Хотелось бы узнать, кто как понимает смысл стихов Б. Окуджавы "После дождичка". Точнее, музыку каких оркестров "мирных лет" он имел в виду, которая проливалась в кровь "черными ручьями". Все-таки, по-моему, от приятной музыки излучаются светлые ручьи. Оку
Хотелось бы узнать, кто как понимает смысл стихов Б. Окуджавы "После дождичка". Точнее, музыку каких оркестров "мирных лет" он имел в виду, которая проливалась в кровь "черными ручьями". Все-таки, по-моему, от приятной музыки излучаются светлые ручьи. Окуджава Булат Шалвович После дождичка После дождичка небеса просторней, Голубей вода, зеленее медь. В городском саду флейты, да валторны. Капельмейстеру хочется взлететь. В городском саду флейты, да валторны. Капельмейстеру хочется взлететь. Ах, как помнятся прежние оркестры, Не военные, а из мирных лет. Расплескалася в уличках окрестных Та мелодия, а поющих нет. С нами женщины, все они красивы, И черемуха - вся она в цвету. Может жребий нам выпадет счастливый, Снова встретимся в городском саду. Но из прошлого, из былой печали, Как не сетую, как там не молю, Проливаются черными ручьями Эта музыка прямо в кровь мою.
Полностью согласен. Не знаю - слушали вы песню или читали стихи. Представьте: 1 куплет - Окуджава шел и услышал играющий в городском саду оркестр. И он вспомнил довоенные оркестры, довоенную жизнь и людей, которых он знал - второй, третий куплет. Одна только строчка: "С нами женщини - все они живые..." ни на какие мысли Вас не наталкивает? Значит, не все живы. В одном блокадном Ленинграде сколько погибших - кто от бомбежек, кто от голода.
А вобще - совет. Не пытайтесь искать в стихах логику. Песни и стихи слушайте душой, а не разумом. Поэты - такие же люди. Пришли в голову именно эти слова, созвучные со внутренним состоянием - то и записали
zis пишет:
Судя по-всему, "из мирных лет" - это довоенное время. Музыка напоминает автору о том времени, когда все были живы и счастливы. Прошла война, многие погибли. Петь уже никому не хочется (а поющих нет). Поэтому и воспоминания "проливаются черными ручьями", вызывая не радость, а тоску и печаль по безвозвратно потерянному...
Вы говорите "судя по всему" Нет там другой информации, по которой можно судить..... и можно только додумывать. Вам представляется, что это были довоенные оркестры. Не факт. Духовые оркестры звучали еще долго и после войны. И с другой стороны, мы ведь не будем сомневаться в мастерстве слова, оттенков и интонации самого Б. Окуджавы. А он говорит, что вот сейчас оркестр играет, мелодия растекается по переулкам, а поющих нет. Почему? Их физически нет или петь под эти черные музыкальные ручьи желания нет? Тогда что это за музыка?
nikis пишет:
Полностью согласен. Не знаю - слушали вы песню или читали стихи. Представьте: 1 куплет - Окуджава шел и услышал играющий в городском саду оркестр. И он вспомнил довоенные оркестры, довоенную жизнь и людей, которых он знал - второй, третий куплет. Одна только строчка: "С нами женщини - все они живые..." ни на какие мысли Вас не наталкивает? Значит, не все живы. В одном блокадном Ленинграде сколько погибших - кто от бомбежек, кто от голода.
А вобще - совет. Не пытайтесь искать в стихах логику. Песни и стихи слушайте душой, а не разумом. Поэты - такие же люди. Пришли в голову именно эти слова, созвучные со внутренним состоянием - то и записали
Жаль, что Вы не дочитали мой пост до конца. Там эти стихи приведены полностью, чтобы у нас при обсуждении не было разночтений и мы бы говорили об одном и том же. Вы не поверите, но он (Б.О.) даже не сомневается, что "женщины живые", он утверждает, что "все они красивы". И это наводит меня на мысль с ним абсолютно согласиться.
А что касается логики в стихах. Конечно,есть немало стихоплетов, графоманов и пр. Но к Б. Окуджаве это не имеет никакого отношения. ИМХО.
Читать стихи с поста достаточно непросто. Хоть Вы и обозначили заглавными буквами каждую строчку, но все равно напрягаешься, чтобы поймать ритм. Поэтому я просто взял с полки томик Окуджавы, нашел и прочитал это стихотворение там. Мне оно на душу легло так, как я описал. Но вобще, честно говоря, не люблю механических раскладок художественных произведений, как я попытался это сделать. Хоть музыку, хоть поэзию, хоть живопись - и многое другое в этом духе - каждый воспринимает по своему. И пытаться втюхать свое мнение другому человеку - это, думаю, неправильно.
Поэтому, скорее всего, на свой вопрос Вы ответа не получите.
nikis пишет:
. И пытаться втюхать свое мнение другому человеку - это, думаю, неправильно.
Поэтому, скорее всего, на свой вопрос Вы ответа не получите.
Да у меня вроде бы и не было попытки кому-то что-то втюхать.... Просто возник вопрос - как это следует понимать. Ведь, действительно, песня получает существенно различные интонации, если музыка все заливает черными ручьями, но никто не поет (поющих нет) или течет светлыми ручьями. а поющих - то и нет. Все-таки существенная разница.. Видимо Вы правы, ответ мог бы дать сам автор, но, к сожалению, его уже нельзя спросить.
Кстати - на счет втюхивать я имел ввиду себя, а не как Вас. Вы то просто задали вопрос, а я попытался свои ощущения именно "втюхивать" Вам. Видимо некорректно оформил свою мысль. Так что не обижайтесь
Ranast пишет:
Вы говорите "судя по всему" Нет там другой информации, по которой можно судить..... и можно только додумывать. Вам представляется, что это были довоенные оркестры. Не факт. Духовые оркестры звучали еще долго и после войны. И с другой стороны, мы ведь не будем сомневаться в мастерстве слова, оттенков и интонации самого Б. Окуджавы. А он говорит, что вот сейчас оркестр играет, мелодия растекается по переулкам, а поющих нет. Почему? Их физически нет или петь под эти черные музыкальные ручьи желания нет? Тогда что это за музыка?
"Судя по всему"... Ну а как еще можно ответить на вопрос "кто как понимает смысл стихов"? И по поводу времени исполнения. Оркестр играет в городском саду уже в послевоенное время. И погода хорошая, и капельмейстер старается, и женщины красивы... Вся эта картина напоминает автору прежнюю жизнь, вызывая печаль, тоску... Возможно и ручьи черные, потому как и тоска бывает черной. Мне все это так представляется.
zis пишет:
"Судя по всему"... Ну а как еще можно ответить на вопрос "кто как понимает смысл стихов"? И по поводу времени исполнения. Оркестр играет в городском саду уже в послевоенное время. И погода хорошая, и капельмейстер старается, и женщины красивы... Вся эта картина напоминает автору прежнюю жизнь, вызывая печаль, тоску... Возможно и ручьи черные, потому как и тоска бывает черной. Мне все это так представляется.
Да, я согласен с Вами, что душу угнетают воспоминания, навеянные игрой настоящего оркестра. Можно было бы предположить воспоминания о блокадных ленинградских оркестрах, но он совершенно определенно говорит, что "не военные, а из мирных лет". Значит, по-видимому, речь идет о довоенных оркестрах, оркестрах времен 30-х годов, с их специфическими трудностями..
Спасибо всем за участие в обсуждении.
Судя по-всему, "из мирных лет" - это довоенное время. Музыка напоминает автору о том времени, когда все были живы и счастливы. Прошла война, многие погибли. Петь уже никому не хочется (а поющих нет). Поэтому и воспоминания "проливаются черными ручьями", вызывая не радость, а тоску и печаль по безвозвратно потерянному...