Joy Division альбом Closer (1980)
Closer ("Ближе")-второй и последний студийный альбом английской рок-группы Joy Division, выпущенный 18 июля 1980 года лейблом Factory Records. Пластинка, спродюсированная Мартином Ханнеттом, была выпущена через два месяца после самоубийства вокалиста и автора группы Иэна Кертиса. На этом печальном фоне нужно и рассматривать её достоинства и недостатки
Песни для пластинки были написаны во второй половине 1979 и в начале 1980 года и эти два периода отличаются в музыкальных акцентах. Более ранние - гитарные композиции: "Atrocity Exhibition", "Passover", "Colony", "A Means to an End". Все они исполнялись в прямом эфире в течение 1979 года, а некоторые были записаны для различных сеансов выступлений на радио. Более поздние песни включали заметное использование синтезаторов: "Isolation", "Heart and Soul", "The Eternal" и "Decades". Большинство песен были написаны во время джем-сессий в репетиционной комнате.
По воспоминаниям гитариста Бернарда Самнера, во время записи Кэртис удивлялся, что слова для песен пишутся как бы сами собой, но жаловался на клаустофобию и состояние человека, которого как бы тянет на дно в водовороте.
Closer был записан в период с 18 по 30 марта 1980 года в лондонской студии Britannia Row в Ислингтоне. Однако, как и в случае с их дебютным альбомом, и бас гитарист Хук, и Самнер были недовольны работой продюсера Ханнетта. Питер Хук позже жаловался, что трек "Atrocity Exhibition" был смиксован в один из его выходных дней, и когда он услышал окончательный вариант, то был разочарован тем, что его гитарная партия была перегружена эффектами и смягчена. " Это звучало так, как будто кто-то душит кошку, и, на мой взгляд, совершенно убило песню. Я разозлился на него и высказал все, что думаю, но он просто отвернулся и велел мне отвалить."
Кертис страдал от личных проблем, включая неудачный брак, угрызения совести и чувство вины перед женой и маленькой дочерью, депрессию и эпилепсию в тяжелой форме. По мере того как популярность группы росла, состояние Кертиса все больше мешало его работе; он иногда испытывал приступы эпилепсии на сцене. Joy Division гастролировала по Европе в январе 1980 года. Хотя график был напряженным, Кертис испытал только два больших судорожных припадка, оба в последние два месяца тура.
Недосып, курение , алкоголь и переутомление привели к тому, что его припадки стали почти неуправляемыми. Они часто случались во время выступлений, которые некоторые зрители считали частью представления. Судороги заставляли его чувствовать себя пристыженным и подавленным и группа все больше беспокоилась о состоянии здоровья Кертиса.
Лекарства, назначенные Кертису для лечения его состояния, вызывали многочисленные побочные эффекты, в том числе резкие перепады настроения. 7 апреля 1980 года Кертис попытался покончить с собой, приняв передозировку противосудорожного препарата фенобарбитона. На следующий вечер "Joy Division" должны были дать концерт в дерби-Холле. Кертис был слишком болен, чтобы выйти на сцену и группа сыграла комбинированный сет с Аланом Хэмпсоллом из Crispy Ambulance и Саймоном Топпингом из A Certain Ratio, поющим на первых нескольких песнях.
Плохое самочувствие Кертиса привело к отмене еще нескольких концертов в апреле. Последнее живое выступление Joy Division состоялось в зале Бирмингемского университета 2 мая и включало их единственное исполнение "Ceremony", одной из последних песен, написанных Кертисом.
Йэн и Анник Оноре
Joy Division должны были начать свое первое турне по США и Канаде в мае 1980 года.Кертис выражал энтузиазм по поводу тура, но беспокоился о том, как американская публика отреагирует на его эпилепсию.Его отношения с женой Деборой стали напряженными, у Кертиса случился роман с бельгийской журналисткой и музыкальным промоутером Анник Оноре, с которой он познакомился на гастролях в Европе в 1979 году. Жена, в свою очередь, завела любовника и просила развода.
Дебора и Йэн
Вечером накануне отъезда группы в Америку Кертис вернулся в свой дом в Макклсфилде, чтобы поговорить с Деборой. Он попросил ее отказаться от предстоящего развода и оставить его одного в доме, пока он не сядет на поезд до Манчестера на следующее утро. Жена с трехлетней Натали ушла ночевать к родителям. Рано утром 18 мая 1980 года, проведя ночь за просмотром фильма Вернера Херцога "Строшек", Кертис повесился на бельевой веревке на кухне. В предсмертной записке Кертис написал: «Сейчас я хочу только одного — умереть. Я больше не могу справиться со всем этим». Дебора обнаружила его тело позже в тот же день, когда вернулась. На проигрывателе крутилась пластинка Игги Попа The Idiot. Ему было всего 23 года.
Задолго до смерти Кертиса участники группы заключили соглашение, что если кто-то из них уйдет, то остальные участники изменят название группы.После выхода сингла "Love Will Tear Us Apart" в июне 1980 года группа переформировалась под названием New Order.
Кертис был единственным автором текстов песен группы, музыка была в основном написана Самнером и Хуком. Образы и выбор слов Кертиса часто ссылались на"холод, давление, темноту, кризис, неудачу, коллапс, потерю контроля". В 1979 году журналист NME Пол Рамбали писал: "темы музыки Joy Division печальны, болезненны и иногда глубоко печальны. Музыкальный журналист Джон Сэвидж писал, что "великое лирическое достижение Кертиса состояло в том, чтобы запечатлеть реальность общества, находящегося в смятении и сделать ее одновременно универсальной и личной", отмечая при этом, что " тексты отражали настроение и его интерес к романтической и научно-фантастической литературе. Критик Роберт Палмер писал, что Уильям С. Берроуз и Дж. Дж. Баллард были "очевидными влияниями" на Кертиса, Моррис вспомнил, что певец читал Т. С. Элиота. Дебора Кертис вспомнила, что Кертис читал произведения Федора Достоевского, Фридриха Ницше, Жан-Поль Сартра, Франца Кафки и Германа Гессе.
Кертис не хотел объяснять смысл своих текстов, "на самом деле... тексты песен открыты для интерпретации. Они многомерны. Вы можете читать в них то, что вам нравится. Другие члены Joy Division говорили, что в то время они уделяли мало внимания содержанию текстов Кертиса. В интервью 1987 года Моррис сказал, что они "просто думали, что песни были своего рода сочувствующими и скорее воодушевляющими, чем угнетающими. Но у каждого свое мнение. Дебора Кертис вспоминала, что только с выходом Closer многие из тех, кто был близок к певцу, поняли, что "намерения и чувства были все там, в лирике". Оставшиеся в живых члены группы сожалеют, что не увидели предупреждающих знаков в текстах Кертиса. Моррис сказал, что " только после того, как Йен умер, мы сели и послушали тексты песен...и поймали себя на том, что: "О Боже, как мы не учли это". Потому что смотрели на стихи Йена и думали, как умно он ставит себя на место кого-то другого. Я никогда не верил, что он пишет о себе. Оглядываясь назад, как я мог быть таким чертовски глупым? Конечно, он писал о себе. Но я не вошел, не схватил его и не спросил: "Что случилось?" Я теперь должен жить с этим".
Альбом достиг 6-го места в британском чарте и был назван альбомом года. Сегодня "Closer " считается основополагающим для эпохи пост-панка. Joy Division и Иэн Кёртис оставили серьезный след в истории музыки. В последствии они повлияли на огромное количество музыкантов, среди которых U2, The Smashing Pumpkins, Трент Резнор и Роберт Смит.
Joy Division
Closer (1980)
Лэйбл Factory
Продюсер Martin Hannett
Арт-директор Peter Saville
Страна Великобритания
Продолжительность 44:23
«Казалось, что написание этого альбома влияло на его состояние: он погружался в него, а не просто самовыражался».
Тони Уилсон, 1994
По прошествии 25 лет почти невозможно отделить неспокойную атмосферу песен группы «Joy Division» от деградации личности ее вокалиста, приведшей к его гибели. Хотя и в дебютном альбоме 1979 года «Unknown Pleasures» («Неизвестные удовольствия») они уже заглядывали в бездну, все-таки это не выходило за рамки музыкального творчества.
JOY DIVISION, образовавшаяся в самый разгар панковского движения, эта команда стала первым коллективом, променявшим гнев и агрессию на депрессивную меланхолию. Все началось с манчестерского концерта "Sex Pistols", который посетили два местных парня, Бернард Самнер и Питер Хук. Выступление столичных панков произвело на них большое впечатление и послужило поводом для создания новой группы. С помощью объявления музыканты нашли вокалиста Яна Кертиса, а вот с ударником дело обстояло посложнее. За установкой успели посидеть три человека, прежде чем барабаны перешли к Стивену Моррису, положившему конец кадровым перестановкам.
В оригинале проект получил название "Warsaw" (по песне Дэвида Боуи), но спустя несколько месяцев, чтобы не вступать в конфликт с уже существующей панк-бандой "Warsaw Pakt" коллектив сменил вывеску на "Joy Division". После серии концертов на севере Англии к творчеству группы проявили интерес такие личности как манчестерский клубный деятель Роб Греттон, журналист Тони Уилсон и представитель "RCA Northwest" Дерек Брэнвуд.
«Closer» («Ближе»)
По сравнению с напористым, но более традиционным предыдущим диском, «Closer» - квантовый переход. Песни сильно отклоняются от навеянных панком шаблонов раннего периода творчества группы. Хотя значительная часть мрачного настроения «Unknown Pleasures» была привнесена продюсером Мартином Хэннетом, когда он экспериментировал с цифровой обработкой, здесь чужеродной стала сама музыка - от странных военных ритмов трека «Colony» до истерических гитар в композиции «Atrocity Exhibition». Введение синтезаторов - особенно в «Isolation» и «Heart And Soul» - показывает, что если бы группа продолжила работать с Кертисом, они могли бы прийти к звучанию «New Order». Среда, которую здесь создает Хэннет, сама выступает в качестве полноправного инструмента. До этого она оставалась фоном, на котором группа совершала свои атаки, а теперь его фирменные реверберация и задержки стали неотъемлемой частью песен, каким-то образом увеличивая их силу.
Но в последних трех песнях - отчаянной «Twenty Four Hours» и пораженческих «The Eternal» и «Decades» - мы, из нашего времени, можем видеть, что границы между страданиями Кертиса как человека и его печальными поэтическими темами уже нет.
Рисунок надгробия на конверте, возможно, оказался неудачным совпадением, потому что его выбрали задолго до смерти Кертиса, но трудно удержаться от интерпретации этого альбома как прощального или как записки самоубийцы.