История создания песни "Бригантина".
Бригантина поднимает паруса.
Имя Павла Когана в то время не было известно широкому кругу людей. И только в литературном институте им. Горького хорошо помнили этого угловатого, сухощавого юношу, который в моменты споров преображался до неузнаваемости — энергия так и била из него. И попасться на острый язычок Павла многие начинающие литераторы мечтали меньше всего. Ибо он так хорошо владел словом, находил такие сравнения, что коллега тут же понимал, что явно сморозил что-то не то… Павел родился 4 июля 1918 года в Киеве, но уже через четыре года его семья уехала из столицы Украины в Москву, где и прошли его детские и юношеские годы. Это была эпоха великого подъема и энтузиазма, эпоха борьбы за скорейшее превращение разрушенной войной страны в цветущую державу. И юноша «с горящими глазами» хотел увидеть, как поднимается страна, как люди, не жалея сил, поднимают колхозы, великие стройки, осваивают тайгу. Еще во время учебы в школе он дважды отправлялся пешком по России, шел от деревни к городу, от села к хутору, подмечая то, мимо чего многие пройдут, не обращая внимания.
Он рано начал писать стихи, и первые его поэтические творения, в чем-то подражательские, наполнены романтикой будней, стремлением к всеобщей справедливости, к братству людей, объединенных великой идеей. Чуть позже в его строчках будут все явственнее читаться другие мотивы: радость юношеского познания жизни, горечь первой неразделенной любви, поиск своего места в жизни. Но что больше всего поражало в нем современников — умение минимальным числом слов выразить всеобщие ощущения. Писал емко, образно. Вот скажем строки-размышления над будущим: «Разрыв-травой, травою-повиликой Мы прорастем по горькой, по великой, По нашей кровью политой земле…».
А еще в его стихах неизменно присутствуют пророческие нотки, ощущение надвигающейся беды, смертельной схватки с теми, кому коллективизация и индустриализация 1/6 земного шара становится костью в горле. Я слушаю далекий грохот. Подпочвенный, неясный гуд, Там подымается эпоха, И я патроны берегу. Я крепко берегу их к бою. Так дай мне мужество в боях, Ведь если бой, то я с тобою, Эпоха громная моя. Опору и поддержку молодой поэт стремится найти в героических страницах российской истории, не зря он очень внимательно изучает биографию блестящего драгуна и поэта Дениса Давыдова, часто соизмеряя свою готовность к подвигу с судьбой человека, который в горькие минуты, отложив лиру, взялся за избавление родины от захватчиков. Потом его кумиром становится Николай Щорс, строки из наброска поэмы которому приведены выше… И все-таки, несмотря на чувство будущей опасности Павлу хочется жить по юношески задорно, мечтать, наполнить паруса романтикой. Так и появляются знаменитые строки: Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем синем море Бригантина поднимает паруса…
Когда первый раз слышишь эти строки, кажется, что их написал человек, умудренный опытом, подводящий итог своей жизни. И это ощущение рождает строка «И любить усталые глаза». Ну, как могут устать глаза в пору безмятежной юности? Однако факт остается фактом — когда эти строки появились в тетрадке, Павлу только-только исполнилось 19 лет. Но еще более удивительно, что эти стихи переложил на музыку Георгий Лепский, товарищ Когана, которому было и вовсе 18 лет. Это была первая песня Лепского, в будущем признанного барда… Коган торопился жить. В мае 1941 года он отправляется в составе геологической экспедиции в Армению. Там его и застает 22 июня 1941 года. Павел срочно возвращается в Москву, но из-за слабого здоровья его отказываются призвать в армию. Тогда он оканчивает курсы переводчиков, «подтягивая» немецкий язык, и добивается того, чтобы его отправили на фронт.
А теперь самое удивительное в этой истории. Павел Коган за время своей короткой жизни не увидел в печати ни одного стихотворения, подписанного его именем. Они появились уже гораздо позже, сразу после войны, когда начали «подсчитывать потери» и решили включить стихи Павла во многие сборники. И это при том, что песня «Бригантина» уже тогда была очень популярной. Но считалась «народной»…
Завершить же свой рассказ о вечно 24-летнем Павле Когане хочется его бессмертной «Бригантиной».
24 сентября 1942 года, 76 лет назад, боевые товарищи простились с Павлом Коганом, лейтенантом разведгруппы, который погиб накануне на сопке Сахарная под Новороссийском. Его группа, проводя разведку, внезапно наткнулась на крупную группу гитлеровцев. Павел успел крикнуть товарищам, чтобы отходили, а сам взялся их прикрывать. Они отошли, а выстрелы его пистолета вскоре затихли…
Автор: Юрий Москаленко
Известность к поэту Павлу Когану пришла весьма поздно. И в то время, пока он был жив, и после его гибели в 1942-м на фронте, о нем знали лишь немногие. Только в конце 50-х имя Когана стало упоминаться в ряду известных авторов начала XX века.
Он много раз пробовал публиковаться, его стихотворения цитировали наизусть московские студенты, но в печати поэт их не увидел. Возможно, он так и остался бы безызвестным автором, если бы не стихотворение «Бригантина», которое сам Коган воспринимал как шутку, «игрушку» среди серьезных романтических стихов.
«Бригантину» он написал совместно с другом — поэтом и композитором Георгием Лепским в страшный 1937 год. Песню полюбили. Как и прежние произведения Павла Давыдовича, она была популярна среди молодых слушателей и читателей, однако после короткой вспышки славы «Бригантину» совсем забыли. Философ и литератор Борис Рогинский причиной тому видит связь песни с эпохой, в которой она была создана.
Слова «надоело говорить и спорить...» напоминают о кухонных разговорах, во время которых поколение, ставшее взрослыми в 30-х, пыталось разобраться в событиях Большого террора, а мечты о «флибустьерском дальнем синем море» — о романтике того же времени, воспетой в фильмах и романах о путешественниках, исследователях и покорителях новых земель. Но есть в тексте песни и более глубокий подтекст — грусть по уходящей мечте, ведь «капитан, обветренный, как скалы», все же не дождался лирических героев, и теперь корабль является им лишь в мечтах («только чуточку прищурь глаза»). Людям, выросшим на рассказах об Октябрьской революции, но вынужденным жить в условиях сталинского террора, этой самой «бригантиной» могли казаться идеи народного подъема. В итоге композиция, сразу же после своего появления воспринимавшаяся как хорошо знакомая (поэт Давид Самойлов вспоминал, что на фронте «Бригантину» пел старшина, «человек из алтайской деревни», утверждавший, что это старинная песня), к концу войны была почти забыта.
Вторую жизнь «Бригантина» обрела после того, как ее перепел бард Юрий Визбор. Это был конец 50-х — начало 60-х: совсем другая эпоха, символами которой стали походы и посиделки у костров. Героический пафос 30-х вместо душевности «оттепели». У воскрешенный «Бригантины» появились песни-двойники, а пиратская тематика вновь стала модной. Вспомнили не только о песне, но и об авторе слов. И исследователи, и читатели открыли для себя творчество молодого поэта, погибшего в 24 года. Именно в 60-х вышло сразу 4 книги с его произведениями и письмами.
«Бригантина» — признаётся одной из первых советских бардовских песен.
Песня приобрела известность на заре бардовского движения, в её честь были названы некоторые клубы самодеятельной песни, а сама она стала символом романтического направления в авторской песне.
Песня стала популярной ещё до войны, однако в дальнейшем была практически забыта и вернулась только в конце 1950-х — начале 1960-х.
Георгий Соломонович Лепский (23 августа 1919, Барнаул — 23 февраля 2002, Москва) — советский и российский художник, поэт, бард и педагог, известный прежде всего авторством музыки песни «Бригантина».
Георгий Лепский родился 23 августа 1919 года в Барнауле. После переезда семьи в Москву познакомился с Павлом Коганом и рядом других молодых литераторов. В 1937 г. совместно с Коганом сочинил свою первую песню — «Бригантина». В последующие несколько лет написал ещё несколько песен на стихи Когана, а также Сергея Наровчатова и Евгения Аграновича, Давида Самойлова. Впоследствии появились песни и на собственные стихи.
В 1939 г. поступил в Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова, но с первого курса был мобилизован в армию. Великую Отечественную войну встретил солдатом срочной службы. Воевал.
После демобилизации в 1946 г. снова поступил в МГПИ и дважды его окончил (в 1950 г. — художественно-графический факультет и в 1972 г.). Работал в школе учителем рисования. Преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, являлся научным сотрудником Института художественного воспитания.
Руководил самодеятельностью. До конца жизни продолжал писать песни — более двухсот. Был организатором и руководителем детских туристских походов и путешествий по Карелии, Белоруссии, Подмосковью.
https://www.youtube.com/watch?v=2kL3fyeno1Y
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=-hqz8izkbpU
Как жалко,что погибают люди.Была война и сколько не вернулось их домой.Сколько бы замечательных песен написал Павел Коган!Песня написана им в 1937 году и уже живёт почти век и все её любят.
Да. Очень жалко. Сколько жизней не родилось, а сколько родившихся не увидели будущего...
Павел слева внизу
Павел второй справа внизу.
Павел третий справа
«Бригантина»
Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза,
Во флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непокорных,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру "веселый Роджер",
Люди Флинта гимн морям поют.
Так прощаемся мы с серебристой,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы, |
Братья по крови горячей и густой.
И в труде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза, -
И ты увидишь, как в дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
1937 год
1935 год 1937 год
1938 год 1940 год
Собственно, на этом лирическая история заканчивается.
Вершина горы Сахарная Голова, близ Новороссийска на Маркотхском хребте. Могила Павла Когана(автора песни"Бригантина")
Начинается проза. Причем современная. На предполагаемом месте гибели Павла Когана в 1960-х почитатели его творчества установили скромный памятник - «весёлый Роджер» - флаг Шхуны Ровесников.
У могилы Павла,1970 год.
О том, что могила Павла Когана - символическая могила - находится на вершине Сахарной головы, что за нею следит экипаж "Шхуны ровесников", что в создании памятного знака в разные годы участвовали и курсанты Новороссийской мореходной школы, и НВИМУ, и ребята из прежнего ГПТУ № 7 - также знали во многих уголках Советского Союза.
Ещё год назад могила выглядела так:
Летом 2011 года памятник поэту был уничтожен. Скорее всего, просто срыт бульдозером. Деревья вокруг - срезаны. По подозрению местных жителей, это дело рук администрации цементного завода, новый карьер которого находится неподалеку. Справедливы эти подозрения или нет, неизвестно, но, они сошли бы на нет, если бы коммерсанты взяли на себя дело восстановления уничтоженного вандалами памятника. Если же завод не считает себя причастным к делу, обязанность восстановить памятник ложится на руководство города. Или в городах-героях могилы героев более не чтят?
Новый флаг на месте гибели поэта поставили курсанты Морской Академии, члены историко-патриотического клуба "Шхуна ровесников":
"Бригантина" больше не поднимет паруса. Разрушена могила П.Когана
Поэты нынче не в моде и, соответственно, не в чести.
Впрочем, что такое мода, знают даже младенцы, а о чести, похоже, мы напрочь забыли, или впали в удобную каталепсию.
Тем временем была уничтожена одна из народных святынь, не вписавшаяся в официальный статус, Просто и грубо, бульдозером по скромному памятнику поэту Павлу Когану, погибшему в боях за Новороссийск в 1942 году в районе Сахарной головы. Ему было всего 24. Ещё совсем мальчишка, с сердцем переполненным любовью к жизни. Неисправимый мечтатель, романтик, он оставил нам в наследство свою «Бригантину» с мечтой о странствиях и приключениях, о дружбе и бескорыстии.
Вот что осталось... . К этой могиле поднималось несколько поколений новороссийцев, в том числе и с ветеранами ВОВ. Мы специально сегодня поднялись на Сахарную голову, чтобы проверить этот факт. Могилу снесли, видимо, бульдозером. Теперь здесь (на вершине горы) карьер цемзавода! Полное ощущение, что в городе и в стране оккупация. Зажравшаяся от безнаказанности власть, не имеющая ничего святого за душой.
Александр Степанов
Бессмертная песня.
Спасибо, Раиса.
Красивый пост, отличные иллюстрации-спасибо и автору публикации А.Степанову!
Евгений Агранович, советский поэт-фронтовик,скончавшийся в 2010(Я в весеннем лесу пил березовый сок, От героев былых времен и мн. др.)
Альбина и Татьяна,большое спасибо вам!Очень жаль,что деньги стали властвовать миром.
А ведь юный Павел Коган написал не только стихи о Бригантине...а сколько бы мог еще написать стихов своих, если бы война не оборвала юную жизнь....
Павел Коган
Гроза
Сергею Есенину
Иней. Снег. Декабрь. Тишина.
Тишина не бывает тише.
Малярийная бродит луна
Рыжей кошкой по черным крышам.
Ах, кому она, к черту, нужна,
И собаки ее не съели..
От метели и до вина,
От вина до крутой метели,
От стихов до пустой зари
(Тишина, тишина какая...
Непотушенные фонари...
Непроснувшиеся трамваи...)
Ты ходил под этой луной
(Дьявол, холодно... «Пиво — воды».
«Ресторан». «Подаеца вино»)
Мимо памятника Свободы,
Мимо домика, где я жил,
Мимо счастья на горностае.
Что ты думаешь, расскажи,
Что стихи чужие листаешь,
Что ты думаешь? Что молчишь?
Что рука опять задрожала?
Зябко очень. Такая тишь.
Закурить? Закурю, пожалуй.
Хочешь, все расскажу? Про снег,
Как сказала, что «нет»,
Про горе,
Как приснилося мне во сне
Без предела и края море,
Как заснеженным декабрем
Я любил, надеялся, путал,
Как, любовь потеряв, обрел
Тот покой, что дается круто.
Хочешь, все расскажу?
Молчишь.
Улыбаешься.
Милый...
Милый...
Тишь... Совсем заметает тишь,
Видишь, комнатку завалило.
Полчетвертого. Мы одни.
Очень
холодно.
Тихо
очень.
Ах, какие морозные дни...
Ах, какие морозные ночи...
1936
(Такие вот мальчишеские стихи любимому поэту-Есенину)
А вот еще....
Снова месяц висит ятаганом,
На ветру догорает лист.
Утром рано из Зурбагана
Корабли отплывают в Лисс.
Кипарисами машет берег.
Шкипер, верящий всем богам,
Совершенно серьезно верит,
Что на свете есть Зурбаган.
И идут паруса на запад,
Через море и через стих,
Чтоб магнолий тяжелый запах
Грустной песенкой донести.
В час, когда догорает рябина,
Кружит по ветру желтый лист,
Мы поднимем бокал за Грина
И тихонько
выпьем за
Лисс.
1936
(Из книг моей мамы-Павел Коган)
При жизни Павел не опубликовал ни одного своего сборника-не успел....
75 лет назад, 23 сентября 1942 года автор знаменитой «Бригантины» и многих других стихов, погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками под Новороссийском, на сопке Сахарная Голова.
Он мог бы остаться в живых. Мог бы не идти на войну. Молодой человек страдал сильной близорукостью, хроническим бронхитом. Его признали негодным к армейской службе. Но он сделал все возможное, чтобы попасть на фронт. Ибо не мог отсиживаться в тылу – это противоречило бы его принципам и его стихам. Он – из тех поэтов, про которого смело можно сказать: писал, как жил. Жил, как писал.
Родился будущий поэт в Киеве в 1918 году. Когда мальчику было четыре года, его семья переехала в Москву.
С детства Павел увлекался поэзией, знал наизусть множество стихов. Манил его вольный дух путешествий – еще будучи школьником, много ходил пешком по России. Любил он читать Александра Грина, что нашло позже отражение в его творчестве:
В час, когда догорает рябина,
Кружит по ветру желтый лист,
Мы поднимем бокал за Грина
И тихонько выпьем за Лисс.
Именно эти, гриновские, мотивы – и в той самой «Бригантине»:
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют…
В 1936 году Павел Коган поступил в Московский Институт истории, философии и литературы. Через три года, в 1939 г., он стал студентом знаменитого Литературного института имени А.М.Горького (продолжая, однако, при этом учиться и в ИФЛИ). Занимался на семинаре Ильи Сельвинского.
К сожалению, многим из тех, кто поступил тогда в Литературный, так и не удалось его закончить. На страну надвигалась война, с которой многие не вернулись. В книге «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной Войне», изданной в 1965 году, имя Павла Когана - лишь одно из десятков тех, кто отдал жизнь в боях.
Весть о начале Великой Отечественной войны застала его в Армении, где юноша был в составе геологической экспедиции. Он поспешил вернуться в Москву, где узнал, что его семья уехала в другой город. Молодой поэт, как и многие, многие юноши того времени, пошел в военкомат, чтобы попасть на фронт. Да и мог бы тот, кто так презирал «грошевой уют», поступить по-другому?
Однако по состоянию здоровья он не подлежал призыву. Чтобы не оставаться в тылу», Павел поступил на курсы военных переводчиков (которых реально не хватало). Помогло ему увлечение иностранными языками.
Окончив курсы, Коган отправился на фронт. Стал военным переводчиком полкового разведотряда в звании лейтенанта
«Что писать о себе: жив-здоров, бодр, воюю. Очень хочется верить, что останусь жив и что свидимся все у нас, на улице Правды. Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь — жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается. И ради жизни, ради твоей седой чудесной головы я умру, если надо будет, потому что человек с нормальной головой и сердцем не может примириться с фашизмом», - такие весточки с фронта, полные жизнелюбия и надежды, слал он отцу.
23 сентября 1942 года Павел возглавлял разведгруппу на сопке Сахарная Голова, под Новороссийском. Группа попала под обстрел, именно там поэт и погиб в возрасте 24 лет. «Возглавляя поиск разведчиков, в рост пошел он под пули, как в рост шел он по жизни...», - так писал о гибели Павла другой известный фронтовой поэт, Сергей Наровчатов.
В своих стихах Павел словно предсказал собственную судьбу:
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Нет, он не дошел до Ганга, но умер в бою на юге России, около Черного моря, которое неоднократно воспевал в своих строках.
Первый стихотворный сборник Павла Когана вышел только в 1960 году. Он назывался под стать судьбе автора - «Гроза».
В одном из стихотворений он написал:
Так пусть же в горечь и в награду
Потомки скажут про меня:
«Он жил.
Он думал.
Часто падал.
Но веку
он
не изменял».
Не изменил он веку, не изменил принципам, не изменил своей стране ни в своих пламенных, наполненных романтикой, морем и патриотизмом строках, ни в своей последней битве…
Елена Громова
Вся короткая мальчишеская предвоенная жизнь-в этом стихотворении....
*
Старый город над рекой дремучей
В древности своей, Над той рекой,
По которой проплывают тучи
Далеко, далече, далеко.
Старый город над рекой воспетой,
Как тебя любить и вспоминать?
Оттепель. Потом весна,
Одеты
В дым каштаны,
Губы сохнут. Лето.
Ядра наливаются, чтоб эту
Плоть природы грустному поэту
Как-нибудь под вечер собирать.
Предположим, полночь.
Чайки дрогнут,
Звезды пресловутые горят,
Ходит парень поперек тревоги,
Славный парень, честно говоря.
Все ему, неясному, не спится,
Все он видит, версты отстранив,
Снег и снег, луна летит, как птица,
Горе, заплутавшее в страницах,
Длинную беду ночных страниц.
Все он видит, как беду тасую,
И ему до злой полыни жаль,
Что живу, прищурившись, тоскую,
И почти нетронутые, всуе
Все мои возможности лежат.
Что отвечу?
Я отвечу: «Ладно,
На ветру свежеет голова,
Дым идет,
Я не дышу на ладан,
Снег идет
Еще могу как надо
Петь, смеяться, пить и целовать.
И еще скажу ему спасибо
За слова, забытые давно,
За дорогу, за тревогу
либо
За сердце, не все ль тебе равно.
Так войдет он в жизнь,
Как друг и случай,
Этот парень.
Так войдет в покой.....
Старый город над рекой дремучей
В древности своей,
Над той рекой,
По которой проплывают тучи
Далеко,
далече,
далеко.
Владимир Александрович,спасибо!Мне тоже нравится в исполнении Юрия Пузырёва,но люблю эту песню в любом исполнении и даже тогда,когда поём сами.Павел Коган и Георгий Лепский в свои 18 и 19 лет написали такую песню!
Раиса, спасибо! Люблю эту песню.