Через этот телecкоп Гaлилeй впepвые увидел планеты.
1914 год. Николай II и цесаревич Алексей кормят слона в Александровском парке.
Работник пылесосит вагоны II класса, С.П.В.Ж.Д., 1916 год, Российская Империя.
Михаил Калинин в молодости, 1910-е.
В Челябинской губернии в 1921–1922 годах были зарегистрированы крайние формы проявления голода – самоубийства, людоедства, трупоедство.
15 июня 1921 года. Записка Ленина Молотову о необходимости уничтожения всех документов, касающихся передачи 200 000 рублей золотом бастующим английским шахтерам (с резолюцией Ленина и Молотова). 26 июня 1921 г. газета «Правда» напечатала статью о голоде в Поволжье. Русские люди голодают, страна в развале, а Ленин перечисляет в Англию "на революцию" огромную по тем временам сумму золотом.
Доставка больных людей на избирательные участки во время парламентских выборов в Германии, 1932 год.
"Это были последние свободные и справедливые всегерманские выборы перед нацистским захватом власти 30 января 1933 года." Явка 71.1%
Иллюстрированный автором список продуктов, за которыми Микеланджело Буонарроти послал своего неграмотного слугу примерно в 1518 году.
Доктор держит татуированную кожу, снятую с трупа. Музей татуировки, 1987 год, Токио.
Акабадорры - жрицы мрачного культа в итальянской Сардинии. Они убивали людей неизлечимо больных с согласия их родственников, дабы освободить от мучений.
При этом сами Акабадорры не имели права пользоваться услугами друг друга. Считалось, что таким образом они призревают смерть и потому не опасаются мучений.
Позднее культ Акабадорры получил и новое значение - они оскорбляли тяжело больных мужчин, те вызывали обидчиков на дуэль, после чего Акабадорры убивали их. Получалось, что умирающий погибал как настоящий мужчина, защищая свою честь, даже если на самом деле он уже ничего и никого не мог защитить
Не видела этот фильм. Может, кто-то захочет его посмотреть.
«Снежная сказка» – советский фильм-сказка 1959 года по книге Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Сказка среди белого дня». Второй фильм в жанре «современной сказки» режиссёрского дуэта Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова.
Фильм планировался к показу на фестивале детских фильмов в Каннах, но цензура заподозрила в персонаже Евгения Леонова намёк на Никиту Хрущёва, и решением комиссии во главе с председателем Сергеем Михалковым фильм не был допущен на фестиваль и был выпущен в прокат небольшим тиражом под четвёртой прокатной категорией (5-10 копий с оригинала), что было равнозначно приговору «положить фильм на полку».
Ограбление в стиле 90-х: угрозы мушкетом, теплые объятия и мешки с золотом
В Санкт-Петербурге двое мужчин ограбили ювелирный магазин на Большой Московской улице. В темной одежде они уверенно зашли в магазин и забрали с собой все необходимое. Про испуганного продавца тоже не забыли – один из них, как настоящий джентльмен, позаботился об ее успокоении.
Пока материальный ущерб устанавливается, воришек уже ищут.
Поэт-футypист Гoльцшмидт гипнoтизиpyeт кypицу, 1923 год
Не лезь на рожон!
Тот самый рожон, на который советуют никому не лезть. Очень хитроумный и эффективный самолов на хищников. Разного размера рожоны (рожны?) в старину ставили и на лисицу, и на волка, и на медведя.
На центральной пике закреплялась приманка, скажем, тушка птицы.
Зверь стремился достать приманку и становился на задние лапы, опираясь передними на трезубец. В конце концов его лапы оказывались между зубьями и защемлялись намертво. Использовались по всему Северу России.
Aдольф Гитлep полyчaeт подapки от Caнта-Kлауса, 1936 год
Паспорт для мумии.
Кодировка в древнем Риме
Чаша Пифагора - одно из его многочисленных изобретений, позволяющее наполнить сосуд лишь до определенного уровня, тем самым заставляя людей пить только в умеренных количествах.
Чаша выглядит снаружи как обычный сосуд для питья, но устроена как сифон: когда жидкости наливают выше центральной колонки, она перетекает через внутренний изгиб канала во второй рукав, сифон включается и жидкость выливается через сквозное отверстие в дне кружки наружу. При этом сосуд опустошается полностью.
"Выбрасывайте ваших уродливых детей сюда", США 1960-х.
В США существовал "закон об уродах" вплоть до 1970-х годов, который начали использовать еще в 19 веке. Согласно этому закону, людям с "внешними недостатками" запрещалось появляться на публике.
Такое несправедливое правило еще гласило: «Искалеченным, изуродованным, больным и другим людям, чей внешний вид вызывает отвращение, запрещено появляться в публичных местах под угрозой штрафа от 1 до 50 долларов за каждый подобный проступок»
Инструкция по использованию туалетной бумаги. Газета Московский комсомолец. СССР. Конец 1960-х.
Но туалетную бумагу многие не видели всё равно, пользовались инструкцией по прямому назначению
Фотошoп пpoшлогo, 1930-e
У котов, которые плавали на судах до середины XX века, чтобы ловить грызунов, были паспорта, подписанные отпечатком лапы.
Два американских пограничника пытаются удержать беглеца, который уже частично пересек границу с Мексикой.
Окрестности Эль-Пасо, штат Техас, США. 1 октября 1939 года.
Душительница. Сахалин. 1903 г.
Раньше женщина могла задушить мужчину, если ловила его на измене. Но не все обладали достаточной силой. Так появились душительницы.
Уникальная фотография Николая Второго на коронации себя. Это эмоция, которую новый и последний царь России пытался от всех скрыть.
Напряженный, злой взгляд выдает молодого царя в ходе процессии по улицам Москвы в Успенский собор Кремля. Он не хочет быть императором России и в этом, виноват его отец. Александр III не успел подготовить его к трону, к этой тяжелой ноше. Этот пышущий здоровьем бородатый великан, и не думал, что власть перейдет к Николаю. Он надеялся царствовать десятки лет, и считал, что успеет подготовить сына к правлению Россией.
Его смерть была внезапной, шок для царствующего дома Романовых. И даже мать Николая, вдовствующая императрица Мария Федоровна, не желала ему присягать, считая что сын не справится с Россией. А сам Николай Второй рыдал родственнику на плече: «Сандро, что я буду делать! Что теперь будет с Россией? Я еще не готов быть царем! Я не могу управлять! Я даже не знаю, как разговаривать с министрами. Помоги!!..»
Перед вами Эмерих Юттнер - человек, который сумел 10 лет прожить на поддельные однодолларовые купюры.
Свой промысел Юттнер начал в 1938 году. Изучив профильную литературу в библиотеке, он решил оборудовать мини-мастерскую по производству долларов у себя на кухне. Последние сбережения были потрачены на нехитрое гравировальное и печатное оборудование и вскоре работа закипела. Эмерих Юттнер решил не жадничать и начал изготавливать исключительно купюры по одному доллару. В его действиях был рациональный замысел — на мелкие купюры продавцы почти не обращают внимания, а если подделка и обнаружится, не каждый захочет связываться из-за мелочи с полицией.
Но рано или поздно власти должны были узнать о появлении подделок. Когда в Секретную службу министерства финансов принесли первые фальшивые купюры, агенты не поверили своим глазам. Во-первых, ни один уважающий себя преступник не будет изготавливать купюры в 1 доллар. Во вторых подделки были такого отвратительного качества, что можно было подумать, что их автор просто издевается над всеми.
Расследование растянулось на несколько лет. Огромный Нью-Йорк позволял не совершать ему покупки в одних и тех же местах. К тому же, он не тратил больше одного доллара за раз.
Нашли фальшивомонетчика совершенно случайно в 1948 году. Во время пожара в одном из жилых домов, среди выброшенных на улицу вещей, пострадавших от огня, случайно обнаружили клише для печати купюр очень плохого качества. Хозяина квартиры тут же арестовали и как вы уже догадались им оказался Эмерих Юттнер, на тот момент совсем уже глубокий старик.
Как выяснилось позднее, он тратил свои грубые подделки на приобретение продуктов и предметов первой необходимости и не обманул ни одного продавца более чем на один доллар.
Все эти обстоятельства, а также преклонный возраст преступника были учтены на суде. Юттнер получил небывалый по мягкости для подобных дел приговор — штраф 1 доллар и один год и один день тюремного заключения.
Самое зацелованное лицо в мире принадлежит девочке, утонувшей в XIX веке в Париже.
Ее тело выловили в Сене и на несколько дней выставили на всеобщее обозрение вместе с другими трупами – в надежде, что кто-то ее опознает. В те времена парижане ходили в морг, как в музей. Но девочка, возраст которой патологоанатом на глазок определил в 16 лет, так и осталась для всех L’inconnue de la Seine – Незнакомкой из Cены. Его так поразила улыбка на лице юной самоубийцы, что он слепил ее посмертную гипсовую маску.
А та зажила отдельной жизнью. Стала невероятно популярной, особенно в артистических кругах. Камю называл ее «утонувшей Моной Лизой». Набоков написал стихотворение «Незнакомка из Сены». И не он один. Гипсовый портрет девочки вышел в тираж – он украшал стены гостиных каждого второго дома в Европе и Америке.
А потом лицо утопленницы стало лицом куклы, на которой молодых медиков стали учить делать искусственное дыхание «рот в рот». И учат до сих пор – уже много десятилетий. Во всех уголках мира.
Самая маленькая рюмка - «Муха» - 15 мл.
История появления этой рюмки связана с историей появления первых трактиров. Они были открыты в России по приказу Петра I. Трактиры должны были заменить кабаки и стать заведениями, где посетители могли бы не только выпить, но и поесть. А для того чтобы привлечь посетителей в трактиры, Пётр повелел их владельцам подавать первую рюмку бесплатно, с расчётом на то, что дальше выпивку и закуску гости будут заказывать уже за плату.
Зная особенности и привычки своих гостей (выпить первую рюмку бесплатно и идти восвояси), владельцы питейных заведений пожелали изготовить рюмки малого размера, в которые входило от 10 до 15 мл жидкости – ровно одна столовая ложка. Именно за столь малый объём эта рюмка получила народное название «муха».
Но любители выпить бесплатно нашли выход из этой ситуации: в течение дня они наведывались в разные трактиры. После нескольких бесплатных «мух» трактирный гость уходил в хорошем настроении. А в народе к подвыпившим людям стали применять выражение «ходить под мухой»
Советский проект 74-километровой дамбы в Беринговом проливе, между Чукоткой и Аляской.
Был разработан в 1956-60 годах инженером Петром Борисовым. С помощью дамбы предполагалось изменить климат Северной Евразии. Планировалось встроить в сооружение гигантские насосы, чтобы отводить часть вод Северного Ледовитого океана в Тихий. Тогда далее, к землям Арктики попадало бы тёплое течение Гольфстрима. Оно заканчивалось бы не на Кольском полуострове, как сейчас, а Гольфстрим добивал бы до Ямала. В результате средняя температура в Западной Сибири была бы на 10 градусов выше, а в Восточной Сибири – на 5-8 градусов. Кроме того, вся западная и центральная часть Северного ледовитого океана (примерно до устья Лены) круглый год была бы открыта для судоходства. Проект предполагалось строить пополам с США (он обошёлся бы в $4 млрд. долларов того времени), но президент Никсон окончательно в конце 1960-х отказался от этой идеи.
Эйфелев мост
Однажды в Ростов приехал известный Гюстав Эйфель. И не с простым визитом, а для строительства моста. Интересно, что архитектора пригласили почти в шутку. Однако у Эйфеля была причина отнестись к предложению серьёзно.
Первый постоянный мост через Дон появился только в 1781 году. Река играла важную роль в судоходстве. Низкий и крепкий мост для переправы не подходил. В случае его установки по реке не смогли бы проходить корабли. Первый мост был разводным. Причём разводить его приходилось по шесть раз в сутки.
Развитие железных дорог в XIX веке потребовало изменения конструкции. Мост с тяжёлыми рельсами не мог быть разводным. Литую конструкцию тоже отвергли. Российские инженеры нашли оригинальное решение.
Если мост нельзя поднимать, его нужно двигать. В 1874 году левый и правый берега Дона соединила технологичная конструкция. Средняя ферма моста поворачивалась под прямым углом. В результате открывались проходы для кораблей. После того, как суда проплывали, ферма вставала на место.
На практике обнаружились проблемы. Зазор, который открывался поворотом фермы, был очень узок. Для того, чтобы не врезаться в мост, кораблям приходилось снижать скорость. При сильном ветре моряки не удерживали суда. Затем рядом с мостом появились специальные баржи-тягачи. К ним канатами привязывался нос корабля. Баржи медленно протаскивали судно через проходы. Настолько медленно, что образовывалась длинная очередь.
Точку в истории смещающегося моста поставил пароход «Пётр». В январе на реке начался ледоход. Корабль, привязанный к берегу, сорвало с тросов. Судно врезалось в стальные фермы и обрушило их. Железнодорожное сообщение прекратилось. Несмотря на то, что временно мост удалось восстановить, стало ясно, что рассчитывать на него нельзя.
Дон отличался двумя особенностями, которые усложняли работу. Во-первых, неустойчивые берега. Во-вторых, постоянное изменение уровня воды. Для решения проблемы требовалось техническое чудо.
За чудом русские инженеры обратились к американцам. Точнее, инженеры решили использовать успешный опыт соседей. Конструкцию арочного моста возвели, но не хватало главного элемента – автоматического подъёмника. Его создатель Гутнер дорого продал свою технологию русским.
Эйфеля же пригласили помочь со строительством только ради того, чтобы американцы не присвоили себе роскошный мост. Никто на самом деле не рассчитывал на ответ. Уже знаменитый на тот момент Эйфель согласился доработать проект. Это не понравилось Гутнеру. Американец отказался от участия, и подъёмную конструкцию разрабатывал француз. Однако в народе чудо инженерной мысли по какой-то причине прозвали «американцем».
Мост открыли в 1917 году, и он сразу стал достопримечательностью. Эйфелевский подъёмник тянул вверх ферму весом 730 тонн с приличной скоростью. На подъём опоры уходило полторы минуты. Суда с лёгкостью проходили под фермой. Установленный на место блок выдерживал вес вагонов. Люди из других городов, в том числе из двух столиц, приезжали, чтобы сфотографироваться на фоне инженерного шедевра.
Однако мост уничтожила война. В 1941 году его сначала подорвала отступающая Красная Армия. Уже через восемь дней фашистов выбили из Ростова. Мост наспех восстановили, однако город во второй раз заняли фашисты. Русские снова взорвали мост, а немцы опять частично восстановили. В 1943 году одна из авиабомб окончательно уничтожила детище Эйфеля.
Современный мост построили в 1952 году. И хотя технически он ничем не отличается от старшего брата, к Эйфелю он уже не имеет никакого отношения.
В 1940 году должен был проходить матч между английскими командами Хайберниан и Хартс. Однако во время матча на поле опустился такой туман, что комментатор BBC Боб Кингсли со своего места не видел вообще ничего.
Однако ему было приказано вести трансляцию в любом случае, иначе немцы, которые прослушивали эфир, смогли бы догадаться о погоде и без боязни встретиться с британской авиацией начать бомбардировку города. И комментатор, ориентируясь только на крики болельщиков, сам придумывал и опасные моменты, и нарушения правил, и забитые голы.
Все в курсе, что морковка чрезвычайно полезна для зрения. Но неплохо знать, откуда такая убежденность
В разгар Второй мировой войны британское министерство авиации стало распространять информацию о пользе моркови для зрения, ссылаясь на то, что овощ помог добиться замечательных результатов английским пилотам. Витамин А якобы помогает замечать вражеские самолеты на большем расстоянии и даже ночью. Газеты подхватили тему, ведь статистика подтверждала, насколько выросла эффективность английской авиации в условиях плохой видимости. Морковь действительно содержит витамин А, полезный для здоровья глаз. Но сегодня известно, что содержание его настолько невелико, что добиться ощутимого результата не получится.
Военные сфабриковали эту легенду, чтобы скрыть от немцев изобретение новых радаров, которые стали устанавливать на истребители. Летчики действительно стали видеть приближение самолетов противника издалека. Только морковка тут не при чем.
Мало кто знает, что знаменитая будёновка, ставшая одним из главных символов Красной армии довоенного периода, была разработана еще в царской России.
Знаменитый русский художник В.М. Васнецов создал эскизы формы, в которой Русская императорская армия должна была провести парад победы в Берлине и Константинополе. За основу были взяты традиционные мотивы, характерные для русского модерна конца XIX - начала XX вв.
Головной убор, шинель и другие элементы должны были нести в себе отсылки к домонгольским шлемам русских витязей и кафтанам периода Московского царства. Форма хранилась на складах и в годы Первой мировой войны в войска не поступала, так как должна была быть представлена после победы над противником.
После революции большевики приняли решение использовать ее, чтобы сформировать у населения ассоциацию красноармейцев с былинными богатырями. На многие десятилетия будёновка станет неизменным атрибутом бойцов РККА.
Человек справа - надзиратель. Он должен следить за работой детей, подгонять их, если подобное потребуется. На данном этапе дети руками отделяли уголь от сланца, глины и мусора. Пенсильвания, 1920-е.
Коллективное фото руководителей лагерей системы ГУЛАГ. СССР, 1 мая 1934 года.
В камере тюрьмы штата Джорджия, США, 1941 год
Японский военный преступник Тоджо Хидеки попытался покончить жизнь самоубийством после того, как попал в плен 8 сентября 1945 года. Его спасли, вылечили, а потом повесили.
Советский железнодорожный состав с нефтью для Германии пересекает границу. СССР. Июнь 1940 года.
Американский военный корреспондент Элизабет Миллер принимает ванну в квартире Гитлера. Мюнхен. Германия. 30 апреля 1945 года.
Немецкий военный госпиталь для лошадей. Лошадь проходит лечения кожного заболевания в камере, заполненной газом, 1942 год.
Использовать электрические гирлянды на Рождество догадался в конце 1870-х годов американский телеграфист Ральф Моррис.
Он развесил на ёлке нити маленьких сигнальных электрических лампочек, которые использовались на телефонных пультах. Идея была оценена его коллегами и затем подхвачена производителями. Первая уличная электрическая новогодняя гирлянда была изготовлена в США в 1895 году — она украсила ель перед Белым домом.
С этого момента электрические огни стали неуклонно вытеснять с ёлок пожароопасные традиционные свечи.
Пластуны
Пластунами назывались казаки без коней, опытные разведчики, наблюдатели, сторожевые воины. Само слово «пластун» уходит корнями к старославянскому «плазати» (ползать). Ещё в древних летописях говорится о воинах, которые могли «врага руками поясти», часами до того сливаясь с землёй и наблюдая за противником.
Официально боевое подразделение казаков-пластунов ведёт свою историю с XVI века. Особняком среди казачьих куреней стоял Пластуновский. Охранные отряды этих воинов несли службу на границе Дикого поля и следили за перемещениями татар, турок и поляков. При нападении на врага пластуны являлись центральной силой для внезапной атаки, а при передвижении войска выступали надёжными проводниками, чуткими ушами и зоркими глазами.
В 1787 году Екатерина Великая отдала указ о переселении казаков-запорожцев на Кавказ. Таким образом она убивала двух зайцев — награждала верных воинов за заслуги в Русско-турецкой войне и обеспечивала рубежам государства надёжную охрану. Пластуны стали именоваться Черноморским казачьим войском. Закреплёнными за ними были земли от реки Кубани до Азовского моря, Ейского городка.
Соседи казаков всегда отличались воинственностью, поэтому спокойной жизни пластуны не знали. Искусные воины в таких условиях только совершенствовали свои навыки, им не было равных в смекалке, ловкости, меткости и выдержке. Пластуны передвигались небольшими отрядами: так пешие следопыты совершали вылазки на территорию врага. Долгое время служба пластунов сводилась по большей части к охране границ, в крупных военных кампаниях использовались преимущественно конные казачьи войска. Ситуацию в корне изменила Крымская война 1853–1856 годов.
Русские терпели поражения от технически оснащённых англичан и французов, их вооружение в разы превосходило российское. Выходом из ситуации стало привлечение к активным боям казаков-пластунов, которые незаметно для врага подбирались к окопам, молниеносно нападали, уничтожали противника и так же быстро ретировались. Поначалу в Севастополь вызвали два пластунских батальона, но их навыки ведения боевых действий были настолько эффективны, что командование срочным порядком запросило дополнительные подразделения казаков.
В летописях Крымской войны рассказывается о показательном бое, в котором пластуны захватили мортирную батарею и утащили три увесистых пушки на пленённых французах.
С тех пор пластунские войска стали неизменной составляющей российских сухопутных войск. В Русско-японской войне в боевых действиях принимали участие шесть батальонов Второй Кубанской пластунской бригады. А в Первой мировой сражались 20 тысяч пластунов Кубанского казачьего войска.
Последующая революция и перемены в жизни страны сказали своё слово и в развитии армии. Кубанские казачьи войска, а вместе с ними и пластунские батальоны, исчезли навсегда. Однако боевое искусство непревзойдённых следопытов и стрелков перешло по наследству пограничникам и войсковой разведке. В Великой Отечественной войне пластунскими по ещё недавней памяти назывались отдельные казачьи батальоны, полки и Краснодарская стрелковая дивизия.
Для каждого из нас образ советского солдата, вооруженного «трехлинейкой», ППШ, или СВТ, стал классикой. Но военные конструкторские бюро постоянно создавали новые, порой необычайные виды оружия, большая часть из которых, к сожалению, не была воплощена в жизнь. Однако некоторые проекты всё-таки были осуществлены, хоть и имели недолгую историю.
Знакомьтесь - автоматический гранатомёт Таубина-Бабурина.
Это оружие не было принято на вооружение и это вызывает большую досаду у оружейников. Сейчас в нашей армии широко применяются автоматические гранатометы разных типов. А теперь представьте, что такое же оружие было бы в Красной Армии в 1941 году. Немецкая лёгкая бронетехника и идущая за ней пехота были бы уничтожены в считанные минуты. Идея создания автоматического гранатомёта под гранату 40,8 мм Дьяконова посетила Я. Г. Таубина ещё, когда он был студентом. Маршал Тухачевский заинтересовался проектом и создал под Таубина целое КБ в 1934 году. В 1937 году гранатомёт вышел на испытания. Военные были в шоке от его просто феноменальной скорострельности – до 500 выстрелов в минуту при ленточном питании. Легкий, на колесном станке гранатомёт Таубина буквально засыпал местность осколками на расстояние до километра. Это был большой прорыв в оружейном деле. Но... нашлись противники этой идеи. Артиллеристы приняли на вооружение лёгкий 50-миллиметровый миномёт, Тухачевский был расстрелян, а в 1941 году и сам Таубин. Так Красная Армия лишилась образца оружия, которое возможно, сильно облегчило бы ведение войны.
Жизнь, к сожалению, сердита,
она не жалует старье.
Одни взлетают на орбиту,
другие катятся с нее.
Таков закон круговорота,
и исключений никаких:
одни уходят за ворота,
иные входят через них.
И те, кто взлезли на орбиту,
и те, кто шлепнулся, упал,
одною, в общем, ниткой шиты…
И у разбитого корыта
у всех на всех – один финал!
Откинешь в сторону копыта,
хоть будь ты вошь, хоть будь ты вождь…
Обратные пути закрыты —
жизнь не воротишь, не вернешь.
Эльдар Рязанов. 1983 г.
Аленька, спасибо большое! Согласна с Настей АБСОЛЮТНО!!!
И песенки про ноты от Карела Готта и от ВИА Синяя птица.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.
Крепко тесное объятье.
Время – кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас – его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
Александр Кушнер
Художник – Илья Глазунов. "Мистерия ХХ века"