Jethro Tull альбом Too Old to Rock’n’Roll: Too Young to Die! (1976)
Jethro Tull
Too Old to Rock’n’Roll: Too Young to Die!
Дата выпуска 1976
Длительность 42:26
Продюсер Иэн Андерсон
Лейблы Island Records (Великобритания), Chrysalis/Capitol (США)
Too Old to Rock ’n’ Roll: Too Young to Die! (с англ. — «Слишком стар для рок-н-ролла: слишком молод, чтобы умереть!») — девятый студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, выпущенный в 1976 году. Первый альбом группы, на котором играет бас-гитарист Джон Гласкок (1951—1979). Единственный долгоиграющий релиз Jethro Tull 1970-х годов, не получивший статуса как минимум золотого альбома ни в Великобритании, ни в США.
Ремастированное CD-издание (Capitol, 2002) содержит два дополнительных трека, не вошедших в оригинальную LP-версию: «Small Cigar», впервые изданный в 1993 году на сборнике Nightcap: The Unreleased Masters 1973–1991, и «Strip Cartoon», до этого выпущенный на стороне «Б» сингла «The Whistler» (1977).
Концепция
Too Old to Rock ’n’ Roll… задумывался как концептуальный рок-мюзикл по образцу программных альбомов The Kinks середины 1970-х годов — Preservation Act 1, Preservation Act 2, Soap Opera и Schoolboys in Disgrace. Мюзикл не был поставлен, и бо́льшая часть истории его протагониста — «живущего прошлым» старого рокера Рэя Ломаса — излагается не в песнях альбома, а в рисованном комиксе, помещённом на его обложке.
Лидер Jethro Tull Иэн Андерсон неоднократно подчёркивал, что Too Old to Rock ’n’ Roll…, вопреки распространённому мнению (а также явному внешнему сходству героя комикса с самим Андерсоном), не является автобиографическим альбомом. Главной задачей Too Old to Rock ’n’ Roll… было проиллюстрировать его, Андерсона, убеждение в том, что индивидуальный стиль истинного художника может периодически выходить из моды, но — в соответствии с идеей о вечном возвращении — никогда не будет окончательно забыт:
Музыкальный стиль может время от времени утрачивать популярность, но он [Рэй] уверен, что если будет твёрдо стоять на своём, рано или поздно всё вернётся, и стиль снова переживёт свой звёздный час.
Сюжет
«Старый рокер» Рэй Ломас выигрывает в телевикторине крупную денежную сумму. Вскоре выясняется, что в мире не осталось никого, кто разделял бы его интересы и образ жизни, и Рэю не суждено беззаботно, как в молодости (пришедшейся на 1950-е годы), просадить шальные деньги. В состоянии жестокой депрессии Ломас провоцирует мотокатастрофу, получает тяжёлые травмы и на неопределённое время впадает в кому.
Придя в себя, Ломас узнаёт, что мода совершила очередной виток, и теперь его музыка, внешность и стиль одежды — на пике популярности. Выход Рэя из больницы сопровождается всеобщим ажиотажем: начинающие рок-музыканты подражают его сценической манере; юные поклонницы всюду следуют за своим кумиром, будто дети из средневековой легенды — за гамельнским крысоловом («Пёстрым Дудочником», англ. Pied Piper).
Престижный лейбл впервые за много лет предлагает Ломасу контракт на запись нового альбома.
JETHRO TULL
Группа "Jethro Tull", взявшая себе имя в честь ученого-аграрника 18-го века, является настоящим феноменом в рок-музыке. Смешивая хард-рок, блюз, фолк и прогрессив команда имела уникальное звучание, которое, тем не менее, могло меняться в разные периоды ее карьеры. Кроме того, коллектив славился подгруженными, зачастую сюрреалистичными текстами, а торговой маркой "JT" служил лидер-флейтист, играющий, стоя на одной ноге. Ансамбль, в оригинальный состав которого попали фронтмен Ян Андерсон (р. 10 августа 1947), басист Гленн Корник (р. 24 апреля 1947), гитарист Мик Абрахамс (7 апреля 1943) и барабанщик Клайв Банкер (р. 12 декабря 1946), образовался на обломках околоблюзовой формации "John Evan Smash".
Произошло это в конце 1967-го, а уже в начале следующего года "Jethro Tull" выбросили на рынок пилотный поп-фолковый сингл "Sunshine Day". Хотя миньон оказался провальным, группе удалось заполучить прописку в столичном клубе "Marquee", и она стала постепенно наращивать концертную популярность. Особенно хорошо дела пошли, когда Абрахамс переместился в центр сцены, а Андерсон, одевающийся как бродяга, придумал свою фирменную стойку.
В июне 1968-го команда выступала на первом открытом фестивале в Гайд-Парке, в августе блистала на "Sunbury Jazz & Blues Festival", а к концу лета отоварилась контрактом от "Island Records". Уже первый диск-гигант показал эклектичность саунда "Jethro Tull", однако, несмотря на джаз-фолковые примеси, по большому счету "This Was" являлся блюзовым альбомом, и главная заслуга в этом принадлежала Абрахамсу. Тем не менее, лидеров в группе было по-прежнему двое и, не желая продолжать соперничество с Яном, Мик ушел создавать проект "Blodwyn Pig".
Образовавшуюся брешь пытались закрыть Тони Айомми ("Black Sabbath") и Дэйви О'Лист ("Nice"), однако кадровый вопрос решился с появлением Мартина Барра (р. 17 ноября 1946). Весной 1969-го обновленный состав дебютировал с хит-синглом "Living In The Past", который вошел в британскую тройку лидеров и привел к появлению "Jethro Tull" в передаче "Top Of The Pops". Авторство песни принадлежало Андерсону, и он же заготовил весь материал для альбома "Stand Up" (включая обработку Баха "Bouree"). Уникальное смешение блюза, джаза, брит-фолка, прог-рока и классики вызвало взрывной интерес публики, и диск угодил на самую вершину островного чарта. Следующая полнометражка "Benefit" была отмечена уклоном в хард-рок и появлением в гостях экс-главы "John Evan Band" клавишника Джона Эвана. Эта же пластинка оказалась последней для Гленна Корника, которого менеджеры вежливо попросили на выход. Уволенный басист сколотил проект "Wild Turkey", а его место в "Jethro Tull" занял еще один выходец из "John Evan Band" Джеффри Хаммонд- Хаммонд.
С приплюсованным к официальному составу Эваном в начале 1971-го команда заготовила шедевральную программу "Aqualung". Блюзовые интонации здесь практически остались в прошлом, зато отлично работали на контрасте хард-рок и фолк. Сочетание взрывных риффов и акустики брало слушателя за самое сердце, и покупатели сметали пластинку с прилавков в огромном количестве. Хотя "аквалангистское" турне прошло с большим успехом, напряженный гастрольный график никак не соответствовал семейным планам недавно женившегося Банкера, и тот передал палочки Бэрримору Барлоу (также экс-''John Evan Band"). Пятый альбом, обернутый в "газетную" обложку, оказался новаторским предприятием - он состоял всего лишь из одной композиции длительностью в 44 минуты с социально-сюрреалистичными текстами и характерными для прогрессива сменами музыкальных тем, размеров и темпов. Хотя многие критики оказались в растерянности перед "Thick As A Brick", пластинка имела широкий успех и стала для "Jethro Tull" первым американским чарттоппером. Спустя год группа повторила однопесенно-концептуальную формулу в программе "A Passion Play", чем вызвала шквал обвинений в излишней заумности, однако, несмотря на злопыхателей, альбом тоже стал лидером заокеанских списков. Хотя следующий студийник готовился как часть кинопроекта, фильм так и не вышел в свет, а запланированный двойник превратился в ординар.
Jethro Tull - Locomotive Breath
С "War Child" коллектив вернулся к укороченному формату песен, а оркестровки давно сотрудничавшего с группой Дэвида Палмера стали более заметны. В "Billboard" альбом очутился на второй строчке, а вот пластинка 1975 года "Minstrel In The Gallery", своим противовесом электрической энергии Барра и акустики напоминавшая "Aqualung", отодвинула "Jethro Tull" на седьмую ступеньку. В январе 1976-го царившая несколько лет кадровая идиллия была нарушена отставкой Хаммонда-Хаммонда, который решил переключиться на живопись. С новым басистом Джоном Гласкоком группа записала диск "Too Old То Rock 'N' Roll: Too Young To Die!", и хотя титульный трек пополнил копилку классических вещей "JT", сам альбом, сделанный на основе несостоявшейся пьесы Андерсона-Палмера, остался недооцененным - он не получил даже золота и выпал из американской десятки и британской двадцатки. Куда более успешным оказалась фолковая пластинка "Songs From The Wood" - с ней улучшились и чартовые и продажные показатели. Диск вышел в феврале 1977-го, а в мае Дэвид Палмер получил в "Jethro Tull" официальное членство и начал выступать на концертах в качестве клавишника. Фолк превалировал и на двух других альбомах конца 70-х, которые, несмотря на засилье панк- рока, все же имели хороший спрос.
Пять недель спустя после выхода "Stormwatch" скончался Гласкок (сказались последствия перенесенной операции на сердце) и место басиста досталось Дэйву Пеггу из "Fairport Convention". Расстроенный смертью Джона, по окончании промо-тура уволился Барлоу, а Андерсон, воспользовавшийся смятением в рядах группы, занялся записью сольника. Как бы то ни было, но сдобренный синтезаторами и электроскрипкой от Эдди Джобсона хард-фолковый "А" вышел под маркой "Jethro Tull", поскольку так настояла "Chrysalis Records". Таким образом фирма хотела предотвратить снижение продаж, однако трюк не возымел сильного воздействия, и покупательский спрос остался на среднем уровне. По выходу диска произошли очередные перестановки, и на должностях клавишника и ударника очутились Питер Веттес и Джерри Конвэй. В 1982-м обновленный состав подготовил программу "The Broadsword & The Beast", которая хоть и основывалась на фолк-мелодиях, вывела команду к более тяжелому звуку. Также здесь заметно возросла роль синтезаторов, а вот на "Under Wraps" электроники оказалось еще больше, тем более что группа осталась без живого ударника и использовала драм-машину. Несмотря на то, что "Tull" вроде бы были довольны экспериментами с синт-попом, работа провалилась, а запланированный тур в ее поддержку пришлось отменить из-за болезни Андерсона. Только после трехлетнего перерыва команда вернулась к работе, а к тому времени ее официальный штат сократился до трио - ушел Питер. Хотя на "Crest Of A Knave" музыканты постарались опять играть в привычный хард-фолк, а гитара Барра впервые с 70-х вновь была поставлена во главу угла, стиль этого альбома оказался сильно похож на "Dire Straits". Впрочем, публика приняла данную работу с восторгом, и "Jethro Tull" даже вырвали "Грэмми" в номинации "Best Hard Rock/Metal Performance Vocal Or Instrumental", на которую претендовала "Metallica".
Почувствовав себя увереннее, группа заиграла еще жестче, однако записанный с новым ударником Доаном Перри "Rock Island" имел более прохладный прием, особенно в Америке. От следующей пластинки "Catfish Rising" вновь после долгого перерыва повеяло блюзом, но в налетевшей гранжевой буре этот факт остался незамеченным, и "Tull" продолжили чартовое падение. Впрочем, для команды еще не все было потеряно - ее концерты по-прежнему имели успех, а выпущенный в 1992-м акустический сет "A Little Light Music" вошел в британский Топ 40 (в "Billboard" № 150). В 1995-м коллектив, чьи ряды пополнились клавишником Эндрю Гиддингсом, вернулся к студийной работе, причем к фирменному саунду оказались подмешаны мелодии Ближнего Востока. С уклоном в уорлд-мьюзик был сделан и альбом "J-Tull Dot Com", однако по наступлении нулевых Андерсон увлекся записью сольников, и группа отошла для него на второй план. Тем не менее, в первую декаду двадцать первого века "Jethro Tull" выпустили несколько зальников, а также подготовили рождественскую пластинку. Лишь после того как в 2011-м заявил о своей отставке Барр, стало ясно что легендарной команды больше не существует.