу из окружения, Николай Кобликов подорвался на мине.
Девятнадцатилетний герой удостоился ордена Красной Звезды посмертно. А в Минске вот уже 38 лет живет в одиночестве мама Коли Кобликова, потерявшая сына.
С Наступающим!!!
Игрушки современные... Но такие милые! Пусть будут здесь. :))
Людочка, Александр, мои дорогие!!! Большое спасибо вам за поддержку и тёплые поздравления!
Ещё чуть-чуть, ещё немножко...
И тихо постучит в окошко
Год наступающий. Он новый!
И запах в комнате еловый,
И огоньки гирлянды яркой,
И предвкушение подарков –
Всё это праздника черты.
Так пусть сбываются мечты!
Всех благ, добра, тепла, удачи,
Здоровья, а к нему в придачу
Заряда бодрости и сил.
Чтоб год лишь счастье приносил!
Наталья Кэт
Ой! Что-то зловеще получилось...
Но, выбирая строки, я думала только об истории! Ммм... давайте просто почитаем.