Картина маслом...Василий Перов - Дворник, отдающий квартиру барыне.
Перед нами картина Василия Перова под названием «Дворник, отдающий квартиру барыне». Здесь мы видим оборванного подвыпившего мужчину рабочего происхождения, который кричит на хорошо одетых дворянок. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Сначала давайте вспомним, кто такой дворник. В нашем привычном понимании — это человек, который подметает улицы, однако раньше эта профессия была более почётной. «Дворниками» называли содержателей постоялого двора или старост торгового дома.
Даже потом, когда дворники стали уборщиками, они выполняли гораздо больше функций, чем нынешние. Они следили за общественным порядком и даже имели свистки, чтобы оповещать городовых о нарушениях. Дворники были обязаны знать в лицо всех жильцов дома, а также запоминать, кто в какой квартире проживает. У вновь вселившихся жильцов дворники сразу же брали паспорта, чтобы отнести их в полицию для прописки.
Каждый определённый дом был закреплён за конкретным дворником, который и заботился о нём. Старший дворник физическим трудом почти не занимался и играл роль управдома. Он показывал сдающиеся квартиры, собирал с жильцов плату и обычно пользовался у них полным доверием. Ему свободно могли оставить ключи от квартиры, чтобы он поливал цветы, пока хозяева в отъезде.
На картине «Дворник, отдающий квартиру барыне» Перов изобразил дворника, который кричит на двух женщин явно дворянского происхождения. Что он хотел этим сказать? Художник хотел показать зрителю трагедию российского дворянства, часть которого не смогла оправиться после реформ.
Эти две барыни на картине, вероятно, обеднели и больше не в состоянии иметь собственное жильё. Они пришли в доходный дом, хозяин которого и направил их к дворнику. Маленькие домики дворников часто стояли во дворе больших доходных домов.
«Доходный дом» — это дом, построенный специально, чтобы сдавать в нём квартиры. На первых этажах чаще всего была магазины и офисные помещения, второй и третий этаж были барскими, на четвёртом этаже селилась интеллигенция, а пятые предназначались для самого бедного населения.
Дворник показывает женщинам, куда им надо идти. Он указывает пальцем наверх, то есть на верхние этажи дома, где расположено самое дешёвое и плохое жильё.
Часто в дворники попадали малограмотные и недалёкие люди, которые были выходцами из крестьян или военных. Таким мы видим и нашего главного героя. Мужчина явно пьян и очень недоволен тем, что его побеспокоили. Он с презрением смотрит на женщин и кричит на них. Дворник хочет унизить своих бывших эксплуататоров (несколько лет назад отменили крепостное право) и как бы указывает им на их место.
Перову, видимо, так понравился этот сюжет, что он повторил его в 1878 году.
Здесь дворник ещё более разъярённый, а на его табличке появилась ещё одна ошибка: КАДВОРНИКУ (на первой картине было КОДВОРНИКУ). Красный цвет рубахи делает его похожим на какое-то чудовище. Его дом более добротный: не просто деревянный, а с отделкой. А вот женщины на этой картине выглядят беднее: их шубы более дешёвые, мехов меньше, головные уборы значительно проще.
На рисунке "Как устроен доходный дом" читаем: "Большие барские квартиры в 10-15 комнат в бельэтаже снимали состоятельные господа. В таких квартирах вместо голландских печей в конце ХIХ века появилось электрическое отопление."
На мой взгляд этого не могло быть, так как электроэнергия была диковинным остродефицитным продуктом, её не хватало даже на освещение избранных объектов. На отопление нужно на порядок больше электроэнергии. В общем, какая-то неточность/опечатка.
А в остальном очень интересно, познавательно.
Андрей, спасибо! Интересный пост!