- Копелян Ефим Захарович Дата рождения: 12 апреля 1912 Дата смерти: 6 марта 1975
Сквозь толщу лет придут с киноэкрана
Герои сыгранные Копеляном
К потомкам на свидание и суд;
Кто как и мы, сегодня, отдадут
Почтенья дань великому актеру.
Он в жизни был неповторим, вне спора:
Манерами и редким обаяньем,
И внешностью, и голоса звучаньем,
Блестящим лёгким перевоплощеньем
Достойным похвалы и восхищенья!
Миллионер, купец, или боярин,
Добряк, подлец, или рабочий парень,
Как в Копеляна облике являлись-
Такими навсегда запоминались.
За мастерство артист - универсал
Любовь коллег и зрителей снискал
И стал в киноискусстве, истый гений,
Как образец для новых поколений!
Александр Суворов
Заслуженный артист РСФСР (22 июня 1957).
Народный артист РСФСР (23 апреля 1965).
Народный артист СССР (14 сентября 1973).
ВКФ (1968, Вторая премия за лучшую мужскую роль, фильм «Николай Бауман»).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976 год — посмертно) — за чтение авторского текста за кадром в фильме Т. М. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Творчество:
Роли в театре:
Избранные роли
1935 — «Жизнь и смерть короля Ричарда III» по трагедии У. Шекспира «Ричард III». Постановка К. К. Тверского — лорд Грей
1938 — «Кубанцы» В. Ротко. Постановка Б. А. Бабочкина — Зозуля, Чернышенко
1946 — «Под каштанами Праги» К. М. Симонова. Постановка Л. С. Рудника — Юлий Мачек
1948 — «Давным-давно» А. К. Гладкова. Постановка П. К. Вейсбрёма — Фош
1949 — «Девушка с кувшином» Лопе де Вега. Постановка А. В. Соколова — Мартин, слуга
1951 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Постановка И. С. Ефремова — Елисатов, Швандя
1952 — «Яблоневая ветка» B. А. Добровольского и Я. Смоляка. Постановка А. В. Соколова и Е. З. Копеляна — Блицын
1952 — «Достигаев и другие» М. Горького. Постановка Н. С. Рашевской — Мокроусов
1952 — «Рюи Блаз» В. Гюго. Постановка И. С. Ефремова — дон Сезар де Базан
1953 — «Пролог» А. П. Штейна ; постановка А. В. Соколова — Игнатий
1956 — «Шестой этаж» А. Жери. Постановка Г. А. Товстоногова
1956 — «Когда горит сердце» В. П. Кина; режиссёр И. П. Владимиров — Майба
1958 — «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи. Постановка Г. А. Товстоногова — Марио Арманди
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина. Постановка Г. А. Товстоногова — Александр Петрович Ильин (первый исполнитель роли)
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Постановка Г. А. Товстоногова — Балтиец
1961 — «Не склонившие головы» по пьесе Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью». Постановка Г. А. Товстоногова — Джексон
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; . Постановка Г. А. Товстоногова — Платон Михайлович Горич
1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановка Э. Аксера — Эрнесто Рома
1965 — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе. Постановка Р. С. Агамирзяна — Илларион
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногов — Александр Игнатьевич Вершинин
1967 — «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила. Постановка Г. А. Товстоногова — Джеймс Тайрон
1970 — «Третья стража» Г. А. Капралова и С. Туманова. Постановка Г. А. Товстоногова — Савва Тимофеевич Морозов
1972 — «Ханума» А. А. Цагарели. Постановка Г. А. Товстоногова — Микич Котрянц
1975 — «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Постановка Г. А. Товстоногова — Евгений Тулупов
Работы на телевидении:
1960 — Третья, патетическая — Лавруха Куманин
1961 — Гром на улице Платанов, телеспектакль — Блейк
1963 — Далёкое, телеспектакль — Малько
1963 — Зима тревоги нашей, телеспектакль — Марулло
1963 — Рембрандт, телеспектакль — Рембрандт
1964 — Совесть не прощает, телеспектакль — Нурдин
1965 — Жизнь Галилея, телеспектакль — Галилео Галилей
1965 — Обещание счастья, телеспектакль — рассказчик
1965 — Страх и отчание в Третьей империи, телеспектакль — муж
1966 — Расточитель, телеспектакль — Князев
1967 — Доктор Стокман, телеспектакль — Стокман
1969 — Смерть Вазир-Мухтара, телеспектакль — Алаяр-хан
1972 — 31-й отдел, телеспектакль — Иенсен, комиссар полиции
1974 — Ты мне только пиши, телеспектакль — Гервасий Васильевич
Фильмография:
1932 — Ошибка героя
1941 — Танкер «Дербент» — рулевой
1941 — Боксёры — Кандахчан
1949 — Александр Попов — маркиз Соляри
1952 — Джамбул — А. И. Микоян
1955 — Овод — начальник погранзаставы
1956 — Пролог — поп Гапон
1956 — Без вести пропавший — командир (в титрах не указан)
1956 — Старик Хоттабыч — буровой мастер Джафар Али Мухаммедов
1956 — Искатели — Воронин
1957 — Хождение по мукам — казачий есаул
1958 — Балтийская слава — Сусликов
1958 — Кочубей — Г. К. Орджоникидзе
1958 — В дни Октября — Л. Д. Троцкий
1958 — Мистер Икс — поклонник Теодоры (в титрах не указан)
1961 — Самые первые — Рубен Григорьевич
1962 — 713-й просит посадку — фармацевт
1962 — В мёртвой петле — Анатра
1962 — Молчат только статуи — Смит
1963 — Всё остаётся людям — Филимонов
1964 — До свидания, мальчики! — жестянщик
1964 — Сон (укр.)русск. — Прехтель
1965 — Авария — Григорий Иванович, главный прокурор области
1965 — Время, вперёд! — Налбандов
1965 — Как вас теперь называть? — Кольвиц
1965 — На одной планете — испанский посол
1966 — Неуловимые мстители — атаман Бурнаш
1966 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — генерал Бачхаров
1966 — Залп «Авроры» — Л. Д. Троцкий и полковник Радомыслов
1967 — Бабье царство — Каспар
1967 — Николай Бауман — меценат С. Т. Морозов
1967 — Особое мнение — Ключарёв
1967 — Софья Перовская — министр М. Т. Лорис-Меликов
1967 — Новые приключения неуловимых — атаман Бурнаш
1968 — Гроза над Белой — Ханжин
1968 — Интервенция — Филипп
1968 — Крах — Вячеслав Рудольфович Менжинский
1968 — Мёртвый сезон — Смит (дублирование)
1968 — Наши знакомые — Дорн
1968 — Ошибка резидента — Сергеев, генерал КГБ
1969 — Её имя — Весна — Тураханов
1969 — Опасные гастроли — Бобруйский-Думбадзе
1969 — Преступление и наказание — Аркадий Иванович Свидригайлов
1970 — Судьба резидента — Сергеев, генерал КГБ
1970 — Сердце России — Рябцев
1970 — Мир хижинам — война дворцам — Гервасий Драгомирецкий
1970 — Чайка — Евгений Сергеевич Дорн
1971 — Даурия — Елисей Каргин
1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — Бурнаш
1971 — Егор Булычов и другие — Василий Достигаев, компаньон Булычова
1972 — Хроника ночи — Лунс
1972 — Тайник у Красных камней — Джафар
1972 — Свеаборг — полковник Александр Дмитриевич Нотара
1973 — Гроссмейстер — Учитель
1973 — Семнадцать мгновений весны — голос за кадром
1973 — Докер — Старшой
1973 — Вечный зов — Михайло Лукич Кафтанов
1973 — Крах инженера Гарина — Гастон Леклер, Утиный Нос
1973 — Старая крепость — отец Григоренко
1973 — Открытая книга — Максимов
1973 — Это сильнее меня — Стармех
1974 — Исполняющий обязанности — архитектор Бадалян
1974 — Повесть о человеческом сердце — Николай Николаевич Бурцев, ректор, академик, генерал-полковник медицинской службы
1974 — Последний день зимы — Маврин
1974 — Соломенная шляпка — Бопертюи
1974 — Северный вариант — министр
1975 — Ольга Сергеевна — директор института
1975 — Ярослав Домбровский — Князь Бейбутов
Спасибо, Альбина. Великолепный артист-что еще можно сказать....
Во время съемок «17 мгновений весны» Ефим Копелян шутил, что его следует называть Ефим Закадрович. Без его удивительного голоса, который звучал в фильме, картина была бы совсем другой.
И Татьяна Лиознова, пригласившая Копеляна для чтения закадрового текста, прекрасно это понимала. Позже она рассказывала:
«Я позвонила в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его читать авторский текст.
Работать с ним было наслаждением».....
Великий Товстоногов сказал в день кончины Копеляна:
Из театра ушла СОВЕСТЬ.....
Товстоногов и Копелян....
Актер и режиссер Артем Карапетян рассказывал о Копеляне:
Однажды, вспомнив о попытке пригласить Копеляна на роль Камо, я спросил Фиму, откуда у него такая странная фамилия.
– Вероятно, – ответил он, – мои предки носили фамилию Каплан, но так как для евреев существовала черта оседлости, то, чтоб избежать ее, стали называться Копелянами. А впрочем, Бог его знает, почему.
– И у тебя совсем нет армянской крови? – спросил я.
– Ни капли.
– Ни со стороны родителей, ни со стороны бабушек и дедушек? – допытывался я.
Копелян рассмеялся:
«Знаешь, наш разговор напомнил мне один анекдот.
В поезде едут еврей и китаец.
Еврей спрашивает китайца: «Скажите, вы случайно не еврей?»
«Нет, я китаец»
. «А папа ваш не еврей?»
«Нет, папа тоже китаец».
«А мама?»
«И мама китаянка».
«А может, отец мамы был еврей?»
– продолжал он донимать китайца, и когда тому это надоело, он, чтобы отделаться от назойливых вопросов, сказал:
«Да, да, я еврей!!!!!!»
«Что вы говорите? – удивился еврей. –
А вам никто не говорил, что вы очень похожи на китайца? )))))
Мы посмеялись, и вопрос о национальности Копеляна был исчерпан…
Во время одной из встреч Фима рассказал, как репетировали в БДТ спектакль «Скованные одной цепью». Фабула пьесы заключалась в том, что два человека – негр и белый расист – оказались пленниками, которых сковали одной цепью, определив им общую рабскую судьбу.
Ненавидя друг друга, они обречены быть вместе. Совершив побег, эти двое вынуждены действовать совместно. В результате общая беда примиряет врагов.
Репетируя пьесу, Ефим Копелян и Павел Луспекаев, игравшие двух героев, связывали себя за руки и подолгу бегали по лестницам театра, после чего изможденные, достигнув соответствующего физического состояния, выходили на сцену репетировать эпизоды побега. Разумеется, на спектакле бегать уже не приходилось, но эмоциональная память помогала сохранить физическое состояние, наработанное во время репетиции.
Такую изнурительную репетицию придумал Павел Луспекаев – замечательный артист, блистательно сыгравший таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни».
– Кстати, в отличие от меня, Луспекаев наполовину армянин, – сказал Фима. – Мама у него казачка, а папа армянин.
Так что вычеркивай меня из армян, а взамен бери Луспекаева, не прогадаешь.)))))
Е.Копелян (Джексон), П.Луспекаев (Галлен).
Альбина, спасибо! Ведь правда, человека нет уже больше 40 лет, а его самого и роли, которые он сыграл, помнят и любят и сегодня... С детства помню все его большие роли, и "Баумана", и "Даурию" и "Опасные гастроли", и "Вечный зов", и "Неуловимых", конечно... Вечная память Ефиму Захаровичу!
Елена, Вероника, Виктор, огромное вам спасибо за комментарии, за поддержку!
Какой же душевный пост! Печальные ностальгические но такие теплые чувства вызывает! Спасибо Альбина!
И стал в киноискусстве истый гений,
Как образец
для новых
поколений!
Вздохнешь только и подумаешь об ушедших великолепных актерах:какие мы счастливые,что они были в нашей жизни!
Спасибо еще раз, Альбина!
Ну, Альбина,с наступающим добрым утром!))
Спасибо тебе, спасибо за Ефима Копеляна!
Ефим Копелян родился в небольшом городке Речице, одном из старейших городов Белоруссии, и жил на улице Карла Маркса, дом 25. У его отца Залмана Давидовича Копеляна и матери Маши Мордуховны Копелян (урождённой Френкель) было ещё пять сыновей. Деду Ефима по материнской линии, лесопромышленнику и одному из самых состоятельных людей города Мордуху Френкелю, принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для мостов военного ведомства. В последствии один из старших братьев, Исаак, стал известным художником, двое погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны: Абрам под Ленинградом, Евгений в Польше.
Мир прекрасного манил Ефима с ранних лет. Как-то ему попался в руки томик Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лир» и был сражён красотой произведения. Вряд ли в столь юном возрасте он понял философский подтекст трагедии, но в считанные дни перечитал всё, что написал великий британец.
Все родные Ефима были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев прекрасно рисовали. Неплохо владел кистью и будущий артист.
В 1929 году, после окончания «семилетки» в родном городке, юноша отправился в Ленинград. Здесь некоторое время трудился токарем на «Красном Путиловце», присматривался к новому и прекрасному городу. А присмотревшись, отнёс документы в Академию художеств, где был архитектурный факультет. На тот момент Ефиму исполнилось 17.
Однажды парень, по совету товарища, с целью заработать немного карманных денег пришел в Большой драматический театр. Здесь как раз требовались юноши его возраста для массовки. И в БДТ Ефим Копелян остался навсегда...
В 1931 году Ефим поступает в Театральную студию при БДТ на курс К.К.Тверского (в то время главный режиссёр БДТ) и К.В.Скоробогатова. В студии Копелян зарекомендовал себя как характерный актёр. Он сыграл роли постановках «Интермедии» Сервантеса, «Вечер русских водевилей», Самсона Силыча Большова в «Свои люди сочтёмся» Островского, который был отмечен на страницах журнала «Рабочий и театр».
В 1935 году выпускник и артист вспомогательного состава Ефим Копелян зачисляется в основной состав труппы Большого драматического театра. Дебютировал в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей героическую историю челюскинцев. Газеты хвалили спектакль, но о молодом актёре Копеляне в них сказано не было. В течение нескольких лет он играл лишь эпизодические роли в спектаклях «Не сдадимся»,
спектакль Дума о Британике (1937)
«Дума о Британке», «Кубанцы», «Царь Потап» и «Король Лир».
Первый брак Ефима Копеляна
на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе 5 лет и рассталась в 1940-ом. А через год, здесь же, в театре Ефим Копелян познакомился со своей второй женой и любовью всей жизни — актрисой Людмилой Макаровой, впоследствии ставшей народной артисткой СССР.
Ефиму и Людмиле было легко друг с другом с самого начала. Они познакомились в коридорах ленинградского Большого драматического театра. Он уже 10 лет выходил на его сцену. Она только поступила в актёрскую студию. Впервые увидев красивую девушку с озорными глазами Копелян подкрутил свои роскошные усы. Людочке ничего не оставалось, как в ответ намотать на палец локон. Так они и приглядывались друг к другу. Потом стали назначать свидания. И встречались почти два года, прежде чем Ефим сделал Люде предложение. Его короткий и совсем не театральный монолог она запомнила на всю жизнь: «Дуй домой за паспортом, и в три часа я буду ждать тебя у ЗАГСа на Фонтанке. Там нас зарегистрируют». Это было в мае 1941 года.
Ефим Копелян и Людмила Макарова
А потом грянула Великая Отечественная война. Ефим Копелян 4 июля 1941 года записался в народное ополчение. Но на фронт ему попасть не удалось. Под руководством Николая Черкасова из артистов сформировали Театр народного ополчения, который гастролировал по всей линии фронта. Со временем его переименовали в Ленинградский фронтовой агитвзвод. Иногда труппе приходилось срочно заменять выбывшего артиста, погибшего от пули или осколка во время бомбёжки... А Людмила Макарова отказалась от эвакуации. Всю войну она прослужила в театре Балтийского флота. Труппа давала концерты на кораблях и подводных лодках. Людмила тогда молилась только об одном: чтобы муж вернулся с войны. Он вернулся, и они стали самой красивой парой Большого драматического театра.
В 1949 году у Ефима Копеляна и Людмилы Макаровой родился сын Кирилл. И Людмила чувствовала себя счастливейшей из женщин.
По окончании войны и Ефим Копелян, и Людмила Макарова вернулись в родной БДТ. В середине 1940-х годов Ефим Копелян стал «главным отрицательным героем БДТ». Основные роли: Мачек («Под каштанами Праги» Константина Симонова, 1946), Бенедикт («Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, 1946), Рождественский («Верность», 1947), Чекишин («Успех», 1948).
Одна из самых значительных ролей этого периода -
М. Горький "Дачники" Рюмин - Е.З.Копелян. 1949 год.
Рюмин в спектакле по пьесе Максима Горького «Дачники» режиссёра Бориса Бабочкина (1949).
А с приходом в БДТ Г.А.Товстоногова Ефим Копелян, как и многие артисты театра, шагнул в новую театральную эпоху, став одним из её главных героев. После этого у Копеляна практически не было проходных ролей. В первых спектаклях Георгия Товстоногова Ефим Копелян сыграл в 1956 году
А. Жери "Шестой этаж" Макс Лескалье - Е.З. Копелян. 1956 год.
Макса Лескалье («Шестой этаж») и ведущего («Когда цветет акация»), в 1958 году - Марио («Синьор Марио пишет комедию»).
С Людмилой Макаровой в спектакле БДТ по пьесе Александра Володина «Пять вечеров», 1962 год
Из работ этого периода выделяется роль Ильина («Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, 1959).
Самой любимой и трудной для самого Копеляна была роль Вершинина («Три сестры» Антона Чехова, режиссёр Георгий Товстоногов, 1965).
И на сцене и в жизни актёр не расставался с усами. Он рассказывал: «Сбрил я их как-то, но Георгий Александрович не оценил. «По-моему, - говорит, - вы сразу потеряли индивидуальность». Естественно, я за свою индивидуальность очень испугался и решил срочно обрести её вновь». Партнерами по сцене у Копеляна в то время были Иннокентий Смоктуновский, Евгений Лебедев, Кирилл Лавров, Сергей Юрский и Татьяна Доронина. Рассказывал Олег Басилашвили: «Копелян не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом. На сцене он был прост и, казалось, маловыразителен, однако его персонажи всегда жили насыщенной внутренней жизнью. Каждая из его ролей была откровением, но все его персонажи были похожи только на одного человека - на Ефима Копеляна».
Одновременно с работой в театре Копелян стал много сниматься в кино.
Кинодебютом стала эпизодическая роль балалаечника в фильме «Ошибка героя», снятого в 1932 году. Всего в кино Великой Отечественной войны Копелян успел сыграть лишь в эпизодических ролях в фильмах «Танкер Дербент» (1941) и «Боксеры» (1941).
В начале 1950-х годов Ефим Захарович Копелян начал активно сниматься. У него было много заметных ролей в фильмах того времени, в частности роль
немецкого полковника в картине «Как Вас теперь называть?» (1965),
фильмах «Время, вперед!» (1965) и «Интервенция» (1968). Копелян запоминался даже в эпизодах, зрители мгновенно запоминали его.
Одной из первых действительно больших и заметных ролей в кино для Ефима Копеляна стал
атаман Бурнаш в приключенческой ленте Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». Первоначально режиссёр предполагал отдать Копеляну роль Сидора Лютого, но после проб артист стал батькой Бурнашем, который очень понравился зрителям, несмотря на то, что был отрицательным героем. Образ удался, и в результате Копелян снимался во всех трёх фильмах трилогии - «Неуловимые мстители» (1966),
«Новые приключения неуловимых» (1967) и
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).
Среди самых заметных работ Копеляна 1960-х и 1970-х годов была роль
генерала Сергеева в приключенческих лентах «Ошибка резидента» (1968) и «Судьба резидента» (1970). Также одной из самых удачных киноролей Копеляна считается
образ Свидригайлова в «Преступление и наказание» режиссёра Льва Кулиджанова, (1970).
Говорить о Копеляне как о новом имени в отечественном кинематографе стали в 1967 году после роли
Саввы Морозова в картине «Николай Бауман» (режиссёр Семен Туманов). Эта роль принесла Копеляну звание Лауреата Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» за 1968 год.
Среди самых известных киноработ Ефима Захаровича Копеляна:
Бобруйский-Думбадзе в фильме «Опасные гастроли» (1969),
доктор Евгений Сергеевич Дорн в чеховской «Чайке» (1970),
казачий атаман Елисей Каргин в фильме «Даурия» (1971),
Михайло Лукич Кафтанов в телесериале «Вечный зов» (1973),
Николай Николаевич Бурцев в «Повести о человеческом сердце» (1974).
Всего Копелян снимался ежегодно в пяти-шести фильмах, а за всю свою карьеры сыграл более чем в 80 фильмах. О своих работах в кино Копелян говорил: «Я не могу сказать, что все сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот. Таких ролей очень немного, в их числе - роли в фильмах «Преступление и наказание», «Николай Бауман» и «Даурия».
Безусловно, рассказывая об актёрской карьере Ефима Копеляна, нельзя не упомянуть об озвучании картин, в котором он активно участвовал. Этот глубокий и проникновенный голос звучал во многих фильмах как закадровый текст автора. В шутку коллеги по цеху даже называли артиста «Ефимом Закадровичем». В дубляже и советских, и иностранных картин ему действительно практически не было равных — Копелян умел с помощью правильно подобранной интонации «попасть» в образ другого артиста. Впервые голос Ефима Копеляна за кадром прозвучал в комедии Алексея Коренева «Адам и Хева». Позже он нередко озвучивал художественные, документальные и научно-популярные ленты. Копелян читал текст от автора в фильмах «Семь нот в тишине», «Встречи с Горьким» и «Память». Безусловно, звёздный час Ефима Копеляна - чтение авторского текста в знаменитом телевизионном сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). Кстати, изначально Татьяна Михайловна планировала снять Копеляна в одной из ролей. Но обстоятельства сложились так, что поработать актёром у Лиозновой Копеляну не удалось. Зато он сыграл свою роль за кадром. Лиознова рассказывала потом в интервью, что она звонила в Ленинград и «коленопреклоненно» просила Ефима Захаровича читать в «17 мгновениях весны» авторский текст. По признанию режиссёра, Копелян стал ей настоящим соратником, она часто советовалась с Копеляном и восхищалась его глубоким тембром, и актёрским мастерством. Ведь его голос, по её мнению, звучал так, будто Копялян знает больше, чем говорит в картине. Но его роль в успехе фильма была огромна.
В 1973 году Ефим Захарович Копелян получил звание Народного артиста Советского Союза.
Личная жизнь Ефима Копеляна сложилась счастливо. С женой его связывали не только нежные, но и трогательные дружеские отношения. На публике актёр не любил проявлять чувства, но жена всегда была уверена, что её Фима обожает её. Они прожили вместе 34 года.
Сын Кирилл пошёл по стопам родителей: стал актёром. Но как-то угодил в крупную драку. Из неё его вытащили едва живым. Из-за полученных травм парень впал в кому. Он выжил, но остался инвалидом. В 2006 году Кирилл Ефимович Копелян умер.
В начале 1975 года Ефим Копелян почувствовал себя плохо, и осмотревший его врач диагностировал инфаркт. После двухмесячного лечения Копелян пошёл на поправку, и врачи собирались его выписать. Людмила Макарова вспоминала: «6 марта я навестила его в больнице. Он был бледен, но ни на что не жаловался. В больнице было довольно холодно, неуютно, и я ему сказала: «Слушай, поедем домой, хватит тебе здесь лежать». Он говорит: «До конца лечения немножко осталось, я доживу здесь, сейчас пообедаю, отдохну». Я передала ему тёплые ботинки, поменяла бельё. И он пошёл провожать меня на автобусную остановку. Это было в три часа дня. А вечером, спустя три часа после нашего расставания, возвращаюсь домой. А у подъезда - почти вся труппа и врач наш из БДТ. Говорит осторожно: с Фимой хуже стало. Тут я глянула на Стржельчика. Он стоял молча, весь какой-то... И я всё поняла... Фима умер от второго инфаркта... Ему было 62 года...»
Ефим Захарович Копелян скончался 6 марта 1975 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В 1976 году Е.З.Копелян был удостоен Государственной премии РСФСР посмертно (за участие в телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны»).
Из открытых источников...