Картина маслом...Василий Максимов - Всё в прошлом.
«Всё в прошлом» — картина русского художника Василия Максимова(1844—1911), оконченная в 1889 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 589). Размер картины — 72 × 93,5 см.
Идея о создании картины появилась у художника в 1866 году, когда он жил в деревне Шубино Тверской губернии. В 1880-х годах он написал ряд этюдов и эскизов для будущего полотна. Над самой же картиной Максимов работал в 1888—1889 годах в расположенной на берегу реки Волхов усадьбе Любша, которая в 1885 году по наследству перешла к его жене Лидии Александровне.
Работа над картиной была закончена в 1889 году. Полотно экспонировалось на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге и Москве. Картина Максимова «имела исключительный успех»; критик Владимир Стасов писал, что «это тема, чудесно взятая и чудесно переданная». В том же 1889 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым].
После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня. Чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, он многократно повторял эту картину, которая пользовалась популярностью у покупателей, — всего было написано более 40 авторских повторений.
Очень большое вам спасибо, Ирочка и Андрей!
Мне очень приятно)))
Вот еще один эскиз-1885 года
Портрет художника В. Максимова от художника Н. Ярошенко
Доброй ночи, Татьяна! Я про те картины, которые показаны в ролике. Они-то где? В запасниках, частных коллекциях или в провинциальных российских музеях? В ролике об этом ничего не сказано, а очень интересно! И "Сад при доме Третьяковых" -где он?
Сад Третьякова-выше смотри, там подписано)))
Галочка, я ж не в России живу-откуда мне знать, где,в каком городе или музее хранятся картины художника В.Максимова!
Все в прошлом-точно в Третьяковской галерее.
Думаю,что все они- в Третьяковской галерее, а там-кто знает, как ими начальство распорядится московское
Вон Андрей, автор поста,все знает-он расскажет))
Спокойной ночи!
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
«Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину.., — говорил Иван Николаевич Крамской, глубоко растроганный».
Этот отрывок из воспоминаний И. Е. Репина достаточно красноречиво характеризует творчество Василия Максимовича Максимова, одного из типичнейших представителей «передвижничества»
Товарищество передвижных выставок долгие годы являлось оплотом всего честного, передового, демократического в русском искусстве. А Максимов и по рождению и по всем симпатиям своим в жизни и искусстве был близок народу.
Художник пытался «отходить от «крестьянской темы» в таких картинах как «Метеринство»(1871г.)
Передвижная выставка 1906 года стала последней, в которой участвовал художник
Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений.
Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощеное воскресенье», но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу.
1 декабря 1911 года Василий Максимов умер в Санкт-Петербурге. Василий Максимов был похоронен на кладбище Васильевского погоста.
В 1957 году на ней был установлен новый памятник.
Андрей, доброй ночи
Спасибо за эту замечательную картину!
Ее очень любила моя мама...я вздрогнула, увидев на сайте эту картину-эта репродукция висела на стене в моем доме детства и юности......
"Она полулежит в кресле - остатке былой роскоши. Платье, капор, все это говорит о былом богатстве, увы, ныне потерянном....
Старушка дремлет, поддерживаемая подушкой, другая подушка, видимо ,с уже не существующего дивана,подложена под ноги.
Около кресла стоит стол, накрытый когда-то богатой, а нынче постаревшей скатертью. Для хозяйки поставлена фарфоровая чашечка, ваза и хлебница. На ступеньках деревянного дома, который раньше был флигелем для прислуги, сидит единственная крестьянка из дворни, которая не покинула хозяйку.
Там же стоит самовар, чайник и фаянсовая кружка в большой чашке. Даже сейчас эта грубая, большая кружка подчеркивает разницу в происхождении двух старушек, хотя что им сейчас делить? Ясно, что только бывшая служанка ещё поддерживает жизнь владелицы поместья.
Жизненные невзгоды заставили их поселиться в этом крестьянском доме, так и видишь, как, кряхтя и охая, поддерживаемая служанкой, идет старуха спать.
А над ними цветет сирень, и запах её проникает везде.
Весна.
Служанка вяжет носок, зимою будет приятно надеть его на зябнущие ноги.
У обеих женщин все в прошлом - балы и увеселения для одной, труд, труд, труд для другой.
Теперь им только и остается, что радоваться весеннему солнышку.
И вспоминать ушедшее прошлое.....
А вот эскиз картины В.Максимова
Василий Максимович Максимов (1844-1911 гг.) родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Родители его - из государственных крестьян. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди людей, которые в будущем придут в его картины. Как для большинства русских художников, круг ранних художественных впечатлений стал определяющим.
Это - устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них, а также русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного.
В своих «Автобиографических записках» Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова.
Позднее Максимов побывает в его доме, где впервые увидит живопись А.П.Лосенко, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского и будет удивляться живости нарисованных людей.
Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми, а раньше прадед его славился в деревне как грамотей.
Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность. Благоприятные для развития юного художника моменты - семейная грамотность, твердые нравственные устои и обычаи трудовой крестьянской семьи - очень скоро сменились противоположными, пытающимися сломать поэтическую душу мальчика. В шесть лет первое горе - смерть отца, в десять - смерть матери. Мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь».
Послушников, кроме пения, ничему не учили. И Максимов решается самовольно уйти из монастыря, едет в Петербург и поступает в иконописную мастерскую Пошехонова, где сталкивается с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убегает из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину; этот хозяин преследует за чтение, сжигает книги, но Максимов остается здесь на пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте.
Мальчик живет большой мечтой - учиться в Академии художеств. И чтобы заработать деньги на одежду, он успевает еще писать иконы и портреты местных мелких торговцев. Поистине, чтобы выстоять в таких условиях, не затеряться на трудных дорогах жизни, нужно было обладать упорством, внутренней устремленностью, жизненной силой.
Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии.
К занятиям Максимов приступил с благоговением и восторгом. Для него началось время стремительных успехов. Сначала за рисунок в головном классе он получил последний 69 номер, но уже в ноябре 1863 года первым номером за рисунок «Бойцы» был переведен из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников, среди которых были Савицкий, Поленов и Репин, Максимов был одним из самых первых.
7 января 1863 г. Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку нет отпускной от сельского общества) начинает занятия в Академии. К занятиям Максимов приступает с благоговением и восторгом, впервые - жизнь по зову души, без занесенного кулака. И потому неудивительна стремительность его успехов.
Сначала за рисунок в головном классе он получает последний 69 номер, но уже в ноябре 1963 г. первым номером за рисунок «Бойцы» переводится из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников (Савицкий, Поленов, Репин) Максимов был одним из самых первых.
Максимов часто пишет автопортреты, на котором мы не можем не остановиться: в нем видна вера художника в свои силы, самооутверждение наперекор пережитым и уже отброшенным унижениям (автопортрет был показан на выставке 1877 г.).
Этот холст многопланов по своему содержанию: знакомит с личностью автора, вводит в мир художника, говорит о его взаимоотношениях с миром. Луч света делает различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего. Свет скользит и словно запутывается в копне непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного, с мягкими чертами лица. Осанка юноши горделива, голова в смелом полуобороте на зрителя, в выражении лица чистота и открытость, душевный строй приподнят.
Художник молод, он еще только начинает жизнь в искусстве, и потому так привлекательны в нем гордая уверенность в себе и возвышенно чистый взгляд на мир. С автопортрета на нас смотрит человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность. Натура его тянулась ко всякого рода творчеству: он увлекался офортом, столь же самозабвенно занимался столярной работой - мастерил стулья, блюда, чаши. Наряду с романтической приподнятостью в портрете присутствует интимность. Наедине беседуя с собой, художник не скрыл мягкости своего характера, отметил уязвимость легко ранимой натуры. В этой несколько намеренной демонстрации независимости и уверенности в себе есть момент самоутверждения и желание скрыть беззащитность перед миром, судьбой, жизнью."
СЕТЬ.
Можно много еще чего рассказать о художнике В.Максимове,но целесообразнее сделать это в отдельной теме.
В благодарность за эту картину, которая так напомнила мне мой родительский дом,вам,Андрей, весенний пейзаж художника Максимова:
Сад при доме Третьяковых
Большое Спасибо!!!
ВАСИЛИЙ МАКСИМОВ