Кто придумал «Школу танцев Соломона Пляра»
Нашёл на Завалинке замечательный пост «Две шаги налево, две шаги направо», где главная тема – школы бальных танцев в Одессе. Горячо рекомендую познакомиться с этим материалом или, если кто читал, освежить в памяти:
https://tunnel.ru/post-dve-shagi-nalevo-dve-shagi-napravo
Потому что мой пост – это развитие темы известного шлягера «Школа танцев Соломона Пляра». Дело в том, что в основном материале и многочисленных комментариях не упоминается его автор. Точнее, один раз промелькнуло «Автор В.Руденков», что неверно.
На самом деле автором является известный в своё время автор и исполнитель песен и сатирических рассказов Иван Семёнович Руденков, который, кстати, не имеет никакого отношения к Одессе.
Мне удалось найти записи на грампластинках двух его номеров, изданных в 1914 году киевской фиромой с Экстрафонъ. Это «Школа танцев Соломона Пляра, комическая сцена (слова Иван Семенович Руденков)» и «Танго у Соломона Пляра, комический рассказ (слова Иван Семенович Руденков)».
Первая – та самая песня, но с немного другими словами и мелодией. Вторая – разговорная миниатюра.
Подробную биографию автора «Школы танцев» опубликовала Светлана Видякина на сайте «Русские Латвии». Предлагаю её статью вашему вниманию (с небольшими сокращениями).
Иван Семенович Руденков (29 августа 1887, Харьков - 28 сентября 1950, Рига) закончил Харьковский музыкально-драматический институт. Служил актёром в разных театрах России.
Иван Руденков был звездой харьковской эстрады, блистательным автором и исполнителем сатирических рассказов. Однажды, весной 1920 года, в мастерской скульптора П.П. Джунковского была сделана кукла Петрушка, приведшая всех в восторг, особенно после того, как ее взял в руки актёр-комик Иван Руденков. Было принято решение организовать театр кукол. Какой вид театра лучше - не обсуждался. Марионетки и только марионетки! Прежде всего потому, что марионетка видна целиком, а не две её трети, как кукла.
Харьков обогатился одним из малоизвестных видов искусства, а именно - Театром марионеток.
Руденков прекрасно чувствовал куклу, в его руках она мгновенно оживала. Но вскоре у подобного рода театров появилось немало противников. Началась борьба со сказкой. Пьесы-сказки уже не рекомендовались к постановкам. Считалось, что это – одурманивание детей. Комиссия Народного комиссариата просвещения в методических письмах предлагала изъять сказку из воспитательного процесса, объявив её вредной. Театр пришлось закрыть.
Это побудило Ивана Руденкова покинуть родину. Поначалу он работал актером и режиссером в театрах-варьете Берлина и Варшавы. В 1922 году приехал в Ригу. Его главной мечтой было создание Театра марионеток. Опыт у него был, да и кукольному марионеточному делу он обучался до этого в Германии и Польше.
В Ригу Иван Семенович приехал со своими друзьями-куклами. Их было около ста. Так, благодаря таланту и кропотливой работе, ему удалось создать в Риге Театр марионеток (1923). Это был первый профессиональный Кукольный театр в Латвии, который не уступал лучшим театрам Европы. Первые спектакли были политизированы и рассчитаны на взрослых зрителей. И.С. Руденков пытался привлечь в свою программу латышских сатириков. Поначалу отношения с новыми коллегами не складывались, дело не шло. Но были программы, которые вызывали восхищение у зрителей.
И.С.Руденков за работой
Из воспоминаний бывшего главного художника Государственного театра кукол Латвии П. Шенхофса: «Куклы он делал сам. Его кукла-марионетка могла открывать глаза, ходить, а не волочить ноги, умела разговаривать. Порой у куклы было 10-12 ниток, требовался очень высокий профессионализм, чтобы управлять марионеткой, и Руденков это делал блестяще. За кулисами всегда был маленький оркестр (пианино, две скрипки или скрипка и гитара, за ширмой актеры читали текст)».
Временами спектакли И.С. Руденкова безжалостно критиковала пресса, высмеивала его кукол, многие из которых были сделаны в Германии высококвалифицированными мастерами. Да и по статусу он был эмигрантом, к которому относились настороженно, а для художника это вдвойне тяжело. К тому же, представления шли на русском языке. Надо было искать другие пути к зрителям. И уже в 1930-х годах куклы Руденкова заговорили на латышском, русском и польском языках, и не только в Риге. Его тепло принимали в Даугавпилсе и Резекне.
В 1924-26 годах он активно работал на площадке «Сплендид палас» (бывший к/т «Рига») с номерами варьете, выступал с самим Александром Вертинским.
На страницах местной периодики можно найти афиши представлений Руденкова, статьи о его спектаклях. В газете «Сегодня» за октябрь 1935 года есть сообщение о создании Иваном Руденковым еврейского кукольного театра «Шолом-Алейхем» и его постановке «Иза Кремер, Менухин и Аль Джонсон».
Иван Руденков уверенно набирал силы, у него появились почитатели, о нём заговорили. В 1941 году правительство Латвийской ССР приняло решение отдать Рижский дворец детям. У Руденкова появилась сцена и благодатный зритель. В годы войны Иван Семенович работал в дивертисментах и наряду с другими артистами ему было позволено выступать с сольными вечерами и участвовать в общих концертах
После войны советская власть отнеслась к «заблудшим» актерам щадяще и даже некоторым участникам оккупационной сцены начали выдавать звания заслуженных и народных артистов ЛССР и СССР.
В конце 1944 года Театр Руденкова возобновил работу в помещении Рижского Дворца пионеров. 23 октября 1944 г. театр получил статус Государственного театра марионеток, а сам Руденков официально стал его директором и художественным руководителем. В 1946 году произошло объединение Театра марионеток с Театром кукол, который к тому времени уже работал в здании по ул. К. Барона.
В 1947 году Иван Руденков получил звание Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Казалось, впереди большая работа, но объединение двух коллективов не принесло положительного результата. Куклы Руденкова технически не прижились в новом Театре кукол, как и сам режиссер.
26 сентября 1950 года Иван Семёнович Руденков скончался после продолжительной и тяжелой болезни (рак печени) и был похоронен на Покровском кладбище в Риге.
Вы вернулись?
Браво
Классный материал
Я эту песню первый раз услышал в 70-х у родителей на магнитофоне.
В 1910-х годах эту песню исполнял Владимир Хенкин, еще один кандидат на авторство песни, если верить Википедии.
Владимир Хенкин — Школа бальных танцев Соломона Пляра
Леонид Агранович - Школа бальных танцев
Виталий Червонный - Школа бальных танцев
Татьяна Ревзина, Игорь Старосельцев - Школа Соломона Пляра (стихи и муз. И. Руденков)
Вот живая ссылка на вышеупомянутый пост,потому что в Поиске на Завалинке этой песенки много
https://tunnel.ru/post-dve-shagi-nalevo-dve-shagi-napravo#cId0
Анатолию спасибо за интересный найденный материал
Несколько роликов .Все же танец смотреть тоже интересно
Бровары-Украина
Владимир Сорокин(Оршулович)-60-е
Михаил Водяной поет
Ефим Александров
Ирина, надписи на пластинках, мне кажется, указывают на бесспорное авторство И.С.Руденкова. А о Хенкине на одном из сайтов нашёл такую информацию:
Популярной песенку сделал потрясающий артист начала ХХ века Владимир Яковлевич Хенкин, о котором поэт Семен Кесельман писал так:
"Евреям Хенкин подражает.
И громко публика хохочет,
Увы, никто не замечает,
Что и тогда он подражает,
Когда того совсем не хочет".
ЭТУ МЕЛОДИЮ СО СЛОВАМИ УСЛЫШАЛ НА ЕВРЕЙСКОЙ СВАДЬБЕ В ВИТЕБСКЕ, В ИСПОЛНЕНИИ РЕСТОРАННОГО АНСАМБЛЯ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЮРИЯ ФЛОМА.ДАВНЕНЬКО ЭТО БЫЛО...СПАСИБО ВСЕМ ЗА ТРУД! ОЧЕНЬ ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ....
Песни