Худшие исполнители каверов песен Высоцкого
Владимир Высоцкий – это имя в «эпоху застоя» являлось синоним «свободной творческой личности», олицетворением «глотка свободы».
Удивительная причуда бытия: то, что для Запада считалось бы парадоксом – для СССР являлось нормой. Судите сами: песни Высоцкого, практически, не выпускались на пластинках; гастроли не афишировались; на кинопробах приходилось преодолевать препоны из «мнений» чиновников от культуры… а популярность Владимира Высоцкого все равно оставалась заоблачной.
Всегда ценны личные воспоминания. Весной 1978 года, мне, тогда ещё подростку, совершенно случайно удалось побывать на концерте Высоцкого. И где бы вы думали? В заштатном городишке на юге Украины – Вольнянске.
С 28 апреля по 1 мая 1978 года артист был на гастролях в Запорожье. На весь полумиллионный город висела всего лишь одна афиша. Но зал Дворца спорта «Юность» забит под завязку. За давностью лет не могу достоверно поручится, но, по-моему, вместе с Высоцким выступал актёр Иван Бортник – читал стихи.
Накануне 1 мая к организатору концертов обратились представители партийного руководства и ультимативно потребовали: во-первых – согласовать репертуар (не секрет, что публика шла на концерт послушать цикл шуточных песен); во-вторых – отменить дневные концерты 1 мая. Партайгеноссе справедливо полагали, что народ предпочтет выступление Высоцкого, хождению под красными флагами.
Насчет согласования репертуара, ответственные «товарищи» были посланы подальше, но концерты на время политических шествий в областном центре всё же пришлось отменить.
Что делать?
По воспоминаниям местных журналистов, антрепренер предложил артисту выступить в другом месте, выжать из «запрещенных пяти часов» коммерческую пользу. В получасе езды на автомобиле располагался город Вольнянск – рванули туда. Кстати, и исполнитель песен и организатор концертов вступили в прямой конфликт с законом. Этот город не был в гастрольном графике, давать платный концерт они тоже не имели права. Выкрутились! Помню, вместо билетов, продавали в кассе проштампованные открытки по 10 рублей (при том, что билеты на концерт в «Юность» стоили всего пятерку) – они выступали контрамаркой. Первомайская демонстрация в Вольнянске была сорвана. Меня вместе с толпой занесло в зал, никаких мест указано не было – люди садились на кресла, которые успевали занять, в проходах – битком. Милиции на концерте не было.
Как-то незаметно на сцене появился Владимир Семенович – одет он был в модные клешеные джинсы и джемпер болотного цвета. Произнес «Добрый вечер, друзья!» и сразу запел «Я не люблю…». Никакой «звездной болезни» - полтора часа он не просто исполнял песни, он общался со зрителями. Некоторые записывали его на магнитофоны – певец не противился этому. Прозвучали «Кони привередливые», «Песенка о мангустах», «Тот, который не стрелял», «Песенка о переселении душ»… и, конечно же, те самые «шуточные». Высоцкий буквально изливал энергию в зал.
Я находился сбоку от сцены, и мне был виден стул за кулисами – на нем стояла бутылка минералки и лежала открытая пачка «Мальборо»…
Прошли десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в далекие 70-е. Видимо, таков удел таланта.
Скажу так, если человек вживую слышал Высоцкого, побывал на его концертах, то каверы в исполнении других певцов он просто не будет воспринимать. Хотя, есть редкие исключения, например, достойно исполняет «Татуировку» Гарик Сукачев. Удивительно попал в тему Сергей Безруков - «На Большом Каретном» в его исполнении звучат замечательно.
И все же, песни Высоцкого мало кому удаётся исполнить так, как задумывал их сам АВТОР. В этом-то и кроется проблема все тех, кто пытается перепеть и «переосмыслить» на свой лад его творчество. Вот слушаешь их, а подсознание постоянно накладывает сверху хриплый вокал Владимира Семеновича…
Лично мне не нравится, как «спели под Высоцкого»:
Лицей – «Песенка про Жирафа»
Сергей Шнуров – «Почему аборигены съели Кука»
Григорий Лепс – «Разбойничья»
Ольга Кормухина – «Я не люблю»
Диана Арбенина – «Беда»
Группа «Сплин» - «На братских могилах…»
Безруков, Сурганова, KняZz & Casual – «Певец у микрофона».
Мне эти каверы не нравятся, а другим, возможно, они пришлись по вкусу.
Ну насчет Кормухиной я бы поспорил, исполнение классное, просто хардроковое прочтение.
Владимир, так это другой вопрос ( не то, что плохо спела, а не надо было петь), конечно авторская песня это особая категория, но в популярной музыке немало примеров, когда оригинал на порядок уступал перепевке (я не имею ввиду данный случай) и мы, меломаны, очень признательны этим перепевкам.
Рвать душу не каждому дано...у Гарика как и у Владимира это от природы, от судьбы... а "исполнителей" было есть и будет великое множество. Тем ценнее РОДНИК.
Очень удобно ТАК интерпретировать слова Высоцкого....
А "чтобы не было недостатков" в советском прошлом - его вообще не должно было быть. Этого совка... Там нечего было улучшать. Только с корнем уничтожить...
Главное - не сравнивать каверы на Высоцкого с исполнением самим Высоцким. Воспринимать песни как песни, а не как песни Высоцкого. Тогда некоторые вещи можно слушать вполне без содрагания и даже где-то с интересом.
И уж, конечно, не стОит переводить музыкальную тему в плокость политики. Высоцкий был вне политики, в общем-то. Он и политика даже не сожительствовали - просто жили отдельно друг от друга. Высоцкий мог это себе позволить.
Детство у меня было прекрасное и обеспеченное. Но я всегда умела ДУМАТЬ и СОПОСТАВЛЯТЬ. А злобы нет никакой...
А у меня неприятное впечатление от пластинок-дисков , выпущенных после смерти Высоцкого в середине 80-х.
Ужаснейшая инструментальная аранжировка. Казалось, что все эти инструменталисты между собой спорили и дралИсь, кто больше произведет звуков и тем самым больше получит славы и гонорар.
На мой вкус просто отвратно звучало.
Аккуратней с музыкальным украшательством в произведениях БАРДА – Владимира Высоцкого.
Статью написал по воспоминанием Яков Иванов, но я полностью с ним согласен