Кира Смирнова
Кира Петровна Смирнова — советская и российская артистка эстрады, пародистка, исполнительница лирических песен и романсов, актриса. Заслуженная артистка Российской Федерации.
Родилась 5 мая 1922 г., Калуга.
Умерла 4 января 1996 г. (73 года), Москва.
Выросла в музыкальной среде, рано научилась играть на гитаре и фортепиано. После переезда в Москву окончила школу (июнь 1941 года) и поступила на завод, выпускавший гранаты. Принимала участие в заводской самодеятельности, где её заметил режиссёр М. Альтшуль. Он пригласил Смирнову в руководимый им фронтовой театр, в котором она выступала в годы Великой Отечественной войны — играла в скетчах, танцевала, пела сатирические куплеты и лирические песни, исполняла пародии. После войны работала корректором в газете «Московский комсомолец».
С начала 1950-х годов выступала с пародиями (большинство были написаны её мужем — детским поэтом и переводчиком Борисом Заходером). За пародийный номер «У попа была собака» (на Клавдию Шульженко, Александра Вертинского, Рашида Бейбутова и Людмилу Лядову) получила премию на первой Театральной весне (1956). Начав с имитации конкретных артистов, Смирнова перешла к сатирическому показу всевозможных штампов, наигрыша, вульгарности, пошлости в искусстве. Её обозрение конца 1950-х годов «По театрам и концертным залам» было включено в программу Московского мюзик-холла «Когда зажигаются звёзды» (1960).
Великолепная актёрская техника, от природы поставленный голос, тонкий вкус и музыкальность помогали актрисе создавать острые, гротесковые «портреты» осмеиваемых явлений, доводя их до карикатуры (например, киноартист, сыгравший палочку Коха в фильме «Жизнь микроба», но претендующий на роль «звезды»).
В начале 1960-х годов Смирнова меняет амплуа и начинает исполнять лирические песни и городские романсы. Одной из первых не-пародийных программ была: «Кира Смирнова поёт песни Новеллы Матвеевой» (1964) — поэтессы и барда, которую артистка фактически открыла для широкой публики.
В 1962 году гастролировала в Париже с Московским мюзик-холлом, а затем в 1964 году по приглашению директора парижской «Олимпии» Б. Кокатрикса выступала там с сольным отделением.
На протяжении 1990-х годов неоднократно участвовала в передаче Э. Успенского «В нашу гавань заходили корабли» на Радио России.
Роли в кино:
1967 — Арена
1972 — Стоянка поезда — две минуты — Глафира Мироновна
1978 — Шла собака по роялю — Баба Маланья
Озвучивание мультфильмов:
1966 — Про злую мачеху — незнакомая бабушка
1979 — Волшебное кольцо — Маремьяна
1986 — Архангельские новеллы — Перепелиха, Апельсин (Союзмультфильм)
1988 — Смех и горе у Бела моря
1994 — Фантазёры из деревни Угоры — Баба Яга
Дискография:
Песни Новеллы Матвеевой:
Кисть художника; Ах, как долго; Жил кораблик; Видишь, зелёным бархатом; С чемоданом; Дождь, дождь осенний; Поскорей наполним; Раз весёлые цыгане; В тиши весенней; Возле речной волны; Летняя ночь была; Ой, Миссури; Набегают волны синие; В закатных тучах. М.: фирма грамзаписи «Мелодия», 1964.
Зайка-почтальон: музыкальная сказка (роль Сороки). Фирма грамзаписи «Мелодия», 1979.
Происшествие в стране мульти-пульти (музыкальная сказка Аркадия Хайта). Фирма грамзаписи «Мелодия», 1982.
В нашу гавань заходили корабли (песни городских дворов и окраин):
Журавли над Колымой, Когда в море горит бирюза, Эта роща, Трошка (с Григорием Гладковым), Я иду по не нашей земле, Есть в Боливии маленький дом, Чуйский тракт (с Григорием Гладковым), Маруся отравилась, Жена алкоголика, Пролетарочка, Вам никогда не позабыть меня, Девушка из Нагасаки, Сестрица, Бублики (с Зиновием Гердтом), Девушка из маленькой таверны. М.,1995.
Игра в классиков (песни на стихи Андрея Усачёва), 2003.
Сегодня прозвучат у нас и пародии, и романсы, и песни из серии "В нашу гавань заходили корабли", концертные, студийные и домашние записи разных лет. А также любимые песни Киры Смирновой на стихи Новеллы Матвеевой.
Все, что зрители обычно слышали на концертах Киры Смирновой, исполнялось так легко, свободно, с таким мастерством, что не сразу понималось «Как же это трудно и какая огромная работа скрывается за видимой легкостью!» Во многих странах знают певицу Киру Смирнову. Ее часто спрашивали на концертах и в личных беседах: "Почему вы начали свою вторую жизнь в искусстве с пародии, а не с вокальных выступлений?" «Действительно, — отвечала она, — я пою с тех пор, как помню себя. Но после войны я оставила сцену — работала в редакции «Московского комсомольца», кончила полиграфический институт, растила дочку. В свободные минуты училась петь. Но свободных минут было так мало! А когда наконец я решилась вернуться на сцену, не было своего репертуара. Копировать «звезд» не хотелось. Пародии? Пародии были, скорее, продолжением начатого на фронте...».
Здесь я позволю себе небольшое отступление. Помните стихотворение К. Симонова «Встреча на чужбине»?
«Приходит женщина, совсем со сна,
На босу ногу туфли — и с гитарой,
И вот уже поет, поет она.
Начав с какой-то песни, с самой старой.
Про дом, про степь, про снег, про ямщика —
Она щемит и сердце рвет на части,
Но это ж наша, русская тоска,
А на чужбине и она — как счастье».
Это стихотворение Симонов написал во время войны. А спустя двадцать лет, в День Советской Армии, телезрители стали свидетелями необычной встречи. Борис Слуцкий прочитал «Встречу на чужбине» и обратился к Симонову: «А вы помните, кто тогда пел эту песню?». «Пел кто-то, а лица не помню», — ответил Симонов. «Кирочка, — попросил Слуцкий актрису, — спойте Константину Михайловичу, то, что вы пели тогда...».
Кира Петровна взяла гитару. Телезрители могли догадаться, что на студии произошло что-то, не предусмотренное программой: видели, как дрогнул Симонов — узнал. Кира Смирнова пела «Песню военных корреспондентов» К. Симонова, а потом Смирнова-пародистка не удержалась и «изобразила», как эту песню, почти без всякого мотива, пел сам поэт. И Константин Михайлович смеялся до слез, вернее, смеялся и плакал. Время передачи истекало, и все участники встречи «сложились» и отдали Кире Петровне по минуте, чтобы не прерывать ее. Так через двадцать лет Симонов познакомился с героиней своего стихотворения...
Кира Смирнова. Музыкальная пародия на Леонида Утесова "Пой песню, пой" (1966)
Белка!!!
Как это там у Булгакова:
"Я в восхищении!"
О Кире Смирновой- наслышана,все замечательно,все-мое))))
Спасибо тебе за фонограммы,за песни,за авторов этих песен,за темы!!!
(Слушаю сейчас-Чистые пруды А.Городницкого,которого я обожаю,и радуюсь,что на сайте опять есть Белочка дорогая!)
Спасибо-спасибо-спасибо!
Еще много раз вернусь в этот замечательный пост!
(Ты нигде не слышала"Девушка из харчевни"Н.Матвеевой в исп.Киры Смирновой-хотелось бы послушать.люблю эту песню Н.Матвеевой...)
Белка,ну какая ж ты молодчик-неожиданная и замечательная со своими постами! Дворовые мои любимые,и не только)))
Просто россыпь замечательного ретро Киры Смирновой!
ПАМЯТИ КИРЫ СМИРНОВОЙ
-Черный Ворон-ПРО РАЗЛУКУ.......
Да, Таня, я не нашла "Девушку из харчевни" в исполнении Киры Смирновой. Возможно, она есть в концертных видеозаписях, коих множество. Жаль, конечно...
Но нашла любопытные рассуждения писателя Максима Ефимова - "О различных версиях исполнения "Девушки из харчевни" Новеллы Матвеевой":
Я послушал различные варианты исполнения её "Девушки из харчевни". Самый проникновенный и слезливый - в исполнении Новеллы Матвеевой.
Татьяна Доронина спела как и подобает мощной драматической актрисе, которая по гвоздям напрасно не тоскует, но сама вбивает, если надо, последний гвоздь в крышку гроба. Таких, как Доронина, не бросают.
Елена Камбурова спела эффектно, голосовые модуляции вызывают восхищение. Исполнение рассчитано на "Wow".
Вероника Долина создала образ немного аутичной женщины не от мира сего, которая разговаривает сама с собой. Очень оригинально выглядит это лёгкое умопомешательство. Надеюсь, это был действительно только образ.
Людмила Катерисова просто хорошо спела, жонглируя голосом, вызывая состояние светлой грусти.
Пение Юты скорее годится в качестве музыкального фона.
Марина Туева мило исполнила, без изысков, но с душой. Я думаю, что наедине с ней очень интересно, душевно комфортно, мгновенно создаётся нужный эмоциональный фон. Захотелось поцеловать.
Мужикам эту песню петь не надо.
------------------------
В этой же статье он приводит отзыв о Кире Смирновой и ее исполнении песни "Девушка из харчевни", но, к сожалению, не указывает автора этих слов:
Песни Новеллы Матвеевой одно время исполняла со сцены артистка Кира Смирнова. Я была на одном таком концерте. Там я впервые услушала эту песню: Любви моей ты боялся зря... Кира исполнила ее с большим чувством. Зал несколько секунд молчал. А потом в тишине мужской голос выкрикнул: Браво! Кира переждала аплодисменты и восторженные выкрики и сказала: - Самая большая награда для этой песни, что первым "Браво!" крикнул мужчина.
Интересное дополнение
Ну,нету да и нету варианта с Кирой,переживем как-нибудь))
Сколько их, песен-потеряшек:очень много
Посмеялась:"мужикам эту песню петь не надо".
Если б Киркоров с Басковым спели-а А.Хочинский и В.Федоров-замечательный актерский дуэт,никакой двусмысленности))
Жаль Хочинского-красавчик и обаяшка,пел прекрасно -рано ушел...
Хороший пост,Белочка,с удовольствием слушаю, спасибочки.
Будь здорова-самое главное.
Всегда неожиданная Кира Смирнова
Кира Смирнова обладала несомненной способностью имитировать. Но интересно, что именно этим даром она не всегда пользовалась, исполняя пародии. Главное для нее не подражание. У Смирновой-пародистки задачи более широкие и более осмысленные — создать не конкретный, а обобщенный пародийный образ, подметить отрицательные, достойные осмеяния явления в театре и на эстраде.
Наблюдательность, умение мгновенно перевоплощаться — одна сторона успеха. Другая, может быть, более существенная — незаурядные вокальные данные актрисы, ее безупречная музыкальность. Мастерство Киры Смирновой как исполнительницы пародий получило высокую оценку зрителей. Они открыли в ней отличную пародистку, а для нее пародии явились своеобразным вступлением к дальнейшему творчеству. Как-то так повелось, что от Смирновой чуть ли не в каждом концерте стали ждать неожиданного, нового. В этом и высокая оценка таланта, и большая трудность: попробуй удивить, если все настроились только на неожиданное.