История, которую мы теряем
Гостелерадиофонд — это 1,5 млн аудио-визуальных материалов, связанных с историей страны с 1930 по 1995 год. Заметим: хранилище было отнесено к особо ценным объектам культурного наследия России (правда, нынешним указом оно из этого списка выведено). Создан же ГТРФ (под другим названием) был в 1970-х годах с целью сохранения аудиовизуальных материалов, представляющих большую культурно-историческую ценность. Сюда были помещены сигнальные экземпляры радио- и телепередач, здесь же хранились записи и съемки выдающихся отечественных актеров и музыкантов.
Услугами фонда пользовались ведущие телеканалы и радиостанции в России — Первый канал, НТВ, «Россия», «Культура», «Маяк», «Радио России», а также иностранные компании. На основе ретроконтента в середине 2000-х были запущены телеканалы «Время» и «Ностальгия», работающие в спутниковых и кабельных сетях России и СНГ. В 2009 году Гостелерадиофонд совместно со своими лицензиатами запустил интернет-портал CCCP-TV, где, например, можно было посмотреть концерт скрипача Давида Ойстраха 1959 года или программу Аркадия Райкина, записанную в 1975-м.
Богатая коллекция классической музыки и советской эстрады, литературные программы и передачи для детей, созданные на Всесоюзном радио, записи старых футбольных и хоккейных матчей привлекали рекорд-компании для изданий CD и DVD. Фонд работал для коммерческих и некоммерческих (образовательных и культурных) организаций, оказывал услуги частным лицам.
Правда, активное комплектование фонда новыми материалами прекратилось с распадом структуры Гостелерадио. Поскольку бюджетной поддержки хватало на выполнение лишь части возложенных задач, в последние 10 лет ГТРФ активно занимался коммерческим использованием имеющихся архивов. И все равно электронная каталогизация и перевод фондов на цифровые носители шли медленно. Сердце ГТРФ — здание производственного комплекса «Реутово» — давно требовало капремонта. При существующих темпах на оцифровку существующих пленок ушло бы 30-40 лет, в то время как эти носители аудиовизуальной информации разрушались на глазах. Аккурат перед отставкой руководство фонда обнародовало собственный «приговор»: «Результаты обследования показывают, что почти 75% звукозаписей (около 400 тысяч музыкальных, литературно-драматических, детских и документальных произведений), записанных до 1980-х на триацетатцеллюлозной основе, имеют разложение основы разной степени. Признак уксусного синдрома (разложения и окисления пленки. — «Труд») — у 45 тысяч часов эфира. В срочной перезаписи нуждаются практически все материалы, записанные в период 1940-1960-х годов: Процесс разрушения носителей приобретает массовый и обвальный характер».
Увеличение бюджетного финансирования при его грамотном использовании вполне позволило бы фонду эффективнее наладить работу. Заметим, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» на реконструкцию производственного комплекса «Реутово» в 2012-2014 годах должно было пойти 408,6 млн рублей, то есть почти половина из общих ассигнований на развитие цифрового телевидения в России. Однако из-за процессуальных нарушений при проведении конкурса на выполнение работ по реконструкции ПК «Реутово» этот конкурс был признан несостоявшимся...
Разбазаривание Телерадиофонда происходило еще с рубежа 1980-1990-х, когда тихо-мирно хранилище безвозвратно потеряло большой массив классики. Лишь некоторые из этих дел получили огласку — вроде продажи за бесценок огромного количества записей Ойстраха, Когана, Рихтера и других великих советских музыкантов некоему американцу Тристану Деллу, который затем организовал их коммерческий выпуск. А некоторые разделы архива, с которыми не особо хотелось возиться, просто отправили на свалку. Так были утрачены все «Голубые огоньки» 1970-х, программы с участием зарубежных гостей, записи европейских телекомпаний, купленные советским телевидением за валюту. Выбросили и архив популярной радиопередачи «С добрым утром!», погибли записи радиостанции «Юность».
Справедливости ради отметим и отрадный процесс, наметившийся в последние годы. Так, в 2009 году, впервые с середины 1990-х, несколько музыкантов — Андрей Макаревич, Алексей Кортнев, Павел Кашин, группа Uma2rmaN — сдали на хранение свое песенное творчество. В 2013 году группа энтузиастов во главе с автором интернет-проекта «Старое радио» Юрием Метелкиным предоставила фонду 30 тысяч пленок из найденного ими архива бывшего Иркутского радио. Планировалось, что эта акция станет началом совместного проекта по сохранению и возвращению в эфир звуковых архивов. Но системой таковое, к сожалению, не стало. Сегодня пополнение происходит лишь благодаря материалам, созданным на субсидии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Но даже если материалы попали в ГТРФ, что их ожидает дальше? По нынешнему сверхстрогому российскому законодательству об интеллектуальной собственности на всякое ее использование нужна санкция правообладателя. За которую надо заплатить. Спору нет — цивилизованное требование, но нужно же дифференцировать: одно дело — стоимость разового знакомства с целью, допустим, написания научной работы, совсем другое — покупка прав на выпуск, например, альбомов. Нынешняя норма здесь различия не делает. Вот и выходит, что Гостелерадиофонд в его нынешнем виде — то самое сено под собакой, которое ни себе, ни людям. Что находится в прямом противоречии с конституционным требованием общедоступности национального культурного достояния.
Игорь Владимиров, газета "Труд" от 05.02.2014
------------------------------------------------
Подскажите, пожалуйста, сколько в ГТРФ стоит 1 (одна) минута записи песни в формате мр3 ?
------------------------------------------------
Единственный выход, позволяющий сохранить материалы - продать их американцу. Он получит с этого доход, что обидит чиновников, но хоть медия не пропадёт.
-----------------------------------------------
Расценки на работы и услуги, выполняемые по запросам издательских и тиражирующих организаций, устанавливаются в договорном порядке, но не ниже указанных по видам работ в прейскуранте.
*) стандартными техническими характеристиками являются:
битрейт – 128 кбит/сек;
частота дискретизации – 44 100 Гц;
разрядность – 16 Бит;
количество каналов – 2;
кодек – МР3.
Изготовление копий с другими техническими характеристиками осуществляется по расценкам на договорной основе.
**) Архив не несет ответственности за качество изготовленных пользователем копий, а также за их идентичность подлинным документам.
4.5. Изготовление копий фонодокументов:
4.5.1техническими средствами РГАФД со стандартными техническими характеристиками*:
– грампластинки 78 об/мин. до 1917 г.
секунда=16 руб
– грампластинки 78 об/мин. после 1917 г.
секунда=13
– грампластинки 33 об/мин.
секунда=12
– шоринофоны и тонфильмы
секунда=16
– магнитные фонограммы
секунда=10 руб
– CD-диск и DVD-диск
секунда=10
------------------------------------------------
--------------------------------------------
1. Песня (или мелодия), длительностью 3:00 будет стоить
=== 3 мин х 60 сек = 180 сек х 10 руб. = 1800 руб. (МР3 128)
2. Радиопередача, длительностью 25 мин будет стоить
=== 25 мин х 60 сек = 1500 сек х 10 руб. = 15 000 руб. (МР3 128)
--------------------------------------------
Владимир,я не понимаю что-то.Так зачем нужно хранить в телерадиофонде,зачем занимать здание и держать массу людей,для его обслуживания?Пусть правообладатели хранят у себя дома свои коллекции и продают.Пусть на здоровье пишут,поют и слушают сами.Почему молчат кулинары,пусть их рецепты тоже станут платными.раньше за честь считали,что люди поют их песни.А дома можно петь песни,или будут подслушивать и заставлять платить.Объясните,пожалуйста,мне.Интересно,коллекции фирмы Мелодия ещё не проданы?
Мелодия жива http://melody.su/
А продать американцу как тут советовали - значит полностью потерять все достояние. Если будет выгодно американец уничтожит все записи и не при делах. А получать деньги по суду будет с того что кто-то выставил запись.
Нужно как то передавать записи в общенациональное достояние и запретить на нем зарабатывать но это вряд ли реально.
История с Гостелерадиофондом - это не беда, а трагедия России. Причина - та же, когда Гитлер и "союзники" уничтожали центры европейской культуры.
Беда с Законом еще в том, что наказание за "распространение" и ... без расшифровки понятия.
Даже на сайте размещение по мнению суда является рапространением