Jane’s Addiction альбом Ritual de lo Habitual (1990)
Шаткий и ненадежный мостик между поздним Лед Зеппелин и Нирваной, Ritual de lo Habitual (в переводе с испанского -"Привычный ритуал")- второй студийный альбом группы Jane's Addiction, выпущенный 21 августа 1990 года компанией Warner Brothers. Спродюсированный в соавторстве с Дейвом Джерденом, это был последний студийный альбом группы перед их первым распадом в 1991 году. Двукратный платиновый в США. В 1990 году, всего через месяц после выхода, альбом был продан тиражом 500 000 экземпляров.
Альбом четко делится на две части. Треки 1-5 - это песни в стиле хард-рок, не связанные общей тематикой друг с другом. Кассетная версия альбома содержит около десяти минут тишины на стороне А, потому что сторона В на десять минут длиннее.
Длинные треки 6-9 посвящены памяти умершей подруги певца Перри Фаррелла Ксиолы Блу (Xiola Blue), которая умерла от передозировки героина в 1987 году в возрасте 19 лет. "Three Days" и "Then She Did" несут на себе влияние прогрессивного рока, в то время как "Of Course" - влияние клезмера (кле́змер, или клезмерская музыка — традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения) с солированием скрипки на протяжении всего трека.
Эрик Эйвери отказался играть на басу в "Of Course" обидевшись на то, что ему диктовали, как играть в других песнях. Звукорежиссер и гитарный техник Ронни С. Шампань, позже признал, что Фаррелл имел склонность диктовать партии другим участникам во время записи и в итоге он сыграл на басу в этой песне. Со своей стороны, Эйвери позже признался, что сожалеет о том, что не играл на этом треке.
Скорбная "Then She Did" рассказывает о самоубийстве матери Фаррелла, когда тому было четыре года. "Вероятно, это одна из причин, по которой мы собрались вместе..." - заметил гитарист Дэйв Наварро, чья мать была убита, когда он был подростком. "У меня сохранились воспоминания о том, как мы были однажды вместе на сцене и перед тем, как мы сыграли "Then She Did", Перри схватил меня и сказал: "Давай сделаем это для наших мам". У меня до сих пор мурашки бегут по коже, когда я думаю об этом". "Когда у вас происходит что-то подобное...", - отметил Фаррелл, "лучше всего попытаться вырастить из этого цветы". (Возможно, аллюзия на цитату из Карнеги "Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад")
"Ain't No Right" начинается с того, что Фаррелл поет отрывки из "Sex & Drugs & Rock & Roll" "Иэна Дьюри и the Blockheads" на фоне даб-регги драм-машины и синтезированного баса, которые он в конечном итоге превращает в ненормативную лексику.
Получилось так, что пришлось создать две версии упаковки диска: первоначально на альбоме была обложка , придуманная певцом Перри Фарреллом, связанная с песней "Three Days" и включающая мужскую и женскую наготу; эта обложка вызвала возражения со стороны консервативных музыкальных магазинов и групп активистов. Они пытались оказать давление на Warner Bros. Фирма просила изменить обложку, но группа на это не пошла.
Был достигнут компромисс, который позволил выпустить эту версию, а также версию, которая содержала альтернативную обложку для тех, кто счел оригинальную обложку оскорбительной : вторая обложка была названа "чистой обложкой" и содержит только черный текст на белом фоне, в котором перечислены название группы, название альбома и текст Первой поправки (поправка "о свободе слова") Конституции США. Задняя обложка "чистой обложки" также содержит текст:
"Мечты Гитлера, пораженного сифилисом, почти сбылись. Как это могло случиться? Взяв под контроль средства массовой информации, целой страной руководил сумасшедший… Мы должны защитить нашу Первую поправку, прежде чем больные мечты станут законом. Никто не смеялся над Гитлером??!"
"Чистая обложка" была создана для того, чтобы компакт-диск можно было распространять в магазинах, которые отказались продавать товары с изображенной наготой.
Первые тиражи альбома сопровождались буклетом под названием "Новена", в котором содержались примечания к обложке альбома. Сам компакт-диск имел другую маркировку; буквы "J" и "A" были напечатаны на разных сторонах диска в дополнение к полному названию группы.
Ritual de lo habitual был в целом одобрен музыкальными критиками, как и предыдущий альбом группы. "Все это заставляет вас понять, как мало групп на самом деле утруждают себя попытками играть вдохновляющие вещи", - с энтузиазмом сказал Эндрю Перри в ретроспективном обзоре для Select. Тот же журнал позже назвал Ritual пятым лучшим альбомом 90-х годов: "Nevermind никогда не был бы возможен без него. И, попутно, они положили начало возрождению Led Zep" .
Альбом был признан 24-м лучшим альбомом 1990 года в Pazz & Jop от Village Voice, ежегодном опросе американских критиков по всей стране. Роберт Кристгау, руководитель опроса, остался равнодушен к альбому, отвергнув его как "мусорный синкретизм , эклектику и безвкусную мешанину"
Другие музыканты, однако, высоко отзывались об альбоме. "Я могу заметить следы других музыкантов на этом альбоме, включая нас", - заметил Элис Купер в 1994 году, "но только - следы. Они были действительно оригинальной группой. Это их пиковый альбом, где они действительно пошли на риск. Иногда я так увлечен этими песнями, что действительно чувствую, как группа доводит себя до предела. Иногда я не могу поверить, насколько это сильно. Интересно, подействует ли это на какого-нибудь ребенка так же, как Чак Берри подействовал на меня..."
В 2003 году альбом занял 453-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен журнала Rolling Stone.
Ниже -рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die". И снова - Бруно Макдональд.
«Мы не хотим стать такими, как “The Rolling Stones", - заявили «Jane's Addiction» при распаде в 1991 году. «Jane's Addiction» в музыкальном плане заняли собственную нишу. Хотя они и были подвержены влиянию других групп (включая «Stones»), а их «Nothing's Shocking» звучит по-цеппелиновски тяжело, альбом «Ritual De Lo Habitual» стал квинтэссенцией их жестокой славы.
Во вступлении они заявляют: «мы оказываем большее влияние на ваших детей, чем вы; и мы их любим». Это последние тихие моменты в ближайшие 20 минут, так как альбом взрывается панк-фанк фейерверком, достигая апогея в гавкающей «Been Caught Stealing» (в песне в качестве «вокалиста» приняла участие собака Перри Фаррела). Вторая половина альбома просто великолепна, «Three Days» - это их «Stairway То Heaven» и единственная песня, которую перессорившиеся члены группы записали вместе.
«Then She Did...» - элегия, посвященная скончавшейся от передозировки подружке и покончившей жизнь самоубийством матери Фаррела (гитарист Дейв Наварро, чья мать тоже трагически погибла, назвал эту композицию своей любимой). «Of Course» - это ближневосточное путешествие, a «Classic Girl» - колыбельная музе Фаррела, Кейси Никколи.
«Nirvana» идет против течения, «Pixies» и "Public Enemy" таят в себе социальную угрозу. Такое же влияние на общество, а может и большее, оказывает «Jane s Addiction», борясь за гонорары, борясь против цензуры (обложка с изображением на тему любовного треугольника из «Three Davs». была переиздана в виде простой обложки с текстом первой поправки к конституции). Тем не менее, группа стала родоначальником фестиваля Лоллапалуза. "Ritual De Lo Habitual" - это их резко очерченная, изысканная эпитафия.
Лэйбл Warner Bros.
Продюсер P. Farrel и D. Jerden
Арт-директор P. Farrel и C. Niccoli
Страна США
Продолжительность 51:38