История брюк..... Началось всё с ответа на вопрос - Как ходили в туалет рыцари в доспехах? И поиск по теме привел к
История брюк..... Началось всё с ответа на вопрос - Как ходили в туалет рыцари в доспехах? И поиск по теме привел к
Штаны варвары носили примерно такие, как на фото справа. Тем, что на снимке, около трех тысяч лет.
А примерно в IV веке нашей эры случилось непоправимое. Какие-то мерзавцы изобрели стремя. И это была революция, сравнимая с появлением атомной бомбы.
Отныне человек мог скакать на лошади и одновременно стрелять из лука, бить копьем или работать мечом. Всадник перестал быть беспомощной мишенью для пешего или колесничего, он сам превратился в грозную силу. А боевая лошадь стала важнейшим элементом армии. И вот тут со штанами случились интересные метаморфозы.
Нужно понимать, что к тому времени просвещенный китаец или почтенный римлянин относился к штанам так, как ты отнесся бы к юбке из пальмовых листьев. Это была одежда низших существ, полулюдей, всяких скифов и хунну — пожирателей конины. Приличным людям полагалось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или гордо сверкать голыми коленями под короткими военными рубахами.
Поэтому еще лет этак пятьсот штаны всячески маскировались, особенно у европейцев. Их прятали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. Они были совершенно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно священники.
Но и после того, как мужчины все-таки признали свой позор, одеяние их ног все равно притворялось чем угодно, только не варварскими грубыми портками. Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.
Удушение шоссами
Примерно с XI века длинные подолы мужчин начинают подниматься, и мы видим красоту, которую доселе скрывали от мира. Французы называли это шоссами, итальянцы — кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обтягивавшие ногу и прикрепленные по бокам веревочками к набедренной повязке — брэ. Чтобы шоссы сидели плотно, их полагалось надевать мокрыми. Сохранилась жалоба мальчика XIV века, который в письме матери скорбел о том, что «шоссы мучают его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он чувствует себя легко и свободно, а в шоссах испытывает истинные страдания». Сверху мужчина средневековья надевал короткое платье и короткий же плащ — такой наряд считался скромным и достойным. Правда, в этом наряде приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы не наклониться, когда у тебя за спиной находится значительное лицо, церковь или священник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ полагалось платить штраф.
Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки
Чрезвычайно интересно читать в хронологическом порядке жалобы средневековых моралистов на упадок нравов, касавшихся штанов. Весь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. Средневековые модники завели дурную привычку носить разные по цвету чулки: красный с синим, желтый с фиолетовым или белый с зеленым. Это считалось чрезвычайно порочным. Потом стали сражаться с юбочками, которые пришивались к шоссам. Потом — со штанишками-пуфиками. Штанишки росли в объемах, и это несомненно указывало на то, что все современное общество отправится в ад. Потом пошла борьба с гульфиками. Тексты с осуждениями этой пагубной детали туалета множились, так как гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. Примерно в это же время инженерный гений человечества сообразил, что шоссы можно сшивать сверху. Так заново были изобретены штаны, точнее, что уж греха таить, колготки.
В это время папский престол неоднократно предавал анафеме очередное порочное увлечение — накладные икры. Одним гульфиком, как выяснилось, католических женщин не развратишь — приходилось подкладывать в колготки деревяшки, имитировавшие накачанные икроножные мышцы. Любимым сатирическим объектом поэзии XV века является «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзади него, как колодки, которых он, несомненно, достоин за то, что смеет спешить на свидание к красотке».
И только с XV–XVI веков появляется новый вид штанов — что-то похожее на современные бриджи с отворотами. Их надевали под укороченное платье во время поездок в паломничество, например. Это была одежда грубая, почти крестьянская. Высокородные же господа по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.
Бесштанные цареубийцы
Всемогущие короткие штаны
Но пришло время, и аристократы сообразили, что короткие штаны до колен, в меру обтягивающие либо расширенные по моде, — штука весьма удобная. Во Франции штаны получили название «кюлот» и были запрещены для всех классов, кроме дворянства. Не дворянам было приказано носить штаны длинные, до щиколотки. Во-первых, на расстоянии понятно, кто кому «ку» три раза делать должен, а во-вторых, шелка для чулок мало, дворянам самим не хватает, остальные пусть обмотки носят суконные. Весь XVII и весь XVIII век люди в длинных штанах сурово смотрели на то, как люди в коротких штанах душат их налогами, бьют плетьми, забривают в армию и вытаптывают их поля на псовой охоте. Настроение у людей в длинных штанах постепенно портилось.
Почуяв неладное, люди в коротких штанах разрешили тогдашнему ОМОНу, то есть всяким гвардиям, носить короткие штаны — правда, обязательно с застежками на пуговках, чтобы не путать с настоящими короткоштанными. Но было уже поздно.
Типичный санкюлот
Люди в длинных штанах, назвав себя санкюлотами (бескюлотниками), устроили массовое вытряхивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову главному носителю коротких штанов — самому королю. После этого на тридцать лет Европа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула уже поумневшей — и по поводу налогов, и по поводу плетей, и по поводу штанов.
Ну, то есть на какое-то время.
Великие неназываемые
Как бы ни относились к Французской революции в прочем мире, но моды послереволюционной Франции стали всеобщими. Мужчины всех классов надели длинные штаны — по большому счету, впервые со времен гуннов. Священники, конечно, по-прежнему прятали порочные кальсоны и порты под сутанами и рясами, а гусары и драгуны еще долго носили обтягивающие белые колготки — рейтузы, потому что армейские моды вообще штука консервативная. Но, в общем, длинные штаны — брюки — отпраздновали абсолютную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, хотя ее основатель, признаться, этой деталью гардероба пренебрегал. Черный костюм европейского мужчины стал на двести лет символом нашего мироустройства.
Правда, именно в это время само слово «штаны» воспринимается как совершенно неприличное в большинстве языков. В рекламах портных и магазинов штаны именовались «нижней частью костюма», «постаментом», «номером вторым». А в русском, немецком, английском и французском языках даже возник полушутливый термин «невыразимые» или «неназываемые» (inexpressibles).
«Выхожу — и вижу — за калиткой — человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой Пэгаза в позе победителя», — читаем в очерке И. Тургенева «Пэгаз».
Мальчики в платьях
Вплоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет одевали исключительно в платьица. Отличить мальчика от девочки на картинах можно лишь по тому обстоятельству, что платьица на мальчиках обычно были более яркими, а декольте делалось более глубоким, чем у девочек. Покупка первых коротких штанишек была важным элементом инициации в мужскую жизнь, настоящие же длинные штаны обычно покупались в 11–13 лет. В России первыми длинными штанами обычно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. Дети простонародья до 3–4 лет носили рубахи, а потом сразу получали длинные портки. Так что образ мальчика в коротких штанишках — балованного барчука — существует до сих пор. И короткие штаны, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были изначально выбраны как символ благополучия мальчиков, которые их носят. Привет кюлотам.
Ужас в коротких штанишках
Малоизвестный немец в шортах
В следующий раз темой коротких и длинных штанов занялся лично Гитлер. Нацистская идеологическая доктрина, любившая кивать на римлян по любому поводу, не могла пренебречь отвращением, которое римляне испытывали к длинным штанам. Было провозглашено, что особая крепость и морозостойкость ариев достигается за счет ношения шортов, которые являются их, ариев-германцев, национальной одеждой. В национальный костюм многих немцев, прежде всего тирольцев, действительно входили укороченные штаны, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. Древние же германцы как раз завоевывали Рим в длинных кожаных штанах. Но кого из идеологов когда-либо интересовала реальность?
Ношение коротких кожаных штанов было одним из способов выразить лояльность режиму.
Сам фюрер любил попозировать в шортах, в шортики же зимой и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных коротких штанов было одним из способов выразить полную лояльность режиму. Неудивительно, что после войны еще лет тридцать шорты не были популярной одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце шестидесятых им простили фашистское прошлое. Репутация же тирольского костюма до сих пор до конца не восстановлена.
Брючная идентификация
Брюки-клеш — хит 1970-х
Если кто-то думает, что околоштанные скандалы — дела давно минувшего прошлого, то ошибается. Их дедушки и папы могут поведать, как прятались от комсомольских патрулей, которые в шестидесятых годах отлавливали мужчин в узких брюках, стиляг, и распарывали нехорошие брюки по швам. В семидесятых ловили уже за широкие брюки — клеш (брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). В семидесятых же боролись с империалистическими джинсами, а восьмидесятые прошли под знаком яростного сражения с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может сверкать голыми икрами.
Приспущенные штаны — хит 2000-х
Нет-нет, не стоит обольщаться, штаны по-прежнему серьезнейшая проблема для немалой части человечества. Шорты и слишком обтягивающие штаны активно не приветствуются во многих исламских странах. А год назад в городе Уайлдвуд (Нью-Джерси, США) было запрещено показываться на улице в штанах, спущенных ниже пояса, — мэр города лично поклялся, что будет штрафовать и арестовывать всякого вислозадого бунтаря, который посмеет продемонстрировать миру резинку от трусов.
Так что, мы видим, в какой-то степени штаны стали краеугольной тряпкой нашей цивилизации, что много говорит об этой цивилизации, увы.
Брючные истории
* Осенью 1959 года Никита Хрущев был в США, где ему показывали достижения американского хозяйства, в том числе аппарат с газировкой на фотоэлементах. Аппарат распознавал, что надето на клиенте — юбка или брюки, — и соответственно наливал в стакан либо вишневый, либо апельсиновый сироп. Хрущеву дважды был налит женский, вишневый, напиток — аппарат отказывался признавать широкие штаны руководителя СССР за мужскую одежду.
* В ситуации, когда современные мужчины позволяют себе ослабить галстук, жители XIV века, оставшись в дружеской компании, позволяли себе ослабить шоссы — спустить их до колен и перехватить там веревочкой.
* В начале XIV века французское войско под предводительством Людовика Сварливого регулярно страдало во время походов от дизентерии. Личным указом короля всему войску было приказано сделать разрез на задней части набедренной повязки (брэ), дабы, заболев, воин не задерживал строй, а решал свои проблемы на ходу.
* Вплоть до XVII века в Японии штаны хакама могли носить только священники, самураи и аристократы. Простолюдины (как женщины, так и мужчины) карались за штаноношение смертью. Но несколько раз в жизни они имели право их надевать. Например, на свадьбу — свою или своего ребенка.
maximonline.ru
Вот такое вот интересное повествование...
Не решилась редактировать и оставила, как есть.
Но по ходу дела нашла немного интересного и постороннего материала и решила дополнить... как сказать для вИдения целой картинки ...
________________________________
Брюки прошли этапы эволюции в течение столетий и прочно укрепились в нашем гардеробе... Брюки вид одежды, который мы и сегодня с удовольствием носим.
Итак... Брюки – это поясное изделие, разделенное на две части, каждая из которых покрывает отдельно левую и правую ногу.
Как известно, представители древних цивилизаций отдавали предпочтение юбкам. Юбку длительное время носили именно мужчины, а женщины - платья. По длине юбки определяли положение человека в социуме. Появление брюк было обусловлено прямой необходимостью.
Историки датируют появление брюк на территории Европы примерно 500 годом до рождества Христова. Их первыми стали носить скифы, которые ввиду особенностей своей жизнедеятельности постоянно передвигались на лошадях, и в юбках это было делать абсолютно неудобно.
Изготавливали брюки из кожи животных, которую вымачивали для того, чтобы она была более мягкой и пластичной. Прототип брюк был известен и древним людям. Так, в Испании при археологических раскопках обнаружили пещеру с наскальным рисунком, на котором изображен древний человек в брюках из шкуры животного.
После скифов, кельты и германцы достоверно носили штаны в VI в. до н. э. Сначала это был просто кусок кожи или ткани, закрепленный между бедрами для прикрытия и защиты гениталий. Далее брюки стали распространяться по разным странам Европы. Однако, древние греки и римляне долгое время отвергали данный вид одежды, считая его исключительно атрибутом варваров. За ношение брюк, согласно принятому на то время закону, у непослушных римлян отбирали имущество и даже изгоняли из Империи. Тех, кто приезжал из других земель и носил брюки, местные жители не принимали и называли "гентиум бракаториум", т.е. "племя в штанах". Уже позже римляне все же стали надевать короткие брюки под туники для защиты от непогоды во время длительных военных походов. Брюки настолько полюбились, что с тех пор они стали неотъемлемым предметом одежды мужчин и полностью вытеснили юбку, превратив ее исключительно в дамский атрибут. Но как самостоятельный вид одежды брюки трансформировались именно из юбки. Сначала кочевники подвязывали ремнем широкую юбку, условно разделяя ее надвое, а уже потом появились две отдельные части (брючины). Именно поэтому сам термин "брюки"используется во множественном числе.
В Древней Руси штаны (порты, портки) носили уже в XI веке. Термин "штаны"появился во второй половине XVIII века, после чего "портами"стали называть нижнюю одежду (исподнее, кальсоны). Слово "брюки"(от нидерл. broek) в России появилось в XVIII веке, в связи с петровскими реформами, и первоначально означало "штаны моряка".
В средние века было принято носить брюки-чулки (шоссы). Особым шиком считались чулки разного цвета. Прикрепляли их к очень коротким штанам, а позже к курточкам. Шоссы, как и вся распашная одежда той эпохи, были из двух половинок, каждую из которых надевали по отдельности. Ныне подобные брюки-чулки можно увидеть лишь на танцорах балета.
Мода на короткие штаны распространилась еще на долгие годы. Примерно через столетие появились так называемые плундры. Это широкие короткие брюки, на изготовление которых тратили немало метров ткани. Для придания объема их часто набивали сеном и перьями. В них делали вертикальные прорези, чтобы была видна дорогая ткань нижних шорт.
В Испании в 15 веке были популярны "кальсес"— короткие брюки, внешне напоминающие подушки.
В ХIV-ХV вв мужская одежда укорачивалась и становилась облегающей, делая нижнюю часть тела все более видимой. Если в раннем средневековье мужской кафтан закрывал большую часть ног, то к 1350 г. он укоротился до колен, а в 1376 г. уже не прикрывал даже гениталий. Короткие камзолы и узкие штаны отчетливо обрисовывали ягодицы и даже контуры пениса. Новая молодежная мода смущала не только моралистов и церковников, но и широкие круги горожан. Майнцская хроника 1367 г. жалуется: "В наши дни человеческая глупость дошла до того, что молодые мужчины носят такие короткие кафтаны, которые не закрывают ни срамных частей, ни зада... О, какой невероятный стыд!".В середине ХIVв. муниципалитеты многих городов (Шпейер, Страсбург, Геттинген, Цюрих и др.) принимают специальные постановления, запрещающие мужчинам носить кафтаны выше колен. В конце ХIV в немецкое городское право требует, чтобы мужское платье "полностью прикрывало стыд сзади и спереди". В 1354 г. Геттингенский горсовет постановил, что мужская верхняя одежда, камзол или плащ, должна быть не короче, чем 1/4 локтя выше колен.
Еще в это же примерно время появились другие брюки – плюдерхозен. Их придумали наемные германские солдаты. Во время боев одежда приходила в негодность, а правительство не имело возможности часто менять обмундирование. Поэтому солдаты превращали лохмотья в ленты, обвязывали их вокруг ног, стараясь хоть как-то украсить свою испорченную экипировку. Через прорези, также как и в плундрах, была видна подкладка.
Примерно в середине 17 века голландец Ренграв, который являлся послом в Париже, предложил было вернуть мужчин к ношению юбки. Он стал брючным реформатором, разработав модель, напоминающую широкие трусы длиной до середины бедра, которые надевались поверх обычных брюк. Брюки-ренгравы очень полюбились Людовику XIV. Их обильно декорировали рюшами, лентами. Порой цветные ленты просто пришивали к нижним брюкам. Просуществовали такие брюки около 40 лет.
Самый длительный период пришелся на кюлоты. Они были короткими, застегивались под коленом. Такие брюки носили лишь аристократы. В Россию моду на кюлоты ввел Петр I, обязав своих придворных сменить русский костюм на европейский. Простолюдины носили длинные штаны, поэтому их называли "санкюлоты", т.е. люди без кюлот. Несколько позже аристократы также перешли на блинные брюки и дабы те не сминались, а сохраняли свою форму, были придуманы внизу штрипки или стремешки, как их называли в России.
Мода не стоит на месте и к концу 18 века законодательница мод Франция предложила миру новую модель брюк – панталоны. Это уже длинные широкие брюки, получившие свое название по имени театрального героя Панталоне, обличенного в аналогичную модель. Женщины также нашли применение этим брюкам в своем гардеробе. Укороченные панталоны использовались ими в качестве нижнего белья.
Динамичный XIXвек...
Появились шорты. Ряд историков склонны думать, что шорты придумали студенты Кембриджа для участия в водных соревнованиях. Шорты удобны, практичны, не сковывают движений... Они и сейчас не перестают быть популярными.
В этом же столетии мир узнал о брюках-галифе, которые прочно укрепились в обмундировании красноармейцев.
Но особый переворот в историю брюк, конечно же, внес Леви Страусс – изобретатель джинсов. С тех самых пор, когда были изготовлены первые штаны из денима, прошло более 130 лет, но джинсы настолько полюбились человечеством, что заменить их на другой вид брюк просто невозможно. Они имеют значимое место в каждой новой коллекции каждого нового сезона. Их носят все категории граждан, абсолютно разных возрастов, вероисповеданий. Джинсы по праву можно назвать одним из знаковых изобретений 19 века. От просто рабочих штанов они переросли порой в эксклюзивные модели, модели от кутюр.
А как же появились классические брюки? Ооо... Ну, да! Классические брюки, которые привычны нам–современникам, впервые был создан, конечно же, в Англии. И это не случайно. Ведь брюки – это часть костюма английского джентльмена. Образ воспитанного, галантного, преуспевающего мужчины и сейчас всегда приветствуется и очень импонирует дамам.
А что касается женского гардероба и появления в них брюк, то тут есть свои нюансы. На Востоке прозрачные брюки по типу шаровар были известны давно, их носили девушки-наложницы. В Европе же первыми стали надевать брюки женщины в начале 20 века.
В это время велась активная борьба за эмансипацию, появились работающие женщины, которые часто использовали транспортную новинку — велосипед. Юбки для этого не подходили. Однако, женщин в брюках еще очень долго осуждали. Появиться в брюках, например, в ресторане было крайне недопустимым.
Кстати, в 1930 году Марлен Дитрих продемонстрировала женский брючный костюм, который максимально был схож с мужским. Но несмотря на большую армию поклонников, эту новинку не переняли.
Огромное преимущество брюк перед юбкой ощутили во время Второй Мировой войны. Женщины работали в тылу, выполняя тяжелую мужскую работу. Уже в 1944 годы было зафиксировано, что бродажи брюк по сравнению с предыдущими годами, возросли примерно в 5 раз. Но привычным предметом женского градероба они все же пока не стали. И только в 1960-м году Анри Курреж смог убедить женщин надевать брюки. Популяризацией женские брюки обязаны и Коко Шанель и Ив Сен Лорану.
Сегодня женщины не обходятся без брюк, зачастую предпочитая их юбкам. Брюки стали не просто повседневной одеждой. Их часто предлагают в качестве вечерних вариантов, это и атрибут офисной моды.
Из открытых источников.
Материал с materials.tell4all.ru послужил планом рассказа.
Благодаря этому материалу и появился этот пост.
________________________________
Как ходили в туалет рыцари в доспехах?
Отвечает Евгений Аксельрод, руководитель военно-исторического клуба «Южная застава», серебряный призер чемпионата мира по средневековым боям «Битва наций»:
«Хочется ответить, что с трудом, но на самом деле все достаточно просто. Существовало несколько типов доспеха: Для турнира и для войны. Для турниров, как правило, доспехи были намного объемнее и тяжелее, но по времени состязание длилось гораздо меньше, чем военный поход. Стоит еще принять во внимание, что рыцарь — это чаще всего именно конный воин. У него часть тела, которая соприкасалась с седлом, не была прикрыта металлом (хотя иногда использовались цельные детали, прикрывающие ягодицы, на шарнирах). Полноценных штанов в те далекие времена в Европе не существовало. Мужчины носили длинные чулки-шоссы, которые обычно достигали верхней части бедра и по бокам крепились шнурками к поясу, пропущенному через верхнюю часть (кулиску) мужских штанов (брэ), которые входили в состав нижнего белья. Поэтому полностью снимать доспехи в минуты острой необходимости не было нужды — достаточно было припустить брэ.
Спереди для удобства отправления естественных потребностей использовался гульфик. Первые гульфики делали из куска ткани типа треугольного платка, который крепился к чулкам и брэ. Он был похож на своеобразный карман или мешочек. Со временем гульфик превратился в важный и одновременно модный элемент доспеха, его тоже "одели" в бронь: накладной треугольник (реже прямоугольник), который пристегивался к поясу или подолу грудного прикрытия, пропускался между ног и крепился к поясу сзади или подолу спины. Специалисты по Средневековью предполагают, что на поле боя бронированный гульфик был как защитным, то есть служил для предохранения гениталий, так и придающим уверенности аксессуаром, который демонстрировал "мужскую силу" рыцаря (порой гульфик достигал нереально больших размеров).
В известном сатирическом произведении Франсуа Рабле один из персонажей говорит, что мужские гениталии нуждаются в защите такой же надежной ("belles et fortes braguettes naturelles"), какой природа снабдила семена и орехи.
И в заключение — по существу данного вопроса. Конечно, не стоит забывать о целой толпе оруженосцев и прислуге, которая с готовностью помогала своему господину в минуты "рыцарской" слабости.
К слову сказать, "современные рыцари" перед тем, как надеть доспехи, обязательно посещают уборную... На всякий случай».
moya-planeta.ru
Спасибо, что прочитали до конца так много буков!
С Наступающим!!!
Ну че сказать? Ох, и тяжко было рыцарям
Узнал много нового, респект
:))) Ох, тяжко, Кирилл! Вот и решила показать, что это не только блестящие доспехи, но и головная боль о штанах! :)
А.С.Пушкин долго удивлялся,когда при нём гульфик стали шить не сбоку, а посреди в верхней части брюк.
И эта мода дошла до наших дней и стала повседневностью.
Правда, тип одежды - "унисекс" всё больше занимает места на подиумах и в торговле, эстраде.
Спасибо Альбина за хорошую новость!
:) Вадим, спасибо!!!
Сбоку? Про это, кажется, не читала... :) Неудобно же...
С Наступающим Вас!!! :)
Дополнение.
Скорее всего, обтягивающие лосины в 19 веке для всяких нужд частично не расстёгивались,а отстёгивались.С боков много в то время было наворотов....
Поздравляю Вас,Альбина с наступающими праздниками .!
:) Ой! Какой хорошенький! А талия-то.... Ох! Я пропала...
Ага. И джинсы тоже рабочая одежда... Всё о нас, простых, думают... Я про подтяжки... :))
:)
Ирина, спасибо!
Очень интересно!... Оказывается, брюки совсем молодой вид одежды.
Как ходили в туалет рыцари в доспехах? Или вообще... из истории брюк.
Данила Маслов с сайта maximonline.ru наконец решил написать статью про то, без чего он старается не выходить из дома. Нет, не про сачок. Про основу основ — штаны. И узнал такие шокирующие подробности из их истории, что колени его похолодели от ужаса.
Штаны давно не являются символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято ругать дам, посягнувших на эту святыню, — дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.
Хотя, казалось бы, почему стыдно? Наоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. Их не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можно снять, только действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).
А все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сразу появились как постыдный предмет туалета — безбожный, нечестивый и порочный. И оставались такими вплоть до наших дней. Конечно, не все, а только некоторые виды.
Загадка стремени, времени и штанины
На самом деле никто не знает, когда именно человечество изобрело штаны. Что-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некоторые северные племена глубокого прошлого, но их контакты с остальным миром были практически нулевыми. В мире же древних цивилизаций штанов не было в принципе. У месопотамцев на их барельефах встречаются сшитые снизу посередине юбки, индийцы еще несколько тысяч лет назад мудрили с набедренными повязками, так что порой получалось что-то штанообразное. Но в целом древние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. По той причине, что штаны им даром были не нужны: возни с пошивом масса, а функциональности — никакой.
А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!
Вот представь: ты древний египтянин. Или иудей. Или грек. Зачем тебе штаны? Чтобы сиять голым, простите, задом, справляя нужду? Чтобы мучиться, изобретая пояса, завязки, пуговицы и ширинки? Чтобы дорогая материя неэкономно протиралась в, как раньше выражались, «стегнах и лядвиях»? Чтобы швы врезались куда не надо, когда наклоняешься, а в жаркий день ты обливался потом, лишенный доступа воздуха к телу? Чтобы не влезал в свои штаны, потолстевши, а после недорода они с тебя сваливались?
Вот женщины иногда что-то такое себе изобретали, дабы уберечься от наших нескромных поползновений. И вообще в гигиенических целях. Шароварчики восточные в гаремах себе шили. А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!
Но за удобства приходится платить. Возможно, именно отсутствие штанов в гардеробе античного мужчины было причиной того, что невероятно поздно человечество полноценно освоило такую замечательную штуку, как верховая езда. Либо, наоборот, вялое использование верховой езды не располагало к изобретению нормальных крепких штанов.
Езда боком на осликах — пожалуйста. На лошадь можно сесть верхом, если не жалко своих будущих наследников, — но это дело для слуг и мальчишек. Еще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. Даже аналоги конского седла были некоторыми народами изобретены, хотя эти подушечки с ремешками мало смахивали на седло в нашем понимании. Но воин верхом на лошади — это нонсенс. Как он будет воевать, вцепившись в животное руками и ногами и испытывая невыносимые муки в области натертых гениталий?
Нет, настоящий воин должен быть пешим. Или на колеснице. Вот колесница — прекрасное изобретение: возничий управляет, лучник или копьеносец стоит сзади и бьет все, что шевелится. И настоящий воин, конечно, будет сражаться в настоящей мужской одежде — мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. Да, на колеснице не везде поездишь, она подходит для равнинных полупустынь или специальных естественных арен для сражений. На вымощенных мостовых всяких Фив и Афин она очень эффективна, на римских дорогах. А по диким лесам и холмам грекам, китайцам, египтянам или римлянам носиться необязательно. Пусть в этой глуши жалкие варвары отсиживаются — все равно к городам сунуться не посмеют. Многие из них ездят верхом — дикий, варварский способ передвижения. Носят для этой цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими селянами. Прискачут в своих штанах, спрыгнут с коней, мечи из заплечных мешков вынут — и мародерствуют. До прихода регулярной армии, конечно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет — прыгнуть на своих лошадей и удрать, теряя по пути добычу и ловя спинами стрелы лучников. Фу, позорище!*
* — Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
« На самом деле верховая езда иногда использовалась и в регулярных войсках, например у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень невелико. В основном лошади были нужны, чтобы донести воинов до врага, после чего те спешивались и дрались уже на земле»