Кто как ест - тот так и работает
Всем известна поговорка «Кто как ест, тот так и работает». Вот наиболее часто встречающиеся трактовки поговорки:
- Эта пословица была актуальна в старые добрые времена. Тогда действительно, кто как работал, тот так и ел. Даже помещики не были лентяями, выходили со всеми на работу. Получалось, кто пахал, сеял, не ленился, тот и имел средства на пропитание. Сейчас поговорка не так актуальна.
- По тому, как человек есть можно судить о его характере. Недаром же раньше прежде, чем взять человека на работу, ему давали тарелку с едой и наблюдали. По тому, как есть человек можно судить расторопный ли он, или наоборот медлительный. А это очень важно. Одну и ту же работу один человек выполняет быстрее, а другой медленнее. Все зависит от темперамента. Поэтому и поговорка такая. Но в настоящее время она не совсем актуальна,…
- Да раньше при приёме на работу, рабочих садили за стол. Но смотрели не кто сколько съест, а кто как ест. Если работник больше разговаривал, чем ел - значит и работать будет так же. Если не доедал, или совсем есть не хотел - таких старались не брать совсем. А если сел спокойно всё съел - это значит хороший работник.
- Говорят, в старину нанимая работника, его сажали за стол и смотрели, как он ест. Если работник ел плохо, то его на работу не брали – мол, работать он не сможет. Вот, пожалуй, и весь смысл этой поговорки.
Всё просто и логично. А вот что пишет А.Н.Энгельгардт в «Письма из деревни» (1872-1887 гг.), в 7 письме о работе граборов :
«Люди точно знают, на какой пище сколько сработаешь, какая пища к какой работе подходит. Если при пище, состоящей из щей с солониной и гречневой каши с салом, вывезешь в известное время, положим, один куб земли, то при замене гречневой каши ячною вывезешь менее, примерно, куб без осьмушки, на картофеле – еще меньше, например, три четверти куба и т.д. Все это грабору, резчику дров, пильщику, совершенно точно известно, так что, зная цену харчей и работы, он может совершенно точно расчесть, какой ему харч выгоднее, - и рассчитывает. Это точно паровая машина. Свою машину он знает, я думаю, еще лучше, чем машинист паровую, знает, когда, сколько и каких дров следует положить, чтобы получить известный эффект. Точно так же и относительно того, какая пища для какой работы способнее: при косьбе, например, скажут вам, требуется пища прочная, которая бы, как выражается мужик, к земле тянула, потому что при косьбе нужно крепко стоять на ногах, как пень быть, так сказать, вбитым в землю каждый момент, когда делаешь взмах косой, наоборот, молотить лучше натощак, чтобы быть полегче. Уж на что до тонкости изучили кормление скота немецкие ученые скотоводы, которые знают, сколько и какого корма нужно дать, чтобы откормить быка или получить наибольшее количество молока от коровы, а граборы, думаю я, в вопросах питания рабочего человека заткнут за пояс ученых агрономов. Оно и понятно, на своей кишке испытывают.»
Таким образом, поговорка наполняется новым смыслом.
Далее приводятся интересные факты о диетологии людей тяжёлого физического труда:
«Я не физиолог, физиологией никогда не занимался, но все же читал кое-какие книжки о питании и, вероятно, знаю не менее, чем обыкновенный человек из интеллигентного класса, а между тем многое, что я слышал от рабочих о пище, было для меня ново и интересно. Потому-то я и решился написать об этом. Все мы, например, считаем мясо чрезвычайно важною составною частью пищи, считаем пищу плохою, неудовлетворительною, если в ней мало мяса, стараемся побольше есть мяса. Между тем мужик даже на самой трудной работе вовсе не придает мясу такой важности. Я, конечно, не хочу этим сказать, что мужик не любит мяса, разумеется, каждый предпочтет щи с "крошевом" пустым щам, каждый с удовольствием будет есть и баранину, и курицу - я говорю только о том, что мужик не придает мясу важности относительно рабочего эффекта.
Мужик главное значение в пище придает жиру. Чем жирнее пища, тем лучше: "маслом кашу не испортишь", "попова каша с маслицем". Пища хороша, если она жирна, сдобна, масляна. Щи хороши, когда так жирны, "что не продуешь", когда в них много навару, то есть жиру. Деревенская кухарка не скоро может привыкнуть к тому, что бульон должен быть крепок, концентрирован, а не жирен, ее трудно приучить, чтобы она снимала с супа жир; "что это за варево, коли без жиру". Если случится, что у меня обедает "русский человек", например, заезжий купец, то Авдотья непременно подает жирный суп и все кушанья постарается сделать жирнее. Желая хорошенько угостить на никольщине почетного гостя, деревенская баба, подавая жареный картофель или жареные грибы, непременно обольет их еще сырым постным маслом. В какой-то сказке про кота говорится: "жирно ел, пьяно пил, слабо б...". Когда хотят сказать, что богатый мужик хорошо ест, то не говорят, что он ест много мяса, а говорят "он жирно ест", "масляно".
Что мясо для полного производства работы не составляет крайней необходимости, что растительных азотистых веществ ржаной муки и гречневой крупы совершенно достаточно, это видно из того, что при достаточном количестве жира и на постной пище можно выработать то же, что на скоромной с говядиной, иначе, я уверен, граборы, резчики, пильщики в посты ели бы скоромное. Сколько я мог заметить, скоромная пища потому только лучше постной - разница, несомненно, есть, - что скоромные животные жиры лучше для питания, чем постные растительные масла. Это особенно заметно на людях, которые не привыкли к постному маслу. Но люди привычные и на трудных земляных работах едят очень часто, даже в скоромные дни, кашу с постным маслом.»
В настоящее время такие тонкости известны лишь узким специалистам. Вот такая необычная трактовка поговорки.
Как бы взято из контекста, некоторое спорно. Например, - жирная пища для России есть необходимость, но скорее сезонная, потому что это связано более с климатическими условиями нежели с физической нагрузкой, ну и так далее ... Кстати заедание водки бутыльбродом с маслом никого еще не спасло от "интоксикации"