Калитка к памяти
История романса "Калитка"
Совершенно случайным образом (это практически всегда бывает именно так) совершила для себя ОТКРЫТИЕ.
Думаю, что это будет новостью не только для меня...
-------------------------------------------------
***
Только вечер затеплится синий,
Только звезды зажгут небеса,
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса, -
Отвори осторожно калитку
И войди в тихий садик как тень,
Да надень потемнее накидку,
И чадру на головку надень.
Там, где гуще сплетаются ветки,
Я незримо, неслышно пройду
И на самом пороге беседки
С милых губок чадру отведу.
Поэт: Алексей Николаевич Будищев (1864—1916)
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли (1873—1920)
Время создания: 1898 г.
Оба автора к настоящему времени основательно забыты.
Первая публикация романса: 1898 год, отдельной нотной тетрадью с музыкой В. И. Буюкли и текстом А. Н. Будищева.
Однако, впоследствии это издание затерялось во времени, и долгое время автором романса «Калитка» считался другой композитор — Александр Трофимович Обухов, что не соответствует действительности.
Алексей Николаевич Будищев. Имя этого русского литератора конца XIX — начала ХХ веков совсем незнакомо нашим современникам. Ни одно из его произведений не было переиздано, сведения о нем, да и то крайне маловразумительные, с трудом можно разыскать даже в специальных изданиях. О нем помнят только краеведы да утонченные знатоки истории русской литературы. А между тем в конце позапрошлого и начале прошлого веков этот писатель пользовался большой популярностью у читателей, как автор юмористических рассказов, романов, стихов и даже пьес. Он оставил большое литературное наследство, сейчас, к сожалению, совершенно забытое. При жизни Будищев был известен куда более. Входил в круг известнейших столичных литераторов.
До недавнего времени велись споры о дате и месте рождения Будищева. У одних исследователей назывался 1864 год, у других — 1867, третьи вообще указывали, что он родился в 1866 или 1867 году. Высказывались разные мнения и о его родине. Назывался и хутор близ села Багреевка (ныне Лопатинского района), и село Богоявленский Чардым Петровского уезда Саратовской губернии (ныне тот же Лопатинский район).
Вполне возможно, что неразбериху в начальные биографические данные внес и писатель, писавший в письме к В. П. Быкову:
«Я родился в 1866 году 15 января в Саратовской губернии, Петровского уезда, на хуторе отца моего Николая Федоровича, небогатого землевладельца и земского деятеля».
Сравнительно недавно в этом вопросе была поставлена точка.
Вот, что говорится в «Пензенской энциклопедии», вышедшей в 2001 году, в статье, посвященной Будищеву:
«БУДИЩЕВ Алексей Николаевич (17.01.1864, с. Богояленский Чардым Петров. у., Саратовской губ., ныне Лопат. р-на Пенз. обл. — 22.11.1916, Пг), писатель…».
Родился будущий писатель в семье мелкого землевладельца, служившего мировым посредником, затем мировым судьей. Отец — Николай Федорович Будищев, мать — Филиппина Игнатьевна Будищева, урожденная Квятковская, — полька. Отец, желая дать сыну образование, отправил его на учебу в Пензенскую мужскую гимназию в 1877 году, которую Алексей Николаевич и закончил в 1884 году. Вот как вспоминал об этом времени он сам:
«Начал писать рано. Лет в 8, в 9, помню, возился над стихами и прозой… Писал я и гимназистом, писал стихи и рассказы …».
После окончания гимназии Будищев уезжает в Москву, где становится студентом Московского университета. Здесь он продолжает литературные опыты, с 1886 года публикуя свои творческие работы, написанные ранее в Пензе, и более поздние. Послав на втором курсе института свои стихи в журнал «Развлечение», где заведующим редакцией был известный в то время фельетонист В. М. Дорошевич, Алексей Николаевич становится «ближайшим сотрудником журнала, заработав в нем под 5-6 подписями, давая лирические и юмористические стихи, рассказы, всяческие юморески».Сотрудничает он и с «Будильником», печатается в «Осколках».
Из-за сложной обстановки, сложивжейся в университете в результате принятия нового университетского Устава, резко ограничивавшего права студентов и свободу преподавания, а также из-за увлечения литературным творчеством, студент-медик бросает учебу в 1888 году и уезжает в Петербург, где полностью посвящает себя труду профессионального писателя.
Здесь Будищев сотрудничает со многими иллюстрированными и литературными журналами: «Живописное обозрение», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Новое время», «Русь», «Россия», «Северное сияние».
Он настолько увлечен своим творчеством, что в автобиографии, опубликованной в книге Ф. Ф. Фидлера «Первые литературные шаги» говорит:
«…Я живу исключительно литературным трудом, отдаваясь ему всецело и не пробуя от него отойти. Хочу умереть писателем».
Известность у современников Будищев приобрел своими рассказами (сборники «Степные волки» — Спб., 1897; «Разные понятия» — Спб., 1901; «Черный буйвол» — Спб., 1909), писал он также и романы («Пробужденная совесть» — Спб., 1900;) «Лучший друг» — Спб., 1901; «Солнечные дни» — Спб., 1909; «Степь грезит» — Спб., 1915; «Торжество зла» — Пг., 1916 и другие), пьесы (драмы «Живые и мертвые», «Катастрофа» — 1897; водевиль «Странная история» — 1901).
Алексей Николаевич Будищев был довольно плодовитым писателем. За свою жизнь этот автор напечатал пять больших романов, свыше двух десятков сборников рассказов и немало стихотворений. Критики того времени не очень жаловали своим вниманием писателя, но коллеги по перу, и прежде всего А. И. Куприн, отзывались о нем с большой теплотой. Здесь можно привести известное высказывание А. И. Куприна, которое постоянно цитируют разные авторы, пишущие о А. Н. Будищеве:
«Если уж на кого указывать, — писал в письме издателю и редактору В. С. Клестову автор «Гранатового браслета», — я укажу на А. Н. Будищева. Совершенно неоцененный писатель. У него есть мягкий юмор, много прелестной задушевной грусти и чудесное понимание природы… Познакомьтесь с ним. Как человек — он прямо восторг».
В советском литературоведении было принято считать, что Будищев является второстепенным писателем, который в своем творчестве подражал ведущим литераторам своего времени.
Последние годы жизни Алексей Николаевич в Гатчине, где также жил и А. И. Куприн, с которым у него установились близкие и дружеские отношения. Писатели-земляки жили поблизости на дачах. Нередко их произведения печатались в одних и тех же изданиях.
Куприн характеризовал его как «душевного и поэтичного писателя с редким теперь качеством — юмором благородного художественного тона».
Начавшаяся в 1914 году мировая война стала для Будищева источником тяжелых переживаний. Был призван в армию его единственный сын. Ухудшалось здоровье. Участились сердечные приступы, от которых писатель страдал и ранее. Один из них оказался роковым. 22 ноября (5 декабря) 1916 года Будищев умер.
«Смерть его была легкой: он хорошо себя чувствовал в течение дня и вечера, шутил. Разговаривал… Потом сразу подошло что-то грозное, неотвратимое и в коротком вздохе жизнь закончилась», — писал в некрологе Ф. Д. Батюшков («Речь», 1916, 24 ноября).
Так сложилось, что произведением Алексея Николаевича Будищева благодаря которому он вошел в современность стало стихотворение без названия. В своем заглавии оно повторяет строку первой строфы «Только вечер затеплится синий…», но положенное на музыку оно стало более известно как «Калитка».
Стихи написаны дворянином, поэтом Алексеем Будищевым, а вот музыку ошибочно приписывают Александру Обухову. Настоящий же композитор «Калитки» - Всеволод Иванович Буюкли (24 XI (6 XII) 1873, Сергиевский посад, ныне Загорск Моск. обл. - ок. 1920), гениальный русский пианист, ученик А. Пабста, один из лучших интерпретаторов музыки Скрябина, эксцентричный и яркий человек. Современники В. Буюкли вспоминали, что он выходил на сцену порой с кожаным мешком, а в этом мешке находились кошки. Но играл он божественно! По свидетельству Рахманинова, Буюкли своим концертом в Варшаве произвёл настоящий фурор.
Всеволод Буюкли постоянно напоминал ученикам, что научить подлинно художественной игре, в сущности, невозможно, что к этому ученик должен прийти сам, путем развития своего воображения, ума и сердца. «А потому, - говорил Буюкли, - развивайте себя философией, чтением, путешествием, природой, общением с людьми, и вы начнете осмысленно играть».
Судьба забросила его в Ташкент незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции, оттуда в начале 1921 года Всеволод Буюкли отправился на гастроли в Баку вместе с матерью, но они так и не доехали туда…
Калитка к памяти
Советская граммофонная пластинка, выпущенная в 1937 году Ногинским заводом грампластинок Наркоммаша СССР. Диаметр 25 см, скорость — 78 оборотов. На одной стороне диска записана песня «Снова пою» — как указано на пластинке, на музыку и стихи В.Семёнова. На второй стороне — легендарный русский романс «Калитка», автором мелодии и слов которого указан Александр Обухов. Обе композиции звучат в исполнении знаменитого тенора Вадима Козина в сопровождении джаз-оркестра под управлением Николая Игнатьева. Это очередной музыкальный артефакт советской довоенной поры, на этикетке которого не указаны настоящие авторы песен.
Каждый ценитель старинных грампластинок знает, что по цвету этикетки на диске, цифровым и буквенным кодам и фирменному логотипу можно совершенно точно определить, где и когда был выпущен конкретный артефакт. А вот остальная важная информация — название композиции, её жанр, имя исполнителя, не говоря уже об авторе слов и музыки, — безусловного доверия у дотошных коллекционеров не вызывает. Опечатки и ошибки попадаются очень часто — то ли из-за халатности редакторов, то ли по распоряжению сверху, то ли по незнанию. Перед нами очередной музыкальный артефакт, скрывающий имена настоящих создателей песен и доказывающий, что зачастую этикетка на советской грампластинке — верный повод для небольшого исторического расследования. К счастью, и на этот раз оно не завело «Маленькие истории» в тупик.
Автором слов и музыки к популярнейшему некогда романсу «Калитка», исполненному на второй стороне представленной в нашей коллекции пластинки, также значится один человек — Обухов — опять же без единого инициала. Выяснилось, что речь идет об Александре Трофимовиче Обухове (1861—1929) — известном в Российской империи гитаристе и теноре. Его авторство указано и на всех нотах, выпущенных в советский период. Однако на самом деле Александр Обухов вовсе не сочинял «Калитку» — об этом в интервью исследователю романса Юрию Бирюкову (1908-1976) в 70-е годы рассказала дочь музыканта — народная артистка РСФСР Варвара Обухова:
«Я была в ту пору еще очень маленькой, но часто слышала, как, собираясь в гостиной нашего дома, пели этот романс мой отец, Александр Трофимович, его брат — Сергей Трофимович, и мои кузины — Надя и Аня. Нередко участвовал в этих импровизированных домашних концертах гитарист и певец Николай Николаевич Кручинин. Вероятно, с его голоса и не без его участия романс «Калитка» распространился потом на эстраде и был подхвачен другими исполнителями. Где-то в середине 20-х годов к нам домой пришли нотный издатель и директор магазина на Кузнецком Мосту А.А.Переселенцев и молодой композитор Матвей Блантер. Они попросили папу напеть мелодию и слова романса. Блантер сказал: «Я это запишу…» Вот тогда вышли ноты. Запомнилось мне еще из рассказа мамы, что стихотворение «Калитка» папа нашел в дореволюционном отрывном календаре и несколько видоизменил его. Имени поэта в том календаре не указывалось. Очевидно, поэтому стали приписывать отцу и слова романса».
Вот так, совершенно случайно, «Калитку» на долгие годы записали в актив Александра Обухова. Однако энтузиасты все же выяснили, чье имя издатели забыли указать рядом со стихотворением «Калитка» в дореволюционном календаре. Это поэт и писатель-беллетрист Алексей Николаевич Будищев, творивший на рубеже XIX-XX веков. Сегодня он совершенно забыт. А ведь в свое время он входил в круг маститых российских литераторов, его знали как автора отменных юмористических повестей и романов, а также лирических стихов и пьес.
Известно, что родился Алексей Николаевич 17 января 1864 года в селе Богояленский Чардым Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в довольно зажиточной дворянской семье мирового судьи. В 1884 году Будищев с успехом закончил Пензенскую мужскую классическую гимназию, где, к слову, впервые и увлекся сочинительством: «Начал писать рано. Лет в 8, в 9, помню, возился над стихами и прозой… Писал я и гимназистом, писал стихи и рассказы». Уехав в столицу, начинающий литератор поступил в Московский университет на медицинский факультет, причем студенчество совмещал с писательством — с 1886 года Будищев регулярно публиковал свои рассказы и стихи. Так, уже на втором курсе его опусы печатал журнал «Развлечение», в котором Алексей вскоре стал «ближайшим сотрудником журнала, давая лирические и юмористические стихи, рассказы, всяческие юморески». Позже он наладит сотрудничество и с другими изданиями — «Будильником», «Сатирическим листком» и «Осколками». В 1888 году Будищев делает окончательный профессиональный выбор – забрасывает учебу на врача и перебирается в Петербург, где полностью посвящает себя творчеству. В эти годы Алексей по-настоящему счастлив. «Я живу исключительно литературным трудом, отдаваясь ему всецело и не пробуя от него отойти. Хочу умереть писателем», — запишет он в своей автобиографии. Постепенно пензенский автор обрел популярность у читателей: его рассказы «Степные волки», «Разные понятия», «Черный буйвол», «Пробужденная совесть», «Лучший друг», «Солнечные дни», «Торжество зла» были довольно известными на рубеже веков. Но большая слава к нему так и не пришла: критики оценивали творчество Будищева крайне скептически, сетовали на отсутствие индивидуальности, находили в его книгах подражание то Фету, то Чехову, то Достоевскому.
Один из немногих, кто видел в Алексее Николаевиче неоспоримый литературный талант, был писатель Александр Куприн. «Я укажу на А.Н. Будищева. Совершенно неоцененный писатель. У него есть мягкий юмор, много прелестной задушевной грусти и чудесное понимание природы. Познакомьтесь с ним. Как человек — он прямо восторг», — писал по приятельски издателю Василию Клестову создатель «Гранатового браслета». Куприн был действительно в восторге от Будищева как человека — они не только подружились, но даже дачи в Гатчине снимали по соседству, печатались в одних изданиях — явно по протекции Куприна. Однако в целом Будищева публиковали и рецензировали неохотно, так что в истории русской литературы он остался писателем поэтом плодовитым (издал более 30 книг), но неоценённым.
Незадолго до смерти Будищева, в 1916 году, солидный даже по тем временам журнал «Огонек» в №44 опубликовал его очень популярное на тот момент лирическое стихотворение «Калитка». Точнее, стихотворение вышло под названием «Только вечер затеплится синий», озаглавленное по первой строке первой строфы. Известно, что написано оно было не позже 1898 года. Наверняка оно бы забылось как и большинство творений Алексея Николаевича, если бы им не проникся в том же 1898 году молодой композитор из Сергиева Посада — выпускник Московской консерватории Всеволод Иванович Буюкли. Он был буквально очарован мелодичностью и чувственностью будищевской любовной лирики, поэтому положил его слова на свою музыку — в результате получился шедевр, который до сих пор исполняют в самых разных уголках мира. В 1898 году романс «Калитка» был издан отдельной нотной тетрадью и с тех пор вот уже 120 лет шагает по планете.
Западному слушателю и зрителю бередящий душу романс «Калитка» наиболее знаком по американскому фильму военной поры (1943 год) «Сестра моего дворецкого» в исполнении звезды Голливуда, канадской актрисы Дины Дурбин. Кстати, она его исполняет на русском языке, хоть и с сильным акцентом. Судя по многочисленным восхищенным отзывам иностранцев, русская «Калитка» была способна разбередить не только русскую душу.
Вряд ли западные любители русских романсов знают, кто создал восхитившие их песни. Главное, чтобы не забывали о них мы. «Перелистывая сборники русских романсов, я никак не могу избавиться от ощущения, что большинство русских поэтов так и остались авторами одного произведения. Мы столь богаты, что выбираем самое вкусненькое и, даже не попробовав, выбрасываем остальное. Будищев, Гребенка, Красов, Козлов, Лишин, Риттер… Для нас пустой звук. В лучшем случае — авторы одного-единственного романса», — такой очень точный и неутешительный диагноз мы находим в газете «Мир людей» за 1994 год. Вполне возможно, советские редакторы так вольно обошлись с вопросом авторства этих романсов потому, что написаны они были задолго до революции, а их создатели давно скончались — ну кто спустя десятилетия будет проверять достоверность исходных данных?! К счастью, не все можно стереть в истории ошибочными этикетками.
Нам осталось рассказать об исполнителе обеих представленных на пластинке композиций. Им стал известный советский тенор Вадим Козин. В долгой жизни Вадима Алексеевича было многое — и невероятные триумфы, и обидные падения, и аресты, и ссылка в Магадан, где певец закончил свой жизненный путь.
А вот о жизни и творчестве еще одного музыканта, упомянутого на нашей коллекционной пластинке, — Николае Игнатьеве, под управлением которого джаз-оркестр аккомпанировал при записи романсов — сегодня никто и не помнит. А ведь в своё время Николай Игнатьев входил в первый состав легендарного «Теа-джаза» Леонида Утесова — был его контрабасистом и единственным аранжировщиком. А в начале 30-х годов Игнатьев создал джаз-ансамбль «Весёлые ребята», который часто выступал в концертном фойе кинотеатра «Художественный».
Вот такой набор «звёзд» разного жанра и разных судеб открылся нам в этой старой грампластинке. Музыка, как всегда, пережила своих авторов и исполнителей и дошла до наших дней, нисколько не утеряв своего очарования…
Copyright © Маленькие истории
---------------------------------------
Gypsy Orchestra
In the garden
En el jardin
- Russian Gypsy Song -
THE A. & P. GYPSIES
Under Direction of Harry Horlick
Из коллекции Юрия Берникова
Наименование произведения: Калитка
Каталожная категория: Цыганский оркестр |
Жанр: Романс
Исполнитель: Цыганский оркестр
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли
Либретто (cлова): Алексей Николаевич Будищев
Руководитель или дирижёр: Гарри Горлик
LITTLE GATE 2:59
String Ensemble
Tempo: Varied
1039-B
SRR-1108
Из коллекции Юрия Берникова
Наименование произведения: Калитка
Жанр: Попурри
Исполнитель: Струнный ансамбль
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли
Либретто (cлова): Алексей Николаевич Будищев
---------------------------------------
Спасибо, Владимир!
Долго думала, стоит ли сиё выкладывать...
Случайно получилось. Выкладывала альбомы с романсами в исполнении Галины Барановой. И наткнулась на несоответствие: в разных альбомах авторами этого романса были прописаны разные люди...
Стала копать, где же истина?
Труднее всего было найти информацию по композитору, В.Буюкли.
И вот, что из этого получилось...
Очень правильно надумала создать этот красивый пост,Иринка
Спасибо!
Замечательно!
Вариантов этого романса множество.
Что-то я не найду у себя Петра Лещенко-он тоже пел этот романс.
Добавлю парочку вариантов-не возражаешь?))
Вера Бриннер...ну и Юрочку Вострова,большого почитателя Петра Лещенко, заодно.
Калитку исполняли все, кому позволял и не позволял голос
Иногда хорошо, иногда на романсе пытались выползти
Но песню испортить сложно
---------------------------------------
Первая публикация романса: 1898 год, отдельной нотной тетрадью с музыкой В. И. Буюкли и текстом А. Н. Будищева.
---------------------------------------
стихотворение без названия в журнале:
Еженедѣльный художественно-литературный журналъ "Огонекъ" № 44, Воскресенье, 30 октября (12 ноября) 1916 г.
В последней строчке ошибка - "чарду"
---------------------------------------
----------------------------------------
Где правда?
1898 год или 1916 год???
----------------------------------------
Валера, спасибо за вопрос! По-моему, так все ясно!
Стихотворение было написано не позже 1898 года. Романс был впервые издан в 1898 году отдельной нотной тетрадью с музыкой В. И. Буюкли.
В 1916 году, еще при жизни А.Будищева, журнал «Огонек» в №44 опубликовал это стихотворение без названия...
Простая констатация фактов в хронологической последовательности.
СПАСИБИЩЕ Вам за картинку!!!
Еще несколько исполнений...
Юрий Морфесси – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Надежда Обухова – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Виктория Иванова – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Георгий Таранов – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Евгений Нестеренко – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Марика Балан – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Ах, да...
В пении "чадра" обычно заменяется "платком" или "кружевами".
В оригинальном стихотворении именно "чадра"...
Истинных авторов удалось выяснить композитору и музыковеду Юрию Бирюкову.
----------------------------------------
Стихотворение было написано не позже 1898 года. Романс был впервые издан в 1898 году отдельной нотной тетрадью с музыкой В. И. Буюкли.
----------------------------------------
-01. Желательно (очень) картинку для подтверждения этих изысканий.
-02. Есть ли пластинки, где указаны эти авторы - Алексей Будищев - Всеволод Буюкли
Я не смог отыскать таких пластинок.
----------------------------------------
---------------------------------------
... не найду у себя Петра Лещенко - он тоже пел этот романс.
---------------------------------------
Есть ли какое-то подтверждение этому утверждению?
---------------------------------------
Если романс был издан отдельной нотной тетрадью в 1898 году, то логично предположить, что стихотворение было написано не позднее этого года.
Никаких картинок у меня нет. При наличии я бы их выложила обязательно. Искать пыталась, честно.
Думаю, что такой пластинки нет и не было.
Про Петра Лещенко не знаю. Возможно, Татьяна напутала что-то...
---------------------------------------
Ирина, благодарю Вас за этот пост и Ваши поиски в сети.
Может, посетители этой страницы смогут помочь: подскажут и выставят картинки с доказательствами и других исполнителей этой песни.
---------------------------------------
Александр Градский - Отвори потихоньку калитку. Передача "Белый попугай", 1995 год.
Алексей Покровский в сопровождении инструментального ансамбля под управлением А. Цадиковского и трио в составе:
Минеев В. П. - балалайка
Чернов Ю. В. - гитара
Шумеев Л. Т. - гитара
Только не говорите, что есть еще материал, исторический особенно ....
Может быть есть 30-40 года?
---------------------------------------
P 63-4 27388-B
In Russian
AT THE LITTLE GATE
(Russian Street Song)
Emma Hurok, Contralto
with Gypsy Orchestra
under the direction of
Theodore Zarkevich
Сайт russian-records
Наименование произведения: Калитка
Каталожная категория: Контральто с оркестром |
Жанр: Романс
Исполнитель: Эмма Юрок
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли
Либретто (cлова): Алексей Николаевич Будищев
Вид аккомпанемента: Цыганский оркестр |
Аккомпаниатор: Павел Замуленко - скрипка, Георгий Фишберг - аккордеон, Иосиф Маранз - фортепиано
Руководитель или дирижёр: Фёдор Яковлевич Заркевич
Место записи: Нью-Йорк |
Дата записи: ~10-10-1940
Текст (совсем другой)
Лишь только вечер затеплится синий,
Или звёзды зажгут небеса,
И черемух серебряный иней
Жемчугами украсит роса, -
Отопри потихоньку калитку
В тёмный сад тихо выйди как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Там, где ветви сплетаются в гуще,
На пороге тебя буду ждать
И на самом пороге беседки
Кружева с милых уст отведу.
Отопри потихоньку калитку
В тёмный сад тихо выйди как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева с милых уст отведи.
----------------------------------------
---------------------------------------
№ 2517
КАЛИТКА
исп. Тамара Церетелли
ф-но Покрас
Из коллекции Юрека Гогача, Варшава
Наименование произведения: Калитка
Каталожная категория: Контральто с фортепиано |
Жанр: Романс
Исполнитель: Тамара Семёновна Церетели
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли
Либретто (cлова): Алексей Николаевич Будищев
Вид аккомпанемента: Фортепиано |
Аккомпаниатор: Аркадий Яковлевич Покрасс
Место записи: Москва |
Дата записи: 1932
---------------------------------------
----------------------------------------
Владимир, Вы выставили этот пост в большое плавание.
Возможно(?), посетители (уже 1039) смогут дополнить новыми фактами и новой музыкой этот пост.
----------------------------------------
Я и завтра еще толчок сделаю :) размещу в https://zen.yandex.ru/zavalinka
Владимир!Вы слышали что-то о Марковиче -НИК 123
Он москвич.Исследователь и почитатель творчества Петра Лещенко, был на сайте ролик с его участием .
ЛИЧНО БЫЛ ЗНАКОМ С ВДОВОЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО-Верой.
Когда-то,еще в 2014 году, ОН ПРИСЛАЛ МНЕ ССЫЛКУ НА АЛЬБОМ:Памяти Петра Лещенко.
Прочтите внимательно о песнях из репертуара Петра Лещенко в исп Юрия Вострова.
А если кому-то и Николай Маркович -не авторитет и нет письменного подтверждения(с картинкой))) его познаний о творчестве Петра Лещенко-тады -ОЙ))))
Насчет того ,что спутала-так это точно.Спутала с файлом-Калитка- Юрия Спиридоновича Морфесси из моего Архива...каюсь,извиняюсь и пр. и пр.-нет мне прощения
Петр Лещенко ПЕЛ Калитку,но запись этого романса НЕ СОХРАНИЛАСЬ.
Альбом -Памяти Лещенко песен из АФИШ в исп.Ю.Вострова
Вот песни в исп Лещенко из афиш,где есть и КАЛИТКА (47)
Это афиша концерта Петра Лещенко в Одессе.
Год-не знаю.
Ой не смешите ) )
Хоть это и обращение,видимо,к Ирине, а насчет репертуара Лещенко и песен из афиш...Это не я добываю-это Николай Николаевич Маркович,замечательный Меломан-собиратель муз. редкостей и Умница!!Коренной москвич, всю жизнь этим занимается ,всю историю Петра Лещенко знает досконально...и не только Лещенко!!!Сколько он знает из мира музыки-ретро!
А я вот))))Думала все время, что у меня есть Лещенко с Калиткой-нашла в Архиве-а это Морфесси))
А потом вспомнила про альбом Вострова,который сама же и загружала,и подумала:Какой Лещенко???Ведь много из его записей не сохранилось, в т.ч. и Калитка,-жизнь-то у Лещенко была не медовая, несмотря на огромную любовь к нему поклонников.
Фото из свободных источников в Сети
НИК М.- Ник.Ник.Маркович -интереснейший,замечательный Меломан.
Вот его страница:
Nick 123
Человек очень интересный,но я давно с ним не на связи-на Скайп нет времени.
И настроения тоже.
Не надо забывать, что в былые годы не было массовой звукозаписывающей аппаратуры. Певец мог исполнять на концертах, но не записать её на пластинку. И всё. Вещь безвозвратна утеряна. В данном случае возможно это Калитки в исполнении Петра Лещенко
Зина Павлова
Выступала в парижских кабаре-Царевич и в знаменитом ресторане Распутин
В СССР Калитка в исп.Зины Павловой
впервые прозвучала в 60-е на долгоиграющей пластинке:
Пой, цыганка
Так сотню исполнений скоро и нарисуем))
Алексей Мочалов - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Алексей Покровский - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Алеся Антипова - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Алла Соленкова - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Бархатный сезон – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Валентина Дворянинова - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Валентина Левко - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Валентина Пономарёва - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Вивея Громова - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Владимир Атлантов - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Владияр - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Галина Карева - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Галина Хомчик – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Евгения Белоногова – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Лили Ильенко - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Любовь Казарновская – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Мария Наровская - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Михаил Котляр - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Мовсар Минцаев - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Наргиз Закирова – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Наталья Соколова – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Николай Копылов - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Николай Эрденко – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Нинель Ткаченко – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Сархан-Сархан – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Сергей Захаров - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Татьяна Петрова – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Юлия Запольская – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Юлия Зиганшина – Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Еще очень хочу сказать несколько слов о человеке, который является хранителем российских песен...
Юрий Евгеньевич Бирюков (род. 8 декабря 1935 года) — советский и российский музыковед и композитор, член Союзов писателей и композиторов России.
Юрий Евгеньевич Бирюков - член Союза писателей России, лауреат Всероссийских литературных премий «Сталинград», имени А.Фатьянова «Соловьи, соловьи…», золотой медали К.Симонова, общественной премии «Сокровищница Родины» и премии Эдуарда Володина, полковник в отставке.
В настоящее время находится в столичном Пансионате ветеранов труда № 1.
Полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков – известный музыковед и композитор. Он автор музыки к песням на стихи Алексея Суркова, Льва Ошанина, Сергея Смирнова, Алексея Фатьянова, Николая Доризо, Леонида Якутина, Игоря Шаферана, Владимира Силкина и ещё многих других замечательных поэтов. И всё-таки главное дело всей жизни Юрия Бирюкова – собирание песен, которые составляют «животворящую силу души русского народа».
Более полувека этот истовый энтузиаст в буквальном смысле слова спасает, вырывая из небытия песенные шедевры. Более двадцати лет Юрий Евгеньевич вёл на телевидении легендарную передачу «Песня далёкая и близкая», бившую все рекорды по читательским письмам. Примерно столько же лет выступал на Всесоюзном радио с циклом передач «Россия в песне». Бирюков - автор нескольких десятков книг.
Только одних военных песен дотошный исследователь собрал, восстановил и оставил для истории около 50 тысяч!
Причём в его многочисленных сборниках не только поэтические тексты, сверенные и многократно перепроверенные, но и ноты, и живое, интереснейшее повествование о том, как появлялась на свет та или иная известная или забытая песня, кто и когда её исполнял, обстоятельные беседы с авторами и исполнителями. В Советском Союзе не было такого композитора или поэта-песенника, с которым бы Юрий Евгеньевич хоть раз да ни пообщался. Словом, в лице Бирюкова мы имеем воистину уникального хранителя песен России.
----------------------------------------
(64340)
Album 20-6
(10 sides)
Russian Gypsy Air
AT THE GATE
HARRY HORLICK And His Orchestra
2115 B
Из коллекции Юрия Берникова
Наименование произведения: Калитка
Каталожная категория: Оркестр |
Жанр: Цыганский романс
Исполнитель: Гарри Горлик и его оркестр
Руководитель или дирижёр: Гарри Горлик
Дата записи: 21-07-1938
Nr 297
Kalitka. Russ. Volksweise
Zigeuner-Orchester J.Gulesko
D.R.P. MADE IN GERMANY
Из коллекции Ильи Широкого, Москва
Наименование произведения: Калитка
Каталожная категория: Цыганский оркестр |
Жанр: Романс-вальс
Исполнитель: Цыганский оркестр Жана Гулеско
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли
Либретто (cлова): Алексей Николаевич Будищев
Вид аккомпанемента: Скрипка |
Аккомпаниатор: Жан Гулеско
Руководитель или дирижёр: Жан Гулеско
Место записи: Берлин |
Дата записи: 1930
----------------------------------------
НАПОВАЛ,Ириша))))))))))
Столько вариантов-вот к чему иногда приводят "случайные" открытия.....-в нашем случае-счастливые открытия!
На зависть злопыхателям Завалинки-наша фирменная Антология романса-КАЛИТКА
И это,я думаю,еще не все))))))
Ира, обрати внимание на сходство А.Будищева в нежном возрасте))))
КАЛИТКА наша еще не закрыта на Золотой Ключик и будет пополняться по мере поступления вариантов))
---------------------------------------
1) ни на одной пластинке (зарубежной) НЕ указаны авторы этого романса
2) в РАО - Российское Авторское Общество - НЕТ фамилии такой - Всеволод Иванович Буюкли
Обратите внимание:
3) просмотрите список авторов этого произведения, которое опубликовано в РАО.
Везде Обухов Андрей (без Отчества) - не АЛЕКСАНДР!!!- считается композитором
(картинка увеличивается, СМ внизу)
---------------------------------------
Т.е все равно не понятно и достоверно не установлено
РАО я верю слабо, т.к. путаница и "присвоений" там пруд пруди, но это уже официальный документ, хотя и ... спорный
Верить тому, что я привёл в прошлом посту особенно нельзя, там и Хризантемы тоже традициональные
Калитка имеется в следующих изданиях
RUSSIAN ROMANCES AND FOLK SONGS
Диск Vista Vera WCD 00105 Год 2006 Это компакт диск
RUSSIAN ROMANCES AND FOLK SONGS
В упомянутом в предыдущем посте издании композитором указан Обухов А
Партия сопрано Иванова Виктория
ROMEN - MUSTALAISMUSIIKKIA NEUVOSTOLIITOSTA (Ромэн - Цыганская музыка из Советского Союза) Компакт диск Издатель Äänilevystö (Yleisradio)
-----------------------
Альбом ÄLÄ KIIRUHDA исполнитель Ilmo Korhonen Компакт диск 2008 года
--------------------------------PPORTILLA Исполнитель Lauri Portti
Виниловая "сорокопятка" 1988 год
----------------------
RUSSIAN GOURMET исполнитель
Gustav Brom Orchestra Soloists Ensemble Компакт диск MK 427128
Издатель Международная книга 1994 год (в данном издании Калитка звучит в поппури русских романсов)
----------------
LAULAN LAULUN TÄÄN .. Исполнитель
Marina ja Marino (дуэт) Гитара
Издатель Sauna-Musiikki (KOILP 123) Винил 33 об Год 1984
-----------------------------------------
=== Виктория Иванова - Калитка. Cтаринный русский романс (А. Обухов - А. Будищев).
Оркестр русских народных инструментов, дирижер В. Федосеев. 1965.
https://www.youtube.com/watch?v=vpAg0GaCaH4
------------------------------------------
---------------------------------------
Владимир Атлантов - Калитка
=== Vladimir Atlantov sings Russian Romance 'Kalitka'
https://www.youtube.com/watch?v=2rqq5tUbPRU
---------------------------------------
----------------------------------------
=== Gustav Brom Orchestra Soloists Ensemble - Russian Romances (Suite)
Слушать с 09:24
gustav-brom-orchestra-soloists-ensemble---russian-romances-(suite).mp3
фрагмент из Russian Romances (Suite)
=== Gustav Brom Orchestra Soloists Ensemble - Калитка
gustav-brom-orchestra-soloists-ensemble---kalitka.mp3
-----------------------------------------
Почитала я тут все... И решила подойти к нашему вопросу с другой стороны.
Это по поводу АНДРЕЯ Обухова будет, пожалуй...
Никому не надо представлять певицу Надежду Андреевну Обухову. Надеюсь...
Обухова рано лишилась матери (она умерла, когда Надежде было 2 года). Ее унесла чахотка, и отец будущей певицы остался с тремя детьми на руках: Аней и Надей и сыном Юрием. Заниматься их воспитанием он не мог и передал детей их деду по матери Адриану Семеновичу Мазураки. У того было большое имение в Тамбовской губернии, с комфортабельным обширным домом. Не менее важным для будущих двух певиц (Аня тоже со временем стала певицей, имела альт) была чрезвычайная приверженность Мазураки музыке. Он был, говоря тогдашним языком, выдающийся общественный деятель на ниве музыки, на свои средства основал Филармонию в Воронеже. Культ музыки царил в его доме. Дед музицировал сам и приучал к пению и игре на фортепьяно своих внуков. А. С. Мазураки стал их первым педагогом. Впрочем, только младшая Надя, заводила всех детских игр и шалостей, одна знала тогда свое будущее: она станет оперной певицей!
Надежда Андреевна Обухова. Воспоминания, статьи, материалы. //Москва 1970
Из ее воспоминаний...
Отец: Андрей Трофимович Обухов – 1857 г.р.
«Отец окончил Тверское кавалерийское училище и служил в Сумском гусарском полку. Потом был откомандирован адъютантом к командующему Московским военным округом. После женитьбы он вышел в отставку, уехал в деревню и стал заниматься хозяйством в имении дедушки.
………
После смерти мамы все заботы о нашем воспитании легли на дедушку. Он был ближе нам, чем отец, который жил обособленно, занимая комнаты в одной половине нижнего этажа дома, тогда как мы, все остальные — дети с дедушкой,— жили во втором этаже.
…..
Уроки музыки нам давал дедушка. Занимался он со мной и сестрой, брат же был освобожден от уроков музыки. Дедушка был серьезным музыкантом; образование он получил в Петербурге, в Пажеском корпусе, где обращали серьезное внимание на развитие музыкальных способностей у молодежи. По окончании корпуса он недолго пробыл на военной службе, вышел в отставку и продолжал свои занятия, совершенствуясь как пианист. Как я уже говорила, он был в хороших отношениях с Антоном Рубинштейном и нередко играл с ним в четыре руки.
Дедушка был очень строгим и требовательным педагогом. Когда мне минуло двенадцать лет, я уже играла некоторые ноктюрны Шопена. Особенно любила я знаменитый второй ноктюрн. Играла и вальсы Шопена, и симфонии Гайдна и Моцарта в четыре руки с дедушкой.
Пела я с раннего детства, с тех пор как себя помню. У сестры и брата тоже были голоса. Вся семья была музыкальной. Вспоминаю, как дедушка собирал нас в большой гостиной, садился за рояль, и мы под его аккомпанемент пели в унисон песенки из детского сборника “Гусельки”: “Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно” или “Там вдали, за рекой, раздается порой ку-ку, ку-ку”. Почти все вещи из этого сборника были нами разучены.
Мне кажется, что мною унаследованы от матери музыкальные, а от отца — вокальные способности, так как последний, как его братья и мать, обладал хорошим голосом.
Отец всегда отличался прекрасным здоровьем, был жизнерадостным, веселым, красивым. Он увлекался гипнотизмом и, не будучи профессионалом, лечил у себя в деревне паралитиков, припадочных, алкоголиков. Его знали не только в округе, больные приезжали даже из Сибири, Кавказа, Крыма. После одного из сеансов, когда он вылечил паралитика, отцу стало плохо, через несколько дней с ним сделался удар, и его увезли в Москву. От нас это долго скрывали, мы узнали об этом только перед нашим отъездом из Ниццы.
Мы нашли его очень изменившимся, похудевшим и постаревшим. Он нам обрадовался, растрогался и даже прослезился. Расспрашивал о нашей жизни в Ницце, о смерти дедушки, давал нам много советов, наставлений, рассказывал о своих братьях, которые жили в Москве.
Этих родственников мы видели только в раннем детстве, когда приезжали с дедушкой в Москву.»
Три брата отца:
Сергей Трофимович Обухов – (8 января 1855 — 6 июня 1928, Бийанкур) — русский оперный певец (баритон), солист Большого театра (1899—1902), управляющий Московской конторой Императорских театров, статский советник.
«Первый наш визит был к старшему брату отца — дядюшке Сергею Трофимовичу Обухову, который в то время был управляющим конторой императорских театров в Москве.
…мой дядя Сергей Трофимович Обухов был настоящим певцом с профессиональной школой — вокальное образование он получил в Италии. Впоследствии, в 1907—1910 годах, я часто пела с ним в семейной обстановке. Мне всегда очень нравилось исполнение им итальянских арий.»
Александр Трофимович Обухов – 1862 г.р.
«Потом мы познакомились с другим дядюшкой — Александром Трофимовичем Обуховым. Он нам очень понравился: у него был такой веселый характер. Александр Трофимович обладал красивым тенором, чудесно пел и хорошо играл на гитаре. У него было двое детей — сын Юрий и дочь Варя, которая в то время была маленькой девочкой; сейчас Варвара Александровна Обухова заслуженная артистка РСФСР, играет в Малом театре.»
«Познакомились и с третьим дядей — Борисом Трофимовичем Обуховым (г.р. ~1960); у него было трое сыновей и две дочери. У старшей, Лизочки, нашей сверстницы, был прекрасный низкий голос. Мы быстро подружились со своими двоюродными сестрами и братьями, у них бывало много молодежи. По вечерам мы собирались и пели, все были очень музыкальны, у всех были голоса...»
Именно об Александре Трофимовиче Обухове говорится как о случайном авторе музыки романса. (См. заглавное повествование заявки.)
Судите сами, кто из братьев более подходит на эту роль.
Далее...
Есть такой сайт, который дает возможность бесплатно прослушивать и скачивать аудиозаписи классических произведений (в т.ч. — раритетных), комментировать их, общаться с любителями классической музыки на форуме.
http://classic-online.ru/ru/production/26245
Всеволод Иванович Буюкли представлен там как автор одного романса "Калитка".
Ну, и еще...
Москва, Большой театр, Бетховенский зал
25 января 2018
В репертуаре…
Антология русского классического романса. Городской романс XIX – начала XX века
Концерт артистов Молодежной оперной программы Большого театра
I отделение
Александр Дюбюк
«Не брани меня, родная» на стихи Алексея Разоренова
Мария Мотолыгина (сопрано)
Б. Барон
«Дремлют плакучие ивы» на стихи А. Тимофеева
Вадим Волков (контратенор)
Николай Ширяев
«Тебя любить, обнять и плакать над тобой» на стихи Афанасия Фета
Елизавета Улахович (сопрано)
Николай Титов
«Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи Михаила Лермонтова
Елизавета Улахович (сопрано)
Автор неизвестен
«Но я Вас все-таки люблю» на стихи Николая Ленского
Тамуна Гочашвили (сопрано)
Леонид Малашкин
«О, если б мог выразить в звуке» на стихи Григория Лишина
Игорь Коростылев (бас)
Петр Кондрашин (виолончель)
Всеволод Буюкли
«Калитка» на стихи Алексея Будищева
Виктория Каркачева (меццо-сопрано)
Андрей Оппель
«Глядя на луч пурпурного заката» («Забыли Вы») на стихи Павла Козлова
Вадим Бабичук (тенор)
Владимир Бакалейников (?)
«Темно-вишневая шаль» на стихи неизвестного автора
Мария Баракова (меццо-сопрано)
Петр Булахов
«Гори, гори моя звезда» на стихи Владимира Чуевского
Андрей Скляренко (тенор)
Игорь Цинман (скрипка)
Татьяна Толстая
«Тихо всё» на стихи композитора
Андрей Скляренко (тенор)
Эраст Абаза
«Утро туманное» на стихи Ивана Тургенева
Утарида Мирзамова (сопрано)
Игорь Цинман (скрипка)
Петр Кондрашин (виолончель)
II отделение
Альфонс Гуэрчиа
«Нет, не любил он» («El mi diceva che avria sfidato...»)
на стихи Эрнесто Дельпрейте в переводе М. Медведева
Мария Мотолыгина (сопрано)
Николай Харито
«Астры осенние» на стихи С. Грея
Волков Вадим (контратенор)
Владимир Сабинин
«Оружьем на солнце сверкая» («Гусары-усачи») на стихи композитора
Дмитрий Чеблыков (баритон)
Лев Дризо
«Уйди, совсем уйди» на стихи Верещагина
Тамуна Гочашвили (сопрано)
Николай Харито
«Отцвели хризантемы» на стихи Василия Шумского
Мария Баракова (меццо-сопрано)
Сергей Донауров
«Пара гнедых» на стихи Алексея Апухтина
Игорь Коростылев (бас)
Борис Фомин
«Твои глаза зеленые» на стихи Константина Подревского
Виктория Каркачева (меццо-сопрано)
Петр Булахов
«Не пробуждай воспоминаний» на стихи неизвестного автора
Вадим Бабичук (тенор)
Игорь Цинман (скрипка)
Автор неизвестен (обработка Якова Пригожего)
«Сирени запах» на стихи А. Петрова
Дарья Шкредова (меццо-сопрано)
Яков Пригожий (Михаил Шишкин)
«Ночь светла» на стихи Леонида Граве (в редакции М. Языкова)
Дарья Шкредова (меццо-сопрано)
Михаил Штейнберг
«Гай-да тройка! Снег пушистый» на стихи композитора
Дмитрий Чеблыков (баритон)
Петр Кондрашин (виолончель)
Автор неизвестен (обработка Ивана Васильева)
«Две гитары» на стихи Аполлона Григорьева
Елизавета Улахович (сопрано)
Елизавета Дитерихс
«Звезды на небе» на стихи Бориса Борисова
Утарида Мирзамова (сопрано)
Игорь Цинман (скрипка)
Петр Кондрашин (виолончель)
Педагог репетитор — Семен Скигин
Партия фортепиано — Семен Скигин, Елизавета Дмитриева, Александр Широков, Жанна Жусупова
https://www.bolshoi.ru/performances/romance-2018-01/
--------------------------
--------------
---
PS. Вам не кажется, что что-то всё-таки начинает меняться в этом лучшем из миров? :)
Странно, что исполнителями романса являются в основном женщины, хотя стихи написаны от мужского лица...
Другие исполнения романса, которые нашла у себя...
Ансамбль Бархатный сезон — Калитка (сл.А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Галина Баранова - Калитка (В.Буюкли — А. Будищев)
Галина Беседина и Сергей Тараненко - Калитка (В.Буюкли - А. Будищев)
Дмитрий Ряхин - Калитка (В.Буюкли, А. Будищев)
Елена Васильева - Калитка (А.Будищев - В.Буюкли)
Елена Гагарина — Калитка (В.Буюкли, А. Будищев)
Жанна Строенко - Калитка (сл. А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Ирина Бурмистрова - Калитка (муз. В.Буюкли, ст. А.Будищева)
Любовь Исаева - Калитка (сл. А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Маргарита Корнеева - Калитка (В.Буюкли - А. Будищев)
Нани Брегвадзе - Калитка (сл. А.Будищева, муз. В.Буюкли)
Ниёле Амбразайтите - Калитка (сл.А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Олег Погудин - Калитка (муз. В.Буюкли, сл. А. Будищева)
Ольга Бурлакова и анс.Золотой век — Калитка( В.Буюкли - А. Будищев)
Ольга Янчевецкая - Калитка (сл. А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Татиана Долгополова - Калитка (сл. А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Татьяна Азарова — Калитка (сл. А.Будищев, муз. В.Буюкли)
Татьяна Балета - Калитка (сл. А.Будищева, муз. В.Буюкли)