Кто про что, а я о джазе. Теперь немецком.
Pascal von Wroblewsky (родилась 10 июня 1962 года в Восточном Берлине), немецкая джазовая певица и актриса, блистала на сцене уже в возрасте 15-ти лет. Сначала она пела фолк и блюз, а затем пришла в джаз в 1983 году и стала участницей группы из Тюрингии Sonneberg Jazz Optimists.
С 1983-го по 1985 год начинающая джазовая вокалистка посещала музыкальную школу во Фридрихсхайне, а затем училась в Музыкальной академии имени Ганса Эйслера в Берлине. По окончании обучения, помимо множества совместных проектов, например с Райнхардом Вальтером и Акселем Доннером (оба известные джазовые пианисты и композиторы), а также Томасом Клеммом (тоже востребованный композитор, саксофонист и успешный продюсер), особой популярностью у публики пользовалось многолетнее членство певицы в джаз-рок группе Bajazzo, основанной в Восточном Берлине в 1978 году.
Сама Паскаль выпустила несколько джазовых сольных альбомов, в том числе с интерпретациями классической музыки и получила учреждённую лейблом AMIGA премию «Goldene Amiga» за свой дебютник «Swinging Pool», 1986 года.
Этот превосходный альбом классического джаза записан большим ансамблем, состоящим из лучших джазовых исполнителей того времени, под управлением клавишника, аранжировщика и композитора Райнхарда Вальтера (Reinhard Walter). Певица исполняет здесь девять песен, восемь из которых являются джазовыми стандартами, а одна – оригинальная композиция, написанная Валтером. У Вроблевски замечательный сильный и душевный голос, а выбор материала и превосходные аранжировки в сочетании с ним создали первоклассный альбом в стилях Jazz-Rock/Soul-Jazz/Funk, который так же хорош, как и всё, что было записано по ту сторону железного занавеса в тот период.
Даже её английское произношение и немецкий акцент Паскаль почти идеальны. Большинство слушателей данного альбома в тестовой ситуации и с завязанными глазами поставили бы свою жизнь на то, что вокалистка имеет афроамериканское происхождение, что, конечно же, является отличным комплиментом певице. Но Вроблевски не подражательница, и в её вокальном стиле есть своя собственная манерность, что делает голос совершенно уникальным. Короче говоря, это чудесная забытая жемчужина, которая сегодня звучит так же хорошо, как и во время её выпуска. Великолепный вокал и превосходные инструментальные партии просто безупречны, и поклонники соул-джаза должны найти этот материал поистине неотразимым.
Выше уже упоминалось о сотрудничестве Паскаль фон Вроблевски с Акселем Доннером (Axel Donner), немецким джазовым пианистом, композитором и аранжировщиком, а также немецким же джазовым саксофонистом и композитором Томасом Клеммом (Thomas Klemm).
Вот их первый совместный плод такого сотрудничества - одноимённый альбом "Wroblewsky / Donner / Klemm", 1991 года выпуска. Записана пластинка (диск) в Берлине, в период 19-20 апреля того же года.
Ещё одна работа той же самой троицы (Wroblewsky, Donner, Klemm) - диск "So Easy", 1993 года.
В числе прочных творческих партнёров (пусть и не реально осязаемых) Паскаль фон Вроблевски состоял также Kurt Weill (полные ФИО - Kurt Julian Weill), немецкого происхождения американский композитор (родился 2 марта 1900 года в Дессау (Германия), умер 3 апреля 1950 года в Нью-Йорке (США), довольно выдающийся и популярный на родине в конце 20-х - начале 30-х годов. Его самое известное произведение - «Трёхгрошовая опера», написанная в соавторстве с Бертольдом Брехтом в 1928 году.
Так вот, Паскаль фон Вроблевски дебютировала в 1988 году в театре Альтенбурга в той самой «Трёхгрошовой опере» Бертольта Брехта и Курта Вайля, а с тех пор она несколько раз исполняла тему из сатирического балета «Семь смертных грехов» тех же авторов и выступала в разных редакциях «Трёхгрошовой оперы». Компакт-диск «Pascal von Wroblewsky Singt Kurt Weill» (1999), записанный певицей в 1995-1996 годах совместно с берлинским оркестром Komische Oper (дирижёр Марио Венцаго) и Бабельсбергским кинооркестром (дирижёр Бернд Вефельмейер), содержит интересные джазовые интерпретации произведений Курта Вайля и Бертольда Брехта, в том числе и семичастную сюиту из названого балета «Die Sieben Todsünden» (1933).
К сведению взыскательных любителей джаза: в вышеизложенном сообщении касательно первого одноимённого альбома трио Wroblewsky / Donner / Klemm, 1991 года, ошибочно загруженная семи-трековая версия альбома (LP) заменена на заявленную девяти-трековую CD-версию. Приношу свои извинения за недогляд.
В качестве компенсации за временные неудобства предлагаю послушать ещё один относительно современный, но почему-то редкий, студийный альбом замечательной немецкой джазовой вокалистки, Паскаль фон Вроблевски, под названием "Speak Low", 1995 года выпуска.
Классная певица!У меня в России в начале 90-х был её диск "Swinging Pool". Поначалу я думал ,что это польская певица ,тем более ,что в Польше с такой фамилией есть саксофонист и дирижёр джазового оркестра .А когда приехал в Германию ,то не думал ,что здесь джаз процветает во всю .Море джаз фестивалей ,концертов ........К сожалению на эту певицу не попал . Спасибо за такие прекрасные записи !
Паскаль фон Вроблевски выступала на сцене вместе с американским джазовым гитаристом Джо Пассом, американским джазовым трубачом, певцом и композитором Диззи Гиллеспи, нигерийским певцом Феми Кути и английским джазовым барабанщиком Мартином Дрю, работала с биг-бэндом Франкфуртского радио, берлинским биг-бэндом RIAS, оркестром Комише-Опер в Берлине, Немецкой государственной оперой и Дрезденским филармоническим джазовым оркестром, а также биг-бэндом немецкой оперы.
Певица пишет и поёт песни для фильмов, участвует в театральных, оперных постановках и в оперетте. Вроблевски гастролировала на Кубе, в Китае, Нигерии, Сенегале, Камеруне, Франции, Нидерландах, России, Словакии, Гане, Беларуси, Польше и Венгрии. Она была лектором по обучению вокалу, песенной речи и интерпретации в Музыкальной академии Ганса Эйслера в Берлине и в Берлинской школе драмы; с 2011 года певица преподаёт в Музыкальной академии имени Феликса Мендельсона-Бартольди в Лейпциге.
Сотрудничество Вроблевски с основателем и гитаристом/клавишником упомянутой джаз-рок группы Bajazzo Юргеном Хеккелем (Jürgen Heckel) существует с некоторыми перерывами с 1985 года. И вот, в 2012 году Паскаль выпустила свой крайний альбом «Seventies Songbook» вместе с Юргеном, барабанщиком Питером Михайловым и басистом Пепе Бернсом.
На данном альбоме Паскаль фон Вроблевски пересматривает музыку своей юности и поёт десять новых аранжировок классического поп-, рок- и блюзового материала 70-х годов, а ответственным за все аранжировки выступает Юрген Хеккель. С момента записи Вроблевски своей дебютной работы «Swinging Pool» её тёплый, душевный голос и прекрасное чувство мелодии нисколько не изменились, оставаясь неизменными на протяжении многих лет, что и подтверждает этот альбом.
Хотя фон Вроблевски не является исконным носителем английского языка, её произношение и акцент по-прежнему почти идеальны, а лёгкое «иностранное» ощущение просто очаровательно, а не тревожно. Выбор материала совершенен и идеально соответствует диапазону голоса и чувствам вокалиста, легко перемещаясь между блюзом, соулом и ритм-энд-блюзом, всегда элегантным, очень выразительным и красиво эстетичным. Инструментальные аранжировки изысканны, деликатны и не демонстрируют ничего, кроме хорошего вкуса. Они пропитаны блюзовой и джазовой атмосферой и идеально подходят для выступления вокалистки.
Хеккель играет потрясающие гитарные партии, хорошо слышные и при этом не затмевающие вокал. Акустический бас придаёт альбому ощущение интимности и камерного джаза, а нежные и элегантные партии ударных также очень кстати. В целом приятно видеть, что фон Вроблевски удаётся оставаться актуальной в реальности, где качественная музыка больше не является прерогативой. Несмотря на то, что альбом «Seventies Songbook» полон ностальгии по лучшим временам, он никоим образом не устарел, поскольку классические мелодии, очевидно, живут вечно, и если обращаться с ними так изящно и стильно, как здесь, абсолютно ничего не может пойти не так. Для людей соответствующего возраста сей альбом - прекрасное путешествие по переулкам памяти, а для более молодых слушателей это урок того, как нужно уважительно относиться к старым песням и нести их в будущее, не уничтожая их по дороге.