Футболки представляют один из самых демократичных видов одежды, в повседневной жизни в них мы встречаем детей и взрослых, богатых и бедных, мужчин и женщин. Это простейший предмет одежды без пуговиц, воротника, карманов с короткими рукавами, одевается через голову. Она является настолько простым, удобным, а главное - неотъемлемым аксессуаром в быту, что кажется - внезапно она исчезни, и наша жизнь круто изменится навсегда...
Но когда-то люди, действительно, обходились без нее. Продолжалось это фактически до середины XIX века, когда в США появился прародитель современной футболки - мужской нательный комбинезон (union suit).
Это инновационное для того времени мужское нижнее белье, было впервые запатентовано в 1869 году в Ютике, штат Нью-Йорк, и представляло собой цельный комбинезон из фланелевой ткани (традиционно красной) с длинными рукавами и штанинами, который застегивался на груди и имел две, условно назовем, ширинки в соответствующих местах для отправления малой и большой нужды. Задняя ширинка (клапан) выглядела довольно комично, отчего сразу же получила множество смешных названий: «смотровой люк», «откидное сиденье» и так далее...
Нательный комбинезон быстро завоевал популярность и сохранял ее вплоть до XX века, когда его стали активно вытеснять кальсоны (long johns).
В конце XIX века распавшийся надвое нательный комбинезон породил то, что вскоре должно было стать футболкой. Верхняя его часть (тогда она еще практически всегда была на пуговицах и зачастую с длинными рукавами) приглянулась докерам и шахтерам. Она идеально подходила для тяжелой физической работы, просто одевалась, снималась, стиралась. Кроме того, она стоила совсем недорого в силу незамысловатости своего кроя.
Таким образом, простые парни из рабочего класса, мыслившие исключительно утилитарно (кстати, они же популяризировали джинсы), быстро сообразили, насколько функциональна и удобна верхняя часть нательного комбинезона. Это со временем поняли и высшие чины американской, в частности военной, администрации.
Так стала формироваться футболка - предмет гардероба, который изначально относился к нательное белью и носился под рубашкой. Этот же предмет одежды называется нижняя сорочка или фуфайка и продолжает производиться и в настоящее время.
Во время испано-американской войны 1898 года (колониальная война за Кубу, Филиппины, Пуэрто-Рико) предмет одежды из хлопка, похожий на футболку с круглым воротом без пуговиц уже была частью униформы матросов и морских пехотинцев. Она идеально подходила для ношения в условиях тропического и субтропического климата, так как хорошо продувалась, защищала тело от солнечных ожогов и хорошо впитывала пот, быстро сохла. Матросы часто снимали кители и работали в одних футболках, которые не стесняли их движений.
Во время Первой мировой войны футболка использовалась в качестве нательного белья западных армий и получившая свое современное название T-shirt, то есть т-образная рубашка - по причине своей Т-образной формы в расстеленном состоянии, стала завоевывать признание широких масс. Ее стали носить рабочие из самых разных отраслей, фермеры, молодежь.
Футболка заняла свое место чисто практичного предмета одежды, основным преимуществом которого была простота и дешевизна и эстетические соображения в ее отношении практически отсутствовали. Во время Второй мировой войны футболка широко использовалась как часть униформы в армиях западных стран, опять же как нательное бельё. Появиться в ней на городской публике всё ещё было равносильно разгуливанию без одежды. Но ветераны возвращались домой, снимали униформу, но практичные футболки продолжали носить.
В 1942 году на обложке журнала «Life» разместили фотографию солдата в белой футболке с принтами, что послужило усилению популярности данного типа одежды.
В 1951 году-х годах, выходит фильм «Трамвай Желаний», где главный герой (Марлен Брандо) носит футболку и смотрелся в ней так органично, рельефно и мужественно. Фильм становится обладателем многих наград, а футболка, наконец, приобретает статус особо модного предмета одежды.
Однако, в пятидесятые носка неприкрытой футболки напоказ была бунтарским и не массовым шагом. Эволюцию футболки иллюстрирует эпизод из фантастической комедии «Назад в будущее». Главный герой, попавший из 1985 года в 1955 год, одет в том числе в бордовую футболку. Девушка, «коренная» жительница той эпохи, увидев это, восклицает: «Первый раз в жизни вижу цветное белье!»
Примерно в это же время в Майами, Флорида, компания Tropix Togs начинает наносить на футболки первые надписи и изображения. Поначалу это были названия курортов. Однако ассортимент стремительно расширялся, так как владелец компании Сэм Кентор сразу же уловил потенциал этого нового носителя визуальной информации. Вскоре по лицензии Уолт Диснея они выпускают футболки с изображением Микки Мауса и Дэвида Крокета.
С этого момента в этой области основное внимание (как со стороны производителей, так и потребителей) уделяется уже не столько крою и материалу футболки, которая тогда уже достигла своей современной лаконичной формы, сколько принтам, которые наносятся на футболку, то есть изображениям и надписям на них.
Футболка приобретает статус некого информационного мобильного носителя, отлично подходящего для распространения в массах самых разных идей, как коммерческих, государственных, так и личных, антиправительственных, идеалистических. Этому во многом способствовала дешевизна нанесения на футболку изображения.
И чаще всего сей предмет носила неформальная молодёжь - таким образом, в 1960-х футболки стали неотъемлемой частью гардероба молодежи, тогда повально увлекавшейся музыкой. Футболки носили все – от рок-музыкантов с мировым именем, до вечно обкуренных хиппи, дворовой шпаны и байкеров. Это были годы, когда появились первые психоделические футболки, в частности, посвященные группе Grateful Dead и другим рок-звездам, регулярно закидывавшимися ЛСД для расширения сознания, первые футболки с призывными надписями и лозунгами протеста (вспомним футболку с изображением Че Гевары, который тогда олицетворял собой для американской администрации «Красную угрозу»), футболки с изображением марихуаны и самыми разными экстравагантными надписями.
В это же время футболка попала в поле зрения многих дизайнеров (например Ральф Лорен, Кельвин Кляйн, The GAP, Aaron Schnorbitz) которые превратили этот когда-то дешевый и неприметный топ нательного комбинезона, популярный у шахтеров, в модный и дорогой предмет одежды.
Немалую роль в популяризации футболок. сыграла и известный английский дизайнер одежды Вивьен Вествуд. В 1976 году вместе с Малькольмом Маклареном, идейным вдохновителем панк группы Sex Pistols, они совместно разработали одежду для группы и в том числе их скандально известные майки и футболки.
Сегодня футболки прочно вошли в нашу жизнь. Они выпускаются огромными тиражами с самыми разными надписями и рисунками, а также малыми партиями, выполняются поштучно по индивидуальному заказу. Они по-прежнему являются удобной одеждой, мощным коммерческим и пропагандистским инструментом, средством самовыражения. Пусть в своей основной массе – это лишь «прикольные» футболки с бессмысленными надписями и яркими изображениями, но они все еще остаются самым популярным и необходимым предметом гардероба.
Интересные факты -
Есть версия, что в СССР этот предмет одежды получил название «футболка» потому, что являлся основной формой советских футболистов. На олимпиадах наши спортсмены оценили удобство этих изделий при занятиях спортом.
Ну и переняли моду носить футболки на тренировках и соревнованиях.
В 2010 году Крунослав Будиселич из Хорватии установил рекорд Гиннеса по количеству одновременно надетых футболок. За неполные два часа Будиселич надел 245 футболок, перекрыв на семь футболок прежнее достижение, установленное несколько месяцев назад шведским рекордсменом. Вес одновременно надетой одежды составил 68 килограммов.
Немногие люди способны поднять такой вес, да и ещё и удерживать его, пока надеваешь последние футболки! Размер этих футболок был от М до 10XL. После установления рекорда футболки были проданы, а вырученные средства направлены на помощь детям с особенностями развития.
Житель Шри-Ланки Санат Бандара официально занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как человек, надевший за один раз 257 футболок. Рекорд был зафиксирован 22 декабря 2011 года.
Самая большая футболка была изготовлена в Бразилии. Длина футболки составила 93 метра, а ширина 63 метра. Ею можно было бы накрыть футбольное поле! Изготовлена она была наполовину из хлопка, а наполовину из пластиковой тары (к счастью для экологии нашей планеты появляются всё новые способы вторичного использования медленно разлагающихся материалов).
Получившийся вес – 4500 кг! Данный рекорд тоже не остался в стороне от добрых дел: после того, как рекорд был зафиксирован представителем книги рекордов Гиннесса, эту огромную футболку раскроили на 10 тысяч футболок и распродали, а вырученные средства направили в фонд по борьбе с раком (именно поэтому был выбран розовый цвет для футболки).
Одна из самых дорогих футболок принадлежала, как это часто бывает с дорогими вещами, одному из членов группы Beatles Джону Леннону.
На ней было написано «Home» (это название ресторана, в котором Джон часто бывал со своей женой Йоко Оно). Он часто появлялся в ней на публике, поэтому после его смерти футболка была продана за $16 500.
Ещё одна «звёздная футболка» была куплена коллекционером за $13 000. Она была частью промо фирмы Adidas в концертном туре хип-хоп группы Run-DMC, популярной в 80-е годы.
Но с ними не сравнится футболка за $400 000. Цена, в общем-то, объективна: на обычную хлопковую футболку компания-изготовитель Superlative Luxury нанесла принт в виде экзотического цветка.
В дополнение к данному украшению чёрной футболки идут 16 бриллиантов весом в 1 карат каждый – белые и редкие чёрные камни.
Футболки представляют один из самых демократичных видов одежды, в повседневной жизни в них мы встречаем детей и взрослых, богатых и бедных, мужчин и женщин. Это простейший предмет одежды без пуговиц, воротника, карманов с короткими рукавами, одевается через голову. Она является настолько простым, удобным, а главное - неотъемлемым аксессуаром в быту, что кажется - внезапно она исчезни, и наша жизнь круто изменится навсегда...
Но когда-то люди, действительно, обходились без нее. Продолжалось это фактически до середины XIX века, когда в США появился прародитель современной футболки - мужской нательный комбинезон (union suit).
Это инновационное для того времени мужское нижнее белье, было впервые запатентовано в 1869 году в Ютике, штат Нью-Йорк, и представляло собой цельный комбинезон из фланелевой ткани (традиционно красной) с длинными рукавами и штанинами, который застегивался на груди и имел две, условно назовем, ширинки в соответствующих местах для отправления малой и большой нужды. Задняя ширинка (клапан) выглядела довольно комично, отчего сразу же получила множество смешных названий: «смотровой люк», «откидное сиденье» и так далее...
Нательный комбинезон быстро завоевал популярность и сохранял ее вплоть до XX века, когда его стали активно вытеснять кальсоны (long johns).
В конце XIX века распавшийся надвое нательный комбинезон породил то, что вскоре должно было стать футболкой. Верхняя его часть (тогда она еще практически всегда была на пуговицах и зачастую с длинными рукавами) приглянулась докерам и шахтерам. Она идеально подходила для тяжелой физической работы, просто одевалась, снималась, стиралась. Кроме того, она стоила совсем недорого в силу незамысловатости своего кроя.
Таким образом, простые парни из рабочего класса, мыслившие исключительно утилитарно (кстати, они же популяризировали джинсы), быстро сообразили, насколько функциональна и удобна верхняя часть нательного комбинезона. Это со временем поняли и высшие чины американской, в частности военной, администрации.
Так стала формироваться футболка - предмет гардероба, который изначально относился к нательное белью и носился под рубашкой. Этот же предмет одежды называется нижняя сорочка или фуфайка и продолжает производиться и в настоящее время.
Во время испано-американской войны 1898 года (колониальная война за Кубу, Филиппины, Пуэрто-Рико) предмет одежды из хлопка, похожий на футболку с круглым воротом без пуговиц уже была частью униформы матросов и морских пехотинцев. Она идеально подходила для ношения в условиях тропического и субтропического климата, так как хорошо продувалась, защищала тело от солнечных ожогов и хорошо впитывала пот, быстро сохла. Матросы часто снимали кители и работали в одних футболках, которые не стесняли их движений.
Во время Первой мировой войны футболка использовалась в качестве нательного белья западных армий и получившая свое современное название T-shirt, то есть т-образная рубашка - по причине своей Т-образной формы в расстеленном состоянии, стала завоевывать признание широких масс. Ее стали носить рабочие из самых разных отраслей, фермеры, молодежь.
Футболка заняла свое место чисто практичного предмета одежды, основным преимуществом которого была простота и дешевизна и эстетические соображения в ее отношении практически отсутствовали. Во время Второй мировой войны футболка широко использовалась как часть униформы в армиях западных стран, опять же как нательное бельё. Появиться в ней на городской публике всё ещё было равносильно разгуливанию без одежды. Но ветераны возвращались домой, снимали униформу, но практичные футболки продолжали носить.
В 1942 году на обложке журнала «Life» разместили фотографию солдата в белой футболке с принтами, что послужило усилению популярности данного типа одежды.
В 1951 году-х годах, выходит фильм «Трамвай Желаний», где главный герой (Марлен Брандо) носит футболку и смотрелся в ней так органично, рельефно и мужественно. Фильм становится обладателем многих наград, а футболка, наконец, приобретает статус особо модного предмета одежды.
Однако, в пятидесятые носка неприкрытой футболки напоказ была бунтарским и не массовым шагом. Эволюцию футболки иллюстрирует эпизод из фантастической комедии «Назад в будущее». Главный герой, попавший из 1985 года в 1955 год, одет в том числе в бордовую футболку. Девушка, «коренная» жительница той эпохи, увидев это, восклицает: «Первый раз в жизни вижу цветное белье!»
Примерно в это же время в Майами, Флорида, компания Tropix Togs начинает наносить на футболки первые надписи и изображения. Поначалу это были названия курортов. Однако ассортимент стремительно расширялся, так как владелец компании Сэм Кентор сразу же уловил потенциал этого нового носителя визуальной информации. Вскоре по лицензии Уолт Диснея они выпускают футболки с изображением Микки Мауса и Дэвида Крокета.
С этого момента в этой области основное внимание (как со стороны производителей, так и потребителей) уделяется уже не столько крою и материалу футболки, которая тогда уже достигла своей современной лаконичной формы, сколько принтам, которые наносятся на футболку, то есть изображениям и надписям на них.
Футболка приобретает статус некого информационного мобильного носителя, отлично подходящего для распространения в массах самых разных идей, как коммерческих, государственных, так и личных, антиправительственных, идеалистических. Этому во многом способствовала дешевизна нанесения на футболку изображения.
И чаще всего сей предмет носила неформальная молодёжь - таким образом, в 1960-х футболки стали неотъемлемой частью гардероба молодежи, тогда повально увлекавшейся музыкой. Футболки носили все – от рок-музыкантов с мировым именем, до вечно обкуренных хиппи, дворовой шпаны и байкеров. Это были годы, когда появились первые психоделические футболки, в частности, посвященные группе Grateful Dead и другим рок-звездам, регулярно закидывавшимися ЛСД для расширения сознания, первые футболки с призывными надписями и лозунгами протеста (вспомним футболку с изображением Че Гевары, который тогда олицетворял собой для американской администрации «Красную угрозу»), футболки с изображением марихуаны и самыми разными экстравагантными надписями.
В это же время футболка попала в поле зрения многих дизайнеров (например Ральф Лорен, Кельвин Кляйн, The GAP, Aaron Schnorbitz) которые превратили этот когда-то дешевый и неприметный топ нательного комбинезона, популярный у шахтеров, в модный и дорогой предмет одежды.
Немалую роль в популяризации футболок. сыграла и известный английский дизайнер одежды Вивьен Вествуд. В 1976 году вместе с Малькольмом Маклареном, идейным вдохновителем панк группы Sex Pistols, они совместно разработали одежду для группы и в том числе их скандально известные майки и футболки.
Сегодня футболки прочно вошли в нашу жизнь. Они выпускаются огромными тиражами с самыми разными надписями и рисунками, а также малыми партиями, выполняются поштучно по индивидуальному заказу. Они по-прежнему являются удобной одеждой, мощным коммерческим и пропагандистским инструментом, средством самовыражения. Пусть в своей основной массе – это лишь «прикольные» футболки с бессмысленными надписями и яркими изображениями, но они все еще остаются самым популярным и необходимым предметом гардероба.
Интересные факты -
Есть версия, что в СССР этот предмет одежды получил название «футболка» потому, что являлся основной формой советских футболистов. На олимпиадах наши спортсмены оценили удобство этих изделий при занятиях спортом.
Ну и переняли моду носить футболки на тренировках и соревнованиях.
В 2010 году Крунослав Будиселич из Хорватии установил рекорд Гиннеса по количеству одновременно надетых футболок. За неполные два часа Будиселич надел 245 футболок, перекрыв на семь футболок прежнее достижение, установленное несколько месяцев назад шведским рекордсменом. Вес одновременно надетой одежды составил 68 килограммов.
Немногие люди способны поднять такой вес, да и ещё и удерживать его, пока надеваешь последние футболки! Размер этих футболок был от М до 10XL. После установления рекорда футболки были проданы, а вырученные средства направлены на помощь детям с особенностями развития.
Житель Шри-Ланки Санат Бандара официально занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как человек, надевший за один раз 257 футболок. Рекорд был зафиксирован 22 декабря 2011 года.
Самая большая футболка была изготовлена в Бразилии. Длина футболки составила 93 метра, а ширина 63 метра. Ею можно было бы накрыть футбольное поле! Изготовлена она была наполовину из хлопка, а наполовину из пластиковой тары (к счастью для экологии нашей планеты появляются всё новые способы вторичного использования медленно разлагающихся материалов).
Получившийся вес – 4500 кг! Данный рекорд тоже не остался в стороне от добрых дел: после того, как рекорд был зафиксирован представителем книги рекордов Гиннесса, эту огромную футболку раскроили на 10 тысяч футболок и распродали, а вырученные средства направили в фонд по борьбе с раком (именно поэтому был выбран розовый цвет для футболки).
Одна из самых дорогих футболок принадлежала, как это часто бывает с дорогими вещами, одному из членов группы Beatles Джону Леннону.
На ней было написано «Home» (это название ресторана, в котором Джон часто бывал со своей женой Йоко Оно). Он часто появлялся в ней на публике, поэтому после его смерти футболка была продана за $16 500.
Ещё одна «звёздная футболка» была куплена коллекционером за $13 000. Она была частью промо фирмы Adidas в концертном туре хип-хоп группы Run-DMC, популярной в 80-е годы.
Но с ними не сравнится футболка за $400 000. Цена, в общем-то, объективна: на обычную хлопковую футболку компания-изготовитель Superlative Luxury нанесла принт в виде экзотического цветка.
В дополнение к данному украшению чёрной футболки идут 16 бриллиантов весом в 1 карат каждый – белые и редкие чёрные камни.
Собрано по сети из открытых источников.