В 1757 году М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту - "Гимн бороде", чем вызвал негодование царской семьи. (???)
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Не напрасно он дерзает,
Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
О коль в свете ты блаженна,
Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Через многие расчосы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Как-то Ходжа Насреддин в книге одной прочитал, что человека лицо разум его выдает. Если его борода больше, чем два кулака, а лоб его узок, то человек не умен.
Это же надо, - сказал после прочтенья Ходжа, - ну-ка проверю себя, я-то известный мудрец!
В зеркало он посмотрел - маленький лоб у него, а длина бороды... больше чем два кулака.
Вот незадача..., беда! Скажут, увидев - дурак!
Лоб не смогу изменить, но..., нет ведь ножа под рукой, чем бороду "укоротить"..., суну ее я в огонь.
Яросно вспыхнул огонь - нет бороды и усов, а обожженный Ходжа трет свои руки и нос. В зеркало снова глянул и снова за книгой пошел и написал на полях: Я проверял, это так!
Вот раньше мужики на Руси
Часто бороды носили и усы,
А граф Лев Николаевич Толстой
Тоже с длинною ходил бородой.
А не графами мы на том и стоим,
А отличаемся от женщин одним,
Отличает мужика борода,
Украшает мужика борода
Борода, борода,
Украшает мужика борода.
Борода, борода,
Украшает мужика борода.
Но. Приведу один курьёзный пример:
Уступил в трамвае мне пионер.
Я сконфузился, стою сам не свой,
Вышел вроде анекдот с бородой.
Или, повстречался на мосту с молодой,
И нечаянно уколол бородой!
Ох! Холодной оказалась вода,
Подвела меня моя борода!
Борода, борода,
Подвела меня моя борода.
Борода, борода,
Подвела меня моя борода.
На макушке с волосами беда,
Пропадают сам не знаю, куда.
Eжли спросит, кто, мол, волос где?
Знаю, где это! Да на бороде!
А вот иной раз про кого-то молва,
Что, мол, светлая его голова,
Осветляют голову-то года,
Но а с годами всё длинеет борода.
Борода, борода,
Всё длиннее и длиннее борода.
Борода, борода,
Всё длиннее и длиннее борода ...
Пугачёва как-то мне говорит,
Борода тебе, мой мальчик, вредит.
Я ей верю, выше крыши звезда,
А мне нравится моя борода.
Обратился иностранец зимой
Ей, товарищ! Почему ты с бородой?
И я, объясняю ему,
что когда у нас холода
То согревает в холода-то борода
Борода, борода,
Ох! Согревает холода борода.
Борода, борода,
Согревает холода борода...
Словесник Илья
Не смогла пройти мимо...
*****
Самые знаменитые усы -
До 1860 года не было ни одного бородатого президента США. Традицию заложил Авраам Линкольн, который поначалу бороды не носил. По легенде, во время президентских выборов ему пришло письмо от 11-летней Грейс Бедел. Девочка бесхитростно писала, что её старшие братья готовы проголосовать за Линкольна при условии, что тот отпустит бороду. Линкольн отнёсся к просьбе серьёзно и коренным образом сменил свой имидж. Его бородка, опоясывающая лицо с боков и по подбородку, стала хрестоматийной. Кстати, после победы на выборах Линкольн лично посетил Грейс, чтобы показать, что её просьба выполнена.
В 1930-х годах становится популярно гладко выбритое лицо с узенькой полоской усов (как например, у актёра Кларка Гейбла).
Знаменитый маленький кустик под носом Гитлера. Сослуживец Гитлера по Первой мировой рассказывал, что эта часть имиджа появилась у Адольфа Алоизовича случайно. Поначалу Гитлер носил пышные прусские усы. Но применение химического оружия и необходимость в противогазе вынудило солдат подстричь свои усищи. Усики под носом настолько срослись с образом главного злодея XX века, что ныне мало кто осмеливается их носить.
Хотя такие же усы были, например, у коммуниста Климента Ворошилова или у комика Чарли Чаплина (недаром последний без труда спародировал Гитлера в кинофильме "Великий диктатор"). Кстати, Чаплин говорил, что добавил крохотные усы своему образу, чтобы выглядеть старше, но при этом не терять выразительности.
Очень дорожил свои усатым имиджем и полководец гражданской войны Семён Будённый. Когда его брат Денис, тоже служивший в 1-й Конной, отрастил такие же пышные усы, Семён тут же обрезал ему их кончики, заявив: «Будённый должен быть один». Другой раз, когда художник рисовал его портрет, Будённый решил, что усы нарисованы неправильно, и собственноручно дорисовал их как надо.
Не менее популярны были усы и другого полководца Гражданской войны – Василия Ивановича Чапаева (ими он прикрывал шрам над верхней губой). Говорят, в музее Чебоксар можно увидеть усы Чапаева - правда, не настоящие, а киношные, которые носил актёр Борис Бабочкин.
Сальвадор Дали «Дневник одного гения»:
«Совершенно уверен, что по аналитическим и психологическим способностям я намного превзошел Марселя Пруста. И не только потому, что он депрессивный неврастеник, что сразу же видно по его унылым, поникшим усам, которые, как и ещё более обвислые усы Ницше, являют собою полную противоположность бодрым и жизнерадостным усам Веласкеса, не говоря уж об ультраносорожьих усах вашего гениального покорного слуги. ...Уж мои-то усы не будут нагонять тоску, напоминать о густых туманах и музыке Вагнера. У меня будут заострённые на концах, империалистические, сверхрационалистические усы, обращённые к небу, подобно вертикальному мистицизму, подобно вертикальным испанским синдикатам».
Самая длинная борода зафиксирована у Ганса Лангсета, на момент его смерти (в 1927 году) она составила 5,33 м
Идея этой необычной рекламной компании заключалась в том, чтобы намекнуть мужчинам, что обрастая бородой, они превращают себя в животное.
:))
Борода́ - волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона.
Дарвин, например, прямо называл бороду результатом полового отбора, своеобразным фетишем для привлечения женщин, вроде роскошного хвоста самца павлина.
У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос - знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне. Бороде придавали чуть ли не религиозный смысл. Так, древние иудеи считали бороду неприкосновенной в полном смысле этого слова – её даже не стригли. Мусульмане тоже стали отращивать бороду - поначалу для того, чтобы отличаться от язычников.
В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону (земного воплощения бога Хора): остальные - от жрецов и чиновников до простолюдинов - брили лицо. Но борода фараона была искусственной - её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью. Если посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно. Они заботливо ухаживали за ней, завивали и стригли. Отсутствие волос на лице говорило лишь о том, что человек ещё слишком молод. Например, без бороды изображался вечно юный бог Аполлон.
Ценили бороду и древние ассирийцы. И делали она на бороде настоящую причёску - пряди завивали косичками в несколько ярусов, а между ними вплетали золотые нити. С бритым подбородком ходили только евнухи, а человек с неухоженной бородой вызывал всеобщее презрение.
Древние индусы тоже украшали свою бороду: известно, что они окрашивали её в пурпурный, зелёный или тёмно-синий цвет. Позже они начали брить подбородок, но оставляли пышные усы. А вот сикхи из Пенджаба до сих пор лелеют свою бороду - носят её накрученной на шнур (концы от которого убираются под тюрбан) и распускают лишь в особых случаях.
У многих народов борода действительно символизировала мужественность и мужское достоинство. Бородой клялись, а иногда даже приписывали ей чудодейственную силу (как у колдуна Черномора). С целью укорить или унизить человека его бороду оскорбляли ("Позор на твою бороду", "Я плюю на твою бороду"), при этом физическое "поругание бороды" жестоко каралось. Бритых же мужчин нередко обвиняли в женоподобии.
Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.
Бюст Александра Македонского в образе бога Гелиоса.
Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения. Так, со времени Александра (IV в. до н.э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться "до кожи" было необязательно, да и не все могли себе это позволить - можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.
Кстати, как брились древние народы. В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы - медные, бронзовые и стальные - впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.
Римский император Нерон
Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне. В Римской империи бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека и выделяло римлянина из "диких" народов. Конец этой традиции положил император Адриан, который был первым римским императором, отпустившим бороду, чтобы скрыть шрамы и бородавки на лице.
В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто. И отношение к растительности на лице постоянно менялось.
В начале XI века один немецкий аббат жаловался другому на то, что всё шире распространяется "отвратительный для скромных глаз постыдный обычай пошлых французов стричь бороду, укорачивать и деформировать одежду".
В 1105 году проповедник Серлон Сеезский выступает уже против моды на бородатость. Он заявляет: "Длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи". А прелюбодеи, мол, не бреются "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев".
Фридрих по прозвищу Барбаросса.
В начале XII века в среде аристократии мода на бородатость вновь проходит. Почти все рыцари на средневековых миниатюрах изображены бритыми. Что и неудивительно, в герметично закрытом шлеме борода и длинные волосы - лишняя помеха. Одним из исключений был германский император Фридрих по прозвищу Барбаросса (что значит "краснобородый"), который свою рыжую бороду очень ценил.
Гладко выбритые лица особенно широко распространяются во времена Бургундской моды и моды раннего Ренессанса, когда мужчины хотели выглядеть вечно молодыми юношами. В то время пышные бороды или бакенбарды в обязательном порядке носили лишь наёмные солдаты - ландскнехты, за что над ними постоянно подшучивали.
В XVI веке испанцы вводят в моду "эспаньолки" - клинообразные недлинные бородки, так хорошо подходящие к круглым кружевным воротникам. Эспаньолки носились с короткими стрижками и с подкрученными вверх тонкими кончиками усов.
Испанской моде последовали и в других странах - например, бородки украшают лица таких известных англичан XVI века, как Фрэнсис Дрейк и Вильям Шекспир.
Бороду начинают носить священники-протестанты, чтобы противопоставить себя бритому католическому клиру.
В середине XVII века волосатость постепенно исчезает с лица. В эпоху Людовика XIV мужская мода становится чрезвычайно вычурной, искусственной, можно даже сказать, женственной. Аристократия водружает на головы пышные парики и сбривает бороды.
В XVIII веке господствует в Европе начисто выбритое лицо. Всё это время окладистая борода воспринимается как символ ретроградности, дикости и даже свирепости. Как пример вспомним герцога Синяя Борода - серийного женоубийцу из сказки Шарля Перро.
А как же было на Руси?
Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху неизвестно. Скорее всего, южные славяне брились, а северные - нет - чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации - на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.
Подбородок могли брить лишь юноши до 25 лет, после чего бороде давалась возможность расти, как заблагорассудится. Её не стригли, но всячески ухаживали - расчёсывали, смазывали маслом. Брадобритие считалось занятием противоестественным и постыдным.
На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только "женоликая" внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.
Бороду считали фундаментальной добродетелью православного русского человека. О "мужьях брадолюбивых" слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха.
Патриарх Адриан
Об обязательном ношении бороды для христианина писали многие православные святители и писатели. Патриарх Адриан написал: "Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые". Всех кто "скоблился" отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное. В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте.
Борода считалась не только неприкосновенным мужским достоинством, но и знаком, отличающим православного человека от бритых "латинян"-католиков.
Ношение бороды в России было установлено и закреплено законодательно в сборниках гражданских и церковных правил и традиционно сохранялось.
Считалось, что честь русича - это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб, автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. В период царствования Ярослава Мудрого в сборнике законов "Русская правда" (X–XI века) ущерб ("поторгание"), нанесённый чужой бороде, оценивался штрафом: "А во усе 12 гривне, а въ бороде 12 гривне". Для сравнения: за отсечение пальца платили всего 3 гривны, а за 12 гривен можно было купить 15 коров или 6 лошадей.
Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.
В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одарённым. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с "басурманами" легко узнавали по потомству, а точнее - по "козлиным", редким бородам. Несчастных "награждали" статусом "ублюдок" (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться литовской княжне Елене Глинской, будущей матери Ивана VI, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Церковь резко отреагировала на подобное кощунство - отлучила Василия от причастия и не пускала в храм. Так и топтался великий князь на паперти, пока его борода вновь не отросла.
Безбородость Лжедмитрия I также лишь добавила в народе уверенности, что "царь-то ненастоящий".
Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр - ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь. Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком.
К началу XVIII века почти все западные европейцы надели на голову парики, а от бороды и усов отказались. А вот в России новую моду пришлось вводить буквально насильно.
Молодой царь Пётр оказался большим "западником" и начал властною рукою тащить Россию в "лоно цивилизации". На следующий день после приезда из Великого посольства в европейские земли, он собрал в Преображенском дворце на пир бояр, приветливо их принял, ласково говорил с ними, рассказывал о походе, а в разгар празднества вместе со своим шутом... собственноручно начал срезать бороды. То же повторилось и на следующих пирах - у Шеина, у Лефорта…
В 1698 году вышел знаменитый указ "О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии", запретивший с нового года - с 1 сентября ношение бород.
Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали "босое рыло". И это "босое рыло" вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.
Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев - сначала внешне, а там и все остальное подтянется.
Правда, сам Пётр I не полностью соответствовал европейской моде и носил усы. Некоторые поговаривали, что борода у него просто плохо росла. Так или иначе, в 1705 году будущий император объявил бороду "лишней тяготой и помехой делу" и издал официальный указ: кто бриться не хочет, пусть платит налог. Ходить бородатыми разрешалось лишь священникам и крестьянам. Правда, и с крестьян брали налог, если те входили в город. Уплатившим налог выдавался особый "бородовой знак", напоминающий монету с изображением усов, бороды и надписью "Деньги взяты".
Обычая носить бороду, кроме крестьян и священников, крепко придерживались ещё два сословия - купечество и казачество. Правда, в отличие от бородатых русских казаков, украинские "козаки" гладко выбривали голову и подбородок, зато оставляли внушительный оселедец и пышные длинные усы. Из-за этого русские стали называть украинцев "хохлами", а украинцы русских "кацапами" (испорченное слово: як цап, то есть "козел") - бритому украинцу бородатый русский казался козлом).
В 1705 году была введена пошлина, разделённая на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:
- 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;
- 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
- 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;
- 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.
Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью. Каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. Спустя 10 лет в 1715 году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год.
"Отмена" бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было сильным.
И лишь в 1772–ом такой вид налогообложения как пошлина за ношение бороды, был полностью отменён.
К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.
Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.
В эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: "Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене".
Николай I
Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.
С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: "император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам".
Адъютант и нижние чины Л.-гв. Измайловского полка, около 1828–1833 гг. Литография Л. Белоусова
Император находил это "совершенно неприличным" и повелел "всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру".
Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III "вернул" бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков 0 Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.
С XIX века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники всё так же не вызывали никаких нареканий. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического учёного, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде чудака Хемингуэя или неформатного Высоцкого.
Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды - своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов её "хозяина" и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.