- Карпинская Светлана Алексеевна Дата рождения: 16 сентября 1937 Дата смерти: 18 февраля 2017
Светлана Карпинская родилась в Ленинграде, в семье педагогов, родители преподавали в школе историю. Родственники по её отцу, Алексею Благовещенскому, были церковного сословия. В 30-е годы их расстреляли.
Отец Светланы учился на историческом факультете в Ленинграде. Хотел заниматься наукой, но из университета его выгнали. После этого он уехал на Урал, где занимался ликбезом с неграмотными рабочими. Получив справку о том, что «Алексей Иванович Благовещенский помогал строительству коммунизма», добился приёма у Калинина. «Всесоюзный староста» посоветовал ему поменять фамилию, и папа Светланы стал Карпинским — по матери. Поступил в Педагогический институт имени Герцена, где встретил маму Светланы, они полюбили друг друга и вскоре поженились.
Жили Карпинские очень скромно - в коммунальной квартире на Васильевском острове по 14-ой линии. О том времени актриса вспоминает: «Честная бедность. Дом был красивый - старинный петербургский дом с эркером, с каминами. Но, тем не менее, - коммуналка. В ванну нельзя было пробиться!». Родители старались дать дочери хорошее образование и уделяли большое внимание воспитанию правильного вкуса, как в материальном, так и в духовном смысле.
Талант актрисы в ней пробудился очень рано. В день своего шестнадцатилетия Светлана, занимавшаяся в драматической студии, прочитала стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье!..» Она так поразила известного актёра и педагога Льва Владимировича Шостака, что тот сразу же предложил девочке главную роль в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе Володина. Это был её первый серьезный театральный опыт.
Тем не менее, по окончании школы Светлана поступила на филфак Ленинградского университета. Девушка мечтала стать журналисткой. Училась Карпинская прилежно, однако волей случая судьба свела ее с режиссёром Эльдаром Рязановым.
В то время Эльдар Рязанов, ещё молодой, но уже известный (благодаря фильму «Карнавальная ночь») режиссёр, приступал к съемкам своего третьего фильма, который назывался «Девушка без адреса». Первоначально пробовавшаяся на главную роль актриса, режиссёру по каким то причинам не подошла, и он обратил внимание на Светлану. Удивительно, но девушку стали снимать без всяких проб! Было ей тогда всего девятнадцать лет.
Съёмки «Девушки без адреса» продлились полгода. И Светлане пришлось брать академический отпуск в университете.
со съёмочной площадки.
...""На «Мосфильме» со мной не церемонились, держали в чёрном теле: платили копейки, не выделяли машины, даже разместили в жуткой съёмной квартире с какой-то теткой, только позже переселили в гостиницу «Бухарест». А вот артисты — и Рина Зелёная, и Эраст Гарин, и Юра Белов — относились как к малому дитяти: заботились и опекали. Мой «возлюбленный» Николай Рыбников казался мне тогда старым, пресным, к тому же носил на голове какую-то накладку, а я всегда ценила красоту. Но когда костюмеры одели меня в жуткую кофту и юбку, замотали платком, Рыбников вдруг заорал на Рязанова: «Ты что делаешь? Девка красивая, смотри, какие волосы роскошные! Зачем ты ее уродуешь?»
Гарин часто приходил на площадку пьяненьким. Ко мне он почему-то относился с уважением. В одной из сцен, которую снимали в декабре, меня обливали холодной водой. Чтобы не простудилась, вручили бутылку коньяка. Но я же не пью. И заболела жуткой фолликулярной ангиной. А меня вызывают на съёмки. Жалуюсь на горло — ничего не знаем, приезжайте. Я села в троллейбус и притащилась на студию. Встречаю Гарина. Он приложил руку к моему раскаленному лбу и как закричит: «Сволочи! Девчонку совсем погубите!» Меня отпустили болеть, можно сказать, Эраст Павлович меня спас. Я поняла, что кино — жестокая вещь, на съёмках тебя выжимают без остатка, а потом с лёгкостью выкидывают""....
Картина «Девушка без адреса» вышла на экраны в 1957 году. Светлана Карпинская, сыгравшая Катю Иванову, мгновенно прославилась на весь Советский Союз. На киностудию пачками приходили письма от её поклонников. Адрес был простой: «Москва. "Мосфильм". Кате Ивановой». До сих пор на антресоли у актрисы лежит мешок писем, которые в то время собирала её мама.
А вот Эльдар Рязанов, как ни странно, был очень недоволен этой картиной. Он откровенно тяготился, когда «Девушку без адреса» показывали по телевидению, и во всех интервью отмечал, что снял невероятно слабую комедию. Прав он или нет, но эту картину зрители смотрят вот уже не одно десятилетие. И до сих пор помнят Светлану Карпинскую, как «девушку без адреса».
Однако вернёмся в 50-е. После успеха в фильме «Девушка без адреса» Светлана всерьез задумалась о карьере актрисы. Борис Иосифович Зон взял ее без всяких экзаменов сразу на второй курс Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМК). Выдающийся театральный педагог говорил ей: «Карпиночка, вас ничему не надо учить. Вы - интуит с душой мимозовой».
Были и другие предложения. Знаменитый Василий Топорков брал ее учиться в Школу-студию МХАТ сразу на третий курс. Рассказывают, что один мосфильмовский начальник предложил даже переехать Светлане вместе с родителями в Москву, пообещав дать квартиру и роли, которые будут писаться специально под неё. Но Светлана ему отчего-то не поверила. К тому же понимала, что с её славянским лицом придется и дальше играть девочек-припевочек в ситцевых платьицах. А Карпинская видела себя артисткой классического репертуара! Ей был ближе театр, где за три часа спектакля получаешь наслаждение от профессии и небывалую отдачу от публики. А потом идешь домой, чувствуя себя свободным человеком...
В 1961 году Карпинская окончила театральный институт, и в том же году она снялась
в главной роли в фильме «Командировка» вместе с Олегом Ефремовым. А затем актриса исчезла с киноэкрана. Нет, недостатка в предложениях от режиссёров не было. Вот только все как-то не складывалось. И причин, как это бывает, тут несколько.
Одной из причин стал брак актрисы. Её первый супруг Дмитрий Иванович Зинченко, который был так же актёром, воспротивился съёмкам своей жены. Что это было – зависть, или просто нежелание иметь рядом жену – преуспевающую актрису? Прожив с ним пять лет, Светлана разошлась. «У меня такая манера: бросать мужчин, которые мешают мне работать», - объясняет она.
Другой причиной стал отказ актрисы от кинопроб. Однажды, это было в 1970 году, Карпинскую пригласили на пробы к фильму «Салют, Мария!». Светлана хорошо сыграла, а потом узнала, что ещё до ее проб на роль уже была утверждена другая актриса. После чего Карпинская просто перестала ходить на кинопробы.
И всё же актриса периодически снималась в кино. Одной из самых заметных работ актрисы в 70-е годы была роль
в телефильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» по повести Веры Пановой «Спутники». Об этом фильме актриса вспоминает с большим удовольствием.
Гораздо чаще, чем в кино Карпинская появлялась на Ленинградском телевидении. Она снялась
в телефильме «Мертвые души»,
в экранизации спектакля Фоменко «Этот милый старый дом», в различных сказках – «Захудалое королевство»,
«Царевич Проша»,
«Ослиная шкура» и других.
На некоторые роли Светлана не соглашалась сама. Выдающийся режиссер Сокуров, снимая в 2001 году свой знаменитый «Телец», приглашал актрису на роль Марии Ильиничны - сестры вождя. Но Светлана, побоявшись оказаться некрасивой в кадре, отказалась от роли. Может быть, в этом и была её беда. Великие актрисы никогда не боятся быть некрасивыми.
Как признавалась сама Светлана Карпинская, фильмы и роли оставляли разный след в душе. Её любимые работы – это роль в драме «На всю оставшуюся жизнь» и
мелодраме «Сладкая женщина». Одной из самых громких и масштабных работ Светланы Карпинской в кино была
роль Веры Хомяковой в картине «Третий дубль» режиссёра Л. Цуцульковского.
О первом браке актрисы уже было рассказано. Еще будучи замужем,
Светлана Карпинская познакомилась с Геннадием Воропаевым - своим вторым мужем, который на момент знакомства тоже был женат. Он играл Ученого в спектакле «Тень», а она - Принцессу. Воропаев был не только знаменит (прославили его фильмы «Высота» и «Олеся»), но и фантастически красив, всегда на главных ролях, поклонницы в обморок падали! Увидев его впервые, Светлана сразу подумала: «Он будет моим мужем, — и через секунду: — Нет-нет, не надо!» ... «Это была страсть, причем обоюдная. Мы то сходились, то расходились. У нас родилась дочь Катенька, потом внук Алеша. Теперь Геннадия Ивановича уже нет. Жаль, он не увидел своего второго внука Мишеньку...»
с дочерью Катей и старшим внуком Алексеем
Неудачная кинокарьера актрисы вполне компенсировалась театральной деятельностью. В 1974 году она пришла в Театр Комедии. Там ей довелось сыграть множество ролей в спектаклях: П.Фоменко («Лес», «Этот милый, старый дом»), Р.Виктюка («Льстец»), Ю.Аксенова («Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нем облака»). Двадцать лет подряд Карпинская играла в спектакле «Акселераты». Он имел успех во всех городах и весях. Но самой, пожалуй, известной была
роль Принцессы в знаменитом спектакле Н.П.Акимова «Тень», том самом, где она играла со своим вторым мужем.
Одно время Карпинская уходила работать в БДТ. Ее лично приглашал Г.А.Товстоногов. В знаменитом театре Светлана проработала около четырех лет. Но в БДТ Светлана так и не стала своей, чувствовала себя неуютно. Однажды Товстоногов позвал её к себе в кабинет и объявил, что впереди у неё мало работы, следующий сезон будет пустым... «Спокойно», – сказала она себе и вернулась в Театр комедии. Светлана Алексеевна вспоминает о том периоде: «Я ушла из Театра комедии на четыре года и не скажу, что этот уход был для меня уж очень счастливым. Вспоминаю об этом всегда с содроганием, хотя в БДТ даже получила премию за удачно сыгранную роль. Вернувшись в свои любимые пенаты, осознала, что совсем не случайно Антон Павлович Чехов пьесы свои причислял к комедиям. О, если бы еще нашлись режиссёры, которые смогли бы передать изысканную, прелестную атмосферу чеховской пьесы, я бы с удовольствием играла такую комедию, полную слез...»
В Петербургском Театре Комедии им. Акимова Светлана Карпинская работала до конца. Здесь же она получила звание Заслуженной артистки РФ. Незаурядный талант, яркая индивидуальность, заразительный сценический темперамент, музыкальность, высочайший профессионализм и работоспособность обеспечили артистке абсолютную востребованность в репертуаре театра. Ей были доступны роли острохарактерные, лирические, гротесковые.
Изысканно тонкими, отточенно острыми мазками, с насмешливостью остроумного шаржа рисует она образ уайльдовской леди Брэкнелл в спектакле «Как важно быть серьезным». По-водевильному легко, темпераментно и задорно Карпинская играет роль пани Оргонова в спектакле «Дамы и гусары». И совсем по-другому, с глубоким смысловым наполнением и тонкой психологической проработкой строит актриса роль вдовы Дарьи Федосеевны Кругловой в спектакле «Не все коту масленица»....
«Я никогда не жалею о том, что совершила... Вы знаете, мне безумно повезло. Фильмов-то миллион. Сколько картин прошли и их не помнят, сколько лежат на полках! Многие актёры страдают, их забыли, кто-то пьет, кто-то совершенно отчаялся. А я играю в театре! Играть на сцене - это вам скажет любой артист - ни с чем не сравнимое наслаждение...» - говорит актриса.
Светлана Алексеевна Карпинская умерла 18 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге, после продолжительной болезни.
из открытых источников...
Из фильма-спектакля "Захудалое королевство". Ленинградский театр музыкальной комедии. 1978
После продолжительной болезни на 80 году жизни в Санкт-Петербурге скончалась народная артистка России Светлана Карпинская.
Спасибо за оперативность
Хорошая артистка была. И 80 лет - не срок
Главные роли в спектаклях:
«Тень» (принцесса)
«12 ночь» (Мария)
«Синее небо, а в нём облака» (Сонечка)
«Мой милый, старый дом» (Юлия)
«Цилиндр» (Рита)
«Сваха» (Аэрин Моллой)
«Как важно быть серьёзным» (леди Брекнелл)
«Не всё коту масленица» (Круглова)
«Ретро» (Роза Александровна) и многие другие.
Фильмография:
1957 — Девушка без адреса — Катя Иванова
1957 — Поддубенские частушки — Наташа
1961 — Командировка — Клава
1967 — Чудаки
1969 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Дама, приятная во всех отношениях
1970 — Барышня-крестьянка (фильм-спектакль)
1971 — Месяц август
1973 — Здесь наш дом
1973 — Игра — мама Вовы Грачёва
1974 — Царевич Проша — базарная торговка
1975 — На всю оставшуюся жизнь — Фаина, операционная медсестра
1975 — Шаг навстречу — медсестра
1976 — Длинное, длинное дело — Маргарита Карловна Орлова, учительница французского языка
1976 — Сладкая женщина — Лида (Лидия Николаевна) Дядькина
1978 — Захудалое королевство (фильм-спектакль) — вдова Бартачкова, мать Гонзы
1978 — У меня всё нормально
1981 — Пропавшие среди живых — Вера Петровна, жена Сироткина
1982 — Ослиная шкура — приятельница Атаманши
1983 — Мой милый старый дом — Юлия
1984 — И вот пришел Бумбо… — гувернантка Сашеньки
1985 — Грядущему веку — Елизавета, продавщица спиртных напитков (3 серия)
1987 — Среда обитания
1992 — Третий дубль