Иван Ефремов - «Лезвие бритвы». Приключенческий роман «Лезвие бритвы» ставит проблемы изучения возможностей человека, резервов психики, использования знаний, добытых тысячелетней практикой разных наук, в частности хатха-йогой. В этом романе — приключения
Иван Ефремов - «Лезвие бритвы». Приключенческий роман «Лезвие бритвы» ставит проблемы изучения возможностей человека, резервов психики, использования знаний, добытых тысячелетней практикой разных наук, в частности хатха-йогой. В этом романе — приключения и фантастика, древняя Индия и современная Италия, могущество паранормальных способностей и поиски легендарной короны Александра Македонского... Динамичный сюжет, а главное, невероятная насыщенность научным материалом, фактами и теоретическими положениями, гипотезами и точными данными характерны для этого романа. Часть 1.
Ефремов Иван Антонович (1907-1972)
Великий русский писатель, уникальный мыслитель, ученый-палеонтолог, классик и основоположник советской научной фантастики, доктор биологических наук, основатель тафономии, Лауреат Госпремии СССР в 1959-е г.г., профессор, Член Союза Писателей. Ефремов Иван Антонович родился в д. Вырица (Петербургская губерния Царско-Сельский у., в настоящее время - Ленинградская область). По окончании школы служил матросом, учился в Ленинградском Горном Университете. Иван Ефремов активно принимал участие в палеонтологических и геологических экспедициях, уже работая в Геологическом музее АН. Экстерном окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного университета, после чего заведовал Палеонтологической лабораторией, руководитель нескольких экспедиций. Издательскую деятельность начал с 1944 года.
ПРОЛОГ
|
|
|
|
|
Ефремов И.А. - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Энциклопедист, самоучка, путешественник, он в 19 лет совершил свое первое открытие, одновременно с дипломами об окончании ЛГУ (биофак) и Горного института получил диплом кандидата наук, в 30 лет стал доктором наук. Один из ведущих палеонтологов страны (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии), основоположник тафономии (научного направления в геологии), он рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире.
В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного "крена" общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Первые рассказы его были опубликованы в послевоенные годы, но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет "Туманности Андромеды" (1957) и "Часа Быка"(1970).
Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего, что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь "человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая". Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких "высших существ" из Космоса.
Корни гнева
Глава 1.Анна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одна из лучших русских утопий нового времени - "Туманность Андромеды" создавалась под влиянием писательского кредо - "либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете". Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и "изящный, холодный стиль" (по определению А.Н.Толстого). "Отстраненность" взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как "холодноватость" авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - "их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...".
По мнению автора, главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И.А.Ефремова "Час Быка". Этот роман появился через 10 лет после "Туманности Андромеды" и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности "другого пути" цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз "посткоммунистическая" Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цевилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания).
Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком "опасной" для своего времени : через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию.
Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы "Лезвие бритвы" (1963) -посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и "Таис Афинская" (1973) -написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
В «Прологе» рассказывается о выставке Алексея Козьмича Денисова-Уральского:
«5 марта 1916 года в Петрограде, на Морской, открылась выставка известного художника и ювелира, собирателя самоцветных сокровищ Урала Алексея Козьмича Денисова-Уральского.
….
Низкие залы казались пустоватыми и неуютными в тусклом свете пасмурного петроградского дня. В центре каждой комнаты стояли одна-две стеклянные витрины с небольшими скульптурными группами, вырезанными из лучших уральских самоцветов. Камни излучали собственный свет, независимый от капризов погоды и темноты человеческого жилья.
….
В витринах-столиках, расставленных вдоль стен и окон, сверкала нетронутая природная красота: сростки хрусталя, друзы аметиста, щетки и солнца турмалина, натеки малахита и пестрые отломы еврейского камня…
…
Горки, издавна прославившие екатеринбургских мастеров, особенно хорошо удавались Денисову-Уральскому и шли нарасхват, так же как и его коллекции уральских камней в больших и малых ящиках с клеточками-гнездами.
Горка — особый способ экспозиции камней, теперь незаслуженно забытый, но очень распространенный в начале века. Различные куски красивых горных пород склеиваются так, что образуют модель заостренной скалы с глубокой пещеркой у подножия, иногда несколькими. Игольчатые кристаллы берилла, турмалина, а то и просто наколотые столбики отдельностей гипса-селенита изображают сталактиты в сводах пещерок. В глубине сверкают щетки мелких кристалликов горного хрусталя, аметиста, топаза или синего корунда. Уступы "скалы" украшены искусным подбором полированных кусочков агата, малахита, азурита, красного железняка, амазонита. Кое-где вклеены черные зеркальца биотита, а в стенках "пещер" блестят, подсвечивая, прозрачные камни, листочки белой слюды — мусковита или цинвальдита.»
Горка “Уральские самоцветы”
Один их старейших экспонатов музея
работы известного художника
А.К. Денисова-Уральского
(конец 19 века) – дар потомков
декабриста Н. Бестужева
золотопромышленнику
Трапезникову,
основателю первой
горной школы в г. Иркутске
ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ (1864, г. Екатеринбург – 1926, Усикирка, Финляндия), живописец, камнерез. Имел от городской ремесленной управы звание «цехового мастера рельефного мастерства». Наборные картины и горки из уральских камней в 1880-е гг. были отмечены серебряными медалями на выставках в городах Москва, Казань, Париж.
А. К. Денисов-Уральский с матерью и сестрой Валентиной
В 1890-1895 гг. жил в г. Санкт-Петербурге, посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (ОПХ), участвовал в выставках. В г. Екатеринбурге в 1896 г. стал одним из организаторов Общества любителей изящных искусств (ОЛИИ), много путешествовал по Уралу, собрал коллекцию уральских минералов. В 1899 г. подготовил 1-ю выставку «Урал в живописи», которую показал в г. Екатеринбурге и в г. Перми (нояб. 1899, янв. 1900). С 1902 г. Денисов-Уральский переселился в г. Санкт-Петербург, но связь с Уралом не прекращал.
Пропагандировал родной край специально подобранными выставками «Урал и его богатства», участвовал в общественной жизни края: боролся с хищническим истреблением богатств Урала, приветствовал открытие ун-та в г. Перми, которому подарил коллекцию минералов, камнерезные изделия, серию аллегорических скульптур воюющих государств (выставка 1916 г.). Большая часть художественного наследия осталась за границей.
Работы: «Октябрь на Урале» (1894; г. Екатеринбург, МИИ), «Ветряной камень на реке Вишере» (1909; ПГХГ), «Гроза прошла» (1909; г. Иркутск, Художественный музей), серия аллегорических фигур (1916; ПГХГ).
Эти работы А.Денисова-Уральского были представлены на выставке 5 марта 1916 года в Петрограде.
Уважаемые посетители сайта, книга очень большая. Главы буду чередоваться с текстом.
Читает: Сергей Кирсанов
Содержание:
Пролог
Часть первая. Корни гнева
Глава 1.Анна
Глава 2. Узкая щель
Глава 3. Тусклые стены
Глава 4. Королева ужей
Глава 5. Две ступени к прекрасному
Глава 6. Тени изуверов
Глава 7. Экс Сибериа семпер нови
Часть вторая. Черная корона
Глава 1. Берег скелетов
Глава 2. Сокровища Африки
Глава 3. Чёрная корона
Глава 4. Флот Александра
Глава 5. Плачущие поезда
Часть третья. Торжество тигра
Глава 1. Дар Алтая
Глава 2. Кольцо с хиастолитом
Глава 3. Твердыня Тибета
Глава 4. Торжество тигра
Глава 5. Тропа тьмы
Глава 6. Сады Кашмира
Глава 7. Звёздный огонь
Глава 8. Апсара Тиллоттама
Часть четвертая. Лезвие бритвы
Глава 1.Камни в степи
Глава 2.Миноносец «Безупречный»
Глава 3. Звенья цепи
Глава 4. Милость Богов
Глава 5. Серый кристалл
Глава 6. Упавшая звезда
Глава 7.Мост ашвинов
Эпилог