История картины про историю "Меншиков в Березове"
Меншиков в Березове
Картина была написана в 1883 году. На ней изображён Александр Меншиков, фаворит Петра I, который за государственные интриги по указу Петра II был отправлен в ссылку в город Берёзов (в настоящее время поселок городского типа Берёзово в составе Ханты-Мансийского АО).
Исторические полотна Сурикова, наполненные сюжетным повествованием, тонкими символами и глубоким психологизмом, не только не дают пройти мимо них, но задерживаются в сознании надолго.
Суриков показывает легендарную личность для русской истории - Русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор, президент Военной коллегии. Да, Меншиков был ближайшим другом Петра I и фаворитом Екатерины. Его власть и богатство в определенный период жизни были безграничны.Но судьба - дама капризная и легко может избежать фортуны.
8 сентября 1727 года Меншиков арестован, по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета без суда, указом 11-летнего мальчика-императора Петра II, отправлен в ссылку. По обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве был лишён всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Сибирской губернии.
В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу». Несгибаемость его характера поражает!Но на картине перед нами вовсе не герой. А скорее мы видим состояние человека, попавшего в безвыходную ситуацию. И это состояние обнажается лишь наедине с собой.
Перед нами момент печальный: трагедия Меншикова, попавшего в опалу. У него отобрали все его сбережения, лишили всех регалий и отправили в ссылку, в которой он в скором времени в возрасте 56 лет умер.
Как эту композицию решает Суриков? Перед нами 4 персонажа: сам Меншиков, похожий на огромного орла, запертого в маленькой клетке, и трое его детей. Около ног отца в каком-то состоянии анабиоза или транса от случившегося примостилась Мария. Состояния ее и ее отца очень похожи. На заднем плане мы видим сына Александра, машинально счищающего с подсвечника застывший воск, и дочь Александру, погружённую в чтение.
По дороге в ссылку Меншиков потерял свою жену.. Она умерла. А когда приехали в Березов, то и сам некогда Светлейший Князь, который и здесь попытался построить хотя бы крохотную избенку и обустроить жизнь, заболел оспой и умер. Вслед за ним умерла и Мария. Обратите внимание, как Суриков делит пространство на тех, кому не осталось жизни, и на тех, кому предстоит еще долгий путь. Художник будто отсекает живых от мертвых.
Александр и Александра не только выживут, но и будут возвращены ко двору Елизаветы Петровны и с ними будет связано много историй. На стороне тех, кто будет жить, в правом верхнем углу мы видим иконы и теплящуюся лампадку. На окне стоит масло для лампадки. Это важные символические знаки. Меншиков вообще в конце жизни стал очень религиозным. Здесь показано, что свои скромные финансы они направляли на то, чтобы поддерживать лампадку перед иконой.
Василий Суриков - это художник, для которого важна историческая достоверность. Поэтому, чтобы максимально правдоподобно изобразить лицо Александра Даниловича, он берет копию с бюста Меньшикова, выполненную Карлом Растрелли 1716-1717 годов, который был сделан в период триумфа карьеры князя.Правда, на картине перед нами эта карьера более чем в упадке. То самое состояние, когда руки опустились. Перед некогда правителем государства, а по сути именно им и был Александр Данилович при Екатерине I, обреченно стоят его несбывшихся надежды, планы, роскошь, поместья, офшорные счета, и полная власть… Все рухнуло в один момент без шансов на возврат к прошлой жизни.
Наши планы чаще всего связаны с нашими детьми. Так и Меншиков возлагал большие надежды на браки детей. В его планах было породниться с Царской семьей, выдав замуж одну из своих дочерей за Петра II, а сына Александра женив на Великой княжне. Планам этим не суждено было сбыться. Приехал в ссылку у него уже не было ничего от прошлой жизни. О былом величии говорит лишь его перстень - символ могущества, которое когда-то было безмерно.По сути, Елизавета и вернула его детей ко двору для того, чтобы иметь доступ к его счетам за границей.При взгляде на эту работу неизменно возникает ощущение гротеска. Как такой огромный человек сможет встать в такой маленькой избе?!
А это намеренный композиционный ход! Суриков специально помещает главного героя в такое маленькое замкнутое пространство, чтобы показать нам ситуацию, в которую князь попал - он в безвыходной ловушке! Таким приёмом показано внутреннее состояние человека - личности гигантского масштаба - оказавшегося где-то на краю земли, в ссылке, лишенного былых возможностей. Василий Суриков уникальный художник! Он все свои картины создавал под импульсом визуальных образов и переживаний, стихийно возникающих в сознании на фоне реальных событий в его жизни. Я уже рассказывала Вам о Боярыне Морозовой, образ которой возник при наблюдении за чёрным вороном, отчаянно бившимся чёрным крылом по Белому снегу. Красиво, неправда ли? Если захотите, Вы легко найдёте эту статью у меня на страничке.Вот и при создании образа Меншикова не обошлось без воображения и знания истории.
Однажды Суриковы всей семьей были на даче, где на территории находился очень маленький, тесный, убогий и скромный дачный домик. Как-то раз Василию Ивановичу пришлось в этом домике пережидать дождь. Художник находился там в полусогнутом состоянии, чувствуя себя тигром в мышеловке. Сильнейший ливень сделал его заложником этой ловушки. И в это время художник подумал, какой герой мог оказаться в подобной ситуации. Так, сознание Художника вывело образ светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, гигантский масштаб личности, сила Духа и внутренние переживания которого мы с Вами считываем в истории рассказанной Василием Суриковым. Картина была представлена на одиннадцатой передвижной выставке. Критики обрушились на Художника, мол плохо нарисовано. Не поняли замысла, гротеска, символов, глубокомыслия.. но Репин, Нестеров и Чистяков поддержали Художника.
Павел Третьяков дорого купил эту работу размером 169х204, что дало возможность Сурикову уехать на целый год в путешествие, о котором тот давно мечтал.
Классно
Картина великолепная.
Пост интересный.
Большое спасибо,Владимир.
Не одной лишь зарубежной музыкой жив этот сайт,и россиянам(и не только) иногда надо освежить в памяти и историю России.
Добавлю немного.
"Счастья баловень безродный, полудержавный властелин"....
Цитата из поэмы "Полтава" (1829 г.) русского поэта А.С. Пушкина
Этими словами Пушкин описывает Александра Даниловича Меншикова (1673 – 1729), которого к себе приблизил русский император Петр I ,песнь третья:
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает,
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин."
Портрет А. Д. Меншикова. 1716 – 1720 гг.(неизвестный художник)
Мало, кто не читал великолепный роман Алексея Николаевича Толстого.
В нем, как ни в каком другом произведении писателя, воплощены раздумья о прошлом и настоящем России.
Роман Толстого во многом достоверен. Он не только о Петре.
Петр — лишь одно из проявлений этого гения. Талантливо вплетены Толстым в ткань романа фигуры простых людей. Не уступают им в выразительности и яркости образы «птенцов гнезда Петрова» — Ромодановского, Бровкина, Головкина, Нарышкина, Лефорта и других.
Особая удача писателя — фигура Александра Меншикова.
Бывший торговец пирожками благодаря своему уму, энергии, удачливости становится одним из первых лиц в государстве. Его внешность, манера вести себя в минуты взлетов и падений выписаны особенно колоритно.
На Яузе Александр смело вступает в разговор с Петром, показывает ему фокус. Скоро сам напрашивается на службу к Лефорту, заново знакомится с Петром, и тот делает его постельничим.
Александр угадывал мысли Петра, был всегда веселым, потешал царя до слез.
Но, в то же время, Александр давал дельные советы оказавшимся в затруднении генералам и Петру, не упускал случая подзаработать.
Однажды Лефорт похвалил Александра: «Мальчишка пойдет далеко, предан, как пес, умен, как бес».
Со временем Петр произвел Александра в денщики.
В военных сражениях Меньшиков проявлял личную храбрость, сам ходил в атаки со шпагой. Именно Меньшиков объяснил Петру и генералам под Азовом, что турецкие ятаганы удобнее шпаг, что нужно проламывать стены, что нашим солдатам нужны ручные бомбы и казачьи шапки.
На это генерал Гордон сказал: «Молодой человек очень хорошо нам объяснил…».
Верность Петру Меньшиков доказал и при казни стрельцов.
После смерти Лефорта Меньшиков сразу был пожалован в генерал-майоры и в губернаторы. Петр признался: «Было у меня две руки, осталась одна, хоть и вороватая, да верная».
Александр Данилович выполняет любые поручения Петра. Ездит по именитым купцам и просит у них деньги на строительство флота. Строит Петербург, воюет. Изредка Петр даже колотит его за воровство, но любовь государя к своей «правой руке» была неизменной.
Великий талант Меньшикова ярко проявился, например, под Нарвой. Меньшиков предложил переодеть русских солдат в шведскую форму. Это помогло уничтожить треть шведского гарнизона Нарвы.
Карьера Меньшикова в полной мере иллюстрирует принцип Петра — «отныне знатность по годности считать».
После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерины I в государственных делах.
Но вскоре после её кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.
Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом
И, сидя в Берёзове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты......
Сквозь крошечное окно в дом проникает тусклый свет.
Стекло лопнуло от мороза.
Сам Александр Данилович изображён в профиль.
Он сидит в тулупе и унтах, положив нога на ногу. Профиль его выразителен: орлиный нос, волевой подбородок. Бывший «полудержавный властелин» мрачен, брови сведены к переносице, волосы взъерошены. Думы его нелегки: он будто пытается понять, как так случилось, что он, искушённый, хитрый царедворец, сам попал в силки придворных интриганов. А теперь — смерть жены, перечёркнуто будущее детей.
Второй план — сын Александр и младшая дочь Александра. Юноша невесел, занят своими мыслями и бессознательно очищает подсвечник от воска. Александра — единственная светлая, жизнеутверждающая фигура. На ней красивое цветное платье, поверх которого не шуба, а душегрейка. По щекам девушки разливается нежный румянец.
Она не горюет, а старается себя занять: читает книгу при тусклом свете от маленького оконца за её спиной.
Задний план — обстановка, окружающая семью.
Удручает темнота бревенчатых стен, некрашеный унылый пол, теснота, крохотное заиндевевшее окно. Несколько оживляет неприглядный быт красный угол, где теплится лампада перед образами. Под ними на полке — расписная посуда. В этом же углу стоит столик, напоминающий грубые козлы. Он покрыты сверху красивой тканью (некое подобие уюта). На столике лежит, по-видимому, Священное Писание и стоит свеча.
Цветовая палитра, несмотря на подавляющую темноту избы, содержит и яркие пятна красного цвета (туфли, покрытие стола, узоры в одежде), нежные краски в платье Александры — голубая и золотистая, светлая опушка её душегрейки.
Всё это - свидетельство прежней жизни героев.
Свет в картине едва пробивается через узкое зарешеченное окно, он падает на страницы раскрытой книги, освещает столик пере иконами и пол возле него. Красноватым светом горит лампада, блестят оклады образов.
Угол за спиной Меншикова, где стоит топчан, погружён во тьму. Эта изба вызывает ассоциации со словом «темница», что соответствует положению семьи.
Идея картины: Меншиков — личность Петровской эпохи. Из низов он был возведён Петром в чины генералиссимуса, адмирала, генерала-губернатора Санкт-Петербурга как человек, несомненно, талантливый и умный. Меншиков стал одним из творцов истории, и слишком увлёкся. История повернула так, что он оказался под её колёсами.
Всё непрочно в этом мире.
Там, за окном, прошлая жизнь, от которой остались лишь воспоминания...
Картина В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» в 1883 году была представлена на 11-й передвижной выставке, зрители встретили её восторженно.
И современники художника, и критики отзывались о «Меншикове» как одной из лучших его работ.
Отвлекитесь от всех этих"коронных вирусов"и просто посмотрите ролик,
Он того стОит.Как и картина В.И.Сурикова
Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрёт в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернётся ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург.
Младшая дочь Меншикова станет фрейлиной, скончается в 24 года.
Сын Александр дослужится до генерал-аншефа при Екатерине II и умрёт в 1764 году.
Идея сюжета родилась душным жарким летом, когда сам живописец с женой и детьми был зажат в тесном дачном доме.
Из-за непрекращавшихся дождей семья часто собиралась за столом — совсем как Меншиковы. В один из таких моментов Суриков и вспомнил историю из 18-го века и взялся за работу.
Художник много времени проводил, изучая источники.
Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев.
За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова:
«А потом ещё нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идёт, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.
«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.
Думаю: ещё обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду»-вспоминал В.Суриков
Поклонники художника восторгались лаконичностью композиции и сдержанной колористикой.
Приверженцы академизма и официальные критики отреагировали диаметрально.
Так, Крамской при встрече сказал Сурикову:
«Вашего «Меншикова» видел, картина мне нравится, но непонятна — или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился.
Она меня восхищает, но.....
Ведь если ваш Меншиков встанет, то он пробьёт головой потолок».)))
Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, вдохновенный, не всегда понятный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.
С Е Т Ь.
Неизвестная История России - мифы и факты