1557
0
ID 91630
Истории от Олеся БУЗИНЫ: Языческие божки русской баньки
Истории от Олеся БУЗИНЫ: Языческие божки русской баньки
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (3)
05.02.2014 09:46
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
В последние дни в связи с известными событиями на (в) Украине зрители центральных российских телевизионных каналов могли созерцать писателя Олеся БУЗИНУ в различных политических программах, где он выступал ярко, страстно, убеждённо и аргументировано. А сегодня Олесь Бузина предстанет перед нами в качестве исследователя такого культурного явления, как баня, а также всяческой чертовщины, «живущей» в русской бане.
В жизни каждому из нас встречаются субъекты, которых хочется послать далеко и надолго. Когда такой гражданин достает нас окончательно, мы говорим ему: “Пошёл в БАНЮ!” И он сразу чудесным образом осознает, что пора оставить нас в покое.
Но почему мы посылаем осточертевшего идиота именно в баню? Не в сарай? Не в хлев? Не в погреб? Или в какую-нибудь другую хозяйственную постройку?
И вообще, почему у входа в баню нужно было обязательно перекреститься, а в самой бане креститься строго запрещалось? Почему в баню никогда не вносили икон? Почему нельзя было ходить в баню на церковные праздники? Почему вся банная утварь (шайки, вёдра, веники, ковши) считалась нечистой, и её нельзя было вносить в избу? И почему на месте развалившейся бани нельзя было дом строить ни в коем случае? Почему?!!! Что за место такое проклятое?
Помню, один рассказ простого мужика, услышанный мною несколько лет назад во время поездки во Владимирскую область: “Был у нас в деревне один. Шибко умный. Баня у него развалилась. Он на её месте дом строить вздумал. Ему все говорят: “Нельзя! Нехорошо будет”… А он: “Моя земля — что хочу, то и строю. Хоть дом, хоть клуб”. И построил. Довольный такой был. Только сгорела у него изба. В тот самый день, как он в неё жить с семьей перешёл, в тот и сгорела!”
С баней было связано множество явно нехристианских верований, напоминавших о пережитках славянского язычества. К примеру, наши пращуры были убеждены, что в бане можно получить сверхъестественные способности. И даже стать колдуном. Для этого якобы следовало пойти в баню и там отречься от Бога — снять крест, положить его себе под пятку (желательно, левую!) и произнести заветный приговор.
Все магические ритуалы в бане производились только после полуночи. И горе тому, кто заходил туда в это время без спросу. Да еще и лез париться.
Смерть нарушителя традиций была ужасна. Утром находили его холодный розовый труп, словно только что отхлёстанный банным веником. Кто же это так издевался над человеком?
А ещё баня была местом, где жила русская любовь. Самый знаменитый эротический рассказ русской литературы так и называется — “Баня”. Его авторство приписывают Толстому. Но не Льву Николаевичу, а Алексею Николаевичу — тому, что, кроме “Бани”, написал ещё “Петр Первый”, “Хождение по мукам”, а для детей — “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. (Не могу согласиться с автором. Рассказ А.Н. Толстого не имеет ничего общего с «русской любовью». Там даже не эротика, а чистой воды порнография (ИМХО). – anatol995)
Красный граф. Алексей Толстой увековечил себя не только “Хождением по мукам”, но и “Баней”
Вот же был писатель! Всем коллегам на зависть! Сначала антисоветский, а потом советский. Из популярного белогвардейского публициста в один день превратившийся в ещё более популярного советского прозаика и к наследственному графскому титулу прибавивший прозвище Красный граф. Кстати, один из любимейших писателей Сталина. Первооткрыватель знаменитого совета начинающим литераторам: “Жён, батенька, надо менять. По жене на романчик!” А также бессмертной фразы: “Уезд от нас останется, и оттуда пойдёт Русская земля!” Официально был женат три раза, не считая мимолётных увлечений. И баню очень уважал. И как место, где можно попариться, и как объект для литературных вдохновений.
Итак, вот что получается. Баня — одновременно место страшное и пряное. И угореть в ней можно, и со всей русской Камасутрой познакомиться.
Римские бани были местом, где парились, любили и убивали политических соперников
Но и в других культурах именно в бане происходило множество ужасных и соблазнительнейших вещей.
В бане была умерщвлена политическими противниками королева Амаласунта — правительница государства остготов в Италии. Это случилось в 535 г. н. э. Заговорщики запрели свою королеву в ванной, где она купалась, и буквально запарили до смерти. Эту утончённую разновидность убийства, не оставлявшую внешних следов насилия, варвары-готы позаимствовали вместе с банями у цивилизованных римлян. Римляне уже несколько веков убивали подобным образом политических оппонентов, проигравших в дворцовых интригах. Именно в бане вскрыл себе вены древнеримский писатель-сатирик Петроний по прозвищу Арбитр Изящного. Он поступил так, получив информацию, что император Нерон отдал приказ предать его мучительной казни.
Но в бане древние римляне не только мылись и убивали. По свидетельству историка Светония, император Тиберий собрал в своих персональных банях на острове Капри целый гарем. Свои оргии этот предшественник Сильвио Берлускони устраивал прямо в бассейне. А партнеров по групповому сексу, плававших стаями в теплой воде, в шутку называл своими “рыбками”. Теперь понимаете, почему так тянуло на Капри Ленина и прочих большевиков? Их звал туда дух римского императора Тиберия, гармонично решавшего в бане сексуальные и политические вопросы “текущего момента”.
Однако распутной фантазией римского тирана российские социал-демократы не обладали. Поэтому они устраивали на Капри обычные скучные партийные посиделки, планируя всю Россию попарить в кровавой бане.
Удельные бани после ремонта
Зато достоверно известно, что в обычную баню Ильич тоже ходил. Несколько лет назад в Петербурге даже разгорелся скандал, когда закрылись на ремонт Удельные бани. В них будущий вождь пролетариата в 1917 году помылся перед тем, как убежать в шалаш в Финляндию, чтобы скрыться от Временного правительства. Общественность требовала сохранить Удельные бани как историческую реликвию. Властям даже пришлось успокаивать поклонников товарища Ленина. Тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила: “При всем уважении, что там мылся Владимир Ильич Ленин, это баня всё-таки 1834 года. И закрылась она не из-за продажи, а из-за того, что находилась просто в аварийном состоянии. Но, безусловно, судьбе этой бани ничего не угрожает. После реконструкции она так и останется баней, только уже в хорошем цивилизованном виде”.
Как жаль, что Ленин ни разу не был в Киеве! Сколько бы бань уцелело! А так из дореволюционных киевских бань дожили до наших дней только Центральные торговые на Малой Житомирской улице рядом с Майданом Незалежности!
Центральные Торговые (Купеческие) бани на Малой Житомирской, были построены в 1895 году инженером Гаврилом Позняковым и были известны в качестве Купеческих бань. Они расположены в самом сердце столицы и является уникальным сооружением в Киеве. Пикантная особенность: здесь располагались не только банные "номера", но также гостиничные, куда водили девушек легкого поведения. Две большие русские парные, расположенные на 2 и 3 этажах, функционируют с того времени, производя лучший пар в Украине. Финские сауны являются частью бани.
До революции Майдан носил название Думская площадь. По имени Городской думы, которая находилась тут. Сначала депутаты (они назывались гласными Городской думы) парились над постановлениями. А потом шли париться в эту баню. Но так как по соседству с Лядскими воротами располагалась еще и городская биржа сексуальных услуг, то Центральные торговые бани именовались почти так же, как Лядские ворота — “Бл…дские бани”. Сняв сочную девицу, её вели в эти бани в отдельный номер, чтобы “попарить” во всех смыслах.
Но такой утонченности банное дело в наших краях достигло только в XIX веке. Тогда в Москве были построены знаменитые Сандуновские бани. Да и в Киеве решился вопрос с мытьём. А ведь еще во времена Гетманщины публичных бань в Киеве не было вообще. Даже в Киево-Могилянской Академии (в храме наук!) не было бани! Не мылись там студенты. А при самодержавном деспотизме бани в Киеве наоборот сразу расцвели. Как только ликвидировали Гетманщину, так и начали сразу бани в Киеве расти, как грибы. Заботилось самодержавие о чистоте верноподданных тел!
Киевские бани при самодержавии. Справочник “Весь Киев на 1914 год” перечисляет в “матери городов русских” уже сразу десять коммерческих бань — в том числе Днепровские на Андреевском спуске, Московские на Константиновской, 22, Печерские на Московской улице, 22, и даже бани Левинсона с примечанием в скобках “еврейские” на улице Ярославской. В некоторые из киевских бань в 1914 г. уже можно было позвонить по телефону. К примеру, Центральные торговые имели телефонный номер 474. И главное, какой прогресс! При гетманах в Киеве ни одной бани не было. А за сто лет царской власти — сразу десять появилось! Сколько бы их еще добавилось, не случись Первой мировой войны!
Обычная русская баня была значительно проще этих роскошных городских бань. Она представляла собой бревенчатый домик. Эта избушка разделялась на два помещения — предбанник и парилку. В предбаннике раздевались. В парилке — парились, растянувшись на специальной лежанке, которая называется “полок”. Температура в русской бане доходит до 70 градусов. Для этого баню нагревают специальной печью-каменкой, работающей на дровах. А дым выводят в трубу.
Русская баня. Антураж проще, но пар на 20 градусов жарче, чем в римской
Известное русское слово изба — это уменьшительное от истопка, которое происходит от древнерусского истьба (истобка), что означает “дом, баня”. Отделившись от жилища и став отдельной постройкой, баня сохранила все признаки древнего, языческого почитания жилища.
Но всё это относится к так называемой бане по-белому. С той самой трубой, через которую выходил дым. Банька по-белому возникла только в XVIII веке. А до неё славяне больше тысячи лет парились в бане по-чёрному.
В бане по-чёрному отсутствовал предбанник. А печь представляла собой открытый каменный очаг. Он прогревал не только каменку, но и стены бани. Дым выходил просто через дверь или через дыру в потолке. Брёвна внутри бани были сильно прокопчёны, а стены — чёрного, воистину адского цвета.
Именно во времена монопольного существования бани по-чёрному возникли все поверья и запреты, связанные с тем, что мы сегодня называем баней. Когда баню по-чёрному топили, из всех её щелей дым валил, как из пекла. Представляете этот ужас?
Чтобы пользоваться баней по-чёрному, следовало соблюдать строжайшие правила безопасности. Протопив баню, её в обязательном порядке проветривали, открыв дверь настежь. А еще — вымывали от копоти потолок. Именно там скапливался угарный газ, убивавший ленивых или пьяных банщиков. По этой же причине существовал запрет на “четвертый пар” — четвертый заход в баню, когда там можно было угореть.
Откуда вера в банника? Во время сгорания дров в бане выделяется невидимый бесцветный и безвкусный угарный газ СО. Он может вызвать галлюцинации, человеку кажется, что его душат и т. п.
Когда баню топили “по-черному”, из всех ее щелей дым валил, как из пекла
А феномен “посмертного румянца” трупов вызывает соединение угарного газа с гемоглобином — образуя карбоно-гемоглобин, который блокирует доступ кислорода в кровь человека и придаёт его коже такой приятный глазу оттенок. Открыт был угарный газ только в 1776 году французским химиком Жаком де Лассоном, который увидел его характерное синее пламя.
Откуда было знать всё это неграмотным древним славянам, ни дня не ходившим в школу? Механизм воздействия загадочного угарного газа был для них не ведом. То, что мы обозначаем химической формулой СО, они называли “банником”. Древние славяне верили, что именно банник убивает нарушителей банных традиций.
И все же, почему в баню нельзя было вносить иконы и, тем более, париться в дни церковных праздников? Есть причина. Славяне, конечно, не древние римляне. Скромные размеры деревенской русской баньки не позволяли развернуться, как в римских термах Каракаллы. Но широка загадочная славянская душа! Ничто человеческое ей не чуждо. Да и где ещё было заниматься сексом зимой в нашем отнюдь не тропическом климате, как не в натопленной жарко баньке?
А ещё баня была местом, где жила русская любовь
С баней был связан весь цикл человеческой жизни от рождения до смерти. Крестьянки рожали в банях, так как это было самое продезинфицированное место в деревне. Сажа, осевшая на стенах бани по-чёрному, играла роль антисептика. Перед свадьбой молодые тоже ходили в баню. Это составляло часть свадебного обряда. А после смерти покойника тоже обмывали в бане. Более того, раз в год на Чистый четверг, выпадающий за три дня до Пасхи, баню специально топили на ночь, но не парились в ней. Это была баня для духов предков. Так славянин поддерживал связь с предшествующими поколениями.
В дохристианские времена, кроме всем известных языческих богов, вроде Перуна или Велеса, славяне верили ещё и в мелких бесов — леших, домовых, русалок. В хлеву жил хлевник, в сарае — овинник. А в бане — банник. После крещения все идолы были разрушены. Единственным уцелевшим языческим храмом остался тот, который можно было использовать по двойному назначению — баня. И помылся, и бесам плоти послужил. Двоеверие и двойные стандарты до сих пор присущи практически всем христианам. Не только славянам.
Прокопчённая баня по-чёрному, из которой каждую неделю валил дым, идеально подходила для домашнего языческого храма — места обитания всяческих бесов. Поэтому в баню нельзя было заносить иконы, а все предметы, находившиеся тут, запрещалось заносить в дом. Мол, не путайте грешное с праведным, а веник с крестом.
После крещения Руси нашим пращурам стало немного неудобно держать в одном углу иконы, а домашних чертей — в другом. А вот отдать нечистым нежилую баню — это всегда можно! Вроде бы как вывели всех их из дома, а в то же время держим под рукой, чтобы далеко не убегали.
Богу — Богово, а чёрту — чёртово. Если не грешить, то как каяться? Именно поэтому всех осточертевших нам субъектов мы посылаем ко всем чертям — то есть в баню, намекая на то, что им пора очиститься от телесной и духовной скверны.
Оле́сь Алексе́евич Бузина́ (укр. Олесь Олексійович Бузина, 13 июля 1969, Киев, УССР) — писатель, пишущий на украинском и русском языках, журналист и телеведущий.