Священная война
музыка: А.Александрова
слова: В. Лебедева-Кумача
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За Свет и Мир мы боремся,
Они — за царство Тьмы.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям;
Мучителям людей!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой,
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Хор имени Александрова
Хор имени М.Е.Пятницкого "СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА" Выступление Александры Пермяковой Фрагмент концерта ПЕСНИ НЕПОКОРЕННОЙ ДЕРЖАВЫ,посвященного 65-летию Великой Победы ,Государственный театр киноактера 6мая 2010 года
Добавлю в тему
Что касается авторства песни, текст которой якобы был написан не Лебедевым-Кумачом... В 90х много чего было. Искатели-разоблачители и сейчас продолжают копать, надеясь найти плагиат чуть ли не в каждой песне советского периода. Да и ладно. Как бы дитя не плакалось - лишь бы не какалось...
Одно из самых мощных оружий Победы – это марш «Священная война» композитора Александрова и поэта Лебедева-Кумача.
Вероломное нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. породило гигантский патриотический взрыв в советском народе. Сотни тысяч добровольцев выстроились в очередях в военкоматы, а творческие люди испытали необыкновенный прилив вдохновения.
На митинге поэтов и писателей 22 июня 42-летний поэт Василий Лебедев-Кумач, к тому времени автор таких шедевров, как стихи к песням «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни весёлой», «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля», говорил о том, что война круто изменила судьбы людей. И не только вся жизнь, но и вся литература, и все искусство должны быть подчинены единой задаче: победить врага, сплотить волю народа, поднять боевой дух армии. И он внес в резолюцию митинга следующие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если понадобится, отдать за дело священной народной войны против фашизма».
24 июня Лебедев-Кумач опубликовал в «Известиях» и «Красной звезде» стихотворение «Священная война»:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Уже на следующий день стихи заметил бывший регент Храма Христа Спасителя 58-летний Александр Александров, а в тот момент руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски РККА. Песня настолько потрясла Александрова, что он в тот же день написал к ней музыку и разучил песню со своим ансамблем. Уже 26 июня песня впервые исполнялась на Белорусском вокзале перед отправлением воинского эшелона на фронт.
Вот свидетельство очевидца: «…Сразу после напряженной репетиции мы выехали на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими эшелонами на передовую. Вид хорошо знакомого всем нам вокзала был необычен: все помещения до отказа были заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулемёты, сапёрные лопатки, противогазы — словом, всё, что полагается фронтовику.
Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова — и зал постепенно затихает…
С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов и командиров. А когда прозвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. На суровых лицах — волнение, слезы, и это передавалось нам, исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слезы в глазах…
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пели мы «Священную войну»…
Но воистину всенародной «Священная война» стала с 15 октября 1941 г., когда началось её ежедневное исполнение по Всесоюзному радио. В 6.40 утра после боя Кремлёвских курантов она звучала как набат и стала тональностью войны. Отныне победа стала делом времени.
Ещё можно отметить несколько наиболее знаменитых исполнений «Священной войны», кроме премьеры на Белорусском вокзале. Так, 12 мая 1945 г. штаб британского фельдмаршала Монтгомери прибыл с дружеским визитом в штаб Рокоссовского. Перед англичанами выступил фронтовой ансамбль песни и пляски, исполнив «Священную войну» на русском и английском языках. Монтгомери, будучи заядлым музыкантом-любителем, был в полном восхищении.
22 мая 2007 г. ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова под бурные аплодисменты песня была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. В некоторых российских СМИ посчитали, что такой песенный ответ на негативное отношение Запада к России приобрёл неоднозначный смысл (Википедия).
В марте 2012 г. на некоторое время ролики со «Священной войной» были запрещены на YouTube с мотивировкой: «Следующее содержание было определено сообществом YouTube как потенциально оскорбительное или неприемлемое. Зрителям рекомендуется быть осмотрительными». Сейчас ограничения сняты, и песня исполняется на многих языках мира.
http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A
http://www.youtube.com/watch?v=TjVZrJEMyt4
Ирина, спасибо за песню.
Когда у нашего с тобой(и не только) почитаемого Высоцкого спросили:
Какая песня вами наиболее любима?
-он ответил:
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ....
"КАК ОНИ ШАГАЛИ ОТ ВОЕНКОМАТА С БРИТЫМИ НАВЕЧНО ГОЛОВАМИ..... "-
Виктор Берковский-Вспомните, ребята....
Оригинал....
https://www.youtube.com/watch?v=U4PbfkKYrEU
Священная война
история создания песни
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой
Отечественной войны - Священная война-
24 июня 1941 года газеты «Известия» и
«Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача,
начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать...
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.
Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями. В творчестве Александра Васильевича Александрова военной песне принадлежала основная роль. Будучи руководителем Ансамбля красноармейской песни и пляски, он написал десятки прекрасных, подлинно патриотических произведений.
Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков», музыка которого впоследствии стала музыкой Государственного Гимна СССР. Так что «Священная война» явилась как бы результатом их многолетнего содружества.
«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий.
На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы! Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»
А.В. Александров родился в крестьянской семье в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне Захаровский район Рязанской области). С детства у него обнаружились музыкальный слух и хороший голос. Земляк мальчика П.А. Заливухин (старший брат заслуженного деятеля искусств РСФСР С.А. Заливухина) устраивает его певчим в хор Казанского собора в Петербурге. Свое музыкальное образование он получил в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, и в Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского. Наставниками Александра были выдающиеся композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.К. Глазунов. За дипломную работу – оперу "Русалка" (1916) был удостоен большой серебряной медали. С 1918 года началась преподавательская деятельность Александрова в Московской консерватории. В 1923 г. по его инициативе в консерватории организуется хоровое отделение и аспирантура при дирижерско-хоровом факультете, класс военных дирижеров.
Велико и разнообразно композиторское наследие А.В. Александрова. Он – автор опер, симфонических, хоровых сочинений, песен, оригинальных обработок для хора русских народных и военных песен. Но подлинными вершинами А.В. Александрова-композитора были песня "Священная война" (на слова В.И. Лебедева-Кумача), музыка Гимна Советского Союза (которая с новым текстом является Государственным Гимном Российской Федерации
Александров имел воинское звание генерал-майора. В 1937 году он и великий певец А.С. Пирогов первые из рязанцев и одни из первых в стране удостоены почетного звания - Народный артист СССР. Кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Ленина, лауреат Государственной премии СССР – так великая страна отметила вклад композитора в отечественную музыкальную культуру. А.В. Александров умер в Берлине 8 июля 1946 года во время гастролей ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Авторство песни
В 1990-е годы в некоторых СМИ авторство «Священной войны» стали приписывать поэту и музыканту А. А. Боде (1865—1939), относя время написания песни к Первой мировой войне, а Лебедева-Кумача обвиняя в плагиате. После одной из таких публикаций состоялся суд, который признал сведения о плагиате «не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни „Священная война“ В. И. Лебедева-Кумача» и указал, что «автором текста песни „Священная война“ является В. И. Лебедев-Кумач». Есть также публикации о наличии в Российском государственном архиве литературы и искусства черновика песни, написанного рукой В. И. Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста. В то же время доктор искусствоведения Е. М. Левашев на основе собственного анализа отстаивает авторство А. А. Боде, выражая сомнение в беспристрастности и обоснованности решения суда.