Janelle Monae альбом The Archandroid (2010)
Навороченный, "все - в одном", "The ArchAndroid - дебютный студийный альбом американской певицы и автора песен Джанелль Монэ, выпущенный 18 мая 2010 года лейблами Wondaland Arts Society, Bad Boy Records и Atlantic Records. Продюсированием альбома занимались в студии Wondaland Studios в Атланте, и в основном им занимались Мона, Нейт "Рокет" Уандер и Чак Лайтнинг, и только одна песня была написана без участия Моны. Она также сотрудничала над некоторыми песнями с Солом Уильямсом, Big Boi из Монреаля и Deep Cotton. Музыка неплохая, но к 18 треку уже от нее устаешь.
Альбом содержит вторую и третью часть её серии концептуальных альбомов под общим названием Metropolis. Он является продолжением дебютного мини-альбома Джанель Монэ "Metropolis: The Chase Suite" (2007). Частично вдохновленный одноименным фильмом Фрица Ланга 1927 года, сериал рассказывает вымышленную историю Синди Мейвезер, мессианского андроида, отправленного в прошлое, чтобы освободить жителей Метрополиса от Великого разрыва, тайного общества, которое использует путешествия во времени для подавления свободы и любви.
В интервью для Chicago Tribune Мона сказала, что вдохновением для создания альбома послужила цитата: "Посредником между рукой и разумом всегда является сердце". Она объяснила, что использовала андроида как метафору меньшинства, в дополнение к роли главного героя истории. В интервью для Blues & Soul Мона сказала, что ее персонаж "представляет собой посредника между имущими и неимущими, меньшинством и большинством. В этом смысле она очень похожа на Нео, Архангела из "Матрицы". И, по сути, ее возвращение будет означать свободу для сообщества Android". Мона заявила, что альбом означает "разрыв цепей, которые порабощают меньшинства всех типов".
Мона заявила, что музыкальное влияние альбома включает в себя "все то, что я люблю, саундтреки к таким фильмам, как "Голдфингер", смешанные с такими альбомами, как "Музыка моего разума" Стиви Уандера и "Зигги Стардаст" Дэвида Боуи, а также экспериментальные хип-хоп-мотивы с таких альбомов, как "Станкония" Outkast".
Хью Джонс из журнала Slant Magazine описал ее звучание как "уникальную смесь нео-соула, фанка и арт-рока". Музыкальный обозреватель Грег Кот заявил, что альбом "затрагивает" такие музыкальные жанры, как фанк, хип-хоп, фолк, электро-поп, глэм-рок, биг-бэнд-джаз, рок и классическая музыка.
Сет Колтер Уоллс (Seth Colter Walls) из Newsweek описал альбом как "зажигательный по частям, как Dirty Mind, альбом Prince, разворачивающийся в сюитной форме, напоминающей вторую сторону Abbey Road, и изобилующий лучшими инновациями современного хип-хопа".
Песня "Dance or Die" исполнена Солом Уильямсом и содержит элементы нео-соула. Затем она переходит в "Faster", в которой присутствуют элементы новой волны, госпела и ретро-попа. Песня "Locked Inside" имеет ритм, похожий на вступительный брейк из "Rock with You" Майкла Джексона, и ее сравнивают с музыкой Джексона при Куинси Джонсе. В отличие от предыдущих треков, трек выдержан в более мягком стиле R&B. "Sir Greendown" продолжает эту тему и содержит "старомодные" поп-мотивы. Трек "Cold War" - это песня с тенденциями новой волны, в которой есть сильные зацепки и "сахарные" ритмы.
Трек "Tightrope", в котором звучит вокал Big Boi (из хип-хоп дуэта Outkast), имеет влияние сингла дуэта "Hey Ya!" (2003) и звучание, описываемое как "фанковый соул" и блюз нео джамп блюза. neojump. Девятый трек альбома - "Oh, Maker", песня с влиянием английского пасторального фолка. "Come Alive (The War of the Roses)" была описана как песня, в которой присутствуют рок- и панк-мотивы. "Mushrooms & Roses" - следующий трек на альбоме, в нем присутствуют темы психоделической музыки и влияние таких песен, как "Strawberry Fields Forever" The Beatles и "Purple Rain" Принса. В следующем треке, "Make the Bus", вокальные партии сравнивают с такими артистами, как Placebo и Джордж Клинтон. Песня "Wondaland" имеет синти-поп звучание и сравнивается с работой Tom Tom Club. Приглашенные звезды Deep Cotton приняли участие в песне "57821", которая была описана как "спейс-фолк" и была сравнена с работами Simon & Garfunkel.. За этим следует трек "Say You'll Go", а также фрагмент из "Лунного света" Клода Дебюсси.
В 2014 году альбом был включен в книгу 1001 Albums You Must Hear Before You Die и остается там до сих пор
На сайте Metacritic, который присваивает рецензиям профессиональных изданий нормализованную оценку из 100 возможных, альбом получил средний балл 91, основанный на 28 рецензиях. Один из самых рецензируемых релизов 2010 года, альбом получил высокую оценку за свою афрофутуристическую концепцию и эклектичный музыкальный диапазон Monáe.
В рецензии для Chicago Tribune Грег Кот назвал ArchAndroid "смелым, иногда сбивающим с толку заявлением", а критик AllMusic Энди Келлман назвал его "экстравагантным 70-минутным альбомом, в котором больше воображения и концептуальных деталей"., и стилистические новшества, превосходящие большинство эпопей прог-рока". Майкл Крэгг из The Guardian отметил "чистый музыкальный размах" альбома , Барри Уолтерс из Spin отметил немецкий экспрессионизм и афрофутуризм как концептуальные элементы альбома, Джон Парелес из New York Times заметил, что "Моне сходит с рук большинство ее метаморфоз, и сама амбициозность вдохновляет, даже когда она заходит слишком далеко".
Мэтью Коул из Slant Magazine описал альбом как "тщательно исполненную и в высшей степени причудливую киберпанковскую эпопею... стилистически она напоминает "leftfield" с точки зрения звучания". А.В. Женевьева Коски (Genevieve Koski) из Club написала, что "неистощимая развязность и уникальный стиль Монэ сочетают в себе как театральность высокой концепции, так и шизофреническую акустику". Мэттью Перпетуа из Pitchfork назвал альбом "настолько смелым, насколько это возможно в мейнстримной музыке, сочетая возможности концептуального альбома по созданию мира с поп-музыкой Майкла Джексона и Принса в расцвете их сил, которые меняют жанр". Перпетуя подробно рассказала о том, как Моне объединил научно-фантастические и афрофутуристические концепции и "основную привлекательность" альбома, заявив:
" в то время как многие концептуальные альбомы рискуют показаться напыщенными, загадочными и самонадеянными, Monáe сохраняет игривость, живость и доступность. Это тонкий баланс... результатом является эксцентричный прорыв",
Дэн Видал из Urb назвал альбом "спектром звуков, идеально упакованных и аранжированных в мастерски написанную (дебютную) полноформатную работу... шедевр, бросающий вызов жанру".
Сравнивая его с песней певицы Джанет Джексон "Rhythm Nation 1814" (1989), Брентин Мок из The Atlantic назвал ArchAndroid "приглушенным фанком, хотя, возможно, временами слишком густым, слишком недоступным, но не настолько, чтобы я не хотел потрясти своей задницей", и счел его музыкально прогрессивным., заявляя: "Monáe впервые подарила поп-музыке момент Тони Моррисона, когда фантазия и фанк объединяются для получения опыта, который развивает душу человека... Она наконец—то делает то, чего многие артисты, особенно чернокожие, не могли сделать годами, и это двигает поп—музыку вперед".
Роберт Кристгау был менее впечатлен в обзоре Barnes & Noble, назвав его "самым переоцененным альбомом года", написав, что "авторство песен Монэ находится на уровне 1960х , ее пение технично, а научно-фантастический сюжет - обычная чушь".
The ArchAndroid фигурировал во многих списках критиков, оценивающих лучшие альбомы 2010 года по итогам года. Он возглавил списки нескольких изданий, в том числе PopMatters, Chicago Tribune и The Guardian. В Pitchfork назвали его "чрезвычайно амбициозным полноформатным дебютом - это скорее знак времени, чем Kid A". Издание также поместило альбом под номером 116 в список лучших за десятилетие 2010-х годов.
В ежегодном опросе критиков The Village Voice, проведенном Pazz & Jop, The ArchAndroid был признан четвертым лучшим альбомом 2010 года. Кроме того, The ArchAndroid был номинирован на премию "Грэмми" в категории "Лучший современный R&B альбом" на 53-й ежегодной премии "Грэмми" (2011). Позже альбом был представлен на 549-й ежегодной премии "Грэмми".
"Архандроид" дебютировал на 17-м месте в американском чарте Billboard 200, разошедшись тиражом в 21 000 копий за первую неделю, в нескольких других странах занял скромное место в чартах.