Месяц свои блестки по лугам рассыпал
Стройные березки, стройные березки
Что-то шепчут липам.
Стройные березки, стройные березки
Что-то шепчут липам.
Травы, травы, травы не успели
От росы серебряной согнуться,
И такие нежные напевы ах
Почему-то прямо в сердце льются
Лунною тропою на свиданье еду
Тихо сам с собою тихо сам с собою
Я веду беседу
Тихо сам с собою тихо сам с собою
Я веду беседу
Травы травы травы не успели
От росы серебряной согнуться
И такие нежные напевы ах
Почему-то прямо в сердце льются
К милой подойду я глаз поднять не смея
И от поцелуя и от поцелуя
Словно захмелею
И от поцелуя и от поцелуя
Словно захмелею
Травы травы травы не успели
От росы серебряной согнуться
И такие нежные напевы ах
Почему-то прямо в сердце льются
Нет на территории постсоветского пространства человека среднего, да и младшего возраста, который не смог бы напеть "Песенку крокодила Гены" или "Идет солдат по городу" или еще хотя бы что-то из 300 песен композитора Владимира Шаинского. Если перечислять все его произведения — мюзиклы, музыку к десяткам художественных и мультипликационных фильмов, опер и симфоний, — список занял бы не одну страницу. В 1969 году появились два его первых песенных "мультика" на стихи Юрия Энтина — "Чунга-Чанга" и "Антошка". Потом были написаны "Вместе весело шагать", "Улыбка", "Голубой вагон", "Кузнечик" и другие. Шаинский смело вводил в детскую песню рок— и джазовые ритмы, сочетал "уличные" напевы с классическими кадансами "под Моцарта и Шуберта".
Но по силе народной любви всех, конечно же, опередила "Песенка крокодила Гены". Шаинского в качестве композитора к мультфильму пригласил режиссер Роман Качанов. Но поставил условие: сочинять всю музыку только при нем. Владимир Яковлевич вспоминает: "Сажусь за рояль, начинаю что-то наигрывать. "Нравится?" — "Нет. Ерунда!". Играю новые варианты — Качанов недоволен. Играю пятый, десятый вариант, пока не нахожу ту мелодию, что в результате попала в картину. "Ну ладно, будем считать, что эскиз принят. Через три дня приходи на студию показывать материал". Шаинский появился на студии — зал набит битком. Сыграл. Потом его просят выйти в коридор, а в зале начинается обсуждение. Затем предложили вернуться и сыграть все сначала. Музыку приняли! Но тут возникли проблемы с поэтом. Автор сценария Успенский текст писать отказался, и стихи к песенке Гены написал редактор "Мультфильма" Александр Тимофеевский — очень талантливо, кстати, получилось. Только такие стихи и должны звучать в песенке простого русского крокодила!
Детские песни Владимир Шаинский сочинял в сотрудничестве с поэтами Михаилом Пляцковским, Эдуардом Успенским, Михаилом Таничем. Работал он также с самодеятельными поэтами, и однажды после такого сотрудничества родилась одна из самых лучших песен композитора "Травы, травы"... "Травы" пели на концертах, в ресторанах, в компаниях. С экрана. В городе, в деревне. В России и в русском зарубежье. Они даже потеснили классическую "пьяную" песню "Шумел камыш".
Как-то Владимиру Шаинскому позвонили с радио и сказали, что один мясник с рынка пишет стихи и хочет с ним познакомиться. Шаинский, будучи человеком прямым, сказал: "Да зачем он мне сдался?". Но решил все-таки познакомиться и почитать стихи самопального поэта. Это был деревенский мужик, Иван Сергеевич Юшин, более 60 лет от роду, не слишком грамотный. Из всех его стихотворений Владимир Яковлевич выбрал для себя одно, потому что почувствовал, что будет ПЕСНЯ. И уже в 1974 году "Травы, травы..." прозвучали в исполнении Геннадия Белова в передаче "Песня года".
Судьба Ивана Юшина сложилась довольно трагично. Абсолютный самородок, он, хоть и был малообразованным, бредил стихами и славой, всегда считал, что жизнь обошлась с ним незаслуженно жестоко. Юшин действительно работал на Центральном рынке мясником. У него не было городской квартиры, был небольшой зимний дом по Киевской дороге, в деревне, где он жил один.
Юшин родом из-под Рязани, гордился своим земляком Есениным и завидовал его славе. Когда большевики пришли к власти, в деревне начался голод. В 20-е годы его отец уехал под Москву — в Дорогомиловскую ямскую слободу на извозный промысел. Семью не бросил — то и дело навещал. В 30-е годы Юшиных выслали на север. Как кулаков, за тот самый дорогомиловский извоз. Школу Иван не окончил, едва научился читать и считать. Воевал. Побывал в плену. Бежал. Впрочем, очевидцы вспоминают, что на подобные рассказы он был скуп.
К рюмке не прикасался, и по его просьбе бутылку на стол не ставили. Позже выяснилось почему. Если он начинал, то уже остановиться не мог. Когда дело было совсем худо, ложился в больницу к знакомому психиатру Гелию Абрамовичу, которому доверял. Доктор выводил его из этого состояния.
Рассказывают, что однажды Иван Сергеевич познакомился на рынке с Людмилой Зыкиной. И она, растрогавшись — "родная душа, рязанский…", — передала стихи композитору Анатолию Новикову. Юшин почувствовал себя на седьмом небе. Но, к сожалению, сотрудничество так и не сложилось.
А потом состоялось знакомство с Владимиром Шаинским и неожиданный успех. Ну а кроме успеха, конечно, хорошие авторские. "Говорят, Иван Сергеич, с рынка уходишь?!" — спрашивали у Юшина. "Что вы, — отмахивался новоиспеченный лауреат "Песни года", — никогда в жизни". Но со славой Юшину, видимо, было справиться невмоготу. Вдруг Иван Сергеевич исчез. Позже стало известно, что он умер в больнице. Говорят — повесился. На сей раз его Абрамыч, видать, оказался бессилен.
В 1978 году на экраны страны выходит фильм "Анискин и Фантомас", музыку к которому писал Владимир Шаинский. И Владимир Яковлевич включает туда песню "Травы, травы…" Ивана Юшина.
Раиса ВИВЧАРЕНКО
Источник: http://www.liveinternet.ru
0
29.01.2012 16:54
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.