- Комиссаржевская Вера Федоровна Дата рождения: 8 ноября 1864 года Дата смерти: 23 февраля 1910 года
Биография Веры Федоровны Комиссаржевской
Комиссаржевская Вера Федоровна - актриса. Родилась в семье знаменитого оперного певца Мариинского театра. Из-за частых переездов и непоседливого характера переменила несколько гимназий и не получила систематического образования. Развод родителей, собственный неудачный брак заставили пережить тяжелую жизненную драму, испытать неудовлетворенность собой.
В 1887 Комиссаржевская брала уроки актерского мастерства у артиста В.Н. Давыдова и у своего отца. В 1889 дебютировала на любительской сцене Петербурга. В Москве участвовала в спектаклях любительской драматической труппы Общества искусства и литературы, руководимого К.С. Станиславским.
Профессиональную деятельность в театре Комиссаржевская начала в провинции:
"Я нашла цель, нашла возможность служить делу, которое всю меня забрало". В 1896 Комиссаржевская была приглашена в Александрийский театр Петербурга, где приобрела известность искренностью, эмоциональностью, глубиной чувств. Славу ей принесла роль Нины Заречной в пьесе А.П. Чехова "Чайка".
Она сумела стать властительницей дум своего поколения. Мечтая создать театр демократической интеллигенции, найти новые средства сценической выразительности, Комиссаржевская в 1904 основала в Петербурге свой театр, где ставили пьесы Горького, Чехова, Ибсена.
Вместе с В. Э. Мейерхольдом искала новые стилевые возможности, играя А. Блока, М. Метерлинка, Ф. Сологуба и др. Но руководитель театра из нее не получился. Как писала одна из исследовательниц ее творчества, "поиски Комиссаржевской отмечены постоянной самоизменой. Ее путь - не усовершенствование, а отрицание предыдущего. Отрекаясь от старого, она начинала сызнова на пустом месте".
Ее мечты создать школу-студию для актеров будущего совершенного искусства не успели воплотиться в жизнь. Она умерла в гастрольной поездке, заболев оспой. Талант и вера в свою нравственную миссию преобразить духовный мир современников позволили Комиссаржевской вписать новую страницу в историю русского театра.
Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П. Коммиссаржевского . В 1883 году Коммиссаржевская вышла замуж за художника графа В.Л. Муравьева , но в 1885 году рассталась с ним. Дебютировала в Петербурге на сцене Морского собрания. В 1892 году в Москве в любительском спектакле Коммиссаржевская сыграла в "Плодах Просвещения". Видевший ее Киселевский устроил ей приглашение в труппу Н.Н. Синельникова в Новочеркасске; затем она играла в Озерках, близ Петрограда, и в Вильне.
В 1896 году дебютировала на Александринском театре в Петрограде в роли Рози ("Бой Бабочек") и играла на этой сцене, с постоянно возраставшим успехом, до 1902 года. Сезоны 1902 - 1904 годов Коммиссаржевская посвятила поездкам по России, после чего открыла свой театр в Петрограде (в Пассаже). В 1905 - 1906 году политические события отвлекли публику от театра, но Коммиссаржевская возобновила начатое ею дело в театре на Офицерской. Здесь она отдается борьбе за новые пути и формы театра и за новые цели искусства.
История жизни Веры Федоровны Комиссаржевской
В октябре 1909 года она предприняла новую поездку по России. 10 февраля 1910 года, в Ташкенте, Коммиссаржевская умерла от оспы. В фойе Александринского театра поставлен ее бронзовый бюст. Творчество Коммиссаржевской отмечено прямотой и искренностью. Она была чужда позы, манерничанья, рутины. Ее реализм был далек от натурализма, от фотографического изображения действительности; он сочетался с изумительной нежностью, мягкостью и изяществом.
Похороны Комиссаржевской.
Чувство меры помогало Коммиссаржевской счастливо преодолевать все препятствия, представляемые требованиями реализма. Она делала одинаково близкими зрителю как образы действительности, так и образы, взятые из мира поэтической фантазии: не только Рози, Клерхен ("Гибель Содома"), Ларису ("Бесприданница"), Магду ("Родина") и Нору, но и Снегурку и сестру Беатрису. Коммиссаржевская не изображала и не могла изображать отрицательные типы. Дарование ее было лирическим; она не столько перевоплощалась в изображаемое лицо, сколько приносила в каждый образ черты ее собственной души. По содержанию, а отчасти и по манере, творчество Коммиссаржевской распадается на три этапа. В первом периоде своей артистической деятельности, до весны 1902 года, Коммиссаржевская была по преимуществу художницей безропотного женского страдания; общечеловеческое страдание оставалось за пределами ее искусства.
Новые ноты зазвучали, когда Коммиссаржевская сыграла Марикку ("Огни Ивановой Ночи"), протестующую против нелепости жизни, стремящуюся порвать цепи пошлости. Этот протест в Магде и Норе делается основной нотой нового периода творчества Коммиссаржевской; она не меньше трогает, но больше волнует и увлекает. В последнем периоде Коммиссаржевская становится лицом к лицу с мировыми задачами, с высшими тайнами бытия. Но средства старого театра для этого не пригодны. Коммиссаржевская ищет новых средств, новых форм. То принимая символику и стилизацию Мейерхольда, то, разочаровываясь в них, Коммиссаржевская стремилась к "упрощению" театра, к уменьшению роли декораций и обстановки, в надежде "освободить" актера и поставить зрителя в непосредственное общение с душой актера.
Могила Комиссаржевской на Тихвинском кладбище в Петербурге. Скульптор — Мария Диллон
Ее творчество бледнело, а если иногда вновь вспыхивало былым пламенем ("Сестра Беатриса", "Пелеас и Мелизанда", "Франческа"), то это случалось не благодаря новым формам театра, а вопреки им, когда талант артистки, опрокидывая режиссерские перегородки, возвращался к прежнему реализму тона и лирике переживаний. Незадолго до смерти Коммиссаржевской появилось ее "Отречение", - письмо к товарищам, в котором она сообщает о своем намерении оставить сцену. "Я ухожу, - пишет она, - потому что театр в той форме, в какой он существует сейчас, перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал казаться мне верным".