Первая доставка груза была не триста и даже не тысячу лет назад. По-существу она произошла тогда, когда человек впервые использовал животное для транспортировки. Можно считать, что в те времена и началась история грузоперевозок. Десятки столетий назад торговые караваны доставляли грузы из Азии в Европу, из одного государства в другое, из одного города – в другой. Крупные государства древности (например, Египет, Персия и Римская империя) имели развитую систему доставки грузов.
Прогресс в грузоперевозках тесно связан с развитием торговых и экономических отношений между разными народами и государствами.
Считается, что первые торговые пути появились в Финикии, древнем государстве на восточном побережье Средиземного моря. Транспортировка грузов проходила сухопутным и морским транспортом. Во времена Римской империи грузоперевозки преодолевали новый виток развития. Закончилась эра беспорядочно возникавших транспортных маршрутов, на смену им пришли хорошо просчитанные пути реально сокращающие временные и финансовые затраты на доставку товаров.
Шелковый путь
Основным из наиболее ярких примеров в мировой истории, указывающих ценность развития области грузоперевозок и торговых маршрутов не только для отдельных государств, но и для целых континентов, является гениальность Шелкового пути. Он состоял из целой система древних торговых караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы.
Великий шелковый путь начинается со 2 века до нашей эры, есть сведения о том, что караванные дороги связывали Восток и Запад уже намного задолго. Первые караваны, груженные сотнями килограмов товаров и сопровождаемые сотнями людей отправялись в неизведанное уже за 100 лет до нашей эры.
Это был Чжан Цзянь, подданый китайского императора Вуди, который был отправлен в надежде найти союзников против противных юэджи. После 13-летнего скитания и рабства Чжан возвращается и рассказывает о новых странах и чудесах. Для Китая открылся новый мир. И именно этому факту придается отправной пункт в открытии дороги, связавшей на тысячелетия целые цивилизации.
Пусть вначале это были «нерегулярные рейсы», пусть это не обозначалалось ни на каких картах (да и карт тогда толком никаких не было), и не описывалось ни в каких книгах, но монеты, драгоценности и украшения, ткани и прянности уж перевозились-то точно.
И нельзя сказать, что это было таким простым делом «идти туда, куда никто не ходил». Во многих случаях эти дороги назывались и как «отттуда никто не пришел». Дорога была долгой и опасной.
Она была связана со многими трудностями: это были и высокие горы, от которых кружилась голова, это были и бесконечные пустыни, от которых кружился разум, это были болезни и набеги грабителей, от которых люди умирали.
Но, даже если и предположить, что караван мог преодолеть все препятствия на своем пути и путники могли бы добрасться от начала Великого Шелкового Пути, в Китае до его конца на Западе, в Рим, то этот отрезок представлял бы собой не больше не меньше 10 000 км.
В среднем караван проходил отрезок в 20 -30 км в день. И время от времени ему нужен был отдых и время для пополнения запасов воды и еды. Такой остановка могла продолжаться до нескольких дней. Использую возможность, многие купцы распаковывали свои тюки и сундуки, чтобы продать товары или сделать выгодный обмен.
Получается, что теоретически, каравану было небходимо как минимум 666 дней, или 22 месяца, или почти 2 года пути. Но конечно, никто не доходил полный отрезок Великого Шелкового пути. Караваны шли на том отрезке, который они хорошо знали, знали языки на этом отрезке, знали людей и народы, знали что могут купить и что могуть продать здесь. Потом они шли назад.
Люди знали раньше куда идти, какие дороги выбирать, какой товар лучше, а какой хуже, по какой цене. Это было когда-то без компьютеров и без дата-центров в нашем сегодняшнем понимании. Вся информация была у людей вголове, или в лучшем случае на пергаментах. Люди общались и передавали информацию и знания друг другу. Роль главного караванщика (караван-баши) была, например, архиважной. Он выбирал дорогу, оно мог ориентироваться по звездам и по солнцу и он знал первым, что ждет караван на пути к его долгожданной цели.
А товар же, который они продавали, шел вперед. Получается, что на караванных путях больше передвигался товар, а не люди его продавашие. Товар, был лишь причиной или скорее поводом для того, чтобы пройти через новое и неизведанное, и чтобы прийти туда, куда никто еще не ходил. Поэтому не было им числа, кто ходил караванными путями, и не было им одной причины, а было их много: коммерция, интерес, образование, паломничество, грабеж, убежище, защита, голод, засуха, политика, война, слава или... забвение.
Караванов , в том понимании, больше нет - есть караваны историй, караваны путешественников и караваны воспоминаний. Караваны уже не те что были раньше.
Еще сто сорок лет назад можно было видеть медленно идущие караваны. Они шли с разных сторон света. Караваны груженные прянностями, маслами, тканями, книгами и оружием везли свой драгоценный товар из одного конца света в другой.
Медленно, шаг за шагом, пераваливаясь из стороны в сторону шли купцы, коммерсанты, нищие и богатые, дервиши и шейхи, мусульмане и христиане, буддисты и несторианцы, ищущие и страждущие.Они несли свои истории, истории рассказывались, переводились снова рассказывались. В городах создавались места для обмена историями.
Это были в певую очередь просто базары, книжные базары, мечети. В городе люди знали к кому обращаться, если нужен был перевод или переводчик. Так, когда к Эмиру Бухарскому приходил очередной купец или посло из далекой Японии, то приводили даже переводчика для перевода японского языка.
И это должен был быть правильный перевод всех слов, с учетом правил обращения и вежливости. Ошибка переводчика (толмача) могла стоить ему и купцу или послу жизни, ведь перевод он делал не для кого-нибудь, а для самого Эмира.
Города и народы, о которых когда-то писались истории и легенды, о которых рассказывалось в сказках и пересказывалось из уст в уста, о которых повествуется в сказках «Тысячи и одной ночи», больше не являются источником для историй о дивном и удивительном Самарканде, про караваны Бухары, приходящие и уходящие, пахнущие пряностями и приправами, разноцветными на любой вкус.
Они словно расстворились среди песков и смешались со следами расстаивших в столетиях караванов.
Уже не звенит колокольчик верблюда караванбаши.
И не тянутся на несколько километров от каравана запахи ладана и тмина.
Не скрипят седла от груза товара с фарфором и тканями, сундаками с прянностями и маслами, сопровождаемые целой армадой продавцов, рабов и охранников.
Времена уже другие...
Привет, Танюш!Ну...самая моя темка...верблюды...пески...пустыня...и все такое прочее.....Вот, старенькая-оч. ее люблю....
http://www.youtube.com/watch?v=H6ApGXYa00s
Tatiana пишет:
Привет, Танюш!Ну...самая моя темка...верблюды...пески...пустыня...и все такое прочее.....Вот, старенькая-оч. ее люблю....
Привет, Танюш! Супер! Спасибо!
Миражи кругом, миражи кругом...Обожаю эту песню(из кф--Тайник у Красных Камней... Споем, Танюшка, дуэтом.....
http://www.youtube.com/watch?v=C3S68LKsxLk
Дыхание пустыни...дааааааа...уж как мы все это ощущаем на своей шкурке, когда идет ХАМСИН.....Южный горячий ветер из Африки...из пустыни.....
http://www.youtube.com/watch?v=3CE4IYcpe1s
Спасибо, Танюша, за пустыню....уж такая тема-то знакомая... Будь Здорова!
Фото из серии-выставки - Земля,увиденная с неба.Караван в дюнах.Мавритания.
Любезнейшая Татьяна! Я, как обычно, внедряюсь в самый неожиданный момент!
Publicist пишет:
Аида ведищева - я буду ждать тебя...
Спасибо, ув. Игорь Филатов....
http://www.youtube.com/watch?v=mxsiB7QFYJI
Таня, спасибо за тему! А вот интересно, откуда у нас, не жителей пустынь, не заядлых любителей шагать с верблюдами по сыпучим пескам такая нежность, а то и страсть к караванам и миражам? А вот завораживает и всё тут! Словно, как в детстве, в сказку из "Тысячи и одной ночи" попадаешь...
Белым солнцем опаленный,
По пустыне неуклонно,
Караван в песчаной дали
Разгоняет все печали.
Вот плывут, плывут верблюды
В рыжей дымке ниоткуда.
Ниоткуда в никуда.
Где оазис? Где вода?
не заядлых любителей шагать с верблюдами..............
Это мы раз были на отдыхе..... пошла выносить мусор, а в нем арбузные и дынные корки...много!!И вот иду я, пакетом этим с мусором размахиваю...не заметила, что там мальчишки-бедуины своих 3-х верблюдов пасли(со связанными передними ногами-чтоб не удрали они...верблюды...)...Иду я себе, шансончик напеваю...к ящикам для мусора...а сзади-шлеп-шлеп...внимания не обратила, иду...опять шлеп-шлеп-оборачиваюсь:за мной шлепает огромный верблюд-тычется своей мордой в мой пакет с...арбузными корками...Я остолбенела-тааак неожиданно.....Ну потом рассмеялась и угостила этими корками верблюда. Ох он был довольный-слопал все подчистую...вот так я шагала с верблюдами...ассоциация со словами Белочки.Но в первую минуту -сказать, что я оч. испугалась-это ничего не сказать...
Publicist пишет:
Та нема защо! Спокiйного сна!
И вам спокойного....:)
Здравствуйте. Где-то читал, что лучшими проводниками караванов в давние времена были, как это не покажется странным,слепые. Объяснение простое - не пить верблюды могут несколько недель, а обратный процесс протекает, (в буквальном смысле), регулярно и за многие годы на караванной тропе появляется запах, который слепые, благодаря обостренному обонянию очень хорошо чувствуют. Ну и точка зрения Иосифа Бродского на вечно идущих:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога. ...
И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Спасибо, Танюша! Caravan (Хуан Тизол) - одна изсамыхлюбимых моих композиций! |
Publicist пишет:
Assat - Kaikki tytot eivat alaНа узбекистанско-финляндской границе всё спокойно!
В этой морской песне этнический серб из сухопутной Белоруссии, в которой пустынь отродясь не бывало - всё больше леса, озёра, да болота - слово "караваны" тоже упоминает.
АЛЕКСАНДР, спасибо за Бродского и Клячкина!!!
http://www.youtube.com/watch?v=l_2TcNHNwWE
Виктор ВоронцовЪ...
Чуть заметной тропой по пескам, меж камней
Ранним утром идёт караван,
Тишь... Погонщика крик... Мерный шаг... Скрип ремней...
Оседая, клубится туман...
Караван, караван, что влечёт тебя вдаль
Неизвестно зачем и доколь?
Не уносишь любви ли тоску и печаль,
Мне оставив лишь смертную боль?
Солнце всплыло... Мираж... Ветер смолк... Лишь шептать
Продолжают пески в тишине...
Где ж любовь и печаль?.. Неужели искать
Суждено их в остылой душе?..
Караван, караван, что влечёт тебя вдаль,
Между дюн заплутав, в полусны,
Не уносишь любви ли тоску и печаль,-
Боль давно миновавшей весны?..
Солнце скрылось в песках…. И пустыня во мгле…
Отдыхает, устав, караван.
Ночь долга, но, увы, не уснуть только мне,
Не излечится сердце от ран…
Караван, караван, поутру забери
И меня в бесконечный свой путь…
В стороне, где токуют в лесах глухари,
Мне бы юность на миг хоть вернуть…
Александр Булынко
МИРАЖ
Не дается жизнь нам дважды,
Путь свой может выбрать каждый,
Но, чтоб мучиться от жажды
Было множество причин.
По одной такой причине,
Вечно жаждущий отныне,
С караваном по пустыне
Я бреду, как бедуин.
Здесь средь пыльных безобразий
Не хватило мне фантазий,
Чтобы разглядеть оазис
– Я бы многое отдал…
Не стреляйте в пейзажиста,
Не гоните прочь со свистом,
На холстах воздушно чистых
Он свой мир нарисовал.
Кажется, порой весенней,
Были чудные мгновенья,
Был источник вдохновенья…
Только высох тот родник.
Незалеченные раны…
Не дойти до океана…
Кто отстал от каравана –
Там пустыня, там ледник.
Здесь теперь сухое русло –
Неуютно, жутко, грустно.
Зарыдал бы Заратустра,
Наблюдая сей пейзаж.
Миражи дворцы рисуют,
Там влюбленные танцуют,
Вальс своей любви танцуют…
Только это всё… мираж.
Владимир Брисов
ПУТЬ КАРАВАНА
На встречу с пустыней спешит караван, плывёт по пескам экзотических стран.
Качая горбами, верблюды идут, погонщик уверен, что знает маршрут…
Вокруг каравана грядут миражи: прохлада оазиса, город во лжи,
то страсть танцовщицы, то морфия сны, - в плену у обмана Востока сыны.
Их ждёт пустота одиноких ночей, опасность… Песок только с виду ничей.
За правым барханом - чужая страда, за левым - разбойников жадных орда.
Плывёт караван, зарываясь в песок безбрежного моря. Зелёный росток
не может пустыне отпор оказать, - палящее солнце, в тени сорок пять.
То крики шакалов, то клёкот орлов рождают мелодию песни без слов.
Бредут караваны, и страшен их путь. Аллаха на помощь призвать не забудь,
когда вдруг поднимутся тонны песка, - пустынная буря, как ствол у виска.
А утром, проснулись верблюды одни: погонщиков нет... И бессмысленны дни…
Вот так же и люди влачат на горбу всё то, что утащат воры на арбу.
Скажи им с утра, что погонщиков нет, - не вкусен им завтрак, не в радость обед.
Привыкшие скарб свой нести на плечах, как дети, доверчивы к сказкам в речах.
Дорога трудна от звонка до звонка. «Дубинушку» вторит им Волга-река.
И даже в Америке слышен был стон, когда их Поль Робсон "Шестнадцать, - пел, - тонн."
Верблюды, как люди, не сделав греха, дрожат под кнутом своего пастуха.
Верблюдов сгоняют всю жизнь в караван и в стужу, и в зной, и в бесцветный туман.
Дороги размыты, распяты пути. Погонщик кричит: "Без меня не пройти"!
И внемлют верблюды две тысячи лет словам пастуха,
и шагают след в след.
Но их окружают одни миражи,
и с тронов над ними смеются паши.
Брисов Владимир
Караван
Жанна Дудукалова
Лило весь день небесное светило - расплавленное золото на плечи.
Подманивало. Жалило. Слепило. И отдаляло вожделенный вечер...
Но шли вперёд уверенные люди: грядущее миражило маняще!...
Покорно шли (хоть медленно), верблюды. А вёл нас - Непреклонный Караванщик...
Но без пути страшно идти сотни и тысячи дней!
Цель укажи! - И миражи - Ближе, реальней, ясней!..
Верю в грядущий обман! В добрые верю пророчества!.. ..
.Мертвой пустыней идёт Караван... Как умирать не хочется!...
Кто мы? Зачем и куда, вечно идти обречённые
в те миражи-города этой пустынею черною?!..
Мы жаждем только тени и воды! В нас солнце мечет огненные стрелы,
а где-то там - обильные сады изнемогают от плодов дозрелых!...
Мы впаяны, как звенья, в эту цепь. С рождения - мы дети Каравана.
Одна судьба, и жизнь, и смерть, и цель, и путь один - в бескрайности барханов...
Тот, кто рождён в этом пути
должен идти! Будет идти!
Лишь прикажи!.. Хоть миражи стали незримы почти...
Верю в грядущий обман! Верю в любые пророчества! ..
.Мёртвой пустыней идёт караван, только пустыне - не кончиться!...
Те миражи-города, нами ещё не построены!
Что ж мы? Зачем и куда устремлены, неустроенны?..
Мы потеряли граждан лучших наших! Наш путь отмечен павшими в пути.
И - умер Непреклонный Караванщик... ... Но оказалось - некуда идти!..
Нам истину, однако ж, приоткрыла высоких неприступных гор гряда:
что всё, что нас пленило и манило - реальные - чужие! - города!..
Всё впереди, только - иди! Снова дорога трудней..
Снова - во лжи, и миражи ближе, реальней, ясней!..
Верю в грядущий обман, Верю, что это - пророчество!
Мёртвой пустыней идёт Караван.. - Как умирать не хочется!
- Кто мы? Зачем и куда, вечно идти обреченные,
в те миражи, миражи-города этой пустынею черною?...
1988
http://www.youtube.com/watch?v=LPadP7y61c4
Потрясающие стихи ! Замечательные музыкальные композиции!
Танюшка, Игорь, Валентина, Раиса, Александр, Жанна, Настя , Сергей
Представляете, сегодня - День караванщика ! Правда, правда!
24 сентября отмечается не совсем обычный праздник — Международный день караванщика. Его отмечают каравановожатые и прочие участники транспортных колонн и судовых караванов, дальнобойщики, команды торговых судов и экипажи кораблей эскорта. Этот профессиональный праздник учредила в 1995 году Международная ассоциация по рационализации транспортно-грузовых операций .
В качестве даты праздника выбрали 24 сентября — день рождения известного британского мореплавателя и навигатора 16–17 веков Уильяма Адамса . Его считают первым европейцем, достигшим берегов Японии. После своего морского похода в 1597-1600 годах Уильям Адамс прожил в Стране восходящего солнца 20 лет, сыграв большую роль в развитии торговых отношений Японии с Англией и Голландией.
По другой версии, Международный день караванщика приурочен к окончанию Хиджры — праздника в честь переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину.
Само слово «караван» изначально обозначало группу людей, путешествующих вместе, а также их вьючных животных: верблюдов, лошадей, ослов. Как правило, торговцы объединялись таким образом для взаимной помощи в опасной местности. Самым известным караванным маршрутом был Великий шелковый путь, соединявший Китай со странами Средней Азии и известный со 2 века до нашей эры.
Впоследствии название «караван» распространилось на колонну транспортных судов, перевозящих грузы на дальние расстояния. Такие караваны активно использовала, например, Венецианская торговая республика. В настоящее время караванами — вслед за ледоколом — ходят суда по Северному морскому пути. Распространены также речные
караваны. Так называют несколько барж или плотов, которые приводит в движение один буксир.