"История под градусом" - Если задаться вопросами, где пили и когда, то ответ будет - везде и всегда. Потому что были времена, когда лечиться не умели, воды, кроме как из козьего копытца, взять было негде, посуды, чтобы воду кипятить, не было, а как обезоп
"История под градусом" - Если задаться вопросами, где пили и когда, то ответ будет - везде и всегда. Потому что были времена, когда лечиться не умели, воды, кроме как из козьего копытца, взять было негде, посуды, чтобы воду кипятить, не было, а как обезопасить свое питье? Только сбраживанием и сцеживанием. Остается вопрос: что пили? Пили разнообразный слабый алкоголь.
Разгаданный секрет
Средневековый самогонный аппарат
Ныне процесс дистилляции ни для кого не секрет. Бражку нагреваем до кипения и пропускаем пар. через змеевик, где он охлаждается и переходит обратно в жидкое состояние. А бражку готовили из всего, что содержало природные сахара - углеводы: из плодов и кореньев, зерна, сахарной свеклы, молока, арбузов и дынь.
Никто не знает, когда именно люди освоили процесс дистилляции. Арабский ученый аж IX века Джабер бин Хайан, иракский эрудит, придумавший аль-джабру (алгебру), писал о «горящих парах» у горлышка винных сосудов. То есть к этому времени на Востоке уже гнали. Много позже монах-францисканец, философ и алхимик, профессор Сорбонны Раймунд Луллий, будучи в рабстве у арабов, узнал способ приготовления самогонки и в 1290 году привез технологию в Европу.
Получаемый продукт он назвал аквавитой («водой жизни») и выдал за результат действия философского камня. Врач из Каталонии Арнольд де Виллан не поверил в камень и выведал у профессора (не иначе как за кувшином аквавиты!) настоящий способ изготовления чудо-воды. Эту «инсайдерскую» информацию он загнал генуэзским купцам, и те стали продавать зелье в склянках за безумные деньги. Но не для пьянства, а здоровья ради: аквавита считалась целительным бальзамом.
Слева направо: штоф водочный (1 л), полуштоф (0,5 л) и штофик (0,25 л).
Середина XVIIIвека
Правда, есть и такие историки, которые считают арабов непричастными и говорят, что впервые этанол выделили из продуктов брожения в Италии в XI-XIIвеках.
Но как бы то ни было, начиная с XIV века крепкий алкоголь широко «пошел в народ» в качестве напитка...
Водка на Руси
Впервые о русской водке в доку-ментах упомянуто в XV веке (примерно между 1446 и 1478 годами).
Приблизительно в то же время были изобретены хлебный спирт и напитки из него в некоторых других странах: в 1485 году - джин в Англии, в 1490-1494 годах - шотландский виски. Но до конца XIX века на официальном языке водку именовали вином. И лишь в 1894 году этот напиток стал официально называться водкой.
Поэтому и поляки, и украинцы долгое время утверждали, что право на этот напиток принадлежит им. И лишь в 1977 русский историк Вильям Похлебкин, проведя кропотливую научно-исследовательскую работу, доказал, что русская, точнее московская, водка появилась почти на сто лет раньше и украинской горилки, и польской гожалки.
(Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ)
Старые русские меры алкогольных напитков.
Комплект русских питейных мер из литой бронзы, конец XIX века ( от полуведра до шкалика)
1 шкалик = 61,5 мл
1 чарка = 2 шкаликам =129,99 мл
1 косушка = 1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам = 0,307475 литра.
1 водочная бутылка = 5 чаркам = 1/20 ведра = 615 мл
1 штоф = 2 водочным бутылкам = 1,2299 л
1 осьмериковый штоф = 1/8 ведра (двум водочным бутылкам), т. е. 1,537375 литрам
1 полуштоф (1/2 осьмирикового штофа) = 1 винной бутылке = 0,7686875
1 четверть = 2,5 штофам = 5 водочным бутылкам = 3,075 л
1 ведро = 4 четвертям = 10 штофам = 12,299 л
1 бочка = 40 вёдрам = 491, 96 л
Образцовые меры объёма для жидких тел (от 1/2 до 1/100 ведра)
Чем больше выпьешь за молодых, тем счастливее будет у них жизнь.
(Боярский свадебный пир в 17 веке К.Маковский)
На осколках глиняных табличек, уцелевших после пьянок древних шумеров, осталась не только рецептура приготовления пива, но и выдержки из законов Хаммурапи с предупреждениями кабатчицам, чтобы они не разбавляли пиво водой. А вот древние греки и римляне и вслед за ними византийцы пили вино, которое, наоборот, разбавляли.
Корни алкоголизма
Вильям Похлебкин в своей «Истории водки» рассказывает, как разбавляли вино: «На три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды -две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (то есть один к одному), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами». Пить вино неразбавленным отваживались только скифы, народ, как всем известно, грубый. Впрочем, культурные древние евреи, если верить Библии, тоже пили не разбавляя.
В мусульманстве изначально не было запрета хмельных напитков как таковых. В те времена бытовали такие представления:
Растить в душе побег унынья -
преступленье
Пока не прочтена вся книга
наслажденья.
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы!
Летят ее мгновенья.
(Омар Хайам)
После принятия на Руси христианства вино и у нас стало обязательным напитком. Привозили его из Византии, называли греческим и Сирским, то есть сирийским. Считалось, что, выпив вина в нужном месте в нужное время и в правильном вербальном контексте, человек уподобляется апостолам на Тайной вечере, где Иисус, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета- Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матф. 26:20,26:26-29).
Как видим, речь именно о продукте от плода виноградного, а ни в коем случае не о воде. Но в области духовного нет предела изобретательности! Поэтому даже на Руси находились извращенцы, которые причащались водой. Водяными, или аквариями, а то и вовсе, извините за выражение, идропарастатами назывались сектанты, которые причащались водой вместо вина, что православная церковь считала тяжким грехом. Отсюда началось на Руси глубокое презрение к непьющему человеку как к нехристю.
До появления вина, как сообщает арабский путешественник Ибн Фадлан, славяне употребляли еще березовицу пьяную - забродивший сок березы. Еще пили брагу, которую называли иногда «полпиво из солода, молотых зерен», или домашнее пиво.
Между прочим, пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкоголь определенного вида: «Благослави пищу нашу и пиво», - призывала Никоновская летопись.
Организм не обманешь
В середине XIII века пили также ол (олус, олуй). Он был подобен пиву, но был не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни для повышения срока хранения. Название напоминает английский эль, который тоже готовили из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска).
Важнейшим напитком был мед. Он получался крепче виноградного вина! И опять же древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно исключительно варварам.
Некоторые эстеты из числа «варваров» предпочитали мед ставленый - деликатес дорогой, ибо он требовал естественного брожения пчелиного меда с соком ягод - брусники, малины, а выдержки десять лет и более. Бывало, на княжеских пирах подавали мед 35-летней выдержки.
Люди попроще мед варили. Такой мед был качеством ниже, а в голову, судя по всему, ударял сильнее. Сохранилось описание трагедии, случившейся 2 августа 1377 года на берегах некоей реки. Ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских после обильного пития меда, браги и пива было перебито небольшим войском татарского царевича Арапши, а сам главнокомандующий князь Иван Дмитриевич Нижегородский утонул в реке вместе с пьяной дружиной. Река после этого грустного события получила название Пьяной.
В ночь с 23 на 24 августа 1382 года после двухдневного пьянства, а пили меды, если верить летописцу, осажденные москвичи сами открыли ворота хану Тохтамышу. Но это запись лояльного летописца, а на деле пьяные москвичи, может, просто попадали со стен.
В 1433 году великий князь Василий Темный был разбит Юрием Звенигородским только потому, что многие из москвичей «пияни бяху, а и с собой мед везяху, чтоб пити еще».
Даже квас был алкогольным! Самым крепким считался квас неисполненный. С ним связано специфическое заболевание язя квасная - провозвестник того, что позже назвали похмельем. В древних документах читаем: «Упоил еси вся ненавидящая тебя и всяка язя квасная квасом неисполненом погибельным».
Выражение «квасить» дожило до наших дней!
А потом человечество научилось гнать.