Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое.
Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия.
Другие утверждают, что слово "карнавал" означает — "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой.
В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой.
В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом
Прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии.
В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания.
Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Считается, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски: дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками.
Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях.
На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)
Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару.
Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.
На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно.
Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала.
Венеция – город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром.
Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков.
Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок.
Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий.
Самая ранняя версия относится к XI веку.
В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли.
Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами.
Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико.
Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.
Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний.
С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев.
Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году.
Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.
В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала.
В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти.
Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией.
Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.
XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю.
Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы.
Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье.
В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания.
Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном.
Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре.
Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала.
Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.
Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок.
И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи.
В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены.
Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет.
После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали.
И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал.
В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь. С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев.
Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.
Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником , посвященным освобождению прекрасных венецианок.
Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города — семь Марий.
Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья.
Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола.
Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.
Скажи, к лицу мне эта маска?
Ты, помню, сам ее придумал для меня.
На мне слоями сохнет краска.
Шедевр! Работа не единственного дня.
Мне было трудно, страшно, больно
Себя заталкивать под новую броню.
Ты смотришь на меня спокойно.
И я – спокойно. Маску я не уроню.
Она пришита крепко к телу.
Смотри внимательно сквозь прорези!
Глаза! Что видишь? Синий. Черный.Белый.
Красиво! Всё? А что еще ты мог сказать?
Ты сам годами носишь маску.
Всю жизнь! Так долго, что и сам забыл когда
Надел, про жизнь услышав сказку.
Не я, а ты собою не был никогда!
Я тоже маски выбирала,
Носила, после возвращала на места.
Всю жизнь свою в нее играла,
Но там, под маской, оставалась пустота!
Маски
Весь мир погряз во лжи и лести
Я принимаю этот бой
Я надеваю маску чести
Ведя войну с самим собой
Когда печаль приходит к власти
Во все сердцах людей селясь
Я надеваю маску счастья
И напролом иду смеясь
Я надеваю маску дружбы
Как только враг заходит в дом
И маска верности не чужда
Когда измена в доме том
Я маску глупости надену
Когда пытаются лечить
Как жить, кем быть, назначат цену
Тому, чего не может быть
Но что же делать, где взять краски?
И применить какой гримм вновь
Какую же надеть мне маску
Когда придет она - ЛЮБОВЬ?
Царство масок
В царстве масок, безжизненных лиц,
Средь бездушных, безвольных, безверных,
Средь засыпанных пылью страниц
И мечты первым стать у последних;
В мире фальши, фальшивой игры,
Тусклой серости, грима, актеров,
Почему-то которые злы,
Раздавая свои приговоры;
В тишине недоступных минут,
Средь отсутствия радостных красок,
Люди просто чего-то все ждут,
Всё не будучи в силах снять масок...
Под черной маскою вуали
В людской безумной толчее
Я уловлю твой взгляд едва ли,
Как будто ты приснилась мне.
Но только лишь опустит вечер
На шумный город черный фрак,
с тобой опять ищу я встречи.
Ты - солнце, я же - вечный мрак.
Я ослепленный и безумный
В твой сладкий погружаюсь плен,
Играют кровью, словно струны,
Переплетенья грешных вен.
Тебе наивные признанья
Шепчу я будто бы в бреду,
Теряя от любви сознанье,
Сейчас в раю, потом в аду.
Я позабыть смогу едва ли
Пьянящий блеск любимых глаз,
Под маской черною вуали
Тебя увидел в первый раз.
Невиданное счастье быть собой,
Быть искренней, наивною и честной,
Быть женщиной, ребёнком, быть судьбой,
Быть праздником, слезами, смехом, песней.
Быть лёгким безмятежным ветерком,
Быть бурей, исступленным ураганом,
Или прозрачным хрупким мотыльком,
Или листком исписанным и рваным.
Глотком воды в полынный летний зной,
Цветком, чтоб невозможно наглядеться,
Быть радугой, лучом, самой весной,
Быть преданным неутомимым сердцем.
Голубкой, что несёт Благую весть,
Росинкою, былинкой придорожной.
Всем тем, что только можно перечесть,
Всем тем, что и представить невозможно.
Быть парой нежных рук и губ, и глаз,
Дыханьем, согревающим ладони,
Быть здесь, сегодня, именно сейчас,
Дождинкою на этом небосклоне.
Невиданная роскошь быть собой!
Татьяна, доброго Вам зимнего вечера! Очень-очень рад горячо поприветствовать Вас и уважаемый круг друзей здесь, у Вас в гостях. Сейчас, увы, вынужден смотреть и слушать через окошко... своего смартфона - работа. Но смотрю, и часто! А с вами не соскучишься!
Сейчас постараюсь отправить свою горячую фотку с летнего (2007г) карнавала в Ла-Корунье (Испания) и зажигательную, согревающую "Аргентина, Буэнос-Айрес".
Всем привет!!!
Уважаемая Татьяна! Это Вам спасибо! За живую фантазию, за молодой "трудоголизм" здесь!
Я сейчас редко у компьютера, но, конечно же, стараюсь быть всегда у Вас в гостях. Все вижу! Немного слышу. Тоже всегда очень рад! А вот говорить, хотя бы поблагодарить, мой смартфон отказывается наотрез. Все спасибо - сейчас!
Сегодня открылся Венецианский карнавал – грандиозное событие в Италии и один из самых знаменитых карнавалов в мире. Этот костюмированный бал-маскарад – самый старинный из всех карнавалов планеты, ежегодно проходящий в Венеции.