История Нового года в том виде, в котором мы празднуем его сейчас, начинается с 1700 года. Именно тогда вышел знаменитый указ Петра I о переходе на новый календарь: «знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить». Больше века спустя, в 1817 году, жена будущего российского императора Николая I Александра Федоровна делает массовой традицию устанавливать елку на Новый год. Члены императорской семьи отмечали, что сам праздник проходил по-домашнему. Так, например, великая княжна Ольга Николаевна, дочь императора Николая I, писала: «Накануне нового года Папá появлялся у постели каждого из нас, семи детей, чтобы благословить нас. Прижавшись головкой к его плечу, я сказала, как я ему благодарна».
Даже презенты в то время, несмотря на высокий статус семейств, были достаточно скромными. «Мамá любила и умела делать подарки. Вот
в эту зиму я нашла под елкой свой подарок — свиток писчей бумаги (без линеек), цветные карандаши и толстую клеенчатую тетрадь тоже без линеек.
Кроме того, я получила семью крошечных белых фарфоровых кроликов, не говоря о хлопушках, стеклянных шарах и других елочных радостях, которые мы могли брать с елки сами», — вспоминала княжна Мария Мансурова (1833–1914) о своем детстве.
Впрочем, умеренность в праздновании, судя по всему, относилась далеко не ко всем слоям общества. «12 часов ночи. Новый год встречаю я с пером в руке: приготовляю юридические лекции, — писал в 1829 году в своем дневнике Александр Никитенко, профессор Петербургского университета, член Академии наук. — Но нынешний вечер дело это особенно затруднено. Квартира моя граничит с обиталищем какой-то старухи, похожей на колдунью романов Вальтера Скотта.
Там до сих пор не умолкают буйные песни вакханок, которые сделали, кажется, порядочное возлияние в честь наступающего года.
Удивительно, как наши женщины низкого сословия преданы пьянству».
Мандарины вне закона
В конце XIX века происходят два кулинарных события, роль которых в традициях празднования Нового года сложно переоценить. В 1880-е массовое распространение в качестве новогоднего угощения получают мандарины. И в 1894 году зафиксировано первое письменное упоминание салата оливье.
Канонический рецепт с рябчиками, раковыми шейками и каперсами известен сейчас всем. Помимо деликатесного салата, частыми гостями на столах того времени была икра, рыба, запеченные поросята и, конечно же, алкоголь в количествах, превышающих возможности среднестатистического человека.
«По рюмочке, да по две, а где так и стаканчик красненького или беленького, да коньячок без счету на придачу, — к вечерку-то образовались градусы высокие. От шести различных поросят отведал, половину заливных да половину жареных, ветчин, икр сколько! Словом, приехал домой больной, да и посейчас в себя не могу прийти.
Как взгляну на поросячью физиономию, так дрожь меня и берет. Не будь он скотина бесчувственная, да к тому же заливная, — так бы, кажется, и съездил ему по разукрашенной физии»,
— писала газета «Новости дня» о традициях новогодних визитов в начале XX века.
Не экономили и на оформлении праздничного стола. «Посредине, в длину огромного стола, шла широкая густая гряда ландышей. Знаю, что ландышей было 40 тысяч штук, и знаю, что в садоводстве Ноева было уплачено 4 тысячи золотых рублей за гряду. Январь ведь был, и каждый ландыш стоил гривенник. На закусочном огромном столе, который и описать теперь невозможно,
на обоих концах стояли оформленные ледяные глыбы, а через лед светились разноцветные огни, как-то ловко включенные в лед лампочки. В глыбах были ведра с икрой»,
— вспоминал художник Сергей Виноградов в 1907 году о празднике в «Метрополе».
Еще одно место для кутежа — ресторан «Яръ». Певец Федор Шаляпин (1873–1938) описывал встречу Нового года там как праздник «среди африканского великолепия».
«Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках. Некоторые уже пьяны, хотя двенадцати часов еще нет. Но после двенадцати пьяны все поголовно. Обнимаются и говорят друг другу с чисто русским добродушием:
— Люблю я тебя, хотя ты немножко мошенник!
— Тебе самому, милый, давно пора в тюрьме гнить!
— П-поцелуемся!
Целуются троекратно. Это очень трогательно, но немножко противно».
Уже после революции безобидные рябчики были заклеймены поэтами, а журнал «Огонек» в 1927 году презрительно писал: «Растущее социалистическое строительство все больше сжимает кольцо вокруг нэпача. Единственное утешение — попойка в своем кругу, при завешенных окнах. Лучший повод для этого — встреча «старого Нового года», по старому стилю.
Трудящиеся уже продвинулись на тринадцать дней в 1927 году, а нэпач только-только провожает пьяными слезами 1926-й.
На тарелочках времен Наполеона — моссельпромовская колбаса, рядом — белые хризантемы, икра в банке «Аз-рыбы», и в мелком хрустальном сосуде — салат-оливье».
Полвека спустя буржуазный оливье реинкарнирует в политически корректный салат из птицы («Столичный»).
Елочка из-под княжеского пера
Отдельно стоит выделить историю появления еще одного новогоднего символа, под который водило хороводы столько детей, что если бы они взялись за руки, то наверняка смогли бы опоясать Землю. В 1903 году поэтесса Раиса Кудашева сочинила стихотворение «В лесу родилась елочка». «С белоснежными волосами, приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки», — писал об урожденной княжне журнал «Огонек» в 1958 году.
Однако жизнь у аристократки была вовсе не княжеской.
«Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан, разве что окно имелось, — вспоминал племянник Кудашевой Михаил Холмогоров. — От пола к его подоконнику из стопок книг была сооружена лестница. Живший в квартире кот был дряхл, прыгать уже не мог, и сооружение было воздвигнуто для него. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. Раньше этот дом принадлежал тете Рае».
«Раиса Адамовна плохо выглядела и почти ничего не слышала, за нее говорила сестра. Мне было так жалко этих старушек, что после выхода статьи я перечислила им весь свой гонорар», — вспоминала Лидия Кляцко, автор заметки о Раисе Кудашевой в «Вечерней Москве» в 1958 году.
Авторы песни «В лесу родилась елочка» — поэтесса Раиса Кудашева и композитор Леонид Бекман
В 1905 году Леонид Бекман сочинил под стихотворение простенькую мелодию, которую может наиграть одной рукой любой имеющий доступ к клавишам. Его жена, Елена Бекман-Щербина, рассказывала, что историческое событие произошло 17 октября.
«Моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели,
Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась елочка, в лесу она росла».
Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала».
Авторы песни «В лесу родилась елочка» — поэтесса Раиса Кудашева и композитор Леонид Бекман
Сбросить Деда Мороза с парохода современности...
Со временем менялись не только рецепты новогодних блюд, но и сами традиции праздника. Так, в 1843 году Лев Толстой, которому тогда было 15 лет, поздравлял живущих рядом детей следующим образом. «Под самый Новый год он вышел из дома с большим бумажным пакетом и дал каждому из нас по огромному крымскому яблоку, ярко-желтого цвета, по тульскому прянику, а еще по большой шоколадной конфете с мармеладной начинкой, фантик от которой я долго хранила в своей девичьей шкатулке, — вспоминала писательница Александра Кучумова. — Шоколад был для нас лакомством недоступным. Мы видели его только в витринах кондитерской лавки.
Мы откусывали по маленькому кусочку и с таким наслаждением смаковали, что Лев Николаевич даже весело расхохотался.
Завтра, говорит, приходите, каток будем делать».
В 1914 году был введен временный запрет на установку новогодних елей как вражеского немецкого символа. Что не помешало, например, в 1917 году в «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке устроить футуристическую елку.
Поэт Аристарх Гришечко-Климов описывал это так: «На дворе морозило, а здесь было жарко, как в бане. Первое, на что обращалось жадное внимание гостей, была, разумеется,
елка, свежая и душистая, она была убрана одними картонными шишами: выглядывая из здоровенных розовых кулаков, они весьма красноречиво говорили о новой затее футуристов,
инициатором которой и ближайшим участником выполнения этой идеи был сам Маяковский; нужно было видеть, с каким злорадным удовольствием в глазах он вырезал и развешивал эти символические картонажи с фигами».
В 1920 году Новый год был запрещен вообще как «буржуазный праздник». Но это не стало преградой для русской души, требующей продолжения банкета. «1 января. Встреча Нового года в Доме литераторов. Не думал, что пойду. Не занял предварительно столика. Пошел экспромтом, потому что не спалось.
О-о-о! Тоска — и старость — и сиротство.....
Я бы запретил 40-летним встречать Новый год»,
— отзывался Корней Чуковский о торжестве в 1922 году.
«Елки Никулины не ставили — после революции это стало делом наказуемым, — пишет Иева Пожарская в книге о Юрии Никулине. — Но радостный дух самого праздника, когда исполняются желания, когда рождаются удивительные чудеса, они хранили. Поэтому 31 декабря Юра всегда выставлял свои валеночки, чтобы Деду Морозу было, куда положить подарок, который он принесет. (...) Бывало, что несколько вечеров подряд Юра выставлял валенки, и Дед Мороз каждый раз что-нибудь в них оставлял.
Но однажды (речь идет о 1920-х годах. — «Газета.Ru») Юра подошел утром к валенку, сунул в него руку и вытащил завернутый в обрывок бумаги кусок черного хлеба, посыпанный сахаром. Любой человек сразу бы понял, что в семье кончились деньги и поэтому родители ничего не смогли купить своему мальчику на Новый год.
— Это что? Дед Мороз с ума сошел, что ли? — Много лет спустя Никулин вспоминал, как он удивленно и даже с возмущением обратился тогда к отцу. А тот ответил:
— Да… Надо будет мне поговорить с Дедом Морозом.
На следующий день там появилось печенье в форме рыбки».
Война войной, а Новый год — по расписанию В 1935 году праздник был официально реабилитирован (а год спустя в стране был налажен выпуск «Советского шампанского»). В том же 1935 году состоялось первое масштабное новогоднее поздравление: председатель ЦИК СССР Михаил Калинин по радио обратился к полярникам (первое обращение ко всему советскому народу состоялось в канун 1942 года, после смерти Калинина традиция прервалась до 1953 года). В предвоенные годы события стали развиваться с неконтролируемой скоростью. Жена автора «Мастера и Маргариты» Елена Булгакова писала: «Новый год встретили дома. Пришел Женичка, зажгли елку. Были подарки, маски, сюрпризы, большие воздушные мячи. С треском разбили Миша и Сергей чашки с надписью «1936-й год». Дай Бог, чтобы 37-й год был счастливее прошлого!» А уже в 1937 году Евгения Гинзбург, советская журналистка, мемуаристка и мать писателя Василия Аксенова, писала: «И вот она пришла, эта новогодняя ночь. Первая новогодняя ночь в тюрьме. Если бы мы знали тогда, что впереди их еще не меньше семнадцати! (...) Мы лежим на своих тюремных койках и стараемся уловить движение времени. (...) Какое-то шестое чувство заставило нас одновременно протянуть руки из-под колючих серых одеял и чокнуться жестяными кружками, в которых была заранее заготовлена сладкая вода». Но даже суровое военное время не смогло отменить этот праздник. «На Новый год бабушка исхитрилась купить картофельных очисток, наскребла с них сколько могла картошки и сделала нам с дедом по лепешке — это был настоящий праздник! Сама она съела шелухи, тяжело отравилась, и ее на месяц увезли в больницу», — вспоминает инженер, изобретатель Михаил Приградов о 1942 годе. Новогоднее собрание бойцов и командиров Панфиловской дивизии, 31 декабря 1941 г.
«На Новый год, 6 января 1942 года, как раз в канун Рождества Христова (хотя о нем мало кто знал), устроили праздник в одной из школ Октябрьского района. Пригласили нас всех, оставшихся в живых, — вспоминает блокадница Евгения Синотова. — Детей в городе было мало: многие не двигались, лежали, кто-то погиб. Но эта блокадная елка запомнилась мне на всю жизнь. Елка стояла наряженная.
В зале было натоплено, но дети были укутаны, никто не раздевался. С нетерпением ждали подарков, получив их, никто из детей их не ел — берегли для дома.
Потом повели нас в столовую, накормили теплым супом и овсяным печеньем. Никто не плясал, не смеялся, хоровод вокруг елки не водили».
В послевоенные годы Новый год приобрел привычную нам форму, практически без изменений сохранившуюся до наших дней. В 1956-м выходит на экраны «Карнавальная ночь». Хрущевская оттепель и брежневский застой изменили только понятия о том, что считать роскошным подарком. Например, Майя Плисецкая так вспоминала о встрече 1959 года.
«31 декабря 1958 года. Вечер. (...) Поднявшись в лифте, заслеженном талыми снежными разводами и елочной иглой, звоним в 431-ю квартиру нашего Кутузовского дома.
Потоптавшись в узкой передней, проходим к запруженному в переизбытке деликатесами столу. (...)
Лилина работница тащит из кухни гору дымящихся румяных пирожков собственной выпечки.
У каждого прибора подарок стоит.
У меня — флакон духов Робера Пите «Бандит».
У Щедрина — мужской одеколон «Диор» и последняя французская пластинка Стравинского.
Это Эльза Юрьевна — Дед-Мороз подарки из Парижа привезла».
В 1975 году вышел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», а в 1996 году впервые была установлена елка на Соборной площади Кремля. Новый год к концу XX века укомплектован полностью — но у праздника в XXI веке уже свои лица и свои истории.
Москва. Новогодний хоровод в Кремлевском дворце съездов, 1977 год
Кто-то хочет поделиться своими елочками-милости прошу
С Предновогодним Настроением))
Спасибо, Вадим!!!И Суд над годом...наверное, у каждого в жизни есть свой Судный Год........
Но-не будем о грустном.Праздник же скоро новогодний......
Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года. Но как она им стала?
В Новом Завете упоминаний про дерево, наряжаемое на празднование Рождества Христова, нет. Есть упоминание о том, при Входе Господне в Иерусалим люди встречали его с пальмовыми ветвями. Пальма в христианстве была символом победы над смертью. На Гавайях пальма и сейчас используется как рождественское дерево. А в США (штат Флорида) выращивается Рождественская пальма. Свое название она получила из-за того, что её плоды ярко-красного цвета созревают как раз к декабрю.
Первое упоминание рождественской ели встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации. Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества »
Из пня проросла пихта, как символ христианства...
В Ливонии (территория современной Эстонии) в XV веке Братство Черноголовых устанавливало на главной площади Ривеля (современный Таллинн) большую елку, и жители устраивали вокруг нее гуляния с танцами.Бременские хроники XVI века описывают украшение елок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество.В Германии был древний обычай украшать в лесу елку с помощью лоскутов и восковых свечей, возле такого дерева проводились различные обряды. Ель отождествлялась с мировым деревом, и традиция новогоднего украшения елей была распространенным явлением. Позже деревья стали устанавливать в доме.По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, приурочив его к Рождеству. Ёлочка официально стала рождественским деревом, ее также называли «деревом Клауса».Документальных свидетельств тех времен осталось очень мало. Споры о «первой ёлке в Европе» даже привели к дипломатическому конфликту между Таллином и Ригой.Однако первая «официальная» рождественская елка приписывается Мартину Лютеру, установившему елку в своем доме на Рождество. Лютер видел в ней символ Древа Жизни в Эдеме.
Новогодняя елка в России
В России первые упоминания о новогодних елках относятся к временам Петра I. В своем указе о переносе Нового Года с 1 сентября на 1 января, «по примеру всех христианских народов», было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день».Украшения из хвои предписывалось устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.После смерти Петра обычай был забыт на долгое время. Лишь кабаки по прежнему украшали елками. По этим елкам опознавались питейные заведения. Елки украшали крыши или ворота круглый год, лишь в декабре старые елки заменяли новыми. Кабаки даже стали называть «ёлками» или «Иванами ёлкиными».В XIX веке первые рождественские елки появились в Петербурге, в домах живших там немцев.Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. 24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве, в 1818 г. — в Аничковом дворце.На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами.
Под елочками лежали подарки.
До 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не был распространен, дворцовые ёлки были исключением.
Например, ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов в своих произведениях при описании рождественских празднеств ёлки не упоминают. В середине 1840-х годов произошел взрыв — «немецкое нововведение» стало быстро распространяться по Петербургу. Всю столицу охватил «елочный ажиотаж». Обычай стал популярным вместе с модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, чьи «елочные» произведения «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были в то время очень популярны в России.С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора.
Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.
Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами!!
В конце 1840-х годов появились первые искусственные елки, считавшиеся особым шиком.Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Установленная в зале вокзала огромная ель «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вскоре публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. Медленнее ёлка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах ещё долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда.В последние десятилетия XIX века в России впервые стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. А. П. Чехов писал: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи... Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее».Серьезным противником елки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.Однако это не помешало триумфальному шествию елки по России.Очень быстро ёлка стала «статусным» явлением. Приглашение на ёлку детей знакомых и, соответственно, самих знакомых, стало возможностью показать свой вкус и зажиточность. Важно было не скупиться на украшения, не использовать украшения с прошлого Рождества, украсить дерево богатыми подарками.
Сладости, мёд, засахаренные фрукты символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевропейскую традицию празднования Рождества, согласно которой волхвы поднесли Младенцу в день рождения «плоды земные», означающие изобилие, плодородие, процветание. Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками. Блеск огней и свечей на ёлке, её блестящее украшение символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождества. Ёлка легко вошла в российский быт, именно потому, что она позволяла всей символике службы и обряда соединиться в едином зрительном образе и действии, в котором была занята вся семья.Само дерево сначала называлось «рождественским деревом», а позже получило имя «елка», которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку».
НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА В СССР!!
В первые годы после революции никаких мер, направленных на запрет ёлки, не предпринималось. Несмотря на это, она стала в это время чрезвычайной редкостью, причиной чему были материальные и бытовые трудности. Однако в семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, ёлку всё же старались устанавливать и относились к ней с ещё большей бережностью, даже трепетностью, нежели в мирное время, поскольку она являлась единственной зыбкой связью с прошлой, устойчивой жизнью...
А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, ставшая его символом. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем....
Конец «неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. В конце 1935 года ёлка была не просто возрождена, она превратилась в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране....
Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Изображение Вифлеемской звезды было заменено на Красную Звезду, а в качестве украшений стали использовать не ленты, свечи и ангелочков, а модели самолётов, велосипедов, ракет, фигурки космонавтов и героев русских сказок. Традиция устанавливать новогоднюю елку обрела поистине всенародный характер.......
В 1954 году новогоднюю ёлку установили в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. С появлением Кремлёвского дворца съездов елка переместилась туда и стала «главной елкой страны»
Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке и православная церковь.
Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей
На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеологизация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой.
Такой помним её мы.
Такой запомнят её наши дети.
Будем надеяться, и внуки будут ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.
Елочка прошлого века.....
Традиция украшать деревья имеет не только давнюю историю, но и свои правила. Так как изначально елку наряжали не на Новый год, а на Рождество, то они тесно связаны с христианской традицией. Наконечник на макушке олицетворяет Вифлеемскую звезду, шары – яблоки, гирлянды – зажженные свечи. До середины XVIII века на елку вешали также вафли, конфеты, орехи, фрукты. С течением времени мода менялась, игрушки перестали быть съедобными и самодельными.
Первые сделанные на фабрике игрушки появились в России примерно в 1880 году.
Это елка Краеведческого музея с ретроигрушками
С Наступающим, дорогие товарищи......
В Австралии, где «люди ходят вниз головой»,в этой стране празднуют так же, как восточные славяне -Первомай.
Все, кто может двигаться, купаться и пьянствовать, выбираются вечером 31 декабря, в разгар южного лета, на природу. Чаще всего атаке гуляк подвергаются пляжи.
Если к волнам океана ехать лень, разбиваются пикники «на природе», и окрестные кенгуру скачут прочь от дымов барбекю.
В полночь пляжи и рощи оглашаются автомобильными гудками, а в городах им вторят церковные колокола.
Санта Клаус ходит в алых плавках от костра к костру......
Во Франции к Новому году готовят «королевский пирог». Это подвох наподобие «счастливого» пельменя с монеткой или греческого «васильевского печенья», поедая которые, можно сломать зубы, на счастье.
Внутрь королевского пирога добрые французские тетушки кладут перед выпеканием блюда маленькую фигурку короля.
Ну а нежные и заботливые хозяева все же не идут на риск зубами гостей и просто коронуют пирог сувенирной или бумажной короной:
Англичане и шотландцы консервативно придерживаются древней приметы «первой ноги», привитой еще кельтами 1500 лет назад. Дескать, в новом году счастье и достаток будут тем, чей порог в новом году первым переступит молодой симпатичный мужчина, обязательно брюнет. В его карманах должны быть как минимум деньги, а полный джентльменский набор изобилия включает в себя соль, каменный уголь и краюху хлеба, а лучше — фляжку виски. Таким образом молодым черноволосым красавцам в английских пасторальных городишках очень везет, главное — не переесть угощений, которые ждут в каждом доме. Но самое главное — чтобы у обворожительных брюнетов сзади не было хвоста, а на макушке не чесались рожки. И чтобы они на поверку не оказались рыжими дамами.
Испанцы, а с ними и кубинцы, свято придерживаются обычая съедать в новый год 12 виноградин, по числу месяцев. Почему виноградин, а не жареных поросят? Просто этот обычай ввели в Испании в начале прошлого века, как реакцию на переурожай винограда. Каждая ягодка съедается с новым ударом новогодних курантов.
В Японии все, кто силен в каллиграфии, в Новый год усердствуют в чистописании. Обычай называется Какизоме. Берется бумага и крупными чернильными буквами пишутся слова «весна», «долголетие» и «вечная молодость». Какизоме нужно написать до 5 января, а 14 числа записки сжигают. Если горящий лист подхватывается ветром и какизоме летит ввысь, то считается, будто все желания загадывались искренне, и посему сбудутся.
Есть такое растение-паразит — омела. У нее вечнозеленые листья, и они ядовиты; «прожорливая» омела без труда губить вековые деревья. В нордических мифах омеле придается сакральное значение. Смерть и воскрешение Бальдра, все такое… Жена Одина Фригга наказала омеле дарить людям любовь. Поэтому между Рождеством и Новым годом , если кто-то из норвежцев или шведов — мужчина и женщина, — встретятся под омелой, они обязаны поцеловаться. Часто ради этой приятности кусок омелы тащат в дом и привязывают к люстре:
Все с детства знают, будто в Италии свято чтят старинный и коммерчески выгодный обычай: выбрасывать в Новый год все старые, опротивевшие вещи, вплоть до диванов и унитазов. Это легенда для туристов. На самом деле итальянцы настолько влюблены в новогодние фасоны своего Санты — Баббо Натале, — что в эту ночь носят все красное, даже белье и даже мужчины. Так что встретить в новогоднюю ночь на улице Палермо полицейского в красных носках — не диво, а скорее предвестие удачи.
Накануне Нового года венгры занимаются поджогами — предают огню соломенные чучела козла отпущения. Пока козел горит, с ним носятся по всей деревне или кварталу. Кремация твари обозначает избавление от неприятностей уходящего года. А чтобы новое счастье не улетело, на новогодний стол не подают птицу. Таким же предрассудком страдают сербы и хорваты, а также граждане Эквадора, которые неделями шьют кукол размером в человеческий рост, чтобы за 5 минут их сжечь. Благо с поролоном ныне проблем нет. Дабы огонь был до неба, кукол мещане сносят в одно место, обычно на центральную площадь города:
С особым VIP-шиком отмечают Новый год в Финляндии, ежегодно возводя в г. Юккасъярви знаменитейший ледяной отель . Стройка обычно финиширует к середине декабря, а весной гостиница тает, стекая в реку. Собираясь спать на ложе изо льда, а кушать за ледяным столом, искателям экзотики приходится серьезно раскошеливаться на дорогой в Суоми алкоголь. Одновременно встретить новый год в «замке снежной королевы», разговаривая о Вечности под «Абсолют», могут 100 человек. Утром все наперегонки спешат в сауну по этому коридору:
Сколько стран-столько и обычаев...и все ждут счастья и добра....обновленного....
А вот в прежаркой Африке, той ее части, где не растут хвойные растения, к Рождеству и Новому году наряжают пальмы)))
А вот что под пальмой делается, тем более не шутка.
На юге Берега Слоновой кости живут полуязычники, и они считают символом всего сущего и живого -яйцо.
Лихие чернокожие парни и девушки становятся на четвереньки, засовывают в рот по яйцу (куриному) и бегут наперегонки. Побеждает тот, у кого на финише яйцо осталось без единой трещины)))))
Татьяна, большое спасибо!!! :)
Прочитала с большим интересом! Многого не знала... :) Спасибо за пост!!!
Таня, спасибо большое!
Замечательный пост!
Много интересных фактов, о которых раньше не знала.
Как встречали 1917 год футуристы, за что Юрий Никулин обиделся на Деда Мороза и как проходил новогодний утренник в блокадном Ленинграде — в преддверии праздника «Газета.Ru» собрала небанальные новогодние истории от первого лица (и это не президент). От времен Петра до брежневского застоя — воспоминания современников о главной ночи года, когда елка всегда больше, чем просто украшенное мишурой дерево.